<< Пред.           стр. 219 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 слиянием, исчезновением наций в условиях победы коммунизма во всём мире.
 Идеологи буржуазии, к-рая возглавляла нац.-освободит.
 движения в Европе и амер. колониях в 16—19 вв., считали основой решения Н. в.
 «принцип
 национальности» («право нации»), согласно к-рому необходимо создание при любых
 обстоятельствах «своего» гос-ва: «одна нация — одно гос-во». В период бурж.
 революций и
 становления нац. бурж. гос-в «принцип национальности» сыграл положит. роль в
 борьбе против
 остатков феод.раздробленности и нац. гнёта. При перерастании капитализма в
 империализм
 буржуазия крупнейших стран переходит к более широким колон. захватам, завершает
 раздел мира и
 отбрасывает «принцип национальности». Н. в. из внутригосударственного
 превратился в междунар.
 вопрос об освобождении всех народов от империалистич. порабощения.
 К. Маркс и Ф. Энгельс разработали осн. принципы подлинно науч. теории решения Н.
 в. Они
 показали, что нац. отношения носят конкретно-историч. характер и определяются
 обществ. и гос.
 строем, соотношением классовых сил внутри страны и на междунар. арене, нац.
 политикой
 господствующих классов. В то же время отношения наций и народов оказывают
 влияние на обществ.
 отношения и классовую борьбу. При этом на различных историч. этапах могут
 выдвигаться на пер-
 вый план разные стороны Н. в. (борьба за политич. или экономич. независимость,
 проблемы
 культуры, языка и др.). Вскрыв социальную сущность нац. движения, Маркс и
 Энгельс
 подчёркивали, что интересы пролетариата требуют освобождения угнетённых наций и
 народов. На
 первый план Маркс и Энгельс выдвинули принцип интернационализма — «Пролетарии
 всех стран,
 соединяйтесь!» (см. Соч., т. 4, с. 459). Им же принадлежит знаменитая формула:
 «Не может быть сво-
 боден народ, угнетающий другие народы» (Э н-г е л ь с Ф., там же, т. 18, с.
 509). Маркс и Энгельс
 распространили требование о предоставлении нац. независимости на колон. народы,
 к-рые они
 считали естественными союзниками пролетариата в революц. борьбе.
 Теория Н. в. получила дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. В написанном им
 «Проекте
 программы Росс. социал-демократич. рабочей партии» (1902) в качестве основы
 решения Н. в. было
 выдвинуто право наций на самоопределение. Главнейшие положения ленинской теории
 Н. в. были
 положены в основу прак-тич. деятельности и программных документов Комму-нистич.
 Интернационала и коммунистич. партий.
 В условиях капитализма для развития Н. в. характерны две историч. тенденции:
 первая —
 пробуждение нац. жизни и нац. движений, борьба против всякого нац. гнёта,
 создание нац. гос-в, и
 вторая — развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка нац.
 перегородок,
 создание интернац. единства капитала, экономич. жизни, политики, науки, мирового
 рынка и т. д.
 Первая тенденция проявляется сильнее в эпоху восходящего капитализма, вторая — в
 эпоху
 империализма (см. В. И. Ленпн, ПСС, т. 24, с. 124). Признание в марксистско-
 ленинской теории Н. в.
 права наций на самоопределение, отстаивание принципов добровольного объединения
 наций, пролет.
 интернационализма, солидарности трудящихся всех стран в борьбе против
 империализма отражает и
 первую и вторую тенденции. На бурж.-демократич. этапе развития Н. в. есть часть
 общего вопроса о
 бурж.-демократич. революции и его решение является подчинённым по отношению к
 задачам этой
 революции (ликвидации остатков феодализма и т. п.). Когда возникают условия для
 социалистич.
 преобразований, Н. в. является частью общего вопроса о социалистич. революции и
 строительстве
 социализма. Это ни в какой мере не означает недооценки Н. в.
 Право наций (народов) на самоопределение означает свободное установление каждой
 из них
 различных форм отношений с др. народами (добровольное объединение в едином гос-
 ве, автономия,
 федерация и др. вплоть до отделения и образования независимого гос-ва), а также
 самостоят.
 решение всех вопросов своего внутр. устройства (обществ. строй, форма правления
 и т. д.). При этом
 в соответствии с марксистско-ленинской теорией Н. в. марксисты-ленинцы,
 отстаивая это право,
 исходят из необходимости его реализации в той форме, к-рая в максимальной
 степени содействует
 интересам борьбы за социальный прогресс, за всеобщий мир. Следует учитывать, что
 число только
 крупных наций и народов, проживающих в совр. 170 гос-вах, составляет ок. 2 тыс.
 Поскольку
 дальнейшее значит. увеличение числа гос-в маловероятно, то, очевидно, для
 большинства наций и
 народностей Н. в. может быть решён только в многонац. гос-вах.
 Ярким примером этого служит решение Н. в. в СССР. Отношения между сов.
 социалистич.
 республиками строятся на основе принципа социалистич. федерации, в соответствии
 с к-рым каждая
 союзная республика является суверенным гос-вом. Тем самым обеспечивается
 единство союзной и
 нац. государственности республик на основе принципов демократич. централизма,
 социалистич.
 федерализма и социалистич. демократии. Если нация или народность не может
 образовать союзную
 республику (в том случае, если она слишком малочисленна, не составляет
 большинства на
 занимаемой ею территории и т. д.), применяется принцип социалистич. автономии:
 нации и
 народности образуют авт. республики, области или округа. Т. о., всем народам
 обеспечивается гос.
 самоуправление и защита их нац. интересов (развитие нац. культуры, школы,
 уважение нац. обычаев,
 религии и т. д.).
 Решение Н. в. в СССР является одним из важнейших достижений социализма и имеет
 огромное
 междунар. значение. Под воздействием мощных объединит. эконо-мич., политич.,
 идеологич. и др.
 факторов в СССР возникла новая историч. общность людей — советский народ.
 Существование в
 рамках единого социалистич. гос-ва множества наций и народностей порождает новые
 проблемы, к-
 рые не носят антагонистич. характера и успешно решаются на основе ленинской нац.
 политики.
 Дальнейшее сближение наций — объективный историч. процесс, к-рый вредно
 искусственно
 форсировать и совершенно недопустимо сдерживать, т. к. в обоих случаях это
 привело бы к
 замедлению этого прогрессивного процесса и противоречило бы ген. направлению
 развития сов.
 общества, интересам строительства коммунизма.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
 Отчет Ген. Совета IV ежегодному
 конгрессу Междунар. Товарищества Рабочих, там же, т. 16; его же, Ген. Совет —
 Федеральному совету Романской
 Швейцарии, там же; его же, [Письмо] 3. Мейеру и А. Фогту, 9 апр. 1870 г., там
 же, т. 32; Энгельс Ф., Какое дело рабо-
 чему классу до Польши?, там же, т. 16; его ж е, О разложении феодализма и
 возникновении нац. гос-в, там же, т. 21; Ле-
 нин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе, [Сб.], М., 1956; его же, Доклад
 комиссии по нац. и колон. вопросам, ПСС, т 41;
 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций ? пленумов ЦК, т. 1—2, M.,
 197Q»; Программа КПСС. (Принята
 XXII съездом), М., 1976; Конституция (Осн. закон) Союза Сов Социалистич.
 Республик, М., 1077; Междунар.
 совещание коммуиистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969;
 Брежнев Л. и,, об интернационализме и
 дружбе народов, М., 1981; Андропов Ю. В., Шестьдесят лет СССР, М., 1982; С т а р
 у ш е н к о Г. Б., Принцип
 самоопределения народов и наций во внешней политике Сов. гос-ва, М., 1960; его
 же, Мировой революционный
 процесс и совр. междунар право, М.. 1978; Ленинизм и Н. в. в современных
 условиях, М., 19742; Б ? о м л е й Ю. В.,
 Этнос и этнография, М., 1973; Баграмов Э. А., Ленинская нац. политика;
 достижения и перспективы, М., 1977; его же, Н.
 в. в борьбе идей, М., 1982; Цамерян И. П., Нации и нац. отношения в развитом
 социалистич. обществе, М., 1979; см.
 также лит. к статьям Нация, Наииопплъно-освободительная революция. Г. Б.
 Старушенко.
 НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ), историч. общность людей, складывающаяся в
 ходе
 формирования общности их территории, экономич. связей, лит. языка, нек-рых
 особенностей
 культуры и характера.
 В бурж. социологии и историографии нет общепринятой теории Н. Иногда
 возникновение Н.
 рассматривается как простое продолжение и усложнение родо-пле-менных связей,
 этатистские
 теории связывают Н. с гос-вом. В нек-рых идеалистич. концепциях «нац. дух» (нац.
 сознание, нац.
 характер) представляется в качестве ведущего, а иногда и единств. признака
 нации, в других — Н.
 рассматривается как «психологич. понятие», «бессознат. психич. общность», в
 третьих — Н.
 сводится к общности нац. характера, сформировавшегося на почве общности судьбы,
 к союзу
 одинаково мыслящих людей. Ряд этих концепций остро критиковал В. И. Ленин,
 показывая их
 идеалистич. сущность (см. ПСС, т. 1, с. 153—54, т. 24, с. 386—88). Консолидация
 Н. действительно
 облегчается наличием этнически родств. племён, но это не обязат. условие.
 Фактически не
 существует однородных Н. Немало даже таких Н., к-рые образовались не только из
 различных этнич.
 групп, но и из разных рас. Поэтому нельзя включать в понятие Н. расовую общность
 в качестве
 необходимого признака. Н. не определяется также религ. и гос. общностями.
 Подлинно науч. теория Н. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И.
