<< Пред. стр. 242 (из 449) След. >>
«трансформациюкапитализма в социализм». Защита «сотрудничества» классов, отречение от идеи
социалистич. ре-
волюции и диктатуры пролетариата, от революц. методов борьбы, приспособление к
бурж.
национализму, превращение в фетиш легальности и бурж. демократии — таковы
идейные основы
правого О. Чаще всего он является отражением настроений тех слоев мелкой
буржуазии или отд.
групп рабочего класса — рабочей аристократии и бюрократии, к-рые имеют
относительно сносные
условия существования.
«Левый» О. представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюц. теорий и
авантюристич.
тактич. установок, толкающих революц. рабочее движение на неоправданные
действия,
бессмысленные жертвы и поражения. Основой «левого» О. являются волюнта-ристич.
концепции,
спекулирующие на революц. энтузиазме масс. Ставка на «революц. насилие» как на
панацею от всех
бед, игнорирование этапов обществ.-экономич. развития, «подталкивание» революций
и
«кавалерийские атаки» в области экономики — таковы идейные основы «левого» О.
«Левый» О., как
правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии,
крестьянства,
представителей средних слоев, к-рые под нажимом безудержной эксплуатации или в
обстановке
трудностей социалистич. строительства впадают в крайнюю анархич.
революционность.
Правый и «левый» О. всегда шли рука об руку, «дополняя» друг друга, ведя со
своих позиций борьбу
против революц. рабочего движения, предавая его коренные интересы.
Уже в кон. 19 в., после смерти Маркса и Энгельса, в крупнейших с.-д. партиях
Европы, во 2-м
Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (К.
Каутский, Г.
Гайндман, Г. Ку-нов и др.). В. И. Ленин, большевики, революц. марксисты др.
стран на протяжении
мн. лет вели непримиримую борьбу против правого О. После краха 2-го
Интернационала (1914)
оппортунистич. крыло в с.-д. партиях окончательно стало на путь перерождения,
явилось предтечей
значит. части партий совр. реформизма, унаследовавших идеи правого О. и
полностью отрёкшихся
от марксизма.
460 ОПРЕДЕЛЕНИЕ
С возникновением междунар. коммунистич. движения О. неоднократно пытался
закрепиться в его
рядах. Уже в первые годы развития этого движения, решительно боровшегося против
влияния
социал-реформизма в рабочей среде, как реакция на это влияние получили известное
распространение левацкие взгляды. Ленин в работе «Детская болезнь „левизны" в
коммунизме»
(1920) дал анализ сущности и различных форм проявления «левого» О., возникших в
период
формирования мирового коммунистического движения.
Проявления правого О. в коммунистич. движении особенно были заметны в кон. 50-х
гг. (М. Джилас,
И. Надь, Дж. Гейтс и др.), в кон. 60-х гг. (Р. Гароди, Э. Фишер, Ф. Марек, Б.
Петков, О. Шик и др.), а
также в 70-х гг., когда под предлогом поиска «новых путей» к социализму для
развитых
капиталистич. стран отвергался ленинизм и опыт реального социализма,
идеализировалась бурж.
демократия, противопоставлялись коммунистич. партии социалистич. и капиталистич.
стран.
Типичное течение «левого» О. — троцкизм.
В коммунистич. движении марксисты-ленинцы ведут решит. борьбу против правого и
«левого» О.,
их теоретич. установок и практич. действий.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Еракке и
др., 17—18сент. 1879 г., Соч., т. 34;
Л е н и н В. И., Марксизм ? ревизионизм, ПСС, т. 17; его же, Разногласия в
европ. рабочем движении, там же, т. 20; его
же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Марксизм и
реформизм, там же, т. 24; его же, Крах II
Интернационала, там же, т. 26; В. И. Ленин против ревизионизма. Сб., М., 1958;
В. И. Ленин против догматизма,
сектантства, «левого» О. Сб., М., 1964; Программа КПСС (Принята XXII съездом
КПСС), М., 1976; Программные
документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание
коммунистич. и рабочих-партий.
Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы
XXVI съезда КПСС, М., 1981;
см. также лит. к статьям Ревизионизм, Реформизм.
А. П. Бутенко.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, дефиниция (лат. definitio), логич. приём, позволяющий: 1)
формулировать крите-
рии отличения изучаемого объекта от др. объектов (т. е. производить спецификацию
объекта), а
также специфич. способы его построения, употребления; 2) формировать значение
вновь вводимого
знакового выражения или уточнять значение имеющегося выражения в к.-л. языке
(естественном,
языке идеографич. символизма, формализов. языках логики). Т. к. результаты
изучения объектов
отображаются в понятиях, О. иногда рассматривается как формулирование в явной и
сжатой форме
осн. содержания понятий.
В отличие от др. логич. средств (напр., правил вывода) О. формулируются в
процессе науч.
исследования в явной форме и составляют важнейшую часть науч. теорий, их
фрагментов, более или
менее законченных рассуждений.
Все О. подразделяются на явные и неявные. Явными называются О., имеющие
структуру Dfd Dfn,
где Dfd — то, что определяется, Dfn — то, посредством чего определяется Dfd; а
— знак
дефинициального равенства (нек-рый способ отождествления Dfd и Dfn). В явных О.
заключено
правило введения Dfd (правило замены Dfn на Dfd) и правило удаления Dfd (правило
замены Dfd на
Dfn). Неявные О. — это аксиома-тич. О., к-рые носят круговой характер: в них
исходные термины
определяются друг через друга и при этом отсутствуют правила введения и удаления
для опре-
деляемых исходных терминов внутри теории.
Все явные определения подразделяются также на номинальные и реальные.
Номинальные О. — О.,
посредством к-рых вводятся в язык новые знаковые выражения и уточняются уже
существующие.
Реальные О. — О., посредством к-рых специфицируются изучаемые объекты. Наконец,
явные О.
подразделяются на классификационные (О. через род и видовое отличие) и
генетические. В
классификационных О. в Dfn указывается область предметов, соответствующая родо-
вому признаку, из состава к-рой выделяется Dfd по специфич. (видовым) для него
признакам [напр.,
О. «параллелограмм есть четырёхугольник (область, соответствующая родовому
признаку), у к-рого
стороны попарно параллельны (видовое отличие)»]. В генетич. О. указываются
специфич. свойства
для образования, построения Dfd. В логике различают также синтаксич. и семантич.
О. Первые — это
явные О., по отношению к к-рым непосредственно применимо правило
взаимозаменимости Dfd и Dfn
в различных контекстах; вторые — это О., в к-рых Dfd — нек-рое знаковое
выражение, a Dfn —
обозначаемый им объект (напр., «термин „пятиугольник" употребляется для
обозначения
многоугольников с пятью сторонами»); такое семантич. О. может быть переведено в
синтаксическое
(напр., «пятиугольник есть многоугольник с пятью сторонами»).
По отношению к явным аналкгич. О., классич. представителем к-рых являются О.
через род и
видовое отличие, формулируются след. правила: 1) правило взаимозаменимости Dfd и
Dfn в
различных контекстах: если имеется истинный контекст К и если в нём встречается
Dfd, а также Dfn
некоторого О. Dfd ? Dfn, то они могут быть заменены друг на друга; при этом
истинный контекст К
останется истинным. Для изолированно рассматриваемых реальных О. через род и
видовое отличие
это правило формулируется как правило соразмерности понятий Dfd и Dfn: понятия
Dfd и Dfn
должны иметь один и тот же объём. 2) Правило запрета порочного круга: в явном О.
запрещается Dfd
определять через Dfn, которое в свою очередь определено через Dfd. Так, нельзя
истину определить
как верное отражение действительности, если до этого верное отражение
действительности было
определено как такое, к-рое приводит к истине. 3) Правило однозначности: в
пределах науч. теорий и
их фрагментов каждому Dfn должен соответствовать лишь один единств. Dfd (но не
наоборот). Это
правило исключает из науки явления омонимии и является средством формирования
науч.
терминологии. 4) Правило непротиворечивости: О. не должно быть противоречивым;
введение
новых явных О. в теорию не должно приводить к противоречивости теории.
* Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 20; е г о ж е,
Диалектика природы, там же; Аристотель,
Аналитики первая и вторая, пер. с греч., Соч , т. 2, М., 1978; К о т a p б и н ь
с к и й Т., Избр. произв., пер спольск., М.,
1963, с. 559—64, 627—37; Горский Д. П., О., М., 1974; Попа К., Теория О., пер. с
рум., M., 197B.
Д. П. Горский.
ОПРЕДЕЛИМОСТЬ, одно из осн. понятий методологии дедуктивных наук, связанное с
особенностями и возможностями языковых средств описания и формализации, а также
с аксиоматич.
построением теорий. Различают О. синтаксическую и семантическую (см. Синтаксис и
Семантика).
Понятие синтаксически определимо в данной теорий, если на её языке можно
записать явное
(номинальное) определение этого понятия через др. понятия той же теории, причём
такое, что его
(определения) замыкание доказуемо в данной теории. Т. е. понятие синтаксически
определимо, если
возложен перевод содержащих это понятие выражений (аксиом, теорем) теории в
дедуктивно экви-
валентные выражения той же теории, в к-рых определимое понятие всюду замещено
понятиями, его
определяющими. Синтаксич. О. — это вопрос о связи понятий (терминов) теории,
подобный вопросу
о связи её утверждений по отношению выводимости. Поэтому теоретически важно
иметь общий
метод доказательства О. или её отрицания. Именно такой метод дают теоремы об О.
Э. Бэта и В.
Крейга, устанавливающие эквивалентность синтаксич. О. и нек-рых ограничит.
условий на характер
моделей теории. Обе эти теоремы апеллируют к понятию семантич. О. (введено А.
Тар-ским, 1933),
к-рая относится к выразит. возможностям языка теории, к связи понятий (терминов)
теории
с действительностью. Семантич. О, означает «ото-бразимость» в теории объектов
действительности
(в т.ч. и абстракций — свойств, множеств, отношений и т. п.), свидетельствуя о
наличии их
«языковой модели». Понятие к.-л. содержательной области семантически определимо
в теории, если
найдётся формула (выражение), переводящая это понятие на язык теории (причём
такая, что её
замыкание выполнимо в указанной содержательной области). Про объекты области,
семантически
определимые в теории, говорят, что они определимы в этой области. Хотя
синтаксич. и семантич. О.
различны, их можно поставить в связь в метаязыке, полагая зависимость семантич.
О. объекта в
области от истинности синтаксич. определения этого объекта в той же области.
• Л и н д о н Р., Заметки по логике, пер. с англ., М., 1968, с. 113—16; Клини С.
К., Математич. логика, пер. с англ., М.,
1973, с. 432—40; Садовский В. Н., С ми p н о в В. А., Полная и неполная О. в
теориях первого порядка, в кн.: Методы
логич. анализа, М., 1977.
ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ,
категории марксистской философии, выражающие собой противоположности, единством
и
взаимопроникновением к-рых является человеч. предметная деятельность.
Опредмечивание — это
процесс, в к-ром человеч. способности переходят в предмет и воплощаются в нём,
благодаря чему
предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом» (см. К.
Маркс, в кн.:
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 121). Деятельность опредмечивается не
только во внеш.
результате, но и в качествах самого субъекта: изменяя мир, человек изменяет
самого себя.
Распредмечивание — это процесс, в к-ром свойства, сущность, «логика предмета»
становятся
достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и
наполняются пред-
метным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и
природные
явления, к-рые он тем самым включает в свой обществ. мир. О. и р. раскрывают
внутр. динамизм
материальной и духовной культуры как живого целого, существующего только в
процессе
непрерывного воспроизведения его и созидания человеч. деятельностью.
О. и р. заключают в себе три уровня: во-первых, деятельность вызывает в объекте
или наследует из
него такие изменения, к-рые аналогичны действию сил самой природы; во-вторых,
она создаёт и
воссоздаёт произведения культуры, наследует и творит её ценности; в-третьих,
совершается О. и р.
самого субъекта, его приобщение к другим субъектам, включение в межчеловеческие
отношения, в
историческую связь с обществом.
Открытие К. Марксом категорий О. и р. имеет фундаментальное значение для
исследований в
области филос. проблемы человека, для осмысления принципов и перспектив
коммунистич.
воспитания.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ, доказательство ложности либо неправильности выдвинутых
утверждений,
предположений или доказательств. Логику преим. интересует О. доказательства —
наиболее важный
вид О. Подобное О. можно осуществлять, 1) опровергая тезис доказательства, 2)
опровергая
аргументы доказательства, 3) опровергая способ доказательства. При О. тезиса
либо устанавливают
его ложность (посредством указания противоречащих ему фактич. обстоятельств или
вывода из него
ложных следствий), либо строят самостоят. доказательство антитезиса — суждения,
противоречащего тезису. При О. оснований доказательства или его аргументов
используют те же
приёмы, что и при О. тезиса. При О. формы доказательства выясняют, что тезис
логически не следует
из аргументов. Наиболее сильным является О. тезиса
ОПРОВЕРЖЕНИЕ 461
доказательства. О. аргументов или способа доказа-тельАва сами по себе не
устанавливают
ошибочности доказываемого тезиса и могут способствовать поиску его корректного
доказательства.
Процедура О. широко используется во всех областях познават. деятельности
человека, являясь её
рациональным критич. элементом.
* А с м у с В. Ф., Учение логики о доказательстве и О., М., 1954; Л а к а т о с
И., Доказательства и О., пер. с англ., М.,
1967.
ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ (от лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший),
понятия,
характеризующие ту или иную систему представлений о мире с т. зр. выраженного в
ней позитивного
или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего. В этом отношении
проявляются
общая духовная атмосфера эпохи, особенно в периоды социальных сдвигов, а также
умонастроения
обществ. групп и классов, идеология к-рых выражает их восхождение к господству и
стремление