<< Пред.           стр. 253 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 выступают
 социальные явления, к-рые невозможно объяснить, не прибегая к характеристике
 интересов классов,
 социальных групп. Трактовка же этих интересов, а следовательно, раскрытие
 сущности обществ.
 явлений зависит от социальной ориентации учёного, сформировавшейся под
 воздействием той
 обществ. группы, к к-рой он принадлежит или на к-рую он ориентируется. В. И.
 Ленин показал, что
 «... "беспристрастной" социальной науки не может быть в обществе, построенном на
 классовой
 борьбе... Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства — такая же
 глупенькая
 наивность, как ожидать
 беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не сле- дует ли увеличить плату
 рабочим, уменьшив
 прибыль капитала» (ПСС, т. 23, с. 40). В противовес этой чёткой марксистской
 позиции мн. бурж.
 учёные культивируют идею объективизма в науке, отождествляя при этом объективизм
 с
 научностью. Показывая несостоятельность такой позиции, В. И. Ленин писал:
 «Объективист говорит
 о необходимости данного исторического процесса; материалист констатирует с
 точностью данную
 общественно-экономическую формацию и порождаемые ею антагонистические отношения.
 Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться
 на точку зрения
 апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым
 определяет
 свою точку зрения... Таким образом, материалист, с одной стороны,
 последовательнее объективиста
 и глубже, полнее проводит свой объективизм... С другой стороны, материализм
 включает в себя, так
 сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто
 становиться на точку
 зрения определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 418-19).
 П. в философии и в обществ. науках связана с познанием истинной картины мира, с
 развитием
 прогрессивных идей, носителями к-рых были, как правило, представители восходящих
 классов. В
 философии движение человеч. познания к науч. картине мира выразилось в развитии
 материалистич.
 миропонимания, в становлении диалектич. взглядов на процессы природы и общества.
 П. филос.
 взглядов состоит в различном подходе к целостному объяснению мира (соотношение
 материи и духа,
 бытия и сознания), места человека в мире, его отношения к этич. и эстетич.
 ценностям и др. Фи-
 лософия марксизма — диалектич. и историч. материализм — возникла как теоретич.
 система,
 выражающая мировоззрение рабочего класса, дающая методологич. основы революц.
 преобразоват.
 деятельности и науч. исследования. В качестве подлинно науч. и революц.
 философии
 современности марксистско-ленинская теория находится на вооружении Коммунистич.
 партии и
 противостоит различным школам и течениям идеализма — объективного и
 субъективного.
 Марксистская философия включает в себя П., т. е. защиту интересов пролетариата,
 как непременный
 элемент научности. «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет
 назад» (там же, т.
 18, с. 380).
 П. в лит-ре и иск-ве проявляется в идейной направленности творчества писателя,
 художника, артиста,
 музыканта. Художник не может уйти от определ. трактовки социальных позиций и
 устремлений
 изображаемых героев, как и от собственных симпатий и антипатий, поскольку каждый
 человек
 бесчисленными нитями связан с интересами и духовными ценностями оп-редел.
 классов, социальных
 групп и ориентируется на них. В ст. «Партийная организация и партийная
 литература» (1905) Ленин
 показал лицемерие рассуждений об абс. свободе творчества: «Свобода буржуазного
 писателя,
 художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая)
 зависимость от
 денежного мешка, от подкупа, от содержания» (там же, т. 12, с. 104). Разговоры
 об абс. свободе —
 лишь маскировка, «... буржуазная или анархическая фраза (ибо, как
 миросозерцание, анархизм есть
 вывернутая наизнанку буржуазность)» (там же). Ленин поставил задачу, чтобы
 лицемерно-
 свободной, а на деле связанной с буржуазией лит-ре противопоставить
 действительно свободную,
 открыто связанную с пролетариатом лит-ру; при этом Ленин подчёркивал, что в силу
 своей
 специфики художеств. творчество требует обеспечения «... большого простора
 личной инициативе,
 индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (там
 же, с. 101).
 Коммунистич.
 ПАРТИЙНОСТЬ 481
 партия, осуществляя руководство лит-рой и иск-вом, постоянно подчёркивает
 необходимость
 развития принципа П., видит в нём условие глубокого проникновения в сущность
 социальных
 процессов, яркого и убедит. отображения человеч. характеров, проблем построения
 коммунистич.
 общества. Г. Л. Смирнов.
 ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, политич. организация, выражающая интересы обществ. класса
 или
 его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в
 достижении
 определённых целей и идеалов. П. п.— высшая форма классовой организации.
 Возникновение и развитие П. п. связано с расколом общества на классы, с историей
 классовой
 борьбы, особенно за обладание политич. властью. «Самым цельным, полным и
 оформленным
 выражением политической борьбы классов является борьба партий» (Л е-нин В. И.,
 ПСС, т. 12, с.
 137).
 В отличие от стихийного процесса формирования классов, возникновение П. п. может
 происходить
 лишь в ходе осознания идеологами к.-л. класса его коренных общих интересов и их
 выражения в
 форме определ. концепции и политич. программы. П. п. просвещает и организует
 класс или
 социальную группу, придаёт его действиям организованный и целенаправленный
 характер. П. п.
 является носителем определ. идеологии, в значит. мере обусловливающей
 руководящие принципы
 политики, организац. строения и практич. деятельности П. п., к-рые обычно
 конкретизируются в
 программах и уставах партий. В. И. Ленин подчёркивал, что для того, «чтобы
 разобраться в пар-
 тийной борьбе, не надо верить на слово, а изучать действительную историю партий,
 изучать не
 столько то, что партии о себе говорят, а то, что они делают, как они поступают
 при решении разных
 политических вопросов, как они ведут себя в делах, затрагивающих жизненные
 интересы разных
 классов общества, помещиков, капиталистов, крестьян, рабочих и так далее» (там
 же, т. 21, с. 276).
 Разграничение П. п., соответствующее расстановке осн. классовых сил общества,
 достигается лить в
 условиях зрелого капитализма. В рабовладельч. и феод. обществе существовали
 сословные политич.
 группировки, выражавшие интересы различных прослоек господств. классов.
 Трудящиеся классы в
 этот историч. период в силу экономич. разобщённости и духовной придавленности,
 не могли создать
 самостоят. П. п. Их интересы в известной мере выражали прогрессивные политич.
 группировки
 имущего класса, заинтересованные в нар. поддержке в борьбе против реакц. сил
 (напр.. якобинцы во
 Франции). В условиях капитализма с сер. 19 в. борьбу за политич. господство
 пролетариат и
 буржуазия осуществляют через свои П. п. Система партий, поддерживающих
 господство буржуазии,
 становится оргаяич. составной частью механизма бурж. гос. власти. Характер всей
 партийной
 системы зависит в конечном счёте от соотношения классовых сил, предопределяющего
 формы IT
 методы, посредством к-рых буржуазия осуществляет свою диктатуру.
 Согласно теории, развиваемой большинством бурж. социологов и государствоведов.
 И. п. являются
 выразителями воли народа, посредствующим звеном между народом и гос-вом.
 Многопартийность
 рассматривается ими как основополагающий принцип «свободного демократич. строя».
 Фактич.
 господство партий монополистич. верхушки общества наряду с тенденциями
 отстранения от участия
 в политич. жизни массовых политич. орг-ций, выражающих интересы трудящихся,
 опровергают эту
 бурж. теорию как апологию господства монополий, допускающего использование нек-
 рых де-
 мократич. форм. В условиях бурж. общества, разделённого на антагонистич. классы,
 при сохранении
 эле-
 482 ПАРТИЯ
 ментарных основ бурж. демократии (свобода объединений, парламентский режим),
 существование
 различных П. п. закономерно. Многопартийность отражает как противоречия между
 классами, так и
 существование различных слоев и групп внутри одного Класса. Господствующее
 положение в парт.
 системе мн. совр. бурж. гос-в занимают партии монополистич. капитала. Социальная
 функция бурж.
 партии состоит в выражении интересов господствующего класса, а также в
 идеологич. и организац.
 подчинении ему масс. Отсюда стремление к созданию наряду с партиями, открыто
 стоящими на
 позициях защиты бурж. строя (напр., собр. консерваторы в Великобритании),
 партий, проводящих
 политику монополий, но построенных на более Широкой социальной основе (христ.-
 демократич. и
 христ.-социальные партии в ряде стран Зап. Европы).
 Серьёзной политич. силой во многих бурж. гос-вах являются с.-д. партии
 (Великобритания, ФРГ,
 Австрия. Бельгия, сканД. страны и др.). Социал-демократия в этих странах ведёт
 За собой
 большинство рабочего класса, господствует в профсоюзах и др. массовых орг-циях.
 В понимании
 социалистич. цели, методов и темпов её достижения правые социал-демократы далеки
 от науч.
 социализма. Многие с.-д. партии в своих программах открыто отреклись от
 марксизма, проповедуя
 движение к социализму исключительно с помощью реформ, примирение классовых
 противоречий и
 приверженность к бурж. демократии. С.-д. партии неоднократно находились и сейчас
 находятся у
 власти в различных странах, самостоятельно формируя правительства или входя в
 состав коалиц.
 правительств. Однако их правление ни разу не поколебало устоев капитализма.
 Вместе с тем в ряде
 с.-д. партий ощутимо влияние левых элементов. Единство коренных инте-тесов всех
 трудящихся
 требует установления контактов и сотрудничества между коммунистами и с.-д.
 партиями в борьбе
 против монополистич. сил.
 Острота противоречий между монополистич. верхушкой и всем остальным обществом
 ведёт к
 созданию в развитых бурж. гос-вах антиимпериалистич. партий на широкой
 социальной основе,
 выдвигающих общедемок-ратич. требования. В гос-вах, освободившихся от колон,
 зависимости,
 нередко образуются антиимпериа-листич. партии, представляющие широкие массы
 населения,
 объединённые под лозунгом нац. освобождения. В ряде стран, вставших на путь
 социалистич. преоб-
 разований, формируются авангардные партии, вырабатывающие политич. курс и основы
 организации, исходя из принципов марксизма-ленинизма (Ангола, Афганистан,
 Эфиопия и др.).
 Для успешного осуществления рабочим классом своей историч. миссии Создания
 коммунистич.
 общества необходима его организация в самостоят. П. п., к-рая коренным образом
 отличается по
 своему характеру, идеологии, организац. формам, методам дея-тельности от П. п.
 всех остальных
 классов. Её идеология, программа и тактика базируются на науч. мировоззрении
 марксизма-
 ленинизма. Она выступает как передовой отряд, объединяющий и организующий
 рабочий класс в
 борьбе за общеклассовые интересы, обеспечивающий единство его цели, воли и
 действий. Историч.
 роль, задачи и принципы построения П. п. рабочего класса определены К. Марксом и
 Ф. Энгельсом в
 «Манифесте Коммунистич. партии» (1848).
 В новую историч. эпоху, когда социалистич. революция стала непосредств. задачей,
 возникла
 необходимость создания рабочих партий нового типа, коренным образом отличающихся
 от партий
 предшествовавшего периода. Творчески развивая марксизм применительно к эпохе
 империализма,
 Ленин создал цельное учение о партии как высшей форме революц. организации
 рабочего класса,
 разработал её теоретич. и организац. основы, стратегию и тактику большевизма,
 нормы парт. жизни и
 принципы парт. руководства. Впервые
 партия нового типа была создана росс. марксистами во главе с Лениным (1903). В
 дальнейшем
 развернулся процесс образования коммунистич. партий в большинстве капиталистич.
 стран.
 Принципами, на к-рых основаны организация и деятельность коммунистич. партии,
 являются:
 верность марксизму-ленинизму и непримиримая борьба со всеми попытками право- и
 ле-
 воппортунистич., ревизионистского и догматич. извращения его программных,
 тактич. и организац.
 установок; верность пролет. интернационализму и решит. борьба
 против всех проявлений национализма; демок-ратич. централизм как основа
 построения партии;
 органич. связь с массами, учёт их опыта при выработке тактики, обучение масс на
 их собств. опыте;
 коллективность руководства; строгая и единая для всех парт. дисциплина,
 постоянная забота о
 чистоте своих рядов; твёрдость в проведении осн. принципов при макс. гибкости в
 отношении
 тактич. средств и методов борьбы, учитывающих своеобразие конкретных внутр. и
 меж-дунар.
 условий; самокритичное отношение к собств. деятельности, открытое признание
 ошибок и практич.
 исправление их.
 Коммунистич. и рабочие марксистско-ленинские П. п. являются наиболее последоват.
 выразителями
 интересов трудящихся масс. Они выступают организующей и руководящей силой в
 борьбе за
 демократию, мир, нац. независимость и социализм.
 После победы социалистич. революции марксистско-ленинские партии становятся
 руководящей
 политич. силой в гос-ве. По мере расширения масштабов строительства нового
 общества и
 усложнения выдвигаемых жизнью проблем роль и ответственность коммунистич. партии
 как
 воплощения сознат. начала в созидании коммунизма возрастают. Историч. опыт
 развития социа-
 листич. стран свидетельствует, что для укрепления руководящей роли коммунистич.
 партии крайне
 важно чутко прислушиваться к голосу масс, решительно бороться с проявлениями
 бюрократизма,
 волюнтаризма, активно развивать социалистич. демократию, проводить взвешенную
 реалистич.
 политику во внешнеэконо-мич. связях.
 В ходе обществ. развития развиваются и сами партии рабочего класса. Так, в
 результате победы
 социализма и построения в СССР развитого социалистич. общества Коммунистич.
 партия Сов.
 Союза, оставаясь выразительницей коммунистич. идеалов рабочего класса, его
 передовой роли в

<< Пред.           стр. 253 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу