<< Пред.           стр. 238 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 фискального гнёта. Развитие капитализма в с. х-ве России не успело разрушить О.,
 и в кон. 19 — нач.
 20 вв. она ещё продолжала удовлетворять нужды крестьян как совладельцев земли и
 сохраняла
 демократич. организацию местного самоуправления. В ходе ???. революции 1917,
 особенно на
 первом этапе агр. преобразований, О. с её мирским самоуправлением облегчила
 крестьянам
 организацию для борьбы против помещиков, а передельный механизм О. оказался
 вполне пригодным
 для распределения среди крест. х-в экспроприированных у помещиков земель.
 Сохранение О. как формы социальной организации населения в развивающихся странах
 породило
 ряд популистских концепций (см. Негритюд, Популизм), особенно в программах К.
 Нкрумы,
 Сенгора, М. Диа и др. представителей «афр. социализма». К нач. 60-х гг. в 32
 странах Азии и Африки
 были приняты «общинные проекты». Все они окончились неудачей. Традиционная О.,
 как и др.
 патриархально-племенные институты, оказались серьёзным препятствием для развития
 совр.
 производит. сил, оплотом политич. и культурной косности, удобной формой для
 грубой
 эксплуатации и паразитизма.
 Только коренная технич. и социальная реконструкция с. х-ва, осуществляемая после
 социалистич.
 революции, создаёт условия для замены общинных обществ.-экономич. структур
 структурой
 социалистической. При этом не О., а кооперирование становится формой перехода
 крестьянства к
 социализму.
 • Маркс К., Наброски ответа на письмо В. И. Засулич, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч.,
 т. 19; е г о же, Эконо-ыич. рукописи
 1857—1859 гг., там же, т. 46, ч. 1; Энгельс Ф., Марка, там тс, т. 19; е г о ж е,
 К истории древних германцев, там же; его
 же, Франкский период, там же; его же, Происхождение семьи, частной собственности
 и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В.
 И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т.
 1; е г о же, Развитие капитализма в
 России, там же, т. 3; его ж е, Агр. программа рус. социал-демократии, там же, т.
 6; его ж е, Агр. программа социал-
 демократии в первой рус. революции 1905—1907 гг., там же, т. 16; ? а у ? е ? ?.
 Л., Введение в историю общинного,
 подворного, сел. и гор. устройства и обществ. власти, пер. с нем., М., 1880;
 Ковалевский М. М., Общинное
 землевладение, причины, ход и последствия его разложения, ч. 1, М., 1879; его
 же, Родовой быт в настоящем, недавнем
 и отдаленном прошлом, в. 1—2, СПБ, 1905; О. и социальная организация у народов
 Вост. и Юго-Вост. Азии, Л., 1967;
 Проблемы истории докапиталистич. обществ. Сб. ст., кн. 1, М., 1968; Разложение
 родового строя и формирование
 классового общества, М., 1968; О. в Африке: проблемы типологии, М., 1978;
 Проблемы агр. истории, ч. 1, Минск, 1978.
 В. П. Данилов, Л. В. Данилова.
 ОБЩНОСТЬ, совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми
 социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт),
 придающих ей
 неповторимое своеобразие.
 В отличие от иных организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, О.
 возникают
 естеств.-исторически, т. е. независимо от воли и сознания людей под влиянием
 объективной
 необходимости в процессе обществ. произ-ва. Способом произ-ва определяется в
 конечном счёте и
 характер О. На ранних ступенях истории слабое развитие производит. сил
 обусловливало
 существование численно небольших О., к-рые, однако, были весьма устойчивы и
 обеспечивали
 функцио-
 нирование и развитие произ-ва средств существования, воспроиз-во самого
 человека, совместное
 противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими О. были род, племя,
 семья, община. Они
 позволили человечеству не только сохраниться, но и заложить основы дальнейшего
 прогресса,
 развития цивилизации. Более развитое состояние производит. сил в условиях дока-
 питалистич.
 антагонистич. обществ.-экономия, формаций вызвало к жизни новую историч. О.—
 народность. Как
 правило, народности более многочисленны, чем предыдущие О., и обеспечивают более
 широкие воз-
 можности для развития как производит. сил, так и обществ. жизни в целом. В
 рамках народностей
 развивается обществ. разделение труда, в т. ч. происходит отделение умств. труда
 от физического,
 возникает по-литич. сфера как следствие раскола общества на классы. Формирование
 народностей
 связано с разложением родо-племенных О., остатки к-рых иногда сохраняются как
 пережиток.
 Происходит также разложение и модификация общины, но во мн. случаях она
 продолжает
 существовать и в рамках народности. Видоизменяется и получает дальнейшее
 развитие семья.
 Капиталистич. способ произ-ва порождает совр. форму историч. О. людей — нацию.
 Все прежние
 формы О., за исключением семьи, разлагаются и уничтожаются под влиянием
 капиталистич.
 товарно-ден. отношений. Но эти формы О. продолжают существовать на периферии
 капитализма, где
 сохраняются остатки прежних структур.
 Социализм создаёт качественно новую экономич. и социальную основу для развития
 человеч. О.
 Получает дальнейшее развитие нац. форма О. путём преодоления социальных
 антагонизмов внутри
 нации, утверждения их фактич. равенства и отношений дружбы и сотрудничества
 между нациями.
 Создаются условия для превращения крупных народностей в самостоят. нации, для
 развития мелких
 народностей, приобщения их к полноценной социально-экономич. и культурной жизни
 социалистич.
 общества. Устанавливаются демократич. и подлинно гуманистич. основы семейных
 отношений.
 Вместе с тем идёт борьба против устарелых традиций и нравов, чуждых природе
 нового общества
 взглядов и отношений, являющихся пережитками прошлого. Экономич. и социальное
 развитие
 социализма порождает потребность и создаст условия для возникновения новых,
 более широких, чем
 нация, историч. О. Первой такой новой историч. О. является советский народ,
 представляющий
 собой интернациональную О., спаянную единой социалистич. системой х-ва,
 социально-политич. и
 идейным единством общества, единством культуры, имеющий общий язык межнац.
 общения— рус.
 язык.
 В лит-ре высказывается т. зр., согласно к-рой в качестве социальных О. можно
 также рассматривать
 классы, проф. группы, производств. коллективы и вообще все элементы социальной
 структуры
 общества. Но этот взгляд не является общепринятым. ОБЪЕКТ (позднелат.
 objectum — предмет,
 от лат. objicio — бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит
 субъекту в его
 предметно-практич. и познават. деятельности. О. не просто тождествен
 объективной реальности, а
 выступает как такая её часть, к-рая находится во взаимодействии с субъектом,
 причём само
 выделение О. познания осуществляется при помощи форм практич. и познават.
 деятельности,
 выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности.
 О. дан познающему субъекту уже в его ощущениях, однако здесь он выступает ещё
 как бы в скрытой,
 непроанализированной форме. Адекватное воспроизведение О. в мышлении
 предполагает
 преобразование исходных данных познания, а идеальное воссоздание О. выступает
 как результат
 применения субъектом определ. способов познават. деятельности, логич. операций.
 Использование
 при воспроизведении О. логич. операций
 не означает «творение» О.: содержание познават. операций черпается не из глубин
 субъекта, а
 определяется О. Вырабатываемое субъектом знание постоянно соотносится с О.,
 проверяется через
 материальную практич. деятельность (и в т. ч. опыт, эксперимент). Движение
 познания от исходных
 чувств, данных к идеальному воссозданию О. в виде системы понятий, от эмпирич.
 уровня знания к
 теоретич. уровню не означает отход от О., а выступает как движение по слоям
 самого О., от
 поверхностных — к более глубоким.
 Теоретико-познават. концепция диалектич. материализма противостоит как тем
 филос. теориям, к-
 рые утверждают, что познаваемый О. непосредственно дан субъекту и что
 деятельность последнего с
 «данностью» всегда есть отход от О. (созерцат. материализм, позитивизм,
 феноменология), так и тем
 концепциям, к-рые считают, что О. есть объективация внутр. содержания субъекта
 (кантианство,
 прагматизм и др.). См. также Теория, Идеализированный объект.
 * Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос.
 тетради, там же, т. 29; Рубинштейн С. Л.,
 Бытие и сознание, ?., 1957; Лекторский В. А., Субъект, О., познание, М., 1980; Л
 ю б у-тин К. Н., Проблема субъекта и
 О. в нем. классич. и марксистско-ленинской философии, М., 1981.
 ОБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, в основе к-рой лежит ориентация познания на
 социально-
 политич. «нейтральность», на воздержание от социально-критич. оценок, суждений о
 ценностях и
 целях, от мировоззренч. и нравств. проблем, а особенно от партийных выводов. О.
 есть нигилизм но
 отношению к действительности культурно-историч. субъекта, к миру человека, не
 подменённому
 отношением вещей. Хотя О. ратует за объективность знания, на деле он не только
 ограничивает и
 сужает его, но и маскирует социальный и классовый субъективизм. Для О. в науках
 об обществе
 характерец отказ от классового анализа (напр., концепция деидео-логизации), от
 раскрытия
 деятельности и борьбы обществ.
 классов и групп, их ответственности за определ. решение обществ. проблем. О.
 трактует субъектов
 истории как марионеток фатального хода вещей, направляемых безличными факторами.
 «Так
 называемая объективная историография заключалась именно в том, чтобы
 рассматривать
 исторические отношения в отрыве от деятельности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
 т. 3, с. 39, прим.).
 Своё отношение к О. В. И. Ленин выразил в связи с критикой им взглядов
 «легальных марксистов»
 П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановского и др. Ленин подчёркивал, что марксист
 «... последовательнее
 объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается
 указанием на
 необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая
 формация дает
 содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость»
 (ПСС, т. 1, с. 418).
 В совр. бурж. философии О. выражается в тенденции к сведению активных действий
 историч.
 субъектов к следствиям веществ.-технич. факторов, а социальных противоречий — к
 недостаткам
 технич. рационализации. В новейшей своей форме сциентизма О. выражается в
 тенденции свести
 всю культуру к науке, а проблему человека — к науч.-технич. задачам. Отвергая
 О., марксизм
 раскрывает одновременно его апо-логетич. социальную функцию.
 ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА, см. в ст. Истина.
 ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, см. Материя.
 ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ, в философии Гегеля вторая ступень развития духа. Пройдя стадию
 субъективного духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и
 став разумным
 свободным духом, дух реализует свою свободную волю в объективном мире.
 Индивидуальный дух
 на этом этапе должен постичь, что всё
 ОБЪЕКТИВНЫЙ 453
 внешне данное и противостоящее ему есть дух. Человек подчиняет себе природу,
 нравственно и
 политически преодолевает свою иллюзорную оторванность от других людей и
 погружается в
 скрытое в его индивидуальности родовое всеобщее. Па этом пути приобретается
 действит.
 индивидуальность, тождественная нар. духу. О. д. проходит три стадии развития.
 На нерпой стадии
 О. д. реализует себя в правовых отношениях. Стадии права противостоит и сменяет
 её стадия морали
 как права субъективной сознат. воли. Синтезом этих стадий является
 нравственность, реализующаяся
 в семье, гражд. обществе и гос-ве. Поскольку в нравственности совпадают правовое
 и моральное, она
 становится высшей формой О. д. Вершина нравственности — соответствующее своему
 понятию гос-
 во — синтезируя субъективное и объективное в нар. духе, может стать носителем
 абсолютного духа,
 т. е. последней стадии развития духа, раскрывающей содержание и смысл эволюции
 абсолютной
 идеи.
 ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, одна из осн. разновидностей идеализма; в отличие от
 субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее
 сверхиндивидуальное
 духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). См. Идеализм.
 ОБЪЯСНЕНИЕ, функция науч. познания, раскрытие сущности изучаемого объекта;
 осуществляется
 посредством постижения закона, к-рому подчиняется данный объект, либо путём
 установления тех
 связей и отношений, к-рые определяют его существ. черты. О. предполагает
 описание объекта
 (подлежащего объяснению) и анализ последнего в контексте его связей, отношений и
 зависимостей.
 В структуре О. как познават. процедуры различают след. элементы: исходное знание
 об объекте;
 знание, используемое в качестве условия и средства О. (основания О.); познават.
 действия, связанные
 с применением знания, оснований О., к объясняемому объекту. Наиболее развитая
 форма науч. О. —
 объяснение на основе теоретич. законов, связанное с осмыслением объясняемого
 объекта в системе
 теоретич. знания. В науке широко используется форма О., заключающаяся в
 установлении
 причинных, генетич., функциональных и др. связей между объясняемым объектом и
 рядом условий,
 фа: торов и обстоятельств (напр., О. резкого увеличения численности населения в
 эпоху неолита
 переходом к земледелию). Основанием в таких О. выступают общие категориальные
 схемы,
 отражающие различные связи и зависимости, а сами О. нередко служат исходным
 пунктом развития
 представления об объекте в теоретич. понятие (см. Эмпирическое и теоретическое).
 Раскрывая сущность объекта, О. также способствует уточнению и развитию знаний,
 к-рые
 используются в качестве основания объяснения. Процессы О. в пауке не сводятся к
 простому
 подведению объекта под тот или иной закон (схему), а предполагают введение
 промежуточных
 компонентов знания и уточнение условий и предпосылок. Т. о., решение объяснит.
 задач — важ-
 нейший стимул развития науч. знания и его концептуального аппарата. О. служат
 основой
 разработки критериев и оценок адекватности знаний его объекту. Так, напр.,
 осуществлённые К.
 Марксом в «Капитале» анализ и науч. О. механизма функционирования и развития
 капиталистич.
 обществ.-экономич. формации знаменовали собой превращение гипотезы
 материалистич. понимания
 истории в научно доказанное положение (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 1, с. 139-40).
 Органически связанное с предсказанием (предвидением), О. образует вместе с
 последним единую объясни-
 тельно-предсказат. функцию науч. исследования. • Никитин Е. П., О.— функция
 науки, ?., 1970; Руза-вин Г. II.,
 Науч. теория. Логико-методологич. анализ, М., 1978, гл. 8; Ю д и н Б. Г., О. и
 понимание в науч. познании, «ВФ».

<< Пред.           стр. 238 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу