<< Пред. стр. 250 (из 449) След. >>
франц. социология, школебыло обращено внимание на историч. природу и социальную обусловленность П.
человека. По П.
Жане, П. человека есть особое действие, «специально изобретённое людьми» и в
принципе отличное
от простой репродукции; это символич. реконструкция, воссоздание прошлого в
настоящем. При
этом социальный мир человека, выступая для него как бы своеобразным выразителем
«коллективной
П.» общества (М. Хальбвакс), оказывается источником и упорядочивающей силой для
его
воспоминаний.
Сов. психология, опираясь на методологию диалек-тич. и историч. материализма,
уделила особое
внимание проблемам развития П. (Л. С. Выготский и др.). Проведённое А. Н.
Леонтьевым (1930)
экспериментальное исследование высших форм запоминания показало, что ведущими
моментами в
формировании высших произвольных форм П. оказываются включение в организацию
запоминания
искусств. «стимулов-средств» (знаков), совершенствование средств запоминания и
их последующая
интериоризация. В последующих работах сов. психологов (П. И. Зинченко, А. А.
Смирнов) изучение
П. человека было поставлено в контекст исследования его предметной деятельности.
В соответствии с традиц. членением П. различаются процессы запоминания,
сохранения и
воспроизведения, внутри последнего — узнавание, воспоминание и собственно
припоминание (П. П.
Блонский). Различают произвольную и непроизвольную П. По форме, в к-рой
протекают процессы
П., выделяют моторную П.. или П.-привычку, эмоциональную, или аффективную, П.
(«П. чувств» —
Т. Рибо), образную и словесно-логич. П.
* Леонтьев А. Н., Развитие П., М.— Л., 1931; Выготский Л. С., Развитие высших
псяхич. функций, М., 1960;
Зинченко П. И., Непроизвольное запоминание, М., 1961; Блонский П. П., П. и
мышление, в его кн.: Избр.
психология, произв., М., 1964; Смирнов А. А., Проблемы психоло-
ПАМЯТЬ 475
гии П., M., 1966; Роговин M. С., Филос. проблемы теории П., М.. 1966;
Хрестоматия по общей психологии. Психология П., М.,
1979. М. С. Роговин.
ПАНЕНТЕИЗМ (от греч. ??? ?? »?? — всё в боге), религ.-филос. учение, согласно к-
рому мир
пребывает в боге, однако бог не растворяется в мире, как в пантеизме, и является
личностью; синтез
теизма и нек-рых аспектов пантеизма. Термин введён К. Краузе (1828).
ПАНИНИ (5 в. до н. э.), др.-инд. языковед, автор «Аштадхьяи» («Восьмикнижие»),
исчерпывающе
полной грамматики санскрита, являющейся классич. образцом системного подхода к
языку. Значение
труда П. далеко выходит за пределы языкознания; разработанные П. методы описания
языка
(установка на полноту, логич. простота и краткость) тесно связаны с общими
проблемами логики и
методологии. Вводимое П. понятие нулевого элемента в языке как значимого
отсутствия
представляет собой точную аналогию др. открытия др.-инд. науки — употребления
нуля в
математике. П. последовательно разграничивает язык-объект и описывающий его
метаязык, к-рый
строится как формализованная запись алгебраич. типа и является (наряду с языком
математики)
одним из ранних образцов специализиров. языков науки. Развитие структурной
лингвистики и
семиотики обусловили обострённый интерес к труду П. в совр. науке.
• Grammatik, hrsg. v. O. Bohtlingk, Lpz., 1887; La grammaire de Panini, ed. par
L. Renou, v. 1—2, P., 1966.
• Топоров В. Н., О нек-рых аналогиях к проблемам и методам совр. языкознания в
трудах древнеиндийских грамматиков,
«Краткие сообщения Ин-та народов Азии», 1961, в. 57, с. 123—33; Димри Д ж. П.,
П. и его «Восьмикнижие», «Народы Африки и
Азии», 1973, № 6; A g r a w a l a V. S., India as known to Panini, [Lucknow],
1953; M i s r a V. N., The descriptive technique of Panini,
The Hague — P., 1966; K a t r e S. M., Paninian studies, v. 1—3, Poona, 1967—69;
его ж e, Dictionary of Panini, t. l — , Poona, 1968—
.
ПАНЛОГИЗМ (от греч. ??? — всё и ????? — мысль, слово, разум), филос. принцип,
согласно к-
рому действительность трактуется как логич. выражение идеи, самораскрытие
спекулятивного
понятия, как мыслящая себя субстанция, «сам себя познающий разум» (Г. Гегель);
разновидность
идеалистич. рационализма. Возможность П. как филос. миропонимания содержалась в
учении
Спинозы, к-рый определял мышление как атрибут единой субстанции. Классич. формой
П. является
филос. система Гегеля, согласно к-рому подлинная действительность есть
воплощение и самосо-
знание мирового разума, самомышление абс. идеи. По мысли Гегеля, мировой дух,
истина могут
быть адекватно и до конца раскрыты только в Науке логики, в системе логич.
категорий. П.
характерен для марбургской школы неокантианства (Г. Коген), к-рая абсолютизирует
не логику
мирового разума, а понятие и факт науки, отождествляет действительность с
формами её познания,
подставляя на место бытия логич. учение о нём. См. Идеализм.
ПАНПСИХИЗМ (от греч. ??? — всё и ???? — душа), идеалистич. представление о
всеобщей
одушевлённости природы. Историч. формы П. различны: от недифференцированного
анимизма
первобытных верований и гилозоизма др.-греч. натурфилософии до развитых
идеалистич. учений о
душе и психич. реальности как подлинной и единств. сущности мира (концепция
монады у
Лейбница, филос. идеи нем. психофизика 19 в. Г. Т. Фехнера, учение швейц.
психолога 20 в. К. Г.
Юнга и др.).
ПАНТЕИЗМ (от греч. ?a? — всё и ??? — бог), филос. учение, отождествляющее бога
и мир.
Термин «пантеист» был введён англ. философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.»
— его
противником нидерл. теологом И. Фаем (1709). В пантеистич. концепциях нередко
скрывались
натуралистич. тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к
материализму,
476 ПАНЕНТЕИЗМ
представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему
теистич. религ.
мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религ.-мистич. стремления,
растворявшие
природу в боге. В 1828 нем. философ Краузе для обозначения своей идеалистич.
системы, чтобы
отличить её от системы натуралистич. П., ввёл термин панентеизм. Известны
примеры причудливого
переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же
мыслителя. Пантеистич.
идеи содержались уже в др.-инд. мысли (особенно в брахманизме, индуизме и в
веданте), в др.-кит.
мысли (даосизм), в др.-греч. философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако
поскольку в эту
эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные
воззрения были
одним из проявлений гилозоистич. (см. Гилозоизм) одушевления всего мира.
В ср. века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них
теистич.
пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком,
П. (обычно
восходивший к философии неоплатонизма) развивал учение о безличном мировом духе,
.скрытом в
самой природе. Пантеисты европ. и ближневост. средневековья опирались на нео-
платонич. учение
об эманации. В противоположность теистич. представлениям о божеств. сотворении
мира из ничего
пантеисты развивали концепции вечного вневременного порождения природы безличным
богом.
Религ. П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых
материалистич.
формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог —
одно и то же.
Оппозиционные по отношению к католич. церкви этич. и социальные выводы из
пантеистич.
воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в нач. 13 в. амальрикане. Тяготеющий к
П. мистицизм
нашёл своё типичное выражение в воззрениях Экхарта.
Натуралистич. тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху
Возрождения. Одним
из первых подошёл к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как бесконечный
максимум и
приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею
бесконечности
Вселенной. Расцвет П. в Зап. Европе относится к 16 — нач. 17 вв., когда он лёг в
основу большинства
натурфилос. учений, противостоящих креационизму господствовавших монотеистич.
религий (в
особенности у итал. философов Дж. Кардано, Ф. Патрици, Т. Кампанеллы, Дж.
Бруно). В этих
учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с
природой,
пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: «...природа... есть
не что иное, как Бог в
вещах» («Изгнание торжествующего зверя», СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой
субстанции,
лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать
уже как материа-
лизм.
С др. стороны, П., «...местами соприкасающийся даже с атеизмом» (Энгельс Ф., см.
Маркс К. и Эн-
гельс Ф., Соч., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя нар.
Реформации в Германии Т.
Мюн-цера, а также анабаптистов. В дальнейшем, когда в ряде стран Зап. Европы
победили
различные протестантские вероисповедания, пантеистич. мистика продолжала
оставаться осн.
руслом, по к-рому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности.
В Германии
16—17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистич. мистики были С.
Франк, В.
Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Ангелус Силезиус (Иоганн Шефлер). В Нидерландах
17 в.
существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты
и
коллегианты. К последним был близок Спиноза; опираясь на традицию П., он
разработал
материалистич. филос. систему, в к-рой понятие «бог» отождествлено с понятием
«природа».
В 18 в. пантеистич. воззрения развивали под влиянием Спинозы Гёте и Гердер, к-
рые, в
противоположность механицизму франц. материалистов 18 в., стремились разработать
органическо-
гилозоистич. элементы спинозизма. Филос. системы таких нем. идеалистов, как
Шеллинг и Гегель,
по словам Ф. Энгельса, «...пытались пантеистически примирить противоположность
духа и материи»
(там же, т. 21, с. 285). В дальнейшем
Развитии философии П. утрачивает своё значение. Соколов В. В., К историч.
характеристике П. в зап.-европ.
философии, «ФН», 1960, № 4; J ase he G. В., Der Pantheismus nach seinen
verschiedenen Hauptforrnen..., Bd l—3, B., 1826—
32; Plumptre C. E., General sketch of the history of Pantheism, v. 1—2, L.,
1882; Dilthey W., Gesammelte Schriften, Bd 2, Lpz.
— В., 19212; S i w e k R. P., Spinoza et le pantheisme religieux, nouv. ed., P.,
1950; H el 1p ach W., Tedeum. Laienbrevier einer
Pantheologie, Harab., 1951.
В. В. Соколов.
ПАРАДИГМА (от греч. ?????????? — пример, образец), 1) понятие, используемое в
антич. и ср.-век.
философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2)
теория (или
модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследоват.
задач.
Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их идеальные
образцы,
обладающие подлинным существованием: демиург создаёт всё существующее, взирая на
неизменно
сущее как на образец, или первообраз («Тимей» 28 а, 37 cd и др.). Эта линия в
трактовке идеи как П.,
образца, нашла своё продолжение в неоплатонизме, в рамках к-рого выдвигались
различные
толкования соотношения демиурга, образца и идей; в ср.-век. философии она
выразилась в учении об
эманации бога, в творении им мира по своему образу и подобию.
В нем. классич. идеализме учение о П. развёртывается в плане анализа принципов
внеш. и внутр.
единства различных формообразований, в учении о первообразе или прообразе
системной
организации всех тел. Согласно Шеллингу и Гегелю, принципы упорядочивания и
целостной
организации природных тел характеризует духовный, идеальный прообраз.
В философии науки понятие П. было введено позитивистом Г. Бергманом для
характеристики
нормативности методологии, однако широкое распространение приобрело после работ
амер.
историка физики Куна. Стремясь построить теорию науч. революций, Кун предложил
систему
понятий, среди к-рых важное место принадлежит понятию П., т. е. «... признанным
всеми научным
достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки
проблем и их
решений научному сообществу» (Кун Т., Структура науч. революций, пер. с англ.,
М., 1975, с. 11).
Смена П. представляет собой науч. революцию. Трактовка Куном понятия П. вызвала
дискуссию, в
ходе к-рой отмечалась неоднозначность этого понятия (К. Поппер, И. Лакатос, М.
Мастерман и др.).
Неоднозначность понятия П., под к-рым у Куна понимается и теория, признанная
науч. сообществом,
и правила и стандарты науч. практики, и стандартная система методов, потребовала
от него
пересмотра и конкретизации этого понятия, что было осуществлено в понятии
«дисциплинарная
матрица» и её компонентов (символич. обобщения, ме-тафизич. части П., ценности и
собственно
образцы решения исследоват. задач). Вместе с тем понятие П. используется в
теории и истории науки
для характеристики формирования науч. дисциплины, описания различных этапов
науч. знания
(допарадигмального, т. е. периода, когда не существует теория, признанная науч.
сообществом, и
парадигмального), для анализа науч. революций.
В марксистской лит-ре понятие П. используется при анализе процессов художеств. и
науч.
творчества (художеств. канонов, стилей в иск-ве и стилей мысли в науке и пр.).
К. Маркс и Ф.
Энгельс обратили внимание на то, что различные науки принимались в качестве
образцов и
выдвигались на первый план в концепциях
науки: если Ф. Бэкон видел в качественной физике основу естеств. наук, то Гоббс
провозглашал
геометрию «главной наукой» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. .2, с. 142—43).
А. Грамши,
критикуя позитивистский сциентизм, отмечал, что длит. время наука
отождествлялась с естеств.
науками. «Экспериментальные и естественные науки являлись в определенную эпоху
"моделью",
"образцом"; и поскольку общественные науки (политика и история) стремились найти
объективную
основу, которая в научном отношении была бы пригодной для того, чтобы придать им
такую же точ-
ность и силу, какими обладали естественные науки, то понятно, что к этим
последним обращались
при создании языка общественных наук» (Грамши А., Избр. произв., М., 1980, с.
305). Признавая
общие принципы деятельности учёных, определ. культурные стандарты, эталоны и
методологич.
регулятивы, выступающие в качестве образцов при решении исследоват. задач внутри
отд. науч.
дисциплины, марксистская методология науки отвергает унификацию реального