<< Пред.           стр. 233 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Отличит. чертой Н. является стремление включить в философию вост. мудрость —
 учения
 брахманов, иудеев, магов и египтян. Аллегорически толкуя Ветхий завет, он
 пытается понять его в
 духе платонизма. Но, несмотря на известную фразу Н. о том, что Платон — это
 «говорящий по-
 аттически Моисей», не следует преувеличивать вост. влияний в философии Н., к-рая
 в основе своей
 остаётся в традиции др.-греческой философии.
 • Fragments. Texte etab. et trad, par E. des Places, P., 1973.
 * P u е с h H. С., Numenius d'Aparnee et les theologies orienta-les au second
 siecle, в кн.: Melanges Bidez, Brux., 1934, p.
 746—78; M a r t a n o G., Numeriio d'Apamea, Napoii, 1960; Ley de H., Marrobius
 and Numenius, Brux., 1972.
 НУС (греч. voug — разум, мысль, дух), у м, термин др.-греч. философии, начало
 сознания и
 самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания — в отличие от
 дискурсивно-
 рассудочного знания (дианойя).
 Черты, характерные для позднейших развитых концепций Н., намечены в элейской
 школе,
 считавшей истинное бытие умопостигаемым, и у Анаксагора, поставившего Н. у
 истоков
 возникновения мира. Первую развитую концепцию Н. дал Аристотель, у к-рого Н.—
 эйдос эйдосов,
 целевая причина всего существующего — стоит во главе иерархии универсума и — как
 предмет
 всеобщей любви — ость перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный Н.,
 для к-рого
 мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенци-
 ального человеч. H. Хотя у Платона концепция Н. не была достаточно разработана,
 в Древней
 Академии, видимо, проводилось различие между умом-?, и единым (Спевсипп), либо
 же они
 объединялись (Ксено-крат). Разработка проблемы Н. в среднем платонизме велась на
 основе
 понимания аристотелевского Н. как платоновского демиурга, содержащего в себе
 идеи-образцы
 всякого творения; атрибуты Н.— единое, сущее, отец, создатель, первый бог. У
 Плотина II.— вторая
 ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего её
 единого-
 блага. Н.— вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных
 богов,— прекрасный
 умопостигаемый космос, в к-ром Плотин чётко выделяет объект (бытие), субъект (Н.
 как чистая
 мысль) и соединение того и другого («совершенное живое существо» платоновского
 «Тимея» 30с,
 39е). Ямвлих и Прокл на основании этого тройного деления различали в Н. три
 триады богов:
 умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих
 (демиург у
 Ямвлиха, собственно ум — у Прокла). Понятие Н. играет важную роль в христ.
 теологии (бог как Н.;
 «умная» природа ангелов) и антропологии (Н. как образ божий в человеке и
 средство общения с
 богом в «умной» молитве, чистой от примеси воображения).
 Наиболее значимыми для истории философии моментами антич. учения об уме-?,
 следует считать
 его разработку у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном
 уме субъекта и
 объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т. п.
 * Fritz K. v., Noog and ????? in the Homeric Poems, «Classical Philology», 1943,
 v. 38, p. 79—93; его же, Der ???? des
 Anaxagoras, «Archiv fur Begriffsgeschichte», 1964, Bd 9, S. 87—102; его же,
 Noug, Noeiv and their derivatives in Pre-Socratic
 philosophy (excluding Anaxagoras), в кн.: The Pre-Socra-tics, ed. Alex. P. D.
 Mourelatos, N. Y., 1974, p. 23—85; H a m e-1 i n
 O., La thiorie de l'intellect d'apres Aristote et ses commen-tateurs, P., 1953;
 см. также лит. к статьям Анаксагор, Неоплато-
 низм.
 НЬЮТОН (Newton) Исаак (4.1.1643, Вулсторп, ок. Грантема,— 31.3.1727,
 Кенсингтон), англ. физик,
 астроном, математик, основоположник классич. и небесной механики. Н. создал
 дифференциальное и
 интегральное исчисления как адекватный язык математич. описания физич.
 реальности; в оптике он
 описал дисперсию света, защищал гипотезу о его корпускулярной природе, хотя
 сознавал
 необходимость волновых представлений для объяснения олтич. явлений. В осн. труде
 «Математич.
 начала натуральной философии» (1687) сформулированы понятия и законы классич.
 механики, дана
 математич. формулировка закона всемирного тяготения, доказана тождественность
 силы тяготения и
 силы тяжести на Земле, теоретически обоснованы законы Кеплера и с единой т. зр.
 объяснён
 большой объём опытных данных (неравенства движения Земли, Луны и планет, морские
 приливы и
 др.). В завершённом виде механика Н. явила собой классич. образец науч. теории
 дедуктивного типа
 и образец (парадигму) науч. теории вообще, сохранив это значение до настоящего
 времени.
 Науч. метод Н. имел целью чёткое противопоставление достоверного естеств.-науч.
 знания домыслам
 натур-филос. характера (Н. резко критиковал «теорию вихрей» Декарта). Знаменитое
 высказывание
 Н. «Hypotheses non fingo» («Гипотез не измышляю») было лозунгом этого
 противопоставления.
 Содержание науч. метода Н. (метода принципов) сводится к следующему: фундамент
 науч. знания
 составляют принципы (оси. понятия, законы), к-рые устанавливаются на основе
 опыта, эксперимента
 путём индукции, допускают математич. выражение и развитие в согласов. теоретич.
 систему и далее
 в науч. теорию путём дедуктивного развёртывания исходных принципов. Гипотезы
 допустимы в
 науч. исследовании, когда они подчиняются природе явлений, но в науч. теории
 даже такие гипотезы
 представляют собой знания «второго плана», варьируемый и лишённый должной
 достоверности
 элемент. Н. сам
 был автором многих физич. гипотез — о корпускулярной природе света, эфира,
 иерархически
 атомизирован-ной структуре материи и дальнодействии (передаче действия от одного
 тела к другому
 через пустое пространство мгновенно и без посредника), всеобщей меха-нич.
 каузальности.
 Методологич. требования Н. направлены на то, чтобы наука была отделена от
 натурфилософии и
 «познание природы получило свою научную форму...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и
 Энгельс Ф., оч., т.
 1, с. 599).
 Трудами Н. был заложен фундамент механистич. картины мира и механистич.
 мировоззрения: «Было
 бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы»
 («Математич. начала
 натуральной философии», см. в кн.: Крылов А. Н., Собр. трудов, т. 7,1936, с. 3).
 Н.— крупнейший
 представитель механистич. материализма 17—19 вв. Ввиду принципиальной
 недостаточности
 механицизма Н. оказался в плену метафи-зич. метода мышления, что очевидно
 обнаруживается в его
 мировоззрении. Материя, по Н., является исключительно инертной субстанцией,
 допускающей
 извечное повторение хода вещей, но начисто исключающей эволюцию. В учении об
 абс. времени как
 чистой длительности и абс. пространстве как пустом «вместилище» вещества Н.
 метафизически
 отрывает пространство и ьремя от материи, утверждая их независимость. С
 реляционной концепцией
 пространства и времени Лейбница Н. полемизировал [см. «Полемика Г. Лейбница и С.
 Кларка по
 вопросам философии и естествознания (1715—1716 гг.)», Л., 1960]. Недостаточность
 механистич.
 объяснения природы, ощущаемая и самим Н. (напр., он сознавал физич.
 несостоятельность принципа
 дальнодействия), вынуждала его апеллировать к идеям творения, отдавать дань
 религ.-идеалистич.
 представлениям.
 • Unpublished scientific papers of Isaac Newton. A selection from the Portsmouth
 collection in the University library, Camb.—
 L.— N. Y., 1962; в рус. пер.— Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях,
 изгибаниях и цветах света, М., 19542;
 Математич. работы, М.— Л., 1937; Лекции по оптике, М-, 1946. * И. Н. (1643—
 1727). Сб. ст., М.—Л., 1943; Вавилов С.
 И., И. Н., Науч. биография и статьи, М., 1961.
 НЬЯЯ (санскр., букв.— правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитич.
 исследование, логи-
 ка), одна из ортодоксальных систем др.-инд. философии (см. Астика); не отвергает
 авторитет Вед, но
 своё учение строит на независимых основаниях. Во мн. отношениях Н. близка
 еайшешике, и нередко
 они рассматриваются вместе как единая система. Основы Н. заложены «Ньяя-сутрой»
 Готамы,
 видимо, в нач. н. э. Идеи Н. развивались в «Ньяя-бхашье» Ватсьяяны, в соч. Уд-
 дьйотакары,
 Вачаспати, Удаяны, Джаянты и др.
 Н. стремилась к критич. истолкованию традиц. для Др. Индии метафизич. проблем.
 Исходя из
 освобождения (мокша) как из конечной цели человеч. жизни, Н. подчёркивает
 важность умозрения
 для познания реальности. Но условия и методы истинного познания могут быть
 определены,
 согласно Н., с помощью логики и её законов. Исключит. значение Н. в истории
 философии и науки
 определяется разработкой логич. проблем познания, абстрагированных от практики
 конкретных
 споров и дискуссий. Н. признаёт четыре самостоят. источника познания:
 восприятие, вывод,
 сравнение и доказательство (свидетельство). Восприятие (пратьякша) связано с
 органами чувств и
 может быть внешним (зрение, слух) или внутренним (ум-манас). Вывод (заклю-чение-
 анумана)
 предполагает сознат. выделение признака данного объекта и содержит три термина
 (меньший,
 больший и средний, к-рый их соединяет). Сравнение (упамана) основано на связи
 между вещью и её
 названием. Свидетельство, или доказательство (шабда), относится к познанию
 невоспринимаемых
 объектов, исходящему от авторитетных лиц. Познание, основанное на
 НЬЯЯ 443
 этих источниках, является достоверным; наряду . ним существует недостоверное
 познание,
 опирающееся на память, сомнение, ошибку и гипотетич. аргумент. Н. дала детальную
 классификацию источников достоверного познания, разработала учение о
 сверхчувств. восприятии и
 его трёх видах, о типах обычного восприятия («савикальпака» — определённое и
 «нирвикальпака»—
 неопределённое), о логич. структуре предложения в связи с выводом, и особенно
 логич. теорию
 вывода (структура его частей, пятичленный силлогизм, основания вывода,
 классификация выводов,
 логич. ошибки и т. д.). Н. разработала также оригинальную теорию физич. мира,
 основанную на
 выделении объектов познания. Среди них — «Я» (атман), отличное от ума (манас) и
 тела. Связь «Я»
 с объектами порождает привязанности, желания, антипатии, ненависть и т. п., т.
 е. то, что заставляет
 «Я» действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греха.
 Правильное
 познание освобождает человека от этой вовлечённости. Само освобождение
 понимается как
 прекращение отрицат. факторов (страдания), а не как состояние
 счастья. Освободившееся «Я» выступает как чистая субстанция, уже не связанная с
 сознанием. Н.
 создала учение о боге как бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем
 мир
 (согласно Н., мир создаётся из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и
 акаши-эфира);
 мудрость и всеблагость бога помогают человеку, обладающему свободой воли и,
 следовательно,
 возможностью выбора между добром и злом, через истинное познание самого себя и
 мира достичь
 освобождения. Поздним продолжением Н. является логич. школа наеъя-нъяя.
 * Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954, с. 37—
 40, 152—210; Радхакриш-нан С., Инд.
 философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 22—152; Ruben W., Zur indischen
 Erkenntnistheorie. Die Lehre von der
 Wahrnehmung nach den Nyayasutras, Lpz., 1926; R a n dle H. N., Indian logic in
 the early schools,.Oxf., 1930; B h a-duri
 Sadananda, Studies in Nyaya-VaiseSika metaphysics, Poona, 1947; Bulcke C., The
 theism of Nyaya-Vaiaesika, Calc., 1947; С h
 a 11 e r j i S., The Nyaya theory of knowledge, Calc., I9602; Bhattacharyya G.,
 Studies in Nyaya-Vai-gesika theism, Calc., 1961;
 S a s t r i H. P., An examination of the Nyaya-sutras, в кн.: Studies in the
 history of Indian philosophy, v. 2, Calc., 1978; см.
 также лит к ст. Вайшешика.
 
 О
 «О ДУШЕ» (греч. ???? ?????, лат. De anima), трактат Аристотеля в 3 книгах,
 датируется началом 2-
 го афинского периода (334 до н. э.). Входит в комплекс ес-теств.-науч. соч.
 Аристотеля и вместе с
 примыкающими к нему т. н. «Малыми естеств.-науч. сочинениями» («Об ощущении и
 ощущаемом»,
 «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», «О
 долголетии», «О юности и
 старости», «О жизни и смерти», «О дыхании») служит переходом от космологии и
 метеорологии к
 миру живой природы — предмету зооло-гич. (и ненаписанных ботанич.) трактатов;
 отсюда — преим.
 объективный, биологич. и психофизиология, подход к проблеме «души» (см. также
 Псюхе] и
 отсутствие этич., антропологич. и религ. проблематики, содержавшейся в более
 раннем нравств.
 диалоге «Евдем», излагавшем платонич. концепцию бессмертия души и анамнесиса.
 В 1-й кн. последовательно опровергаются: платоново определение души как
 самодвижущегося
 начала, позд-непифагорейская концепция души-гармонии и натура-листич. теории
 души как
 тончайшего вещества. Во 2-й кн. душа определяется в терминах акта и потенции как
 «первая
 энтелехия естеств. тела, обладающего органами» (412 b 5) (душа, т. о.,
 неотделима от тела и в целом
 смертна; контраст с «Евдемом», по В. Йегеру, объясняется эволюцией взглядов
 Аристотеля от плато-
 низма к эмпиризму, а по И. Дюрингу — различием жанров и предмета). Анализ
 чувств. восприятия
 (кн. II, гл. 5 — кн. III, гл. 2) показывает, что кроме пяти органов чувств
 никакого «шестого чувства»
 (и тем самым внечувств. источника познания) — нет. Главы 4—8 кн. III посвящены
 уму-нусу, причём
 гл. 5 содержит одно из самых интересных и трудных мест у Аристотеля, породившее
 (начиная с
 древности) множество толкований: теорию «активного» и «пассивного» ума.
 Пассивный ум
 воспринимает извне формы (представления, понятия), деятельность активного ума
 поясняется двумя
 метафорами: мастер в его отношении к материалу и свет в его отношении к
 освещаемым вещам.
 Активный ум — единств. отделимая ы бессмертная часть души.
 444 «О ДУШЕ»
 Греч. комм.к «О д.» Александра Афродисийского, Фе-мистия, Симликия, Иоанна
 Филопова,
 Софония (14 в.) изданы в серии CAG (соответственно Suppl. II 1—2; v. V 3; v. XI;
 v. XV; v. XXIII 1).
 Из ср.-век. комм.следует прежде всего назвать: Ибн Рушда — Averrois Cordubensis.
 Commentarium
 magnum in Aristo-telis De anima libros, ed. F. St. Grawford, 1953 (Corpus comm.
 Averrois in
 Aristotclem..., v. 6,1); Фомы Аквин-ского — Sancti Thomae Aquinatis... in
 Aristotelis librum De anima
 commentarium, ed. A. M. Pirotta, 1959.
 Лучшее изд. греч. текста: W. D. ROSS, 1956.
 Важнейшие комм.: A. Torstrik, 1862; P. Siwek, 19573; W. D. ROSS, 1961; R. D.
 Hicks, 19652 (наиболее
 фундаментальный); W. Theiler, 19734.
 Рус. пер.: П. С. Попова (1937; новая ред., в кн.: Соч., т. 1, 1975).
 • S p i с e r B. E., Aristotle's conception of the Soul, L., 1934; H a m e l i n

<< Пред.           стр. 233 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу