<< Пред.           стр. 214 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 планирования n
 управления науч. исследованиями.
 * М и к у л и н с н и й С. Р., Родный Н. И., Наука как предмет спец.
 исследовании, «ВФ», 1966, № 5; их же, Место Н. в
 системе наук, там же, 1968, № 6; Наука о науке. Сб. ст., пер. с англ., M., 1966;
 Добров Г. М., Наука о науке, К., 19702; М
 и к у л и н с к й И С. Р., И.: проблемы и исследования 70 гг., «ВФ», 1975, № 7;
 Волков Г. Н., Истоки и горизонты
 прогресса, М., 1976; Организация научной деятельности, М., 1968 (в серии
 «Науковедение. Проблемы и исследования»,
 вышло 13 тт., 1968—77); Социализм и наука, М., 1981.
 «НАУКОУЧЕНИЕ» («Wissensehaftslehre»), общее обозначение комплекса соч. Фихте, в
 к-рых он на
 протяжении всей жизни перерабатывал и развивал своё «учение о науке»,
 отождествлявшееся им с
 философией вообще как «знанием знания», «наукой о сознании» (в отличие от
 традиц. понимания
 философии как онтологии — науки о бытии и знании, сохранявшегося у Декарта и
 Спинозы); при
 этом теория знания в «Н.» тождественна теории бытия. В качестве абс. единства
 знания «Н.» должно,
 но Фихте, содержать в себе обоснование всех частных наук; ато законченная
 система, в к-рой начало
 («Я равно Я») есть и её конец. Система «Н.» делится на три части: учение об
 основоположениях,
 учение о теоретическом «Я» и учение о практическом «Я».
 Комплекс соч.— в соответствии с филос. эволюцией Фихте — распадается па два
 цикла. К 1-му
 относятся опубл. в 1794-1802 соч. «О понятии II., или т. н. философии», 1794
 (испр. изд. 1798);
 «0снова общего Н.», 1794 (испр. изд. 1802); «Очерк особенностей II. по отношению
 к теоретич.
 способности», 1795; «Первое введение в И.», 1797; «Второе введение в Н. для
 читателей, уже имею-
 щих филос. систему», 1797; «Опыт нового изложения Н.», 1797 (не окончен,
 обрывается на 1-й гл.—
 из-за разгоревшегося в это время т. н. спора об атеизме). Рус. цер. всех этих
 работ в 1-м т. Избр. соч.
 (1916) (пер. Л. В. Успенского, Б. В. Яковенко, С. Ф. Кечекь-яна под ред. Е. Н.
 Трубецкого).
 2-й цикл работ (1801—12), опубл. уже после смерти Фихте его сыном в Собр. соч.
 1845—46,
 содержит: «Изложение Н. 1801 г.»; «Н.» — лекции 1804 г.; «Сообщение о понятии Н.
 и его
 дальнейшей судьбе, написанное в 1806 г.»; «Н. в его общих чертах», 1810; «Н.» —
 лекции 1812 г.;
 «Н.» — лекции, читанные весной 1843, но оставшиеся незаконченными вследствие
 начавшейся
 войны; вступит. лекции к «Н.», читанные осенью 1813 в Берлинском ун-те.
 Исходное для 1-го периода понятие «Я» заменяется во 2-й период понятием
 «знания», с помощью к-
 рого Фихте хочет освободиться от психологич. импликаций, сопровождающих понятие
 «Я». Но гл.
 отличие «Н.» 2-го периода: знание — уже не абсолют, но только образ абсолюта,
 признание
 принципиального различия между абсолютом и абс. знанием, отказ от полного
 тождества знания и
 бытия. • см. к ст. Фихте.
 НАУЧЕНИЕ (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от
 педагогич.
 понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преим. в
 психологии
 поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального
 опыта:
 привыкание, образование простейших условных рефлексов, сложных двигат. и речевых
 навыков,
 реакций сенсорного различения л, наконец, т. н. разумное Н. у человека.
 НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, целостная система представлений об общих свойствах и
 закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза осн.
 естеств.-науч.
 понятий и принципов. Мировоз-зренч. и методологич. базой Н. к. м. является
 материа-листич.
 диалектика.
 Различают общенауч. картину мира, картины мира наук, близких по предмету
 исследования, и
 картины мира отд. наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.).
 Первые картины мира были выдвинуты в рамках ан-тич. философии и носили
 натурфилос. характер.
 Н. к. м. начинает формироваться только в эпоху возникновения науч.
 естествознания в 10 — 17 вв. В
 общей системе Н. к. м. определяющим элементом выступает картина мира той области
 познания, к-
 рая занимает лидирующее положение. В совр. естеств.-науч. познании такое
 положение занимает
 физич. картина мира.
 В структуре Н. к. м. можно выделить два гл. компонента: концептуальный
 (понятийный) и
 чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен филос. категориями
 (материя,
 движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира,
 всеобщей связи
 и взаимообусловленности явлений и др.), общенауч. понятиями и законами (напр.,
 закон сохранения
 и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отд. наук (поле,
 вещество, энергия,
 Вселенная, биологич. вид и др.). Чувственно-образный компонент Н. к. м.— это
 совокупность
 наглядных представлений о природе (напр., планетарная модель атома, образ
 Метагалактики в виде
 расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке).
 Гл. отличие Н. к.' м. от донаучной или вненаучной (напр., религиозной) состоит в
 том, что она
 строится на основе определ. фундаментальной науч. теории (или теорий), служащей
 её
 обоснованием. Так, напр., физич. картина мира 17—19 вв. строилась на базе
 классич. механики, а
 совр. физич. картина мира — на базе квантовой механики, а также спец. и общей
 теории от-
 носительности. С др. стороны, фундаментальная науч. теория находит в Н. к. м.
 средства для своей
 интерпретации: Н. к. дт. создаёт условия, общенауч. фон для её анализа. Н. к. м.
 как форма
 систематизации науч. знания отличается от науч. теории. Если Н к. м. отражает
 объект, отвлекаясь от
 процесса получения знания, то науч. теория содержит в себе логич. средства как
 систематизации
 знаний об объекте, так и проверки (в частности, экспериментальной) их
 истинности. Н. к. м.
 выполняет эвристич. роль в процессе построения фундаментальных науч. теорий.
 Н. к. м. тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов
 его формирования.
 Она выступает связующим звеном между мировоззрением и науч. теорией. Н. к. м.
 находится в
 постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе науч. революций качеств.
 преобразования (смена старой картины мира новой). См. также Теория,
 Мировоззрение,
 Естественнонаучный материализм.
 • Дышлевый П. С., Естеств.-науч. картина мира как форма синтеза знания, в сб.:
 Синтез совр. науч. знания, М.,
 1973, с. 94—120; Методологич. принципы физики, М., 1975, гл.3; С т е п и н В.
 С., Становление науч. теории,
 Минск, 1976;
 НАУЧНАЯ 407
 Диалектич. материализм и еетеств.-науч. картина мира, К., 1976; Мостепаненко А.
 М., Методологич. и филос. проблемы
 совр. физики, Л., 1977.
 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, коренное, качеств. преобразование производит. сил
 на
 основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. произ-ва.
 В ходе Н.-т.р., начало к-рой относится к сер. 40-х гг. 20 в., бурно развивается
 и завершается процесс
 превращения науки в неиосредств. производит. силу. Н.-т. р. изменяет условия,
 характер и
 содержание труда, структуру производит. сил, обществ. разделения труда,
 отраслевую и проф.
 структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает
 воздействие на
 все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей,
 взаимоотношение
 общества с природой.
 Н.-т. р. является закономерным этапом человеч. истории, характерным для эпохи
 перехода от
 капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её
 проявления, её
 течение и последствия в социалистич. и капиталистич. странах принципиально
 различны.
 Н.-т. р.— длит. процесс, к-рый имеет две гл. предпосылки — научно-техническую и
 социальную.
 Важнейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в кон. 19 —
 нач. 20 вв., в
 результате к-рых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась
 новая картина
 мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании»
 (см. ПСС, т. 18,
 с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химич. элементов,
 созданием теории
 относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область
 микромира и
 больших скоростей.
 Революц. сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения
 электричества в
 пром-сти и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое
 распространение. Родилась
 авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра.
 Человечество овладело
 атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики.
 Исследования по
 созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистич. гос-
 ва организовать
 в рамках крупного нац. науч.-технич. проекта согласованное взаимодействие науки
 и пром-сти. Это
 послужило школой для осуществления последующих общенац. научно-технических
 исследовательских программ.
 Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений.
 Науч.
 деятельность стала массовой профессией. Во 2-й пол. 50-х гг. под влиянием
 успехов СССР в
 изучении космоса и сов. опыта организации и планирования науки в большинстве
 стран началось
 создание общегос. органов планирования и управления науч. деятельностью.
 Усилились непо-
 средств. связи между науч. и технич. разработками, ускорилось использование
 науч. достижений в
 произ-ве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в науч.
 исследованиях, произ-ве, а
 затем и управлении электронно-вычислит. машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р.
 Их появление
 знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных ло-гич.
 функций
 человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации произ-ва и
 управления. ЭВМ —
 принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе
 производ-
 ства.
 На совр. этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется след. осн. чертами. 1)
 Превращением науки в
 непо-средств. производит. силу в результате слияния воедино переворота в науке,
 технике и произ-
 ве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рож-
 408 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
 дения новой науч. идеи до её производств. воплощения. 2) Новым этапом обществ.
 разделения труда,
 связанным с превращением науки в ведущую сферу развития обществ. произ-ва. 3)
 Качеств.
 преобразованием всех элементов производит. сил — предмета труда, орудий произ-ва
 и самого
 работника; возрастающей интенсификацией всего процесса произ-ва благодаря его
 науч.
 организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и
 трудоёмкости
 продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает»
 затраты на
 сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окуная расходы на науч.
 исследования и технич.
 разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли
 творч.
 элементов; превращением процесса произ-ва «... из простого процесса труда в
 научный процесс...»
 (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Cоч., т. 46, ч. 2, с. 208). 5)
 Возникновением на этой основе ма-
 териально-технич. предпосылок преодоления противоположности и существ. различий
 между умств.
 и физич. трудом, между городом и деревней, между непроизводств.
 и производств. сферой. 6) Созданием новых источников энергии и искусств.
 материалов с заранее
 заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономич. значения
 информац.
 деятельности как средства для обеспечения науч. организации, контроля и
 управления обществ.
 произ-вом; гигантским развитием средств массовой коммуникации.
 8) Ростом уровня общего и спец. образования и культуры трудящихся; увеличением
 свободного
 времени.
 9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем,
 роли обществ.
 наук и идеологич. борьбы. 10) Резким ускорением обществ. прогресса, дальнейшей
 интернационализацией всей человеч. деятельности в масштабе планеты,
 возникновением т. н.
 экологич. проблем и необходимостью в связи с этим науч. регулирования системы
 «общество —
 природа».
 Наряду с осн. чертами Н.-т. р. можно выделить её главные науч.-технич.
 направления: комплексная
 автоматизация произ-ва, контроля и управления произ-вом; открытие и
 использование новых видов
 энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность
 Н.-т. р. не
 сводится ни к её характерным чертам, ни тем более к тем или иным даже самым
 крупным науч.
 открытиям или направлениям науч. и технич. прогресса. Н.-т. р. означает
 перестройку всего технич.
 базиса, всего технологич. способа произ-ва.
 Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер
 человеч.
 деятельности: теоретич. познания закономерностей природы и общества (наука),
 комплекса технич.
 средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных
 благ (произ-
 во) и способов рациональной взаимосвязи практич. действий и различных видов
 деятельности
 (управление).
 Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — произ-во не
 означает низведения
 двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы,
 идущие к
 ним от науки.
 Обществ. произ-во является важнейшим условием существования науки, и его
 потребности по-
 прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от
 предшествующего
 периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это
 находит выражение в
 том, что на основе результатов фундаментальных науч. исследований возникают
 принципиально
 новые отрасли произ-ва, к-рые не могли бы развиться из предшествующей
 производств. практики
 (атомные реакторы, совр. радиоэлектронная и вычислит. техника, квантовая
 электроника, открытие
 кода передачи наследств. свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама
 практика требует, чтобы
 наука oпe-
 режала технику, произ-во, а последнее всё больше превращалось в технологич.
 воплощение науки.
 Усиленно роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс
 находит выражение
 в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-
 конструкторских
 работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследовании с произ-вом.
 Возрастающая
 взаимосвязь различных процессов и явлений усиливает значение комплексного

<< Пред.           стр. 214 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу