<< Пред.           стр. 255 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 ПЕЙН (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания,— 8.6.1809, Нью-Йорк),
 англо-амер.
 политич. мыслитель, философ-просветитель, революц. демократ, представитель
 радикального крыла
 амер. Просвещения. Активный участник Великой франц. революции и нац.-освободит.
 борьбы Сев.
 Америки против Великобритании. В 1776 П. анонимно издал памфлет «Здравый смысл»
 (рус. пер.
 1959), направленный против англ. монархии и призывавший к борьбе за освобождение
 Америки от
 колон, зависимости. В политич. трактате «Права человека» (1791, рус. пер. 1959)
 П. выступил с
 обоснованием бурж.-революц. политич. принципов. Для социологич. взглядов П.
 характерно чёткое
 различение общества и roc-ва, a также естеств. и гражд. (основанных на обществ.
 договоре) прав.
 Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип наро-доправия
 («суверенности народа»), П.
 идеализировал бурж. демократию.
 Осн. филос. произв. П. «Век разума» (pt 1—2, 1794— 1795, рус. пер. 1959) —
 воинственный
 антирелиг. трактат, признанный «библией амер. Просвещения». П. призывает к
 «революции в
 системе религия», решительно противопоставляя силу разума религиозным
 заблуждениям, знание —
 вере. Однако П. не был последовательном атеистом и признавал бога и бессмертие
 души.
 Филос. позиция П. — непоследоват. метафизич. материализм. Допуская божеств.
 первопричину, он
 признаёт объективную реальность материального мира и непреложность царящих в нём
 физич.
 законов. П. глубоко убеждён в безграничной способности человеч. разума к
 объективному познанию
 существующих вещей. За политич. радикализм и антирелиг. деятельность П.
 подвергался
 преследованиям.
 • The complete writings, v. 1—2, N. ?., [1945]; в рус. пер.— Избр. соч., М.,
 1959; в кн.: Амер. просветители. Избр. произв.,
 т. 2, М., 1969.
 * Б а с к и н М. П., Философия амер. Просвещения, М., 1955; романов Б. С.,
 Политич. и правовые взгляды Т. П., М.,
 I960; Паррлнгтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 1, М., 1962,
 с. 405—20; Г о л ь д б е ? г ?. ?., Т. П., М.,
 1969; Pearson H., Tom Paine friend of mankind, ?. ?.—L., 1937; Woodward W. F.,
 Tom Paine, N. Y., 1945; A l d r i d g e A.
 O., Man of reason, Phil,— N. Y., [1959]; Williamson A., Thomas Paine. His life,
 work and times, L., [1973l.
 ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ (греч. ????? ?????????, лат. philosophia prima), термин
 философии
 Аристотеля, соответствующий позднейшему термину «метафизика» и близкий к понятию
 «онтология». В словоупотреблении Аристотеля термин «философия» близок к понятию
 «наука» (эпистеме), или «науч. дисциплина», и может прилагаться к математике,
 физике, этике,
 поэтике (поэтому «математич. философия» на языке Аристотеля означает просто
 «математика»). От
 «частных наук» Аристотель отграничивает «первую», или высшую, философию
 («Метафизика» 1026
 а 24, а 30; 1061 b 19), философию в собств. смысле слова, к-рую он называет
 также мудростью —
 «софия» («Никомахова этика» 1141 а 16; «Метафизика» 981 b 28 и др.) и к-рая
 имеет своим
 предметом «бытие как таковое» («Метафизика» 1026 а 31); она изучает «первые», т.
 е. высшие,
 «начала» (см. Архе), или причины сущего, т. е. прежде всего форму и материю,
 движущую причину,
 цель. По три-хотомич. классификации науч. знания в «Метафизике» (1026 а 18) П.
 ф. вместе с
 «математич.» и «физич.» философией образует троицу «теоретич.» наук и
 отождествляется с
 «теологией», предмет которой — «вечные», «обособленные» и «неподвижные сущности»
 [предмет
 физики — «обособленные и подвижные» сущности, математики — «необособленные
 (абстрактные) ,
 и неподвижные»]. Термин «первая» указывает не только на онтологич., но и на
 аксиологич. примат
 П. ф. — отсюда её «наивысшая ценность» («Метафизика» 1026 а 21) и
 «предпочтительность» по
 отношению к остальным разделам философии. Лекции Аристотеля но П. ф. были
 объединены,
 вероятно, Андроником Родосским (1 в. до н. э.) под назв. «Метафизика» (т. е.
 «то, что следует после
 физики»).
 • Uhde В., Erste Philosophie und menschliche Unfreiheit. Studien zur Geschichte
 der ersten Philosophie, Bd l, Wiesbaden 1976.
 ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, гно-сеологич. понятия механистич. материализма,
 введённые англ. учёным Р. Бойлем и получившие широкую известность после «Опыта о
 человеч.
 разуме» (1690) Локка (самые термины встречаются в ср.-век. схоластике, напр. у
 Альберта
 Великого). Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных
 тел, Локк
 относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количеств.
 характеристики
 вообще, механич. движение, покой, длительность (см. Избр. филос. произв., т. 1,
 М., 1960, с. 155).
 Вторичные качества, по Локку, — это субъективные ощущения, не совпадающие со
 свойствами
 внеш. объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и др.
 Различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, к-
 рый разграничивал
 субъективное знание «по мнению», т. е. существующее в форме ощущения, и знание
 «по истине», т.
 е. умопостигаемое знание свойств атомов. Учение о П. и в. к., выдвинутое
 философами 17—18 вв.,
 было непосредственно связано с атомистич. и механистич. миропониманием. Галилей
 относил к
 достоверно существующим качествам лишь те, к-рые выразимы геометрически. Гоббс
 выделял в
 качестве первичных качеств только пространственно-временные — протяжённость и
 движение.
 Галилей, Декарт, Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в
 вещах лишь
 человеч. разумом, в то время как Локк считал, что «идеи» первичных качеств
 доставляются
 непосредственно ощущениями. Беркли по существу отверг деление качеств на
 первичные и
 вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в.
 к. с позиций
 агностицизма, Юм и Кант отрицали сходство ощущений со свойствами внеш. объектов
 и перенесли
 субъективистское понимание вторичных качеств на первичные. В кон. 19—20 вв. эти
 идеалис-тич.
 взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, неореализма и
 неопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных качеств при
 одноврем. признании
 объективности пер-
 ПЕРВИЧНЫЕ 485
 вичных было характерно для нек-рых метафизически мыслящих материалистов,
 склонных к
 пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектический материализм
 отвергает
 деление свойств вещей на П. и в. к., рассматривая всякое ощущение как
 субъективный образ
 объективной реальности, отражающий свойства вещей, но не тождественный им.
 ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ, первая форма бытия человеч. общества и
 соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется
 коллективизмом в произ-ве и
 распределении и социальным равенством членов общества.
 Спорен вопрос о её начале. Самый ранний период истории человечества, длившийся
 не менее 1 млн.
 лет, был временем перехода от биологич. формы движения материи к социальной, т.
 е. эпохой
 становления человека и общества. Формирующиеся люди, к к-рым относятся
 архантропы
 (питекантропы, синантропы, атлантропы и др. сходные с ними формы) и палеантропы
 (неандертальцы), жили в формирующемся обществе, к-рое принято именовать
 первобытