<< Пред.           стр. 254 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 строительстве коммунистич. общества, превратилась в партию всего сов. народа.
 Место, ру-
 ководящая и направляющая роль Коммунистич. партии в сов. обществе и гос-ве чётко
 отражены в
 Конституции СССР.
 * Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
 Учредит, манифест Междунар.
 Товарищества Рабочих, там же, т. 16; Л е н и н В.И., Проект и объяснение
 программы социал-демократич. партии, ПСС,
 т. 2; е г о ж е, Что делать?, там же, т. 6; е г о ж е, Шаг вперед, два шага
 назад, там же, т. 8; е г о ж е, Опыт классификации
 рус. политич. партий, там же, т. 14; е г о ж е, Политич. партии в России там же,
 т. 21; е г о ж е, Пролет, революция и
 ренегат Каутский, там же, т. 37; е г о ж в, Третий Интернационал и его место в
 истории, там же, т. 38; е г о ж е, Детская
 болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; е г о ж е, Первоначальный проект
 резолюции X съезда РКП о
 синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии, там же, т. 43; Программа
 КПСС (Принята XXII съездом
 КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм,
 М., 1961; Междунар. совещание
 коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Конференция
 коммунистич. я рабочих йартий
 Европы. Берлин, 29—30 июня 1976 г., М., 1977; Материалы XXVI съезда КПСС, М.,
 1981; Политич. механизм
 диктатуры монополий, М., 1974; Коммунисты мира — о своих партиях, Прага, 1976;
 Встреча коммунистич. и рабочих
 партий Европы за мир и разоружение (Париж, 28—29 апр. 1980 г.), М., 1980;
 Марксистско-ленинская партия в системе
 социалистич. общества, М., 1981; Политич. партии. Справочник, М., 1981.
 Л. С. Айзикович, Ю. П. Уръяс.
 ПАСКАЛЬ (Pascal) Влез (19.6.1623, Клермон-Фер-ран,— 19.8.1662, Париж), франц.
 религ. философ,
 писатель, математик и физик. После чрезвычайно плодотворной деятельности в
 области точных наук
 разочаровался в них и обратился к религ. проблемам и филос.
 30*
 антропологии: сблизившись с представителями янсенизма, выступил с энергичной
 критикой
 казуистики, насаждавшейся иезуитами («Письма к провинциалу», 1657, рус. пер.
 1898). Осн. филос.
 труд — «Мысли», посмертно изданное в 1669 собрание афоризмов, представляющее
 собой наброски
 к незавершённому полемич. труду. Рус. пер.: И. Бутовского, 1843; П. Первова,
 1888; С. Долгова,
 1892.
 Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, к-рый,
 пройдя через
 опыт механистич. рационализма 17 в., со всей остротой поставил вопрос о границах
 «научности»,
 указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым
 предвосхищая
 последующую иррационалистич. тенденцию в философии (Якоби, романтизм и т. д.,
 вплоть до
 представителей экзистенциализма). Выведя осн. идеи христианства из традиц.
 синтеза с космологией
 и метафизикой аристотелевского или неоплатонич. типа, П. отказывается строить
 искусственно
 гармонизированный теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах:
 «это вечяое
 молчание безграничных пространств ужасает меня». П. .исходит из образа человека,
 воспринятого
 динамически («состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство»), и не
 устаёт говорить о
 трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в
 акте мышления
 (человек — «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает
 меня, как
 точку; в мысли я объемлю ее»). Сосредоточенность П. на ант-ропологич.
 проблематике
 предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркёгора и Ф. М.
 Достоевского.
 • Oeuvres, v. 1—14, P., 1904—14; Pensees, v. 1—3, P., 1951; Oeuvres completes,
 P., 1976; в рус. пер.— в кн.: Ф. де Ларош-
 фуко, Максимы,— Б. П., Мысли,— Ж. де Лабрюйер, Характеры, М., 1974.
 • Филиппов M. M., П., его жизнь и науч.-филос. деятельность, СПБ, 1891; Б у тру
 Э., П., пер. с франц., СПБ, 1901; К л я у
 с В. М., Цогребысский И. Б., Франкфурт У. И., П., М., 1971; Тарасов Б. Н., П.,
 М., 1979; М е s n a r d J., Pascal. L'homme
 et l'oeuvre, P., 1951; G r e s-s ? n ?., Pascal, sa vie, son oeuvre, P., 1956.
 ПАТАНДЖАЛИ, создатель др.-инд. филос. системы йоги и её систематизатор (не
 вполне ясно
 отношение П. к знаменитому языковеду Патанджали). В качестве даты жизни чаще
 всего указывают
 2 в. до н. э. Автор «Йога-сутры» (или «П.-сутры»), первого и наиболее
 авторитетного руководства по
 философии йоги; особое внимание уделено в нём целям йоги, различным способам их
 достижения
 (пути устранения страдания и факторов вызывающих страдание, средства к
 сосредоточению —
 самадхи), описанию йогич. сил и возможностей, формам освобождения. Эти идеи
 развивались и
 углублялись в комм. к «Йога-сутре», написанных Вьясой, Вачас-пати и др.
 * The Yogasutras of Patanjall, ed. by R. Shastri Bodas, Bom-ly, 19172; Qli
 aforisml sullo Yoga (Yogasutra), trad. C. Pensa,
 Torino, 1962.
 • E 1 i a d e M., Patanjali et le Yoga, P., 1962; О b e r h a m-m e r G.,
 Meditation und Mystik im Yoga des Patanjali, «Wiener
 Zeitschrift fur die Kunde Sud- und Ostasiens und Archiv fur indische
 Philosophie», 1965, Bd 9; The Yoga-System of Patanjali,
 transl. from the original Sanskrit, Delhi, 1977 (Harvard oriental series, v.
 17).
 ПАТОС, пафос (от греч. ?? ?? — испытываемое воздействие, перемена, страдание,
 страсть),
 термин др.-греч. философии. П. души, по Платону («Федр» 245 с),— её деятельность
 и изменения
 под влиянием к.-л. воздействия. Для Аристотеля П.— изменение всякого предмета
 под влиянием
 внеш. воздействий, не затрагивающих, однако, его сущности. В антич. эстетике П.
 как душевное
 переживание, волнение и страсть противопоставлялся этосу — постоянным чертам
 характера.
 • Burkert W., Zum altgrlechlschen Mitleidsbegriff, Munch., 1955.
 ПАТОС 483
 ПАТРИОТИЗМ (от греч. ????????? — соотечественник, ?????? — родина, отечество),
 любовь к
 отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
 П.— «... одно из
 наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособленных
 отечеств» (Ленин
 В. И., ПСС, т. 37, с. 190).
 Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям
 формируются уже
 в древности. В классовом обществе каждый класс выражает своё отношение к
 отечеству через
 присущие ему специфич. интересы.
 В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. гос-в П.
 становится
 неотъемлемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения
 классовых
 антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт
 отражать
 общенац. моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с
 национализмом и
 шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов
 отечества,
 народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран
 против
 трудящихся...» (там же, т. 36, с. 328—29). Для мелкой буржуазии характерны нац.
 ограниченность и
 нац. эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.
 В бурж. обществе пролетариат выступает выразителем коренных нац. интересов
 народа, а потому и
 носителем подлинного П. В ст. «О национальной гордости великороссов», написанной
 в годы 1-й
 мировой войны, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным
 пролетариям,
 чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину,
 мы больше
 всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения)
 поднять до сознательной
 жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107). Подлинный П.
 несовместим ни с
 космополитизмом, ни с национализмом.
 В ходе социалистич. революции меняется социальная сущность отечества, гл.
 содержанием этого
 понятия становится социализм — объект нац. гордости и подлинное отечество
 трудящихся,
 формируется социалистич. всенар. П., гармонически сочетающий любовь к лучшим
 нац. традициям
 своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к
 др. народам.
 Социалистич. П. неразрывно связан с пролет. интернационализмом. По словам
 Ленина, «без этого
 патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной
 соб-
 ственности... Это — лучший революционный патриотизм» (там же, т. 42, с. 124). В
 условиях
 консолидации и развития в СССР новой историч. общности — советского народа —
 происходит
 формирование общесоветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает
 общенац.
 гордость сов. человека — важный элемент социалистич. П. С образованием мировой
 социалистич.
 системы «... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в
 преданности и
 верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа
 КПСС, 1974, с.
 120). Идеи и чувства социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и
 трудовой активности
 масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органич.
 сочетания
 социалистич. П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.
 • Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Ленинизм и нац. вопрос в совр. условиях,
 М., 19742; Рогачев П. М., Свер-
 длин ?. ?., П. и обществ. прогресс, М., 1974; см. также лит. к ст.
 Интернационализм, Национальный вопрос.
 ПАТРИСТИКА (от греч. ?????, род. падеж ?????? или лат. pater, род. падеж patris
 — отец), термин,
 обо-
 484 ПАТРИОТИЗМ
 значающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ.
 мыслителей 2—8
 вв. (т. н. отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантич.
 рабовладельч.
 общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также
 против традиц. языч.
 мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платонич. и неоплатонич.
 идеализмом.
 Первый период П. (2—3 вв.) представлен деятельностью т. п. апологетов; среди них
 выделяется фи-
 гура Оригена, впервые пытавшегося построить на основе предпосылок христ. религии
 целостную
 филос. систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка
 задачи определила
 след. период П. (4—5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование
 апологетов
 сменяется работой над систематизацией церк. доктрины с опорой на идеалистич.
 умозрение. Высшей
 точки П. достигает в деятельности каппадокийского кружка (Василий Великий,
 Григорий Богослов,
 Григорий Нисский) на греч. Востоке и Августина на лат. Западе. Во 2-й пол. 5 в.
 появляются соч.
 Псевдо-Дионисия Ареопагита — попытка истолковать мир как систему символов,
 важная для ср.-век.
 эстетики. Заключит. период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием
 идеалистич.
 диалектики и энциклопедич. кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий
 (ок. 475—543)
 на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна
 Дамаскина,
 закладывающих основы схоластики.
 Фактором, отделяющим П. от свободного филос. исследования, каким его знала
 антич. философия,
 является идея откровения. Правда, заострённое противопоставление веры и разума,
 выраженное в
 парадоксальных формулировках Тертуллиана, в целом не характерно для П.,
 стремившейся
 истолковать филос. умозрение как разъяснение Библии, а Библию — как подкрепление
 платоновско-
 аристотелевских тезисов. Онтология П. построена вокруг идеи бога как абс. бытия.
 П. защищает
 монотеизм — против языч. политеизма и гностич. дуализма, супранатурализм и креа-
 ционизм —
 против стоич. и неоплатонич. пантеизма. Параллельно с катафатической теологией,
 описывающей
 бога как средоточие благости, справедливости, всемогущества и т. п.,
 развивается«отрицат.»,
 апофатиче-ская теологич. исходящая из того, что бог именно в качестве абсолюта
 не имеет
 атрибутов и не поддаётся определению, ибо находится за пределами бытия и
 качественности.
 Космос, в понимании П., есть творение и потому стоит бесконечно ниже своего
 творца, т. е. бога; ма-
 терия была создана и может быть преодолена. С др. стороны, в противоположность
 пессимистич.
 воззрениям гностицизма и манихейства П. защищает мир как благое творение бога,
 полное
 целесообразности. Ведущие мотивы патристич. космологии: телеологизм (см.
 Телеология),
 положение об универс. гармонии и взаимосоотнесённости вещей, строго иерархич.
 система космоса,
 эстетич. оправдание мира. Наиболее ярко эти идеи выражены в «Шестодневе» Василия
 Великого, у
 Григория Нисского, Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита. П. широко восприняла
 космо-логич.
 и антропологич. традиции, восходящие к платонич. стоицизму Посидония (напр.,
 соч. Немесия Эмес-
 ского «О природе человека», ок. 400).
 Осн. проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются зап.-
 европ. и визант.
 схоластикой.
 • Источники: Migne PG, t. 1 — 166; Migne PL, t. 1—221; Corpus scriptorum
 ecclesiasticorum Latinorum, v. l —, Vindobo-nae —
 Lipsiae, 1867 — (серия не закончена).
 • Маркс К., Энгельс ?., Ленин В. И., О религии, [Сб.], М., 1975; Болотов В. В.,
 Лекции по истории древней церкви, т. 1—4, СПБ,
 1907—18; Г a p н а к А., История догматов, в кн.: Общая история европ. культуры,
 т. 6, СПБ, [1911]; Спасский A.A., История
 догматич. движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 — Тринитарный вопрос,
 Сергиев Посад, 19142; Бычков В. В., Визант.
 эстетика, М., 1977;
 Q u..a s t e n J.,. Patrology, .v. 1—3, Utrecht — Brux., 1950—60; A l t a n e г
 В., S t u i b e r A., Patrologie. Leben, Schriften
 und Lehre der Kirchenvater, Freiburg — Basel — W., 1966'.
 ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco,— февраль 1597, Рим), итал.
 гуманист и
 философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Преподавал философию в
 ун-тах
 Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном соч. «Новая философия универсума»
 («Nova de
 Universis philosophia», 1591) развил учение о мире как становящейся
 бесконечности, одушевлённой
 органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и
 «родственности» всех вещей — свет, излучаемый божеств. всеединством и
 пронизывающий весь
 мир. В «Поэтике» («Delia poetica», v. l—2, 1582, новое изд. 1969) П. в
 противовес аристотелевской
 концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце;
 состояние творчества
 описывается как одержимость «божеств. безумием» — вдохновением. Автор трактатов
 по риторике,
 историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др.
 • L'amorosa filosotia, Firenze, 1963; Lettere et opuscoli inediti, Firenze,
 1975.
 • Горфункель А.Х., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Crespi
 L. ?., La vita e le opere di F.
 Patricio, Mil., 1941; K r i s t e l l e r P. p., Eight philosophers of the
 Italian Renaissance, Stanford (Calif.), 1964.
 ПАФОС, см. Латос.

<< Пред.           стр. 254 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу