<< Пред. стр. 210 (из 449) След. >>
пробуждать в них художников и развивать их» (Ц е т к и н К., Воспоминания оЛенине, М., 1959, с.
11). Это положение, определяющее политику КПСС в области лит-ры и иск-ва,
воплощается в
практике художеств. творчества на основе метода социалистического реализма,
характеризующегося
последоват. осуществлением принципа Н. и.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Об иск-ве. [Сб.], т. 1—2, М., 19763; Ленин В. И., О
лит-ре и иск-ве. [Сб.], М., 19796.
Г. А.
Недошивин.
НАРОДНЫЕ МАССЫ И ЛИЧНОСТЬ, их роль в истории, одна из важных проблем историч.
материализма. В домарксистской и совр. бурж. обществ. мысли вопрос о роли Н. м.
и л. в истории
решался и решается гл. обр. с идеалистич. позиций. Осн. идея при этом сводится к
тому, что главное
действующее лицо истории — «абсолютное "Я"» (М. Штирнер), «великие личности» (Т.
Карлейль),
«сверхчеловек» (Ф. Ницше), «творч. элита» (В. Парето, Г. Моска), «технократич.
или управленч.
элита» (Дж. Бёрнхем, Г. Лассуэлл), «выдающиеся личности» (в современных теориях
лидерства). Ряд
ценных соображений по этой проблеме был высказан в работах Гегеля, французских
историков
времён реставрации О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье.
Подлинно науч. решение вопроса о роли Н. м. и л. было дано с позиций
материалистич. понимания
истории. Выдвижение сферы материального произ-ва в качестве определяющей все
остальные
формы жизнедеятельности людей характеризует трудящиеся классы или подавляющее
большинство
населения как главную производит. силу общества. Народ — творец и созидатель
материальных
ценностей, активная сила социальных революций. Не менее важна роль нар. масс в
создании языка и
духовной культуры. Содержание понятия «народ», «нар. массы» в марксизме
складывалось и
развивалось одновременно с формированием материалистич. понимания истории и
отражало не
только фи-лос. аспект этой проблемы, но и революц. направленность новой
концепции, её
гуманистич. сущность. Уже в полемике с «критич. критикой» младогегельянцев, к-
рые считали
«массу» враждебной истине и прогрессу, К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что
именно массы
творят историю в соответствии со степенью собств. зрелости. Марксизм-ленинизм
включает в
содержание понятия «народ», «нар. массы» те социальные слои, группы и классы, к-
рые в тот или
иной момент историч. развития становятся активными участниками социального
прогресса, выступая
наряду с трудящимися массами в борьбе за изменение социально-экономич. строя
общества.
Классики марксизма сформулировали закон возрастания роли нар. масс в истории,
согласно к-рому
вместе с основательностью историч. действия «будет... расти и объем массы, делом
которой оно
является» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 90). В. И. Ленин развил и
конкретизировал закон
возрастающей роли нар. масс в истории, подчёркивая, что, помимо роста массы,
участвующей в
историч. творчестве, растёт и созна-тельнось масс и что осн. задача идейно-
воспитат. работы
коммунистич. партии — неуклонный подъём сознательности как необходимой основы
углубления и
расширения социалистич. преобразований. «Чем больше размах, чем больше широта
исторических
действий, тем больше число людей, которое в этих действиях участвует, и,
наоборот, чем глубже
преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к
нему и
сознательное отношение, убедить в
НАРОДНЫЕ 399
этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов» (ПСС, т. 42, с.
140). Действуя
как тенденция в условиях классово антагонистич. формаций, этот закон с особой
силой проявляется в
период социали-стич. революции и строительства коммунистич. общества, в ходе к-
рых появляются
новые условия, способствующие активности и сознат. творчеству широких нар. масс
в созидании
новых форм жизни.
Выступая с резкой критикой бурж. концепций, выдвигающих в качестве гл. агентов
историч.
развития «великие личности» или «творч. элиту», марксизм-ленинизм не отрицает и
не умаляет роли
личности в истории. Своё конкретное содержание эта проблема получает в анализе
роли классов,
партий, вождей и руководителей. Деятельность личности протекает в конкретной
историч.
обстановке борьбы классов и политич. партий, членом к-рых является конкретная
личность. Партии,
в свою очередь, выдвигают политич. руководителей и вождей своего класса, к-рые
как бы
персонифицируют борьбу различных групп общества. В связи руководителя с определ.
обществ.
группой, классом, партией проявляется зависимость его деятельности от
деятельности нар. масс. В то
же время умение политич. руководителя видеть дальше, понимать происходящие
события глубже
других, учитывать расстановку сил, способность ставить реальные задачи и цели
движения, ру-
ководить их осуществлением оказывает значит. влияние на ход событий. Конечно,
даже самая
выдающаяся личность не может отменить ход историч. событий или изменить их по
своему
усмотрению. Руководитель, выступающий с подобных позиций, в конце концов терпит
поражение
вне зависимости от тех конкретных побуждений, к-рыми он руководствовался. Ленин
подчёркивал,
что партия должна постоянно заботиться о создании необходимых условий для
выявления и роста
вождей рабочего класса, обладающих высокой культурой, широким политич. и
интеллектуальным
кругозором, способных встать во главе движения, дать действительный лозунг
борьбы. Он никогда
не противопоставлял деятельность нар. масс деятельности личности. Подчёркивая их
взаимодействие. Ленин считал, что деятельность руководителя будет в той мере
успешна, в какой он
сумеет идти впереди стихийного движения масс, указать ему путь раньше других,
разрешить
теоретич., политич., тактич. и организац. вопросы, на к-рые «"материальные
элементы" движения
стихийно наталкиваются» (ПСС, т. 5, с. 363), т. е. уметь поднимать стихийность
массового движения
до сознательности.
Отдавая должное роли руководителей, марксизм вместе с тем самым решит. образом
выступает
против культа личности, против идеалистич. представлений о том, что нар. массы
являются «чистым
листом бумаги», на к-ром один человек может написать свои иероглифы. КПСС
осудила культ
личности как явление, не совместимое с социалистич. строем, с природой
социалистич. демократии.
Резкой критике был подвергнут и субъективизм, игнорировавший мнение коллективных
органов и
подменивший науч. руководство волюнтаристскими решениями.
В совр. марксистской лит-ре для характеристики роли личности в истории
употребляются два
понятия: «историч. личность» и «великая личность». Понятие «историч. личность»
характеризует
связь деятельности политич. руководителя с крупными историч. событиями, на к-рые
он накладывает
свой индивидуальный отпечаток. Этим понятием охватывается широкий круг политич.
деятелей,
прямо или опосредованно связанных с прогрессивными или реакц. реформами, войнами
и политич.
движениями, восстаниями угнетённых или, напротив, с контрреволюц. выступлениями
свергнутых
классов и т. д. Их роль в историч. со-
400 НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
бытиях может быть правильно оценена с учётом всех перипетий данного отрезка
истории. Эта
оценка может быть однозначной (напр., отрицат. роль деятелей фаш. типа, таких,
как Гитлер,
Муссолини, Салазар, Франко, Пиночет) или неоднозначной, учитывающей и положит.,
и отрицат.
стороны деятельности политич. руководителя, половинчатый характер решений, к-рые
он принимал
и осуществлял в силу незрелости самих отношений его времени или в силу собств.
индивидуальных
качеств руководителя. Такая оценка требует конкрет-но-историч. анализа всех
обстоятельств
деятельности человека. Понятие «выдающаяся личность» характеризует деятельность
нолитич.
руководителей, ставших олицетворением коренных прогрессивных социальных,
экономич. и
иолитич. преобразований эпохи. «Великий человек,— писал Г. В. Плеханов,—
велик... тем, что у
него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим
общественным
нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что
он видит
дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на
очередь
предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные
нужды,
созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин
удовлетво-
рения этих нужд» (Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956, с. 333). Наиболее ярким
примером великих
вождей являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Классики марксизма-
ленинизма, однако,
неоднократно подчёркивали, что как бы ни была велика роль отд. личности в
истории, её величие —
продукт величия исто-рич. преобразований, совершаемых творчеством нар. масс, что
сама великая
личность есть лишь результат великой эпохи. Существует и другая сторона
проблемы. Ленин особо
подчеркнул глубоко справедливое замечание Плеханова о том, что в крупных ис-
торич. событиях,
таких, как социальная революция, деятельности отд. личности становится
недостаточно, революция
по плечу единицам более крупного масштаба — революц. организациям.
Так, под непосредств. руководством коммунистич. партий осуществляется процесс
перехода от
капитализма к коммунизму. Являясь сознат. авангардом рабочего класса,
Коммунистич. партия
направляет действия нар. масс, разрабатывает научно обоснованную программу
строительства
нового общества, постоянно заботится о росте сознательности, социальной и
политич. активности
трудящихся. Чем масштабнее и сложнее становятся задачи, решаемые в ходе
строительства ком-
мунистич. общества, тем большую роль играет партия как наиболее сознат. и
последоват.
выразительница коренных интересов трудящихся масс. Л. Ф. Илъичев.
НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ, совокупность людей, живущих в определ. стране, части света или
на Земле
в целом (человечество). Н. — предмет спец. науки — демографии (от греч. ????? —
народ, ????? —
пишу; термин введён в 1855 франц. учёным А. Гийаром), к-рая исследует
закономерности развития
структуры, размещение и динамику Н., разрабатывает теории Н., политику Н.,
прогноз его
численности. Наряду с этим демография изучает рождаемость, брачность, разводи-
мость,
смертность, образоват. уровень, социально-классовую структуру, расовый,
языковый, нац. состав на-
селения его миграцию, урбанизацию.
Бурж. теории Н. основаны на признании детерминированности всех процессов
развития Н. биологич.
или географич. факторами. Наибольшую известность получило мальтузианство,
согласно к-рому
бедствия народа объясняются его «необузданным размножением».
Марксистская теория Н. исходит из признания решающего влияния на демографич.
процессы
социально-экономич. факторов. К. Маркс установил, что «... всякому исторически
особенному
способу производства в действительности свойственны свои особые, имеющие
исторический
характер законы народонаселения»
(M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 23, с. 646). Так, для капитализма
характерно относит.
перенаселение, вытекающее из особенностей капиталистич. накопления. «...Рабочее
население,
производя накопление капитала, тем самым в возрастающих размерах производит
средства, которые
делают его относительно избыточным населением. Это — свойственный
капиталистическому
способу производства закон народонаселения...» (там же, с. 645—46).
Сущность осн. закона Н. в социалистич. обществе заключается в полной и
рациональной занятости
населения обществ. трудом, рациональном размещении населения и оптим. динамике
его
численности. Для обеспечения полного действия законов Н. в условиях развитого
социализма
необходимо осуществление соответствующей демографич. политики в сочетании с
рациональным
природопользованием. При этом с т. зр. того, что трудоспособная часть населения
является гл.
производит. силой общества, большое значение имеет изучение возрастной структуры
населения.
Это даёт возможность перейти к определению численности кон-тингентов населения в
дорабочем,
рабочем и послера-бочем возрастах. В экономически развитых странах происходит
процесс
постарения населения, выражающийся в росте уд. веса людей старше 60 лет. Так, в
СССР в 1939 эта
доля составляла 6,8%, в 1959 — 9,4%, в 1970 — 11,8%, в 1979 — 14,5% всего
населения. В США эта
доля составляет 21 %. Демографич. политика в СССР направлена на оптимизацию
уровня
рождаемости, повышение уровня брачности, снижение уровня смертности,
разводимости, на
рационализацию миграционных процессов, регулирование урбанизации.
Динамика Н. Земли. В начале эпохи раннего палеолита численность населения Земли
равнялась
примерно 100—200 тыс. чел., к началу позднего палеолита население достигло
примерно 1 млн. чел.,
к началу неолита — 10 млн., а к его концу — 50 млн. Убыстрение темпов роста Н.
было вызвано
переходом к земледелию. К началу нашей эры численность населения Земли
составляла 230 млн., а к
нач. 19 в.— 1 млрд. чел.; к 1930 — 2 млрд., к 1961 — 3 млрд., к нач. 1976 — 4
млрд. К нач. 1980
численность населения составила 4,4 млрд. чел. Темпы роста населения Земли
непрерывно
увеличивались, достигнув 2% в год в нач. 70-х гг., что дало основание говорить о
«демографич.
взрыве». В 1881 Ф. Энгельс писал: «Абстрактная возможность такого численного
роста человечества,
которая вызовет необходимость положить этому росту предел, конечно, существует»
(там же, т. 35, с.
124). Следует ожидать, что в дальнейшем темпы роста населения будут снижаться
под влиянием
действия социаль-но-экономич. факторов (индустриализация, урбанизация, повышение
занятости
женщин на произ-ве, общий рост культуры и т. п.), приводящих к постепенному
распространению
внутрисемейного регулирования числа детей, т. е. к т. н. сознат. родительству. В
нач. 19 в. сознат.
ограничение числа детей охватывало лишь ок. 1% всех брачных пар, к нач. 20 в.—
8%, к середине —
25% и в 70-х — нач. 80-х гг. — ок. 45%. Можно предположить, что к началу след.
столетия
внутрисемейное планирование охватит почти всё население Земли. Если это
ограничение будет
происходить на уровне 2,2—2,5 детей на каждую брачную пару, то есть основания
считать, что в кон.