<< Пред.           стр. 202 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 превосходит все категории опыта, что не поддаётся описанию в терминах нашего
 познания и.
 характеризуется обычно через отрицат. определения (состояние сарватмабхавы,
 букв. «всё-я-бы-тие»
 — отсутствие к.-л. форм и качеств). Душа выходит из колеса сансары, достигает
 озарения,
 утрачивает желания и стремления (на уровне почитания сагуна-брахмана, или
 ишвары, человек
 может ещё стремиться к высшему миру брахмана — брахмалоке, но, достигнув М., он
 становится
 выше и этого стремления). Согласно Раманудже, М. связана с освобождением «Я» от
 ограничений:
 после исчерпания кармы и избавления от физич. тела наступает единение с богом
 (Рамануд-жа не
 принимает учения об освобождении при жизни). Теистич. концепция «Бхагавадгиты»
 связывает М. с
 не-посредств. знанием (джняна), ведущим к соединению с высшим «Я», и даёт
 классификацию М.:
 мукти — избавление; брахмистхити —· бытие в брахмане; найшкар-мья — недействие;
 нистрайгунья
 — отсутствие трёх качеств; кайвалья — освобождение через уединение; брахмабхава
 — бытие
 брахмана.
 По учению школы ньяя М. освобождает от страданий, порабощённости страстями, но
 не разрушает
 «Я»; освобождение — не столько прекращение страданий, сколько переживание
 положит.
 наслаждения. Согласно Прабхакаре (школа миманса), М. состоит в полном
 исчезновении дхармы и
 адхармы, прекращении как страдания, так и удовольствия. Мимансе свойственно
 убеждение в
 недостаточности познания для освобождения. В целом М. является одним из ключевых
 понятий
 большинства систем инд. мысли.
 • Чаттерджи С., Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; Ра
 дхакришнан С., Инд. философия, пер. с
 англ., т. 1—2, М., 1956—57; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 1—5,
 Delhi, 1975; см. также лит. к ст. Буддизм.
 МОЛЕШОТТ (Moleschott) Якоб (9.8.1822, Хертогенбос, Нидерланды,—20.5.1893, Рим),
 нем.
 философ и физиолог, представитель вульгарного материализма. М. фактически
 отождествлял
 философию с естествознанием,
 384 МОКША
 а в мышлении видел лишь физиологич. механизм. По М., все психологич. и духовные
 процессы
 имеют физио-логнч. природу и зависят, в частности, от характера пищи. Взгляды М.
 были
 подвергнуты критике Л. Фейербахом, К. Марксом и Ф. Энгельсом.
 • Fur meine Freunde. Lebens-Erinnerungen, Giessen, 1894; в рус. пер.—
 Естествознание и медицина, СПБ, 1865; Вращение
 жизни в природе, СПБ — М., 1867; Причины и действия в учении о жизни, М., 1868.
 МОЛОДЁЖЬ, социально-Демографич. группа, выделяемая на основе совокупности
 возрастных.
 характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим
 социально-
 психологич. свойств. -Молодость как определ. фаза, этап жизненного цикла
 биологически
 универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный
 статус и социально-
 психологич. особенности имеют социально-историч. природу и зависят от обществ.
 строя, культуры
 и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
 В доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с
 естеств.-
 биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это
 касается таких
 универс. признаков, как пол и возраст, на к-рых покоятся древнейшие естеств.
 формы разделения
 труда. В большинстве таких обществ существовала система организованных
 возрастных групп. В
 нек-рых обществах возрастные группы охватывали всё население, в других — только
 М., ещё не
 достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям).
 Система воз-
 растных групп была элементом социальной организации, выполнявшим функции
 разделения труда,
 управления и социализации М.
 С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик
 разрывается.
 Обществ, положение индивида и его престиж определяются уже не столько возрастом,
 сколько
 социальным происхождением и имуществ. положением. Осн. ячейкой первичной
 социализации
 постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный,
 формальный
 характер. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее чёткими. В ср.
 века границы
 молодости чаще всего увязывались с юридич. критериями и нормами обычного права,
 регулировав-
 шими условия достижения «взрослого» статуса. В новое время положение ещё более
 усложнилось.
 Процесс акцелерации существенно ускорил физическое, и в частности половое,
 созревание детей и
 подростков, к-рое традиционно считается нижней границей юности. С другой
 стороны, усложнение
 трудовой и обществ.-политич. деятельности, в к-рой должен участвовать человек,
 вызывает
 удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода
 обучения, с к-
 рым ассоциируется известная неполнота социального статуса.
 Совр. М. дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоят.
 трудовую жизнь.
 Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоят. трудовой
 жизни, завершение
 образования и приобретение стабильной профессии, получение политич. и гражд.
 прав, материальная
 независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка — все
 эти события, в
 своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий
 социальный
 статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символич.
 значение каждого из
 них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность
 хронологич., абсолютных
 возрастных границ: нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16,
 а верхнюю —
 между 25 и 30 годами и даже позже.
 Усложняется и сам процесс социализации. Формирование личности совр. молодого
 человека
 осуществляется под влиянием неск. относительно автономных социальных факторов,
 важнейшими
 из к-рых являются:
 семья, школа, трудовой коллектив, общество сверстников, молодёжные орг-ции,
 большей частью
 направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и
 сообщества,
 средства массовой коммуникации. Организация воспитания и обучения М. по
 возрастному принципу
 способствует выработке специфич. «молодёжного» самосознания и стиля жизни
 («субкультуры»).
 Ускорение темпов обществ. жизни в связи с науч.-технич. прогрессом влечёт за
 собой повышение
 роли и значения М. в обществ.-политич. и культурной жизни.
 Существуют качеств. различия в положении М. в условиях противоположных обществ.
 систем. При
 капитализме молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них
 отсутствует
 уверенность в будущем. Труд на эксплуататоров не даёт большинству молодых людей
 достаточного
 удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном
 итоге к
 духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворённости
 существующим обществом. Формы этого протеста различны (попытки хиппи вести
 «неприобретательский» образ жизни, обращение к религ. вере, вост. мистицизму,
 политич.
 молодёжное и студенч. движение во имя общедемократич. или социалистич. целей).
 Повышение социального веса М. и рост молодёжного движения стимулировали интерес
 к
 молодёжным проблемам со стороны учёных, особенно социологов. Однако многие
 немарксистские
 работы страдают рядом типичных недостатков, таких, как подмена социальных
 проблем
 психофизиологическими; недооценка социально-классового расслоения М. и
 преувеличение её
 культурно-идеологич. гомогенности, доходящее до утверждений, что М. является
 самостоят.
 обществ. классом, идущим якобы на смену «обуржуазившемуся» пролетариату;
 необоснованная
 экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп М. из средних слоев
 развитых
 капиталистич. стран, на всю М.
 Коммунистич. партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают
 М. и
 молодёжное движение с классовых позиций. М. в классовом обществе классово
 неоднородна, и
 различные её отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои специфич.
 интересы, причём
 классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны
 положение и
 проблемы М. в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя говорить о М.
 как о единой
 политич. и идеологич. силе. Оценивать молодёжное движение и его лидеров нужно не
 столько по их
 словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции.
 Принципиально новые пути открывает перед М. социализм, дающий ей возможности
 свободного
 развития и творч. деятельности. М. занимает важное место в со-циально-
 демографич. структуре и
 общественно-политич. жизни социалистич. общества. КПСС проявляет постоянную
 заботу о
 воспитании М. и росте её социальной активности. Большое внимание уделяется
 развитию школы,
 проф.-технич. образования, высшей школы. Совершенствуется система проф.
 ориентации и подго-
 товки М. к труду, а также руководство её трудовой деятельностью. Авангард
 советской М.—
 Ленинский комсомол — объединяет около 42 млн. юношей и девушек. При этом М.
 рассматривается
 не как пассивный объект заботы и воспитания, а как активная творч. сила
 социального обновления и
 развития.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., О М., Сб., М., 1972; Л е-н и н В. И., О М., Сб., М.,
 1970; Лисовский В. Т., Эскиз к портрету, М.,
 1969; Человек и общество. Социальные проблемы М., Л., 1969; Решетов П. Н.,
 Неприкаянные...?, [М., 1970]; Большаков
 В. В., Бунт в тупике?, Ш·, 19731; Боряз В. Н., Молодежь. Методологические
 проблемы исследования, Л., 1973; Васильев
 Э. К., Социально-профессиональный уровень городской молодежи, Л., 1973; Общество
 и молодежь, M., 19732;
 Иконникова С. Н., Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ,
 Л., 1974; Социальный облик
 колхозной М., М., 1976; Проблеми на младежта, в. 10—11, София,
 1977; К о н И. С., Психология юношеского возраста М 1979; Шубкин В. Н., Начало
 пути, М., 1979; Социальный облик
 рабочей M., M., 1980; Youth in a changing world ed. B. Fuchs, Hague — P., 1976;
 Friedrich W Jugend und Jugendforschung,
 B., 1976; Handbooks of adolescent psychology, ed. J. Adelson, ?. ?., 1980. И. С.
 Кон.
 МОНАДА (от греч. ?????, род. падеж ??????? — единица, единое), понятие,
 используемое в ряде
 филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии
 это понятие в
 качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе идей
 пифагореизма в
 платоновской Древней Академии (о понятии М. в античности см. в ст. Диада). В
 философию нового
 времени понятие М. вошло в панте-истич. интерпретации Николая Кузанского и
 Бруно. У Бруно М.
 отражают бесконечную Вселенную в соответствии с принципом единства микрокосмоса
 и макро-
 космоса. В 17 в. понятие М. играет существ. роль в философии исп. схоласта
 Суареса, англ.
 платоника Генри Мора, нем. натурфилософа ?. ?. Гельмонта. Оно становится
 ключевым понятием
 всей филос. системы у Лейбница, создавшего спец. учение о М. (см.
 «Монадология»). После
 Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистич. рационализма школой
 Вольфа. В 19 в.
 идеи монадологии имели отзвук в воззрениях нем. философов Гербарта, Лотце и др.,
 в 20 в.— в фи-
 лософии Гуссерля и Уайтхеда. Монадологич. подход лёг в основу филос. взглядов
 ряда
 представителей персонализма (Ренувье, Мак-Таггарт и др.).
 • Gramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954;
 Heimsoeth H., Atom, Seele, M9nade...,
 Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. —Munch., 1965; Paci E., H
 problema della mona-dologia da Leibniz a
 Husserl..., Mil., 1978.
 «МОНАДОЛОГИЯ» («Monadologie»), произв. Лейбница, написанное в 1714 на франц. яз.
 в форме
 тезисов, популярно излагающих основы его филос. системы объективного идеализма.
 «М.»
 подытоживает длит. и противоречивое филос. развитие Лейбница. Центр. место в
 «М.» занимает
 учение о монадах, бестелесных «простых субстанциях», «истинных атомах природы»,
 «элементах
 вещей» (§§ 1—3): монадам приписываются отри-цат. свойства неделимости,
 неуничтожимости,
 нематериальности, неаффицируемости («монады не имеют окон»), неповторимости (нет
 двух
 одинаковых монад) (§§ 4—9) и положит. свойства самодостаточности, саморазвития,
 психич.
 активности, состоящей в восприятии (perception) и стремлении (appetition) (§§
 10—19). Сообразно
 уровням развития воспринимающей способности все монады делятся на примитивные
 (бесконечно
 малые перцепции), монады-души (смутные перцепции, сопровождающиеся ощущением и
 памятью) и
 монады-духи (отчётливые перцепции, сопровождающиеся сознанием-апперцепцией) (§§
 14, 20—30).
 Учение о бессознат. восприятиях, «малых перцепциях», используется в «М.» для
 обоснования
 непрерывности психич. жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире
 процессов. В силу этой
 взаимосвязи любая монада воспринимает всё и выступает «постоянным живым зеркалом
 Вселенной»
 (§ 56). Взаимная согласованность восприятий различных монад оправдывается в «М.»
 теорией
 предустановленной гармонии (§§ 50—62), к-рая также используется для объяснения
 психофизич.
 взаимодействия, обоснования гармонии души и тела, причин конечных и причин
 действующих (§§
 63—81). В русле этой теории Лейбниц развивает свою концепцию биологич.
 преформизма
 (свёртывания и развёртывания живого организма) и учение о «метаморфозах» (§§ 69—
 77). Ряд
 тезисов «М.» посвящён анализу априорных оснований существования действит. мира
 (наилучшего из
 всех возможных), в связи с чем затрагивается вопрос об «истинах разума» и
 «истинах факта», о
 законах противоречия и достаточного основания (§§ 31—37), а также вопросы
 теодицеи (§§ 38—48,
 83—90). «М.» — самое
 «МОНАДОЛОГИЯ» 385
 полное и систематич. изложение филос. воззрений Лейбница.
 Впервые изд. на нем. яз. в 1720 («Lehrsatze uber die Monadologie», ubers, v. H.
 Kohlern). B 1721 вышел
 лат. пер.: «Principia philosophiae...». Французский оригинал впервые издан в
 1840 («Opera
 philosophica», ed. J. ?. Erdmann). Англ. пер. 1930 (ed. H. W. Carr) и 1953 (ed.
 P. G. Lucas and L. Grint).
 Рус. пер. В. П. Преображенского 1890 и в кн.: Л е й б н и ц Г. В., Избр. филос.
 соч.
 МОНИЗМ (от греч. ????? — один, единственный), способ рассмотрения многообразия
 явлений мира
 в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и
 построения теории в
 форме логически последоват. развития исходного положения. Противоположность М.—
 дуализм,

<< Пред.           стр. 202 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу