<< Пред. стр. 211 (из 449) След. >>
21 в. наступит стабилизация численности населения на уровне 11—12 млрд. человек.• Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., т. 23; Энгельс Ф.,
Происхождение семьи, частной собственности и
roc-ва, там же, т. 21; Л е н и н В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т.
3; Курс демографии, М., 1967; Болдырев В.
А., Экономии, закон населения при социализме М., 1968; Марксистско-ленинская
теория ?., ?., 1971; Система знаний о
?., ?., 1976; Управление развитием II. в СССР М., 1977; Основы теории ?., ?.,
19772; Н. стран мира. Справочник, ?.,
19782; Брук С. И., Население мира. Этно-демографич. справочник, М., 1981. Б. Ц.
Урланис.
НАСИЛИЕ, применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть
до вооруж.
воздействия, форм принуждения в отношении других классов (социальных групп) с
целью
приобретения или сохранения экономического и политического господства,
завоевания тех или иных
прав или привилегий.
Марксизм показал, что систематич. применение Н. в истории связано прежде всего с
существованием
ан-тагонистич. классов, со сменой конкретно-историч. форм отчуждения труда и
способов
принуждения к труду. В рамках рабовладельч. способа произ-ва господин-
рабовладелец выступает в
роли организатора деятельности подвластных ему рабов; функцию поставщика рабочей
силы и
удержания её в подчинении выполняет гл. обр. гос-во. При феодализме иерархически
организованный господствующий класс опирается на присвоение земли вместе с
работающими на
ней производителями. В бурж. обществе, основу к-рого составляет частная
собственность,
отчуждение труда принимает видимость свободного товарообмена между
собственниками
овеществлённого труда (капитал) и живого труда, рабочей силы (пролетариат). При
капитализме
сохранение отношений эксплуатации маскируется формальной «свободой» работника, и
здесь,
естественно, возрастает роль извращённых идеологич. форм обществ. сознания.
Однако в решающие
моменты классовой борьбы буржуазия, не колеблясь, прибегает к Н., обнажая
эксплуататорскую
сущность антаго-нистич. системы отношений. В эпоху империализма в политике
господствующих
классов проявляется тенденция к отказу от формально-демократич. методов, к
установлению
откровенно насильственных, во-енно-фаш. диктатур. В области идеологии наряду с
социальной
демагогией получает распространение откровенная апология Н. (культ силы, теории
элиты,
расистские теории и т. п.), получившая концентрированное выражение в фашизме.
Господствующие
эксплуататорские классы широко применяли и применяют Н. и в межгос. отношениях,
развязывая
войны, направленные на ограбление и закабаление народов, стремясь удержать своё
господство над
порабощёнными нациями (см. Война).
Марксизм-ленинизм отвергает теории, приписывающие Н. решающую роль в истории (Е.
Дюринг и
др.). Вместе с тем он вовсе не отрицает роли Н. в том или ином механизме
осуществления историч.
необходимости, особо выделяя эпохи социальных революций. «Насилие является
повивальной
бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть
экономическая
потенция» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 761). Марксизм,
выяснив
объективную роль Н. в истории, впервые решил вопрос о сознат. применении Н.
пролетариатом в его
революц. борьбе за коммунизм. Историч. опыт показал, что господствующие классы
не отказы-
ваются добровольно от своих привилегий и применяют в борьбе с угнетёнными
классами все
доступные им средства борьбы, вплоть до массового террора. Сопротивление
отживающих классов
заставляет и революц. классы прибегать к ответным насильств. мерам, вплоть до
вооруж. борьбы.
Марксистско-ленинская постановка проблемы Н. исходит из объективных
закономерностей и
условий классовой борьбы, требует сводить Н. до необходимого минимума на каждом
из этапов
борьбы там, где имеется выбор. Масштабы и формы революц. Н. зависят прежде всего
от степени и
форм сопротивления свергаемых классов. Вместе с тем в выборе более жестоких или
более гуманных
форм переворота существ. роль играет также степень морального и
интеллектуального развития
самого рабочего класса, его партий и вождей, а также др. обстоятельства, как,
напр., наследие войны
(см. К. Маркс, там же, с. 9, и В. И. Ленин, ПСС, т. 36, с. 199—200).
НАСИЛИЕ 401
Марксизм с самого своего зарождения выдвигал путь мирной революции как возможную
в определ.
условиях альтернативу немирному революц. пути. Но никакая глубинная социальная
революция
немыслима без массового политнч. действия, без применения принудительных .мер к
эксплуататорам, без установления диктатуры революционных классов, т. е. определ.
форм
социального Н. (см. Социалистическая революция).
Задача построения социализма требует применения принудит, мер по отношению к
сопротивляющимся злементам эксплуататорских классов (буржуазии, кулачества).
Однако
неизбежная в социалистич. обществе социальная смерть эксплуататорских классов не
означает
применения ко всем их представителям репрессий, а тем более их физич.
уничтожения; решительно
пресекая сопротивление враждебных социализму сил, пролет.
гос-во предоставляет лояльным элементам полную возможность применить свои знания
и
способности в строительстве нового общества, стать его полноправными членами.
В период строительства социализма главными становятся методы не принуждения, а
убеждения,
воспитания, организации масс. Вместе е тем и в условиях социализма сохраняются
меры
принуждения к антиобществ.
элементам — ворам, тунеядцам, преступникам, хулиганам.
Новые междунар. условия, связанные с ростом социализма и междунар.
антиимпериалистич.
движения, позволили коммуннстич. партиям поставить вопрос об изгнании Н. из
сферы межгос.
отношений ещё в период сосуществования капиталистич. и социалистич. гос-в, о
возможности
предотвращения новой мировой войны ещё до полной победы социализма на Земле (см.
Мир, Мирное
сосуществование).
В совр. условиях, когда существует мировая социалистич. система, революц.
процессы в ряде стран
могут развиваться в более безболезненных формах. Если раньше буржуазия, будучи
сильнее
пролетариата, навязывала ему самые кровавые формы борьбы, то в совр. эпоху перед
пролетариатом
открывается возможность навязывать буржуазии более гуманные формы борьбы. Вместе
с тем
мировое коммунистич. движение, опираясь на опыт истории, подчёркивает в своих
программных
документах необходимость иметь в виду и перспективу «немирного перехода к
социализму», быть
всегда готовыми к смене форм борьбы, к применению вооруж. форм принуждения там,
где к этому
вынуждает пролетариат сопротивление реакции.
Коммунисты в своей политике следуют ясным заветам классиков марксизма-ленинизма.
«... В нашем
идеале нет места насилию над людьми», — подчёркивал В. И. Ленин, — и этот идеал
коммунизма
соответствует объективной тенденции историч. процесса, где «... все развитие
идет к уничтожению
насильственного господства одной части общества над другой» (ПСС, т. 30, с.
122).
• M a p к с К., Капитал, Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 23, гл. 24;
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, отд. 2, гл.
2, 3, 4, с. 162—70; ого же, Роль насилия в истории, там же, т. 21; Ленин В. И.,
О гос-во. ТИХ'., т. 39; Материалы XXV
съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Кар Г., О мирном н
немирном путях развития со-
циалнстич. революции, «ПМС», 1962, .№ 5; Ковалев С., Коммунистич. гуманизм и
революц. принуждение, там же, 1964,
№ 5; Федосеев П., Материалистич. понимание истории и «теория насилия»,
«Коммунист», 1964, № 7; Денисов В. В.,
Социология Н. (Критика совр. бурж. концепций), М., 1975; Китаев П. И.,
Социальное Н. в совр. классовом противо-
борстве, Минск, 1980. Е. Г. Плимак.
НАСТИКА (санскр., от на асти — он не существует, его нет), в Др. Индии
обозначение религ.-
филос. систем (см. Даршана) и отд. людей, отрицающих существование
трансцендентного мира и не
верящих в жизнь после смерти, а следовательно, и не признающих ав-
402 НАСТИКА
торитета Вед. В «Законах Ману» словом «Н.» обозначали нигилиста, от к-рого,
однако, отличали
еретика — «пашанда»; позже это слово стало относиться к атеистам вообще.
Противоположность Н.
— астика. К Н., или неортодоксальны.« даршанам, относят локаяту, адживику, в
определ. смысле
ранний буддизм и ранний джайнизм; наиболее характерным считается учение
адживики, к-рое
занимает среднее положение между скептицизмом и материализмом локаяты и
агностицизмом и
этич. идеализмом буддизма и джайнизма.
Осн. принципом философии Н. является отрицат. отношение к любым сверхчувств.
принципам: не-
признание существования гл. авторитетов ведийского мировоззрения — бога-абсолюта
и отличной
от тела души (брахмана и атмана), будущей жизни и т. д. Н. утверждает бытие
строго
индивидуальных объектов, подчиняющихся только закону собстп. природы, не имеющей
повторений
и аналогий. Ничто не в состоянии изменить определяемую этой природой судьбу
объекта. Этот
фаталистич. детерминизм был особенно подчёркнут адживикой. В этич. отношении
отрицание религ.
и вообще к.-л. авторитетов привело впоследствии, с одной стороны, к прямому
гедонизму чарваки, с
другой — к провозглашению практики индивидуального совершенствования и
воспитания личности
(буддизм и джайнизм). Н. оказала влияние на йогу и санкхью, на формирование
философских систем
индуизма.
• Ч а т т о п а д х ь я я Д., Локаята даршана, пер. с англ., ?., 1961; S h а
и t r i D. ?., A short history of Indian materia-
lism, sensationalism and hedonism, Calc.— Га. о.], 19572; В a-r u a
B., A history of Pre-Buddhistic Indian philosophy,
Delhi 1970.
НАСТРОЕНИЕ, целостная форма жизнеощущения человека, общий «строй» («тон»),
состояние его
переживаний, «расположение духа». В Н. человека в своеобразной, «симптоматич.»
форме находят
своё глубочайшее выражение и осуществление личностное жизнеотношение, определ.
способ
соответствия личности требованиям жизненной ситуации. Сфера II. неоднородна,
простираясь от
нерасчленённо переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое»
или
«подавленное» Н.) до таких вполне отчётливо выраженных форм жизнеощущения, как,
напр., скука,
печаль, скорбь, тоска, страх, отчаяние или, напротив, увлечённость, ликование,
радость, восторг,
надежда, просветлённость и т. д. Выступая как бы общим смысловым контекстом всей
душевной
жизни и деятельности человека, Н. интимно проникает и определяет все отд.
частные переживания и
поступки личности.
НАТОРП (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), нем.
философ-идеалист.
Наряду со своим учителем Когеном глава марбургской школы неокантианства.
Кантонское понятие
«вещи в себе» трактуется у Н. лишь в качестве «предельного понятия»,
побудительного начала науч.
познания; соответственно кантовское принципиальное различие между априорными
формами
чувственности и категориями рассудка устраняется и превращается в чисто логич.
проблему: как всё
содержание науч. знания определяется изначальным актом мышления
(«первоисточником») -—
связыванием обособления и объединения. Классич. примером науч. знания Н. считает
математич.
анализ, усматривая в истории математики и естествознания тенденцию к вытеснению
всех спец.
объектов исследования конструкциями чистой мысли. В работах по истории антич.
философии
(особенно о Платоне)Н. истолковывает её в духе идеализма нового времени,
сближая, в частности,
метод Платона с трансцендентальным методом Канта, интерпретируемым в духе
марбургской
школы.
П. уделял большое внимание проблемам т. н. социальной педагогики, к-рая связана
с возникшей
внутри
марбургской школы идеей «этич. социализма». Осн. мотив социальной педагогики Н.
— образование
индивида с целью включения его u движение человечества к идеальному обществу,
где личность
рассматривалась бы не только как средство, но и как цель. Социально-лолитич.
взгляды Н.
представляют собой вариант бурж. либерализма.
• Plato's Ideenlehre, Lpz., 192l2; Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme,
Gott., 192l3; Die logischen Grundlagen der exakten
Wissenschaften, Lpz., 19233; Philosophische Systematik, Hamb., 1958; в рус.
пер.— Социальная педагогика, СПБ, 1911;
Культура народа и культура личности, СПБ, 1912; Кант и Марбург-ская школа, в
сб.: Новые идеи в философии, сб. 5,
СПБ, 1913.
• Совр. бурж. философия, М., 1972, с. 38—43; Grale I., Das Problem des
menschlichen Seins in der Philosophie P. Natorps,
Wurzburg, 1933.
НАТУРАЛИЗМ (франц. naturalisme, от лат. natura-lis — природный, естественный,
natura —
природа) в ф и л о с о ф и и, взгляд на мир, согласно к-рому природа выступает
как единый,
исключающий «сверхъестественное», универсальный принцип объяснения всего сущего.
Т. к.
понятие природы истолковывается при этом различно, Н. свойствен как пек-рым
разновидностям
материализма (стихийный, естественнонаучный, механистический, вульгарный и др.),
так и нек-рым
идеалистич. течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевлённостью
(гилоэо-
изм, панпсихизм) или одухотворенностью (пантеизм). В социологии Н. присущ
теориям,
объясняющим развитие общества различными природными факторами — климатич.
условиями,
географич. средой (гео-графич. школа в социологии), биологич. и расовыми
особенностями людей и
т. д. (биологич. направление в социологии). В этике II. характеризуется
выведением принципов
морали из некоего природного начала (космоса, органич. мира, биологии или
психологии человека);
он свойствен таким этич. направлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм,
этич. эволю-
ционизм. Н. был одним из ведущих принципов европ. просветит. мысли 17—18 вв.,
исходившей из
некоей внеисторич. «природы человека» (концепции «естеств. человека», естеств.
общества, естеств.
морали, естеств. права).
Диалектич. и историч. материализм преодолевает натуралистич. подход к обществу и
человеку,
присущий в той или иной мере всем формам метафизич. материализма, и утверждает
специфич.
характер закономерностей социально-историч. развития, не сводимых к к.-л.
абстрактным и
неизменным «природным» началам.
НАТУРФИЛОСОФИЯ (от лат. iiatura — природа), философия природы, умозрит.