 Лениным. Согласно
 этой теории, Н. возникает как новое социально-историч. явление в период
 преодоления
 феод.раздробленности общества и укрепления политич. централизации на основе
 капиталистич.
 экономич. связей.
 В жизни Н., её отношениях с др. Н. этнич. (языковые и культурно-бытовые)
 особенности занимают
 большое место, но они не предопределены биологически, а тоже являются продуктом
 социального
 развития. Постоянно подчёркивая социальное происхождение и социальную роль Н.,
 Ленин указывал
 на то, что создание «...национальных связей было не чем иным, как созданием
 связей буржуазных»
 (там же, т. 1, с. 154), что «...нельзя было из феодализма перейти к капитализму
 без национальных
 идей» (там же, т. 26, с. 35), что «нации неизбежный продукт и неизбежная форма
 буржуазной эпохи
 общественного развития» (там же, с. 75). На основе длит. совместной жизни людей,
 связанных
 единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной
 жизни. Основопо-
 ложники марксизма-ленинизма считали её важной для развития Н., но подчёркивали
 противоречивость культуры и психологии Н., состоящей из враждебных классов.
 «Есть две
 национальные культуры в каждой национальной культуре»,— писал Ленин (там же, т.
 24, с. 129),
 имея в виду, что буржуазно-помещичья и клерикальная культура противостоит
 демократич. и со-
 циалистич. культуре. Эти две культуры создаются представителями одной
 национальности, но
 разных «двух наций в одной нации», имеющих разную обществ. идеологию и
 психологию. Н. имеет
 не особую нац. психологию, а нац. особенности психологии. Общность экономич.
 связей,
 территории, языка, а также нац. особенности культуры и психологии порождают
 созна-
 НАЦИЯ 417
 ние нац. общности — нац. самосознание. Нац. самосознание, возникнув, становится
 важным
 условием существования и развития Н., к-рая объединяется уже не только
 объективными связями, но
 связями, основанными на самосознании в широком смысле, включающем в себя
 сознание этнич.
 общности, приверженность к нац. языку, территории, культуре, определ. отношение
 к др. Н., чувство
 нац. гордости. Жизненность, активность Н. в значит. мере определяется характером
 и уровнем нац.
 самосознания.
 Процесс формирования разных Н. определяется соотношением экономич., политич.,
 этнич.
 признаков, а также характером историч. эпохи. Как правило, процессы становления
 Н. и условий её
 существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Н. складываются и
 тогда, когда нет
 ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и
 Африки Н.
 формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на
 исторически
 сложившейся в результате колон. разделов территории из различных по языку,
 культуре, экономич.
 связям племён и народностей и становятся формой терр.-экономич. сплочения,
 политич. и культур-
 ного развития этих стран.
 Для правильного понимания как сущности Н., так и места и роли её этнич.
 особенностей необходимо
 различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и
 «национальность».
 Понятие «национальность», выражая этнич. общность, является более узким, чем
 понятие «Н.».
 Различение их помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую
 национальность (этнич.
 особенности языка, культуры) с той или иной Н., но не живущие на её территории,
 не являются
 представителями данной Н. Наконец, становится понятным, почему Н. или народность
 при социа-
 лизме в корне меняет социальную сущность, сохраняя в основном свою
 национальность.
 В ходе строительства социализма Н. преобразуется в социалистическую по своей
 экономич. основе,
 классовой структуре и духовному облику. Социалистич. Н.— это выросшая из Н. или
 народности
 капиталистич. общества в процессе ликвидации капитализма и победы социализма
 новая социальная
 общность людей, у к-рой сохранились, хотя и получили качественно новое развитие,
 определ. этнич.
 особенности, но в корне преобразился на социалистич. интернац. началах весь
 уклад политич.,
 социально-экономич. и духовной жизни. Основой развития социалистич. П., их
 социально-политич. и
 идейного единства является социалистич. экономика. Новое качество приобретает
 также общность
 территории как условие существования и признак Н. Социалистич. II, имеют свою
 территорию с
 исторически сложившимися границами, к-рые, однако, не обособляют Н. друг от
 друга. Происходит
 постоянное н всестороннее общение между Н. Социализм создаёт самые благоприятные
 условия для
 развития нац. языков. Знание же наряду с нац. языком и межнац. языка, каким в
 СССР стал русский,
 усиливает культурный рост всех Н. На основе экономич., социальной и идейно-
 политич. общности
 социалистич. Н. развиваются интернац. черты их культур. Социалистич. Н.,
 сохраняя прогрессивное
 культурное наследие, формируют новые ценности культуры, к-рые становятся общим
 достоянием
 всех народов. Национальное и интернациональное в культуре социалистич. Н.
 составляет единство, в
 к-ром ведущей является интернац. сторона. В ходе строительства коммунизма
 возникают и
 развиваются новые традиции, к-рые сближают н объединяют все со-циалистич. Н.,
 укрепляют их
 духовную общность. Новые черты социплистич. Н. формируются на основе развития
 самого

<< Пред.           стр. 219 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу