<< Пред.           стр. 227 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 природа).
 Психич. нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а
 всякое
 нарушение «социальной идентичности» трактуется как патология. Однако если Н.
 «со-
 циологизирует» психологию, то сами социальные явления при этом
 «психологизируются». Н.
 отрицает объективные социальные закономерности, к-рые не являются законами
 психологии.
 Отвергая представления психоанализа о внутрипсихич. структуре, Н. заменяет их
 учением о
 защитных формах поведения в духе бихевиоризма. Н. или вообще отрицает роль
 бессознательного,
 или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психич.
 структурами
 («социальное бессознательное» Фромма). Показательна для Н. общая концепция
 межличностных
 отношений, к-рую развивает Салливан: в психике пет ничего, кроме отношений к др.
 лицам и
 объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой
 рас-
 сматривается как миф или иллюзия, а личность — лишь как сумма отношений между
 искажёнными
 или фантастич. образами («персонификациями»), возникающими в процессе
 социального общения.
 Н. не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет
 индивида в межлич-
 ностной среде, то Хорни признаёт в человеке известную возможность самодвижения
 («стремление к
 самореализации»). Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися
 ещё у Хорни
 и Салливана, развивая социально-критич. антропологич. теорию и превращая Н. в
 теорию утопич.
 «коммунитарного социализма». В работах М. Мид, Кардинера и др. Н. объединяется с
 культурантропологией, нередко приводя к идеям культурного релятивизма,
 психологич. несоиз-
 меримости отд. культур.
 Проблемы психопатологии получили в Н. наибольшее развитие у Хорни. Рассматривая
 иррациональность невроза как отражение иррациональных аспектов общества, Хорни
 считает
 движущей силой невроза состояние «основного страха», порождённого враждебной
 средой. Как
 реакция на страх возникают различные защитные механизмы: рационализация или
 преобразование
 невротич. страха в рациональный страх перед внеш. опасностью, всегда
 несоразмерно
 преувеличиваемой; подавление страха, при к-ром он замещается др. симптомами;
 «наркотизация»
 страха — прямая (с помощью алкоголя) или переносная — в виде бурной внеш.
 деятельности и т. п.;
 бегство от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства защиты порождают четыре
 «великих невроза»
 нашего времени: невроз привязанности — поиски любви и одобрения любой ценой;
 невроз власти —
 погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм
 автомата) и, наконец,
 неврозоизоляция, или бегство от общества. Но эти иррациональные способы решения
 конфликтов
 лишь усугубляют, по Хорни, самоотчуждение личности. Цель психотерапии Н. видит в
 выявлении
 дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к
 существующему образу
 жизни.
 Н. оказал значит. влияние на работы т. н. чикагской группы психоаналитиков (Ф.
 АлександерД.
 Френч н др.), а также на социологические исследования на Западе.
 • Совр. психология в капиталистич. странах, М., 1963; Уэллс Г., Крах
 психоанализа. От Фрейда к Фромму, пер. с англ.,
 М., 1968; Браун К. X., Критика фрейдомарксизма, пер. с нем., М., 1982; Hall С.
 S., L i n d 7, е у H., Social1 psychoVogical
 theories; Adler, Fromm, Sullivan, Homey, в их кн.: Theories of personality, N.
 ?.— L., 1957: Bim bach M., Neo-Freudian
 social philosophy, Stanford, 19C1; Wyss D., Die tiefenpsychologischen Schulen
 von den Anfangen bis zur Gegenwart, Gott.,
 19708. Д. Н. Ляликов.
 НЕОФРЕЙДИЗМ 431
 НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ, термин, употребляемый для обозначения различных вариантов
 пересмотра в совр. немарксистской социологии, культурной и социальной
 антропологии идей
 эволюционизма 19 в. (Г. Спенсера, Э. В. Тейлора и др.). Среди течений Н.
 наиболее известны
 эволюционный «культурный материализм» (в амер. культурантронологии и
 археологии), особое
 внимание уделяющий истории развития технико-эко-номич. базы культуры (Л. Уайт,
 Г. Чайлд, М.
 Са-линс, Э. Сервис, М. Харрис, Дж. Стьюард, Л. Бин-форд и др.), и эволюционный
 функционализм
 (Парсонс, Р. Белла, Н. Смелзер, С. Эйзенштадт и др.), развивающий в конкретно-
 историч. плане
 универс. модель структурной дифференциации Спенсера и Дюркгейма, основанную на
 усложнении
 общественного разделения труда.
 В отличие от глобальных схем эволюционизма 19 в., включавших всякое явление в
 мировой
 эволюционный процесс и опиравшихся на принцип непрерывности и безграничности
 прогрессивного
 накопления изменений, Н. перемещает акцент на системность и локальную
 индивидуальность
 изменяющихся социальных форм, вводит принцип прерывности изменений и исходит из
 многолинейности эволюции. Различая процессы локальных культурных изменении и
 тенденции
 развития человеч. культуры в целом (коренные сдвиги как общий источник
 культурного
 формообразования), культурантропологич. II. разрабатывает понятия «специфич.» и
 «общей»
 эволюции (см. «Evolution and culture», ed. by M. Sahlins, E. Servise, Ann Arbor,
 1960). Ho H. не
 способен построить единую теорию социальной эволюции, в к-рой были бы
 установлены связи меж-
 ду локальными и общими процессами культурного развития. Многие теоретики Н.
 отрицают саму
 возможность создания такой теории.
 Традиционно рассматривая социальную эволюцию как продолжение биологической, Н.
 для
 объяснения происхождения человеч. культуры, разнообразия «социальных форм» и т.
 п. привлекает
 новые данные спец. наук, результаты эмпирич. исследований по сравнит. этологии,
 классификации и
 сравнит. изучению сообществ приматов и пр. От эволюционизма 19 в. Н. унаследовал
 понимание
 эволюции как процесса увеличения дифференциации и сложности организации обществ.
 жизни. Но эту концепцию Н. расценивает как простое эмпирич. обобщение о развитии
 более
 сложных социальных форм из менее сложных, выделяя при этом три осн. процесса:
 дифференциацию социокуль-турных структур, специализацию социокультурных функций
 и
 интеграцию этих структур и функций в новые уровни организации. Н. пытается
 преодолеть огра-
 ниченность старого эволюционизма путём разработки понятия «открытой» системы,
 учитывающей
 влияние внеш. факторов, случайных и катастрофич. событий; путём объединения
 прежде
 соперничавших теоретико-методологич. ориентации — эволюционизма, диффу-зионизма
 и
 функционализма — в сочетании со сравни-тельно-историч. методом проверки гипотез.
 Однако ято не
 преодолевает ограниченности Н., к-рый не вскрывает подлинных источников обществ.
 развития,
 противопоставляет эволюцию революц. процессам.
 • Артановский С. Н., Историч. единство человечества и взаимное влияние культур.
 Философско-методологич. анализ
 совр. зарубежных концепций, Л., 1967; Критика совр. бурж. теоретич. социологии,
 М., 1977; История бурж. социологии
 1-й пол. 20 века, М., 1979; Parsons Т., Societies. Evolutionary and comparative
 perspectives, Englewood Cliffs (N. ,T.), I960;
 H a r r i s M., The rise of anthropological theory, N. ?., 1968; Eisenstadt S.
 N., Tradition, change and modernity, ?. ?., 1973.
 НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ, филос. понятие, обозначающее такой вид знания, к-рое
 достигается путём прямого усмотрения (как бы прямо «даётся» соот-ветств.
 объектом) и сознательно
 не обосновывается, не
 432 НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ
 проверяется и не оценивается субъектом. В истории философии учение о Н. з.
 (понимаемом как
 абсолютно непосредственное) развивалось в тесной связи с решением проблемы
 обоснования знания.
 В различных эмпирич. концепциях Н. з. понималось как совокупность алементарных
 чувств.
 впечатлений, данных сознанию индивидуального субъекта или фиксированных в языке
 (ощущения,
 «чувственные данные» англо-амер. неореализма, «протокольные предложения» логич.
 позитивизма и
 др.). Рассматривая Н. з. как основу системы познания, эмпиризм пытался свести к
 ней все виды и
 формы знания. В ряде рационалистич. концепций высшим основоположением знания
 признавался
 акт «абс.» рефлексии, понимаемой как непосредств. «схватывание» субъектом
 глубинной сущности
 своего сознания. С рефлексией связывалась возможность интеллектуальной интуиции,
 т. е.
 непосредств. постижения нек-рых теоре-тич. истин. Так, напр., согласно Декарту,
 положение «cogito
 ergo sum» («мыслю, следовательно, существую») является генетич. и логич. основой
 всякого др.
 знания именно в силу того, что оно не только содержит указание на свой объект,
 но и
 непосредственно гарантирует собств. очевидность и достоверность. Критерию
 истины, понимаемому
 Декартом как ясность и отчётливость (т. е. непосредств. очевидность), отвечают
 лишь те положения,
 содержание к-рых соотнесено с актом рефлексии (напр., положения математики). В
 феноменологии
 Гуссерля Н. з. относится не только к индивидуальным предметам, но и к сущностям,
 «эйдосам»,
 универсалиям, выступая как результат непосредств. «узрения» сущности в акте
 трансцендентальной
 рефлексии (т. е. непосредств. схватывания т. н. «чистым» сознанием своей собств.
 глубинной основы
 — трансцендентального «Я»).
 Учение о Н. з. развивается в немарксистской философии также в рамках
 иррационалистич. критики
 интеллекта, интеллектуального знания и науки. В философии Бергсона Н. з.
 выступает как некая
 принципиально алогич. способность непосредств. «схватывания» реальности.
 Диалектич. материализм отвергает существование абс. Н. з. Вместе с тем по
 отношению к определ.
 системе познават. деятельности тот или иной вид Н. з. может выступать как
 относительно
 непосредственный. Каждый вид и форма знания выражает снецифич. способ диалектич.
 взаимодействия непосредственного и опосредствованного знаний. Так, по отношению
 к мышлению,
 оперирующему абстракциями, восприятие выступает как непосредств. данность
 объекта. Однако вос-
 приятие как вид знания не тождественно сенсорной информации, простому результату
 воздействия
 предмета на органы чувств человека. Любой элементарный акт восприятия
 многократно
 опосредствован — как культурно-исторически, так и предметно-практич. и познават.
 деятельностью
 субъекта.
 В развитом науч. познании в качестве Н. з. выступает фиксация опытных
 результатов (опыт). Однако
 это знание может рассматриваться как непосредственное только в отношении к
 собственно
 теоретической деятельности, поскольку констатация опыта в науке обычно
 предполагает
 использование концептуальных средств теорий.
 Особой формой Н. з. является т. н. неявное (нере-флектируемое) знание,
 представляющее собой эле-
 ментарные формы самосознания (в отличие от его высших форм, к-рые имеют характер
 рефлексии):
 осознание отличия своего сознания от внеш. объектов, осознание пространственно-
 временного
 положения своего тела и др. К Н. з. также относятся неявно принимаемые в той или
 иной теоретич.
 системе допущения и идеализации, к-рые в её рамках выступают как нечто
 самоочевидное. Неявное
 знание может стать предметом рефлексии, в результате к-рой оно превращается в
 явное и
 обнаруживает свой опосредствованный характер. Теоретич. рефлексия над системой
 знания
 предполагает
 его расчленение, уточнение, а в нек-рых случаях отказ от неявно принимаемых
 предпосылок
 (подобный характер имеет процедура обоснования в математике и в ряде др. наук).
 То, что раньше
 казалось ясным, непосредственно очевидным и понятным, в результате рефлексии
 оказывается
 достаточно сложным и нередко проблематичным, а иной раз просто ошибочным. В
 процессе
 рефлексии осуществляется выход за пределы существующей системы знания и
 порождение нового
 знания.
 • Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, M., 19652; Восприятие
 и деятельность, М., 1976; Лек-
 торский В. А., Субъект, объект, познание, М., 1980.
  В. А. Лекторский.
 НЕПРЕДИКАТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, определение, в к-ром определяемое вводится через
 нек-
 рое его отношение ко всем объектам класса, одним из элементов к-рого мыслится и
 само
 определяемое. В Н. о. часть (элемент) определяется через целое (множество),
 мыслимое раньше всех
 его частей, что порождает ситуацию «порочного круга», к-рая может (хотя и не
 всегда) приводить к
 противоречиям. Напр., Н. о. «множества всех множеств, не являющихся элементами
 самих себя»,
 приводит к т. н. парадоксу Рассела. Непредикативное образование понятий
 свойственно и др.
 известным парадоксам. Некорректность Н. о. побудила А. Пуанкаре, Б. Рассела (к-
 рому принадлежит
 термин «Н. о.»), Г. Вейля, а вслед за ними и др. учёных считать Н. о.
 принципиально недопустимыми
 в науке. Однако ввиду трудностей, связанных с абс. устранением Н. о., последние
 широко
 используются в классич. математич. анализе, не говоря уже о гуманитарных
 дисциплинах. При
 возможности эффективного исключения определяемого объекта и, т. о., выхода из
 порочного круга
 непредикативность является только кажущейся. Вообще, если все объекты класса,
 подразумеваемого
 в определяющем (следовательно, и самый класс), даны или могут быть получены
 независимо от Н. о.
 к.-л. из них, то Н. о. по существу безвредно. В этом случае непредикативный
 процесс введения
 определяемого не может повлиять на смысл определяющего. Напр., в предположении,
 что данные
 историч. источников объективно информируют о всех учениках платоновской
 Академии, понятие об
 Аристотеле без осложнений можно ввести посредством Н. о., сказав, что это самый
 мудрый ученик
 Платона (известно, что и Платон называл Аристотеля «умом» Академии).
 • Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, с. 44—45.
 НЕПРЕРЫВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Идея перманентной, т. е. непрерывной, революции была
 выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые считали, что пролетариат, обладая
 достаточной силой,
 организацией, влиянием и занимая самостоят. политич. позицию, может осуществить
 переход от
 бурж.-демократич. революции к революции социалистической, к установлению своей
 власти. «В то
 время как демократические мелкие буржуа хотят возможно быстрее закончить
 революцию, ... наши
 интересы и наши задачи заключаются в том, чтобы сделать революцию непрерывной до
 тех пор, пока
 все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока
 пролетариат не завоюет
 государственной .власти...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с. 261).
 Непрерывность Маркс и
 Энгельс понимали как последоват. смену этапов революц. процесса.
 В новых историч. условиях эпохи империализма идея Н. р. была развита В. И.

<< Пред.           стр. 227 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу