<< Пред.           стр. 217 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 условий (напр.,
 диктатура пролетариата). Складываются также новые закономерности, напр. с
 возникновением
 мировой системы социализма.
 Общие закономерности этапа возникновения коммунистич. формации, закономерности
 совр.
 мирового ре-волюц. процесса включают в себя объективную необходимость
 социалистич.
 революции, обретающей мировой характер и совершаемой внутр. силами в каждой отд.
 стране при
 наличии объективных и субъективных предпосылок; руководство рабочего класса во
 главе с марк-
 систско-ленинской партией как необходимое условие углубления и развития мирового
 революц.
 процесса; союз рабочего класса с крестьянством и др. слоями тру-
 дящихся/ а также с нац.-освободит. движением; расширение социальной базы
 мирового освободит.
 движения в отд. странах и в междунар. масштабе; неравномерность развития
 мирового революц.
 процесса и разновременность победы социалиста, революции в различных странах;
 мирное
 сосуществование гос-в с различным строем как своеобразную форму классовой
 борьбы.
 К наиболее общим специфич. законам коммунистич. формации можно отнести
 утверждение
 подлинного народовластия сначала через социалистич. гос-во, а затем и
 непосредственно путём
 коммунистич. обществ. самоуправления; постановку в центр социального развития
 человека как
 главного богатства общества; сознат. характер преобразования социальных
 процессов и науч.
 характер управления ими при руководящей роли рабочего класса и марксистско-
 ленинской партии;
 утверждение гармоничности, равномерности, плановости развития социальных
 процессов, всех
 сторон обществ. жизни, к-рые приходят на смену капиталистич. анархии и
 конкуренции,
 противоположности города и деревни, умств. и физич. труда, классовому
 неравенству; формирование
 подлинной коллективности, взаимопомощь и сотрудничество свободных от
 эксплуатации людей на
 основе обществ. собственности; закон складывания социальной однородности при
 одновременном
 всестороннем развитии личности; рост активности, самодеятельности u инициативы
 масс; закон
 социальной эволюции, происходящей без политич. революций, и др. Теоретич. работы
 КПСС,
 братских партий др. социалистич. стран позволили также установить осн.
 закономерности стро-
 ительства развитого социализма.
 В отличие от категорий и законов диалектич. и ис-торич. материализма,
 особенность категорий и
 законов Н. к. состоит в том, что они связаны с возникновением, становлением и
 развитием одной -
 коммунистич. — формации. При этом, в отличие от др. наук, изучающих коммунистич.
 общество,
 категории Н. к. отражают общие процессы развития коммунистич. формации, а также
 конкретные
 формы их проявления. Тем самым законы и категории Н. к. выполняют по отношению к
 конкретным
 наукам о социализме и коммунизме методология, функцию. Наиболее общей категорией
 Н. к.
 является коммунистич. формация, затем идут такие категории, как эпоха перехода
 от капитализма к
 коммунизму, социалистич. революция, диктатура пролетариата, переходный период от
 капитализма
 к социализму, социализм, развитое социалистич. общество, коммунизм.
 Н. к., как и марксизм-ленинизм в целом, по самой своей природе носит интернац.
 характер. Он
 является результатом обобщения не только опыта революц. движения в той или иной
 отд. стране, но
 и опыта мирового рабочего и коммунистич. движения в целом, раскрывает общие
 закономерности и
 специфику строительства социализма и коммунизма во всех странах, совершающих
 переход к
 коммунизму.
 На различных ступенях развития общества в зависимости от конкретно-историч.
 обстановки те или
 иные стороны, проблемы Н. к. выдвигаются на первый план. В странах,
 осуществляющих
 социалистич. преобразования, гл. объектом изучения выступают проблемы
 переходного периода от
 капитализма к социализму; там, где социалистич. революция ещё не совершилась, в
 центре Н. к.
 стоят проблемы борьбы за установление политич. власти рабочего класса в союзе со
 всеми тру-
 дящимися.
 Различие проблем на том или ином этапе вовсе не означает, что каждая страна
 должна иметь свою
 теорию Н. к. Нет и не может быть разновидностей Н. к. по географич., нац. и др.
 признакам, как не
 может быть нац. наук — математики, физики, химии и т. д. Учёт специфич.
 особенностей развития
 отд. стран входит в само содержание единой теории Н. к. Лишь сочетание интернац.
 и нац. задач
 трудящихся в борьбе за торжество социализма и коммунизма — непременное условие
 успеха
 междунар. революц. движения.
 В совр. историч. условиях необходимость творч. развития науки о коммунизме
 выдвигается на одно
 из первых мест, ибо Н. к. призван теоретически обобщить новые явления, дать
 практич.
 рекомендации в осуществлении задач коммунистич. строительства, весги иде-ологич.
 борьбу против
 буржуазных и ревизионистских теорий.
 На совр. этапе важнейшее значение имеет всесторонний анализ развитого
 социалистич. общества, его
 критериев и историч. места в развитии коммунистич. формации, закономерностей,
 лежащих в основе
 перерастания социализма в коммунизм, выявления движущих сил этого процесса,
 реальных
 противоречий и трудностей строительства нового общества. Значит. актуальность в
 условиях
 развитого социалистич. общества приобретает и проблема возрастания руководящей
 роли рабочего
 класса и коммунистич. партии, раскрытие сущности новой историч. общности —
 советского народа,
 путей становления бесклассовой структуры и утверждения полной социальной
 однородности об-
 щества. Важным аспектом Н. к. является изучение закономерностей становления и
 развития
 духовной культуры социалистич. общества, путей формирования нового человека и
 коммунистич.
 образа жизни. Исключит. значение приобретает науч. разработка проблем управления
 социальными
 процессами, путей соединения достижений науч.-технич. революции с преимуществами
 социализма.
 В междунар. плане важное значение имеют проблемы укрепления всестороннего
 сотрудничества
 братских партий и стран социализма, проблема социалистич. ориентации и
 некапиталистич. пути раз-
 вития освободившихся стран, изучение особенностей совр. этапа общего кризиса
 капитализма и
 освободит. борьбы рабочего класса, решение проблем достижения прочного междунар.
 мира и
 мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
  А. М. Ковалёв.
 «НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ», материалистич. направление в совр. бурж. философии,
 сформировавшееся в кон. 50-х гг. в США и Австралии. Осн. представители — Г.
 Фейгл, Дж. Старт,
 Д. Армстронг, Дж. Корн-мен, Т. Нагель, Р. Рорти, П. Фейерабенд, Дж. Шаффер и др.
 Идейные истоки
 «Н. м.» — логический позитивизм и аналитич. бихевиоризм, его развитие
 стимулировали достижения
 биохимии, физиологии, психологии, кибернетики. «Н. м.» реабилитирует онтологич.
 проблематику и
 фиксирует внимание на классич. психофизич. проблеме, объявлявшейся логич.
 позитивизмом «псев-
 допроблемой».
 Центр. тезис «Н. м.» состоит в том, что человек в принципе ничем не отличается
 от остальной
 природы, сознание сводимо к состояниям центр. нервной системы, к
 функционирующему мозгу,
 следовательно, методы естествознания, в частности физики, способны дать
 исчерпывающее описание
 человеч. существа. Духовные явления, по мнению «науч. материалистов»,
 тождественны
 физическим, составляют их подкласс. Возможность полной редукции духовного к
 физическому
 должна быть строго доказана науч. исследованиями, что оказывается необходимым
 условием
 создания монистич. онтологич. концепции. Название «Н. м.» подчёркивает, что
 обоснование
 материализма полностью зависит от науки и производится её средствами.
 Расхождения в трактовке
 таких понятий, как «ментальное» и «физическое», а также в построениях моделей
 редукции пси-
 хического к физическому порождают разные формы «Н. м,». «Элиминативный
 материализм»
 предполагает, что с развитием науки возможна элиминация всех «ментальных»
 терминов и замена их
 точными науч. терминами (Фейерабенд, Рорти и др.). «Теоретич. материалисты»
 утверждают, что
 тождество «ментального» и «физического» возможно лишь как «теоретич.» редук-
 НАУЧНЫЙ 413
 ция, вследствие к-рой наблюдаемый объект сводится к теоретич. объекту (Корнмен и
 др.). Особое
 место в рамках «Н. м.» занимает кибернетизированный, или «функциональный
 материализм» (X.
 Патнэм, Дж. Фодор н др.), согласно к-рому психич. процессы эквивалентны
 не физич. процессам, а определ. функциональным состояниям живой системы;
 функциональные
 свойства нередуцируемы к известным физич. свойствам. «Функциональный
 материализм»
 свидетельствует о кризисе радикально-физикалистских концепций «духовного» и
 «телесного». В
 русле «Н. м.» стала усиливаться тенденция к «эмерджентистскому материализму»
 (Дж. Марго-лис,
 Н. Свартц, Р. Сперри и др.), защищающему мате-риалистич. принципы, выступающему
 против ради-
 кального физикализма и апеллирующему к диалектике. Явления жизни, психики,
 культуры
 определяются в качестве эмерджгнтных свойств высокоразвитых материальных систем,
 образующих
 новое качество, целостность и не сводимых к свойствам отд. элементов или
 подсистем той системы,
 которая обладает данным каче-
 ством.
 Последовательно редукционистские формы «П. м.» не выходят за пределы
 домарксистского
 метафизич. материализма, подменяя понятие материи понятием физического и
 интерпретируя
 материализм в духе физи-кализма. Вне круга рассмотрения «науч. материалистов»
 остаются объекты,
 к-рые не могут быть редуцированы к «физическому» (напр., экономич. отношения,
 социальная
 революция, классовая борьба, человеч. культура). Отождествляя ментальное с
 физическим, «Н. м.»
 устраняет проблему идеального, отдавая дань вульгарному материализму. Узко
 сциентистское пони-
 мание сознания но учитывает содержательно-ценностных его аспектов.
 Вместе с тем «Н. м.» сыграл известную положит. роль, стимулируя исследования в
 области
 психологии и нейрофизиологии и способствуя изучению естеств.-науч. аспекта
 проблемы сознания.
 Для него характерны опора на науку, атеистич. направленность, критика идеализма,
 дуализма,
 спиритуалистич. трактовок духовной деятельности.
 • Юлина Н. С., Проблема метафизики n амер. философии 20 и., М., 1078, гл. 5, §
 3; Д у б p о в он и и Д. И., «Н. м.» и
 психофизиологии, проблема, «ФН», 1975, № 6, 1977, № 2; Б у н-ге М.,
 Несостоятельность психофизич. дуализма, там
 же, 1979, № 2; А г m s t r o n g D. M., A materialist theory of the niind, L.—
 ?. ?., 1968; Materialism and the mind-body
 problem, Englcwood Cliffs (N. J.), 1971; M a r g o l i s J., Persons and minds,
 Boston, 1978; L с v i n M. E., Metaphysics and the
 mind-body problem, Oxf., 1979.
 НАЦИОНАЛИЗМ, бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в
 национальном
 вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторич. и надклассовую форму обществ.
 единства, как
 гармонич. целое с тождественными осн. интересами всех составляющих её социальных
 слоев. При
 этом за общенац. интересы выдаются устремления класса или социальной группы,
 выступающих в
 данных конкретно-историч. условиях носителем и проводником националистич.
 идеологии и
 политики — буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи нац.
 превосходства и нац.
 исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от
 историч.
 обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие Н.
 связано с
 зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия
 создания и
 завоевания общепац. рынка, установления своего господства в нац. рамках в борьбе
 против феод.сил
 и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путём
 порабощения др. наций.
 Н. используется буржуазией с целью добиться «классового мира» внутри нации,
 отвлечь пролетариат
 от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций нац. рознь,
 подорвать интернац.
 единство революц.
 414 НАЦИОНАЛИЗМ
 движения. Условия бурж. общества ведут к распространению националистических
 взглядов среди
 отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного
 государства, его
 политикой и пропагандой.
 Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую
 сущность; он
 рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль
 в зависимости
 от историч. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии и характера
 её связей с нар.
 массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период
 формирования наций,
 напр. в Зап. Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным
 знаменем
 восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнёта, поднимая и нар.
 массы на эту
 борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В.
 И. Ленин, ПСС,
 т. 24, с. 131—32). Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и
 жестокого нац. и
 колон. гнёта, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалис-тич.
 и колон.
 политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой
 теорией). В условиях
 существования двух мировых систем империа-листич. буржуазия стремится придать Н.
 прежде всего
 антикоммунистич. и антисов. направленность. Империализм делает ставку на
 оживление u
 социалистич. странах националистич. тенденций.
 Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и
 экономич, независимость,
 против империализма. В Н. в этих странах в огранич. форме выражается идея нац.
 освобождения и
 нац. независимости, и он часто служит знаменем нац.-освободит.
 движения. В Н. в подобных случаях находят известное отражение демократизм и
 протест против им-
 периалистич. гнёта той части масс, к-рая ещё не поднялась до классового
 сознания. У значит. слоев
 крестьянства Н. выступает как первонач. форма антиим-периалистич. сознания.
 Вместе с тем наряду
 с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колон. и зависимых странах имеет
 реакц. черты, к-
 рые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с
 развёртыванием в

<< Пред.           стр. 217 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу