<< Пред.           стр. 213 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 характер. Теоретич. уровень науч. знания предполагает открытие законов, дающих
 возможность
 идеализированного описания и объяснения эмпирич. ситуаций, т. е. познания
 сущности явлений.
 Формирование теоретич. уровня Н. приводит к качеств. изменению эмпирич. уровня.
 Все теоретич. дисциплины так или иначе уходят своими историч. корнями в практич.
 опыт. Однако в
 ходе развития отд. Н. отрываются от своей эмпирич. базы и развиваются сугубо
 теоретически (напр.,
 математика), возвращаясь к опыту только в сфере своих практич. приложений.
 Развитие науч. метода долгое время было привилегией философии, к-рая и сейчас
 продолжает играть
 ведущую роль в разработке методологич. проблем, являясь общей методологией Н. В
 20 в.
 методологические средства становятся гораздо более дифференцированными и в
 конкретном своём
 виде всё чаще вырабатываются самой Н.
 Оформление Н. в качестве социального института произошло в 17 — нач. 18 вв.,
 когда в Европе
 были образованы первые науч. об-ва и академии и началось издание науч. журналов.
 На рубеже 19—
 20 вв. возникает новый способ организации Н. — крупные науч. ин-ты и лаборатории
 с мощной
 технич. базой, что приближает науч. деятельность к формам совр. индустриального
 труда. Совр. Н.
 всё глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами,
 пронизывая собой не
 только пром. и с.-х. произ-во, но и политику, адм. и воен. сферу. В свою очередь
 Н. как социальный
 институт становится важнейшим фактором гоциально-экономич. потенциала, требует
 растущих
 затрат, в силу чего политика в области Н. превращается в одну из ведущих сфер
 социального
 управления.
 С расколом мира на два лагеря после Окт. революции 1917 Н. как социальный
 институт стала
 развиваться в принципиально различных социальных условиях. При капитализме, в
 условиях
 антагонистич. обществ. отношений, достижения Н. в значит. мере используются
 монополиями для
 получения сверхприбылей, усиления
 эксплуатации трудящихся, для милитаризации экономики. В условиях социализма
 развитие Н.
 планируется в общегос. масштабе в интересах всего народа. На науч. основе
 осуществляется
 плановое развитие экономики и преобразование обществ. отношений, благодаря чему
 Н. играет
 решающую роль как в деле создания мате-риально-технич. базы коммунизма, так и в
 формировании
 нового человека. Развитое социалистич. общество открывает широчайший простор для
 новых
 успехов Н. во имя интересов трудящихся.
 Вплоть до кон. 19 в. Н. играла вспомогат. роль по отношению к произ-ву. Затем
 развитие Н. начинает
 опережать развитие техники и произ-ва, складывается единая система «Н. — техника
 — произ-во», в
 к-рой Н. принадлежит ведущая роль. Н. 20 в. характеризуют тесная и прочная
 взаимосвязь с
 техникой, всё более глубокое превращение Н. в непосредств. производит. силу
 общества,
 возрастание и углубление её связи со всеми сферами общественной жизни, усиление
 её социальной
 роли. Современная Н. составляет важнейший компонент научно-технической
 революции, её
 движущую силу.
 В совр. условиях первостепенное значение приобретают проблемы организации и
 управления
 развитием Н. Концентрация и централизация Н. вызвала к жизни появление общенац.
 и междунар.
 науч. орг-ций и центров, систематич. реализацию крупных междунар. проектов. В
 системе гос.
 управления сформировались спец. органы руководства Н. На их базе складывается
 механизм науч.
 политики, активно и целенаправленно воздействующий на развитие Н.
 Изучение различных сторон Н. ведётся целым рядом её специализиров. отраслей,
 куда входят
 история Н., логика Н., социология Н., психология пауч. творчества и т. п. В сер.
 20 в. интенсивно
 развивается новый, комп.-лексный подход к изучению Н., стремящийся к синте-тич.
 познанию всех
 её многочисл. аспектов — наукове-дение.
 Сложности и противоречия, связанные с возрастанием роли Н., порождают в условиях
 антагонистич.
 общества многообразные и зачастую противоречивые формы её мировоззренч. оценки.
 Полюсами
 таких оценок являются сциентизм и антисциентизм. Для сциентизма характерны
 абсолютизация
 стиля и общих методов «точных» наук, объявление Н. высшей культурной ценностью,
 часто
 сопровождающееся отрицанием социально-гуманитарной и мировоззренч. проблематики
 как не
 имеющей познават. значения. Антисциентизм, напротив, исходит из положения о
 принципиальной
 ограниченности Н. в решении коренных человеч. проблем, а в своих крайних
 проявлениях оценивает
 Н. как враждебную человеку силу, отказывая ей в положит. влиянии на культуру.
 В противоположность сциентизму и антисциентизму марксистско-ленинское
 мировоззрение
 неразрывно связывает объективный науч. подход с действенной гума-нистич.
 направленностью,
 выявляет средства преобразования природной и социальной действительности с
 помощью Н.,
 учитывая при этом реальное значение др. форм освоения мира, составляющих условия
 и предпо-
 сылки функционирования Н., и соединяя все их в интересах человека.
 Марксистско-ленинское мировоззрение, рассматривая совр. Н. как исторически
 обусловленный
 способ произ-ва и организации знаний, видит будущее Н. в преодолении жёстких
 границ между её
 отд. отраслями, в дальнейшем обогащении содержания Н. методологич. элементами, в
 сближении Н.
 с др. формами духовного освоения мира, что создаст условия для формирования
 новой Н. Такая Н.
 будущего, гармонически соединяющая познавательные, эстетич., нравств. и
 мировоззренч. элементы,
 будет соответствовать всеобщему универ-
 НАУКА 405
 сальному характеру труда при коммунизме, непосредств. целью к-рого является
 всестороннее развитие человека. •
 Маркс К., Капитал, Маркс К. и Э и г е л ь с, Ф., Соч., т. 25, ч. 1—2 (см.
 Указатель); его ж е, Экономич. рукописи 1857—
 1859 годов, там же, т. 46, ч. 1—2 (см. указатель); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там
 же, т. 20; е г о ж е, Диалектика природы,
 там же; Ленин В. И.,ПСС (см. Справочный том, ч. 1, с. 404—06); Материалы XXV
 съезда КПСС,, М., 1976; Материалы
 XXVI съезда КПСС, М.,1981; Верная Дж. Д., Н. в истории общества, пер. с англ.,
 М., 1956; К е д p о в Б. М.,
 Классификация наук, кн.1—2, М., 1961—65; Н. и человечество. [Ежегодник, М.,
 1962—]; Н. о науке. Сб. ст., пер. с англ.,
 М., 1966; Копнин П. В., Логич. основы Н., К., 1968; Волков Г. Н., Социология H.,
 M., 1968; Науч. творчество. Сб. ст., М.,
 1969; Очерки истории и теории развития Н., М., 1969; Н. и нравственность. Сб.
 ст., М., 1971; Ученые о Н. и ее развитии,
 М., 1971; Философия и Н., М., 1972; Концепции Н. в бурж. философии и социологии.
 2-я пол. XIX—XX вв., М., 1973;
 Н., этика, гуманизм. Круглый стол «ВФ», «ВФ», 1973, № 6, 8; С е м е-н о в Н. Н.,
 Н. и общество, М., 1973; Гайденко П.
 П., Эволюция понятия К., М., 1980; Старостин В. А., Параметры развития Н., М.,
 1980; Социализм и H., M., 1981; Фило-
 софия, естествознание, современность. Итоги и перспективы исследований. 1970—80,
 М., 1981.
 И.С.Алексеев.
 «НАУКА ЛОГИКИ», т. н. «Большая логика» («Wissenschaft der Logik», 1812—16), осн.
 произв.
 Гегеля, где развёрнуто его понимание диалектич. метода. Содержит 3 части:
 «Учение о бытии»,
 «Учение о сущности», «Учение о понятии». В 1831 Гегель начал подготовку 2-го
 изд., но успел
 переработать лишь 1-ю часть, к-рая была напечатана в 1833.
 Задача логики, по Гегелю, состоит в анализе науч. метода и мышления,
 постигающего мир в
 понятиях, в раскрытии понятия науки. В противовес субъективистскому пониманию
 мышления
 Гегель отстаивает идею объективности истины, содержательности логич. форм, их
 соотнесённости с
 предметным содержанием, идею совпадения метода и предметного содержания. Поэтому
 логика в
 его трактовке совпадает с наукой о вещах, постигаемых в мыслях, т. е. совпадает
 с метафизикой и он-
 тологией. Предполагается и спекулятивным образом конструируется некий абсолютный
 субъект —
 дух, для к-рого логич. формы его самосознания оказываются формами его бытия, а
 исходной
 позицией — позиция тождества субъекта и объекта, мышления и бытия. На этом
 идеалистич.
 принципе основываются претензии Гегеля преодолеть разрыв между онтологией и
 логикой,
 методологией и логикой, гносеологией и логикой.
 Содержат. (онтологич.) подход Гегеля к логике позволил ему рассмотреть логич.
 формы в процессе
 их развития от абстрактного к конкретному, обогащения, движения от
 одностороннего определения
 содержания к органически целостным образованиям, диалектического «снятия» и
 «уплотнения»
 знания на высших его этапах.
 Заслугой Гегеля было исследование и изложение логики как целостной системы,
 построение системы
 логич. категорий. Эта система мыслится им как процесс, в к-ром каждая
 последующая ступень
 сохраняет результаты предшествующего развития, выступая как более развитое
 конкретное целое.
 Система логич. категорий распадается в «Н. л.» на три подгруппы в соответствии с
 триадой: бытие —
 сущность — понятие. Каждая из этих групп делится на более детальные группы
 категорий: учение о
 бытии включает в себя категории качества (бытие, наличное бытие, для-себя-
 бытие), количества
 (количество, определ. количество, количеств. отношение), меры (специфич.
 количество, реальная
 мера, становление сущности); учение о сущности — ряд рефлексивных, т. е. парных,
 взаимоопосредованных и взаимоотражающихся, определений сущности (видимость,
 тождество,
 различие, противоречие, основание, явление, действительность и др.). Общая схема
 учения о понятии
 — переход от субъективного понятия (понятие в узком смысле слова, суждение,
 умозаключение) к
 объективному понятию (механизм, химизм, телеология), а затем к идее (жизнь,
 познание,
 абсолютная
 406 НАУКА
 идея). Здесь Гегель даёт оригинальную типологию суждений и умозаключений,
 выявляет различные
 типы объективных систем (механических, химических, телеологических), проводит
 принцип
 единства гносеологии и этики, истинного познания и этич. установок, познават.
 процесса и
 нравственности. Движение познания в каждой из трёх групп логич. категорий
 специфично: категории
 бытия как бы рядоположены, здесь ещё нет их дедукции и изменения; на ступени
 сущности катего-
 рии взаимоотражаются друг в друге, переходят одна в другую, но лишь на последней
 ступени
 осуществляется их подлинное развёртывание. Система логики мыслилась Гегелем как
 обобщение
 истории познания, переходящего от непосредственного к опосредованному, от бытия
 к сущности, а
 затем к осознанию своих познават. форм в их соотнесённости с предметным
 содержанием.
 «Н. л.» оказала большое влияние на формирование материалистич. диалектики, её
 принципы были
 высоко оценены В. И. Лениным в «Филос. тетрадях». Вместе с тем основоположники
 марксизма
 подвергли критике идеалистич. трактовку метода восхождения от абстрактного к
 конкретному,
 искусственность и произвольность переходов внутри «Н. л.», спекулятивный
 характер многих её
 построений. Рус. пер.: Н. Г. Дебольского, ч. 1—2, 1916, 1929'2; Г,. Г.
 Столпнера, в кн.: Гегель, Соч., т.
 5—0, 1937—39, новое исправл. изд., т. 1—3, 1970—72.
 * История диалектики. Нем. классич. философия, М., 1978, гл. 4, с. 230—99; F i n
 k - E i t e l H., Dialektik und Soziale-tliik:
 kommentierende Unters, zu Hegels «Logik», Meisenheim a. Glan, 1978; R a (l e m a
 k o r H., Hegels «Wissensehalt der Logik».
 Eine darstellende und erl. Einfuhrung, Wiesbaden, 1979.
 НАУКОВЕДЕНИЕ, отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и
 развития науки, структуру и динамику науч. деятельности, взаимодействие науки с
 др. социальными
 институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
 Отд. аспекты развития науки издавна привлекали внимание мн. учёных (Г.
 Гельмгольц, К. Бернар, Т.
 Гексли, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.). Одну из первых попыток
 раскрыть социальные,
 психо-логич. и др. факторы, влияющие на развитие науки, предпринял твейц.
 ботаник А. Декандоль
 («История науки и ученых за два века» — «Hisloire des sciences et des savants
 depuis deux siecles»,
 1873). Проблемы формирования учёного изучал В. Оствальд («Великие люди» —
 «Grosse Manner»,
 1909). Потребность в комплексном изучении науки стала особенно ощутимой в 1-й
 пол. 20 в. в связи
 с громадным возрастанием её роли и развитием научно-технич. революции.
 В 20—30-х гг. были предприняты первые попытки сформулировать программу Н. как
 особой отрасли
 исследований [в СССР И. Воричевский (1920), польск. учёные М. и С. Оссовские;
 важный вклад в
 развитие исследований по Н. внесли С. Г. Струмилин и Дж. Д. Бер-нал]. С сер. 40-
 х гг. во мн. странах
 развёртываются эмпирич. исследования науч. деятельности. Оформление Н. в
 самостоят. отрасль
 науки относится к 60-м гг., когда сложились совр. представления о предмете и
 задачах Н. и возникли
 науч. коллективы, разрабатывающие проблемы Н.
 Под влиянием Н. формируются спец. отрасли (социология науки, экономика науки,
 психология
 науки и др.), к-рые входят в систему Н. Однако Н. не комплекс отд. дисциплин и
 даже не синтез
 знаний о логико-познават., социальных, экономич., психологич., струк -турно-
 организац. аспектах
 развития науки, а наука, изучающая взаимодействие различных элементов,
 определяющих развитие
 науки как исторически изменяющейся целостности. В Н. выделяют аналитич. и
 нормативное
 направления исследований. Целью аналитич. изучения является раскрытие
 закономерностей функ-
 ционирования и развития науки как социального института и особой формы
 деятельности
 (социально-эко-номич. детерминанты её развития, их взаимодействие; типология
 связей науки с
 другими социальными инсти-
 тутами; эволюция организационных форм науки в процессе изменения её объёма и
 социальных
 функций и т. п.).
 При изучении места науки в обществе, взаимосвязей науки с др. - социальными
 институтами
 применяются понятия и методы истории, социологии, политэкономии и др. Проблемы
 науч.
 творчества изучаются с помощью психологич. и социально-психологич. методов.
 Оформилась
 область статистич. исследования структуры и динамики информац. массивов науки и
 потоков науч.
 информации (наукометрия). Изучение организац. форм науч. деятельности объединяет
 специалистов
 по теории организации, психологов, социологов, математиков и др.
 На результатах аналитич. изучения науки базируются нормативные науковедч.
 исследования. В
 самом общем виде их цели можно сформулировать как разработку теоретич. основ
 науч. политики и
 гос. регулирования науки: выработка рекомендаций по повышению эффективности
 науч.
 деятельности, объективных критериев её оценки, принципов организации,

<< Пред.           стр. 213 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу