<< Пред.           стр. 240 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 thought, Princeton, 1948; Moody ?. ?., Truth and
 consequence in medieval logic, Amst., 1953.
 ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений,
 признающих
 существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеч.
 опыта, но
 доступных для людей, прошедших через особое посвящение и спец. психич.
 тренировку. При этом
 цель ритуала посвящения, нередко связанного с психич. потрясениями, переживанием
 смерти и
 «нового рождения», усматривается в достижении «высшей ступени» сознания и нового
 видения
 мира, открывающего доступ к т. н. тайным знаниям — воздействию или контролю над
 скрытыми
 силами природы и человека. В филос. плане О. ближе всего к гилозоизму и
 пантеизму,
 рассматривающим мир как некий одухотворённый организм, все силы к-рого находятся
 в непрес-
 танном динамич. взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его роль,
 изменялись на
 протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные
 взаимоотношения с
 наукой, философией, религией, иск-вом. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто
 оккультными
 (напр., магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18
 в.), позднее отошли
 в сферу науки. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой
 как не находящая
 себе места в совр. науч. картине мира.
 456 ОККАМИЗМ
 Впервые в самостоят. сферу, не связанную к.-л. религ. системой, О. выделяется в
 эпоху поздней
 античности на базе эллинистич. религ. синкретизма. В 1—4 вв. в Александрии
 создаётся обширная
 оккультная лнт-ра, наз. герметической (по имени легендарного основателя О. —
 Гермеса
 Трисмегиста; см. Герметизм). Тогда же кодифицируются «герметич. науки» (алхимия
 и астрология)
 и появляется теоретич. соч. О. — «Изумрудная скрижаль», формулирующая учение о
 «соответствиях», всеобщих таинств, связях всех элементов Вселенной (связи между
 планетами,
 металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеч. тела). Аналогична
 этому связь
 между смыслом слова и его начертанием в каббале. Представление О. о человеке как
 о микрокосме,
 воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма (см. Микрокосмос
 и макрокос-
 мос), легло в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно
 объясняются в О. друг
 через друга; человеч. волевые акты рассматриваются как особые природные силы,
 способные прямо
 воздействовать на мир.С утверждением христианства как господств. религии О.,
 подобно
 гностицизму, подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретических
 учениях.
 В эпоху Возрождения О. способствовал разрушению ср.-век. картины мира,
 преодолению умозрит.
 схоластики и подготовке развития экспериментального естествознания. Предельного
 развития О.
 достиг у Агрип-пы Неттесхеймского, к-рый в соч. «Оккультная философия» (1533)
 стремился к
 синтезу различных оккультно-магич. учений и к превращению магии в «естеств.»
 науку, изучающую
 тайные силы («симпатии» и «антипатии»), связующие элементы Вселенной. Центр
 тяжести перено-
 сился при этом на человека как микрокосм и «узел Вселенной», средоточие
 материальных и
 духовных сил; астрология и магия рассматриваются, т. о., как средство овладения
 скрытыми силами
 природы. Создаётся новая концепция учёного-мага, управляющего стихиями, что
 стимулировало
 развитие естествознания в 17 в. (ср. переход от О. к «естеств.» знанию в итал.
 натурфилософии
 Возрождения — у Дж. Кардано, Б. Телезио и др.).
 Развитие естеств. паук в 17 в. подорвало веру в О. и «герметич. науки». В то же
 время получают
 распространение светские оккультные об-ва. Крупнейшие из них — розенкрейцеры, у
 к-рых алхимия
 и элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи «обновления» земли и
 «всеобщей
 реформы», выраженные на языке алхимич. учения о преобразовании природы и
 человека), а
 «оккультный мистицизм» — с естеств.-науч. рационализмом. Связь социальной утопии
 с эзоте-рич.
 традицией О. прослеживается в «Городе Солнца» Кампанеллы и «Новой Атлантиде» Ф.
 Бэкона.
 Оккульт-но-космологич. система Р. Фладда (1574—1637), главы англ.
 розенкрейцеров, легла позднее
 в основу шотл. масонства.
 С кон. 19 в., в условиях кризиса традиц. религий, начались попытки создания
 некой новой
 «универсальной» религии на основе объединения оккультных и религ.-филос. учений
 самых разных
 времён и народов (теософия, антропософия и др.). В сер. 20 в. для Зап. Европы и
 США стало
 характерным распространение массового коммерч. О. (астрологии, оккультной
 медицины, мантики),
 причём сами «маги» выступают в роли дельцов пли антрепренеров. Среди причин
 этого явления,
 отражающего общий кризис совр. бурж. культуры, — растущее отчуждение и
 механизация жизни,
 чувство неуверенности, разочарования в традиц. ценностях бурж. общества,
 бездуховность
 «массовой культуры».
 * А н т о ш е в с к и й И. К., Библиография О., СПБ, 19102; Зыбковец В. ?.,?
 белой и черной магии, М., 1963; Т h o r п-d i
 k e L., A history of magic and experimental science, v. l—8, N. Y., 1923—58;
 Jung С. G., Psychologie und Alchemic, Z., 1944;
 Shumaker W., The occult sciences in the Renaissance, Berk., l972. Д. Н. Ляликов.
 ОЛПОРТ (Allport) Гордон Уиллард (11.11.1897, Мон-тесума, Индиана, — 9.10.1967,
 Кембридж,
 Массачусетс)., амер. психолог. Развил общую концепцию личности, противостоящую
 психоанализу,
 бихевиоризму, «гормической» психологии Мак-Дугалла. Личность, по О., — динамич.
 организация
 внутри индивида особых мотивационных систем, привычек, установок и личностных
 черт, к-рые
 определяют уникальность его взаимодействия со средой, прежде всего социальной.
 Новые мотивы
 вырастают из старых, но в своём функционировании независимы от них. Причины
 поведения
 человека О. ищет не в его прошлом, а в настоящем и будущем личности, в поздних и
 высших осо-
 знаваемых мотивах человека, к-рые подчиняют себе примитивные побуждения и
 образуют ядро
 личности. Наличное состояние личности рассматривается О. в перспективе её
 будущих
 возможностей, борьба за реализацию к-рых характеризует её активность. Признавая
 личность
 явлением, производным от системы социально-культурных связей, О. не даёт,
 однако, содержат.
 анализа конкретных обществ.-историч. условий её развития.
 • Personality, N. Y., 1954; Pattern and growth of personality, N. Y., 1963.
 • Hall C. S., Lindzey G., Theories ot personality, N. Y.— L., 1957.
 ОМЕЛЬЯНОВСКИЙ Михаил Эразмович [19.1 (1.2). 1904, Киев, — 1.12.1979, Москва],
 сов.
 философ, чл.-корр. АН СССР (1968), акад. АН УССР (1948). Чл. КПСС с 1938.
 Окончил Ин-т красной
 профессуры философии и естествознания (1931). Зав. кафедрой диа-лектич.
 материализма
 (марксизма-ленинизма) Воронежского химико-технологич. ин-та (1931—44), с 1944 в
 Ин-те
 философии АН СССР, директор (1940—52) Ин-та философии АН УССР, зам. директора
 (1955—
 1965), зав. отделом филос. вопросов естествознания (с 1965) Ин-та философии АН
 СССР.
 Разрабатывал проблемы диалектич. материализма и филос. вопросы естествознания;
 гл. направление
 исследований — филос. проблемы совр. физики. Один из авторов и редактор ряда
 книг серии
 «Диалектич. материализм и совр. естествознание».
 • В. И. Ленин и физика XX в., М., 1947; Диалектич. материализм — методологич.
 основа совр. физики, в кн.: Диалектика
 и совр. естествознание, М., 1970; Комментарии к ст. Н. Бора, в кн.: Бор Н.,
 Избр. науч. труды, т. 2, М., 1971; Диалектика
 в совр. физике, М., 1973.
 ОНТОГЕНЕЗ (греч.o?, род. падеж o???? — сущее и ??????? — рождение,
 происхождение), процесс
 развития индивидуального организма, в отличие от филогенеза как процесса
 формирования
 систематич. группы. Термин «О.» введён в 1866 Э. Геккелем, исходившим при этом
 из своей
 концепции индивидуального развития как краткого воспроизведения филогенеза. В О.
 выделяются
 количественная (увеличение размеров и живой массы организма, продолжительность
 жизни) и
 качественная (дифференцировка, появление новых функций и структур) стороны. В
 ходе О. у
 высших животных и человека сменяются сравнительно чётко отграничиваемые фазы:
 эмбриогенез,
 созревание, взрослое состояние, старение. У беспозвоночных и низших позвоночных
 наблюдаются
 разнообразные типы О., нередко сопровождающиеся перестройкой всей структуры
 организма
 (метаморфоз).
 Направленный, согласованный характер изменений при О. уже в древности
 (Аристотель) и в ср. века
 выдвигался в качестве довода в пользу наличия в организме некой «жизненной
 силы». В эпоху
 Возрождения распространилось учение о преформации, т. е. о наличии внутри
 зародыша всех частей
 организма в неявном «предобразованном» (преформированном) виде (см. Преформизм).
 В 18 в. на
 смену концепции преформации пришло учение об эпигенезе (Ж. Бюффон, К. Ф. Вольф,
 П. Л.
 Мопертюи), сторонники к-рого рассматривали О. как ряд качеств. новообразований.
 Согласно совр. представлениям, новообразования, непрерывно происходящие в ходе
 О. под
 влиянием сре-
 ды, выступают в единстве с моментом преформизма, поскольку реализуемые во
 взрослом организме
 наследств. признаки записаны уже в исходной зиготе на молекулах вещества ДНК,
 структурированного в генах. Противоречие между консервативной наследств.
 стороной развития
 организма и индивидуальной изменчивостью, прямо или косвенно связанной со средой
 и
 приспособлением, снимается в филогенезе, ведущем к фиксации полезных изменений
 хода О. через
 естеств. отбор в новом и также относит. постоянстве более совершенного (или
 более адекватного
 данной среде) генотипа, обусловливающего и новый тип О. В трактовке
 функциональной стороны О.
 в биологии 20 в. преобладают два методологически различных подхода: «от целого к
 частному» (Дж.
 Когхилл) и «от частного к целому», или теория локальной интеграции (А. А.
 Волохов, Дж. Баркрофт,
 М. Малколм). Согласно первому подходу, в О. сначала формируются неспе-цифич.
 реакции, из к-рых
 затем вычленяются специа-лизиров. акты; согласно второму, первичны локальные
 формы
 активности, развивающиеся затем в целостную систему функций. Помимо О. организма
 в целом, го-
 ворят также об О. отд. органов, функций, об О. поведения и психики. Выявление
 закономерностей О.
 человеч. сознания в его связи с биологич. и социальными факторами воспитания и
 формирования
 личности способствует исследованию всего комплекса психич. явлении как целостной
 развивающейся системы.
 • см. к ст. Филогенез.
 ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ, метод доказательства, при помощи к-рого необходимость
 существования чего-либо выводится из мысли о нём; в зап.-европ. философии
 выступал методом
 связи категорий бытия и мышления.
 Парменид выдвинул тезис о том, что поскольку мысль о бытии является необходимо
 истинной,
 следовательно, бытие существует; бытие и мышление — одно и то же. Эта идея
 повлияла на учения
 Платона и неоплатоников о бытии и истине, а также на ср.-век. понимание бога как
 полноты бытия и
 блага. В теологии О. а. использовался в т. н. онтологич. доказательстве бытия
 бога: если понятие
 «бог» построено правильно, то такое качество, как существование, будет
 обязательно в нём
 содержаться, если же мы не включаем в его содержание «существование», то оно не
 будет понятием
 бога. Употребление этой идеи для доказательства бытия бога встречается у Филона
 Александрийского и Боэция, наиболее полно у Августина. Ансельм Кентерберийский
 дал
 формулировку О. а., к-рую впоследствии воспроизводили чаще других: бог есть то,
 более чего нельзя
 помыслить, но т. к. существующее в действительности превыше существующего только
 в мысли, то
 бог существует. Его современник Гаунило выдвинул возражения, к-рые также часто
 использовались
 критиками О. а.: нельзя от понятия переходить к реальности его объекта, т. к.
 любое содержание
 понятия относится само по себе только к мыслимому. Впоследствии Фома Ак-винский,
 признавая,
 что сущность (понятие) бога совпадает с его существованием, отрицал тем не менее
 онтологич.
 доказательство на том основании, что сущность бога нам неизвестна и поэтому
 нельзя из неё
 выводить существование. Последний вариант О. а., непосредственно связанный с
 платоновской
 традицией и греч. патристикой, дал Николай Кузанский.
 В рационалистич. гносеологии нового времени О. а. направлял поиск абсолютно
 достоверных
 элементов познания. У Декарта из безусловной истинности индивидуального бытия
 выводилась
 необходимость абс. бытия (т. е. бога), из чего, в свою очередь,— реальность
 физич. мира.
 Декартовское доказательство критиковали Гассенди и Локк, напротив, Мальбранш и
 Спиноза
 всесторонне развернули его содержание и
 ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ 457
 в онтологии, и в гносеологии. Лейбниц, признавая O.a., ограничил его требованием
 предварит.
 доказательства возможности совершенного существа.
 Фундаментальную критику О. а. дал Кант, указавший, что «бытие не есть реальный
 предикат», а
 потому оно не может быть включено в понятие бога наряду с др. предикатами; бытие
 есть лить
 «полагание» ве-щи, и как таковое оно ничего не прибавляет к содержанию понятия.
 У Фихте,
 Шеллинга и Гегеля обнаруживается реставрация О. а. Возражая Канту, Гегель
 утверждал, что
 понятие «бог» является единств. понятием, в сущность к-рого необходимым образом
 входит
 существование. В системе Гегеля О. а. также используется при описании перехода
 абсолютной
 идеи от её раздвоения в «сущности» к единству в «понятии»: возвращаясь в своё
 единство,
 понятие становится объективностью, т. е. из понятия выводится имманентно в нём
 содержавшаяся необходимость его объективного существования.
 В новейшей бурж. философии проблема О. а. теряет свою остроту. Оценки О. а. — от
 признания
 его несостоятельности до согласия со всеми или нек-рыми его аспектами — в
 основном
 определяются близостью философа к той или иной классич. традиции. Марксистская
 философия
 рассматривает О. а. как пустую тавтологию, не выдерживающую критики истории и
 разума (см.
 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 232-33).
 • Франк С.Л., К истории онтологич. доказательства, в кн.: Предмет знания, П.,
 1915, с. 437—504; Proof of god's
 existence. Recent essays on the ontologlcal argument, N. Y., 1965.
 ОНТОЛОГИЯ (греч.o?, род. падеж o???? — сущее и ????? — слово, понятие, учение),
 учение о
 бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия,
 наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда понятие О. отождествляется с

<< Пред.           стр. 240 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу