<< Пред.           стр. 205 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 юридическими,
 религиозными, эстетическими и т. п. Несмотря на расплывчатость и многозначность
 этой идеи, она
 оказала нек-рое влияние на Гурвича и Леви-Строса. М. воспитал много специалистов
 в области
 этнологии, фольклористики, индологии, историч. психологии и т. д.
 • Oeuvres, t. 1—3, P., 1968—69; Manuel d'ethnographie, P., 1947; Sociologie et
 anthropologie, P., 19684.
 * Гофман А. Б., Социологич. концепции Марселя М., в сб.: Концепции зарубежной
 этнологии. Критич. этюды,
 М., 1976; Cazeneuve J., Sociologie de Marcel Mauss, P., 1968.
 МОТИВЫ (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю) в психологии, то, что
 побуждает дея-
 тельность человека, ради чего она совершается. В совр. психологии термин «М.»
 применяется для
 обозначения различных явлений и состояний, вызывающих актив-
 МОТИВЫ 389
 ность субъекта. К М. относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции,
 установки и идеалы.
 М. посвящены многочисл. работы представителей бихевиоризма и глубинной
 психологии.
 Бихевиористы обычно понимают под М. любые стимулы как внешние, так и внутренние
 («мотивационные переменные»), способные вызывать иди активизировать поведение. В
 глубинной
 психологии роль главных М. приписывается заложенным в человеке биологич.
 инстинктам и влече-
 ниям, к-рые иод влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в
 своих непрямых,
 симво-лич. формах (психоанализ Фрейда и др.). Важным вкладом в развитие учения о
 М. была
 разработка идей о субъективно-объективной природе М. (понятие о «побудит, силе»
 вещей Левина),
 о независимости М. человека от элементарных биологич. потребностей (Ол-порт) и
 об «идеаторном»,
 осознанном характере М., выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж.
 Нюттен,
 Франция).
 В сов. психологии проблема М. разрабатывается в связи с исследованием строения
 человеч.
 деятельности и сознания. В М. конкретизируются, «опредмечи-ваются» потребности,
 к-рые не только
 определяют собой М., но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с
 изменением и
 расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их
 удовлетворения. Ещё
 более ярко роль М. в трансформации человеч. потребностей проявляется при
 возникновении М., не
 имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление
 о
 предметной и социальной природе М. противостоит как теориям, ставящим человеч.
 М. в
 зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим
 побудит,
 силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют
 сферу М.
 человека, а, наоборот, развитие М. человеч. деятельности обогащает и
 перестраивает сами эмоции и
 чувства.
 Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и
 поступков, часто
 представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и
 принятия
 решений. Этот процесс психологически осложняется тем, что далеко не всегда
 реальные М.
 осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия. От
 М. следует
 отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие
 путём указания на
 побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не
 совпадать с
 действительными М. поступка или даже сознательно маскировать их.
 Изучение мотивационной сферы составляет центр. проблему психологии личности, её
 историч. и
 онтоге-нетич. развития.
 • Я к о б с о н П. М., Психологич. проблемы мотивации поведения человека, М.,
 1969; Леонтьев А. Н., Потребности, М.
 и эмоции, М., 1971; Hall J. F., Psychology of motivation, Chi., 1961.
 МО-ЦЗЫ, Mo Ди (ок. 480—438, 420, 400, 392 или 381 до н. э.), др.-кит. мыслитель,
 политич. деятель,
 основатель моизма. Родился, по-видимому, в царстве Лу, на родине Конфуция (зап.
 часть совр. про».
 Шань-дун). Много путешествовал, излагая правителям свои идеи или же пытаясь
 отговорить их от
 ведения захват-нич. войн, иногда с успехом. Собрал вокруг себя значит.
 число учеников, что обеспечило расцвет его школы в Китае 5—3 вв. до н. э.
 Учениками М.-ц. и их
 последователями был создан «М.-ц.» («Трактат учителя Мо»); текстологич. работа
 над ним была
 проделана известными учёными цинского времени Би Юанем (1729—97), Чжан Хуэйянем
 (1761—
 1802), Сунь Ижаном (1848— 1908), Лян Цичао (1873—1929) и др. Составленный
 390 МО-ЦЗЫ
 Сунь Ижаном «Мо-цзы сянь-гу» («Трактат философа Мо Ди со сводным толкованием»)
 считается
 ныне лучшим.
 Вначале М.-ц. изучал конфуцианство, хорошо знал «Шан шу» и «Шицзин» (см.
 Тринадцатикнижие),
 однако затем стал его решит, противником, хотя самого Конфуция ценил и уважал.
 Осн. идея
 философии М.-ц.— «всеобщая любовь», т. е. отвлечённая любовь всех ко всем; она
 противостоит
 конфуцианским принципам гуманности (жэнь), отношений в семье и иерархичности
 этики. Ряд
 положений М.-ц. имеет «негативный» характер: он «против музыки» — ибо она
 отвлекает человека
 от производств. (и управленч.) деятельности; «против судьбы» — ибо жизнь
 человека определяется
 его действиями, а не неизбежным фатумом; «против агрессивных войн» — поскольку
 они являются
 величайшим и жесточайшим преступлением. Признавая существование «духов и
 привидений», к-рые
 могут наказывать зло и вознаграждать добро, и «воли неба» как ориентира
 поведения людей, М.-ц.
 ввёл религ. струю в своё учение.
 • Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, М., 1957, с. 91 —172; Г о M о - ж о,
 Философы древнего Китая. («Десять
 критич. статей»), М., 1961, с. 100—73; Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич.
 и филос. мысли в Китае, М., 1966, с.
 106—19, 201—05; Др.-кит. философия, т. 1—2,М., 1972—73; Forke ?., Geschichte der
 alten chinesischen Philosophie,
 Hamb., 1927, S. 368—417; Pung Yu-lan, The spiritof Chinese philosophy, L., 1947,
 p. 20—44; Wing-t sit Chan, A source book
 in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 211—31; Watson В., Basic writings of
 Mo Tsu, Hsun Tsu and Han Fei Tsu, N. Y.—
 L., 1967.
 МУНЬЕ (Mounier) Эмманюэль (1.4.1905, Гренобль,— 22.3.1950, Шатне-Малабри, близ
 Парижа),
 франц. философ-идеалист, основатель и глава франц. персонализма. Организатор и
 руководитель его
 теоретич. органа — журн. «Esprit» (осн. в 1932). В основе учения М. лежит
 признание абс. ценности
 личности. М. резко отграничивает понятие личности от понятия индивида. Если
 индивид, по М.,—
 это изолированное чело-веч. «Я», замкнутый в себе, погружённый в свой внутр. мир
 человек, то
 личность — это высшая духовная сущность, находящаяся в постоянном творч.
 самоосуществлении.
 Это самоосуществление есть отрицание личностью своей индивидуальной
 самодостаточности и
 замкнутости, устремление к трансцендентному. Персонализм М.— одна из
 разновидностей католич.
 модернизма.
 М. ставил также конкретные социально-политич. задачи: борьбу с капитализмом и
 колониализмом,
 выступления против фашизма, поддержку мира. Путь освобождения человечества М.
 видел в
 моральном обновлении. Выступая как противник капитализма с позиций христ.
 социализма, М.
 одновременно требовал «преодоления» марксизма; учению о классовой борьбе и
 социа-листич.
 революции он противопоставил идею «персо-налистской и общинной духовной
 революции».
 • Oeuvres, t. l—4, P., 1961—63; Manifeste au service du person-nalisme, P.,
 1936; Qu'est-ce  Le personnalisme, P., 197112.
 • Кузнецов В. H., Франц. бурж. философия 20 в., М. 1970, с. 211—22; Сахарова Т.
 ?., От философии существования к
 структурализму, М., 1974, с. 126—47; В д о в и-н а И. С., Франц. персонализм,
 М., 1977; М о i ? С., La pensie d'Emmanuel
 Mounier, P., 1960; Cuissard L., E. Mounier, P., 1963; С o n i l h J., Emmanuel
 Mounier. Sa vie, son oeuvre, P., 1966; Barlow
 M., Le socialisme d'Emmanuel Mounier Toulouse, 1971; Domenach J.-M., Emmanuel
 Mounier, P., 1972; Borne E., Emmanuel
 Mounier on le combat pour I hom-me, P., 1972; B a u d r у G.-H., Socialisme et
 humanisme: Emmanuel Mounier, Teilhard de
 Chardin, Lilie, 1978.
 МУР (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873, Лондон,— 24.10.1958, Кембридж), англ.
 философ-
 идеалист, представитель неореализма. Гл. ред. журн. «Mind» (1921—47). Выступал
 против англ. абс.
 идеализма и берклианства. В ст. «Опровержение идеализма» («The refutation of
 idealism», 1903)
 анализировал ощущение, различая две его стороны— «сознание» и «объект». Объект,
 по М., не
 сводится к сознанию. Вместе с тем «независимое» существование объекта в
 гносеологич. схеме М.
 является лишь видимостью, ибо объект в его концепции
 выступает в акте ощущения, а не в качестве стороны объективной реальности.
 Отвергая теорию
 отражения, М. абсолютизировал элементы непосредственности в познании,
 предвосхитил
 возникновение неореали-стич. концепции «имманентности трансцендентного». Под
 влиянием
 шотландской школы признавал истинность суждений «здравого смысла», исследование
 к-рого
 связывал с анализом обыденного языка. Идеи М. явились одним из источников
 лингвистической фи-
 лософии.
 Этич. концепция М. носит индивидуалистич. характер и основывается на критике
 «этич.
 натурализма», рассматривающего «добро» как объективное рациональное понятие.
 Добро для М.—
 основополагающая этич. категория, смысл к-рой постигается лишь с помощью
 интуиции.
 • Principia ethica, Camb., 1903; Some main problems of philosophy, L.—· N, Y.,
 1958"; Philosophical studies, new ed., L.,
 1959; Philosophical papers, L.— N. Y., [1959].
 • X и л л Т. И., Совр. теория познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 6; Л у к а н
 о в Д. М., Гносеология амер. «реализма», М.,
 1968, гл. 1, § 2; Б о г о м о л о в А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М.,
 1973, гл. 4, § 1; The philosophy of G. E. Moore, ed.
 by P. A. Schupp, Evanston-Chi., 1942; G. E. Moore. Essays in retrospect, ed. by
 A. Ambrose and M. Lazerowitz, L., 1970.
 МУТАЗИЛИТЫ (араб., букв.— отделившиеся), представители раннемусульм. теологии,
 предшественники араб. философов. Первыми стали применять рассудочные методы др.-
 греч. логики
 и философии к истолкованию взаимоотношений бога и человека, положив начало
 теологии (калам)
 как самостоят. области знания наряду с мусульм. правом (фикх). Согласно историч.
 свидетельствам,
 истоки. М. восходят к кругу последователей Хасана аль-Басри (ум. 728), от к-рого
 откололись его
 ученики Басил ибн Ата (699—748) и Амр ибн Убайд (ум. 762). Появлению М.
 способствовали
 усиленная пе-реводч. деятельность во 2-й пол. 8 в. и рост влияния т. н.
 приверженцев мнения (асхаб
 ар-рай) в правоведении.
 М. выступили против буквалистского понимания атрибутов бога традиционалистами,
 считая, что
 наделение бога телесными признаками человека (воля, речь, слух и т. п.)
 противоречит догмату о
 единстве бога [отсюда их прозвище «обедняющих» (понятие бога)]. Отвергая, что
 бог обладает
 атрибутом речи, слова, М. пришли к отрицанию извечности Корана, рассматривая его
 лишь как одно
 из творений бога. Святость Корана они относили не к «букве», а к «духу», считая
 возможным и
 необходимым аллегорич. толкование Корана (благодаря М. сложилась целая отрасль
 теологии —
 «илм ат-тафсир», наука комментирования).
 М. утверждали свободу воли и соответственно нравств. ответственность человека за
 совершённые им
 действия; в своих поступках люди выбирают («присваивают») из возможного набора
 действий,
 созданного богом (см. Касб). Отсюда апелляция М. к «весам деяний»: бог не может
 произвольно
 изменить меру воздаяния, ибо она точно соответствует земным делам человека. В
 отличие от
 хариджитов и мурджиитов, М. считали, что мусульманин, совершивший т. н°. великий
 грех (сахиб
 кабира), выходит из рядов верующих, но не становится безбожником (кафиром),
 занимая «среднее
 положение».
 Идеи М. способствовали развитию свободомыслия и освоению антич. философии. М. в
 целом
 определили круг проблем, рассматриваемых каламом: первое творение,
 пространственно-временная
 структура бытия (учение о «предсуществовании» — кумун, об атомах — джаухар аль-
 фард,
 причинной связи — таваллуд, сущности — мана и т. п.), вопросы практич. этики
 (концепция
 «присвоения» — касб, благодати — лутф, познания как «успокоения души» — сукун
 ан-нафс, учение
 о единстве «знания и действия» и др.). Для атомистич. учения М. характерно
 представление о мире
 как состоящем из непротяжённых частиц, каждой из к-рых в каждое мгновение
 управляет бог.
 Наиболее извест-
 ными школами М. в 9—10 вв. были школы в Басре и Багдаде. Учение М. (прежде всего
 идеи о
 единстве бога и сотворённости Корана) получило офиц. признание при аббасидских
 халифах 1-й пол.
 9 в., когда противники М. преследовались властями. При аль-Мутавак-киле (правил
 в 847—861)
 учение М. было объявлено ересью; в дальнейшем оно развивалось в одном
 направлении с
 ортодоксальной теологией. М. исчезли окончательно в 13—14 вв. Традиции их
 сказывались в даль-
 нейшем в воззрениях шиитских сект (зейдиты в Йемене, имамиты в Ираке и Иране).
 М. оказали
 значит. влияние на Кинди и Рази, а также европ. схоластич. философию.
 • Закуев А. К., Философия ан-Наззама, Баку, 1961; Д ж а р а л л а х 3. Н., аль-
 Мутазила, Каир, 1947; Н о u-r a n i G. F.,
 Islamic rationalism. The ethics of Abd al-Jabbar, Oxf., 1971; см. также лит. к
 статьям Калам, Ислам.
 МЫШЛЕНИЕ, высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в
 целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных
 связей и
 отношений предметов и явлений, в творч. созидании новых идей, в прогнозировании
 событий и
 действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и решения практич. и
 теоретич. проблем.
 Биологич. субстратом М. является высокий уровень развития головного мозга,
 исторически
 сформировавшегося в процессе становления человека, человеч. общества,
 материальной и духовной
 культуры. М. человека протекает в различных формах и структурах (понятиях,
 категориях, теориях),
 в к-рых закреплён и обобщён познават. и социально-историч. опыт человечества.
 Отправляясь от
 чувств. опыта, М. преобразует его, даёт возможность получать знания о таких
 свойствах и
 отношениях объектов, к-рые недоступны непо-средств. эмпирич. познанию. М.
 неизмеримо расши-
 ряет познават. возможности человека, позволяет проникнуть в закономерности
 природы, об"щества и
 самого М. Орудием М. является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных
 — напр.,
 математических, так и конкретно-образных — напр., «язык иск-ва»). Элементы этих
 систем

<< Пред.           стр. 205 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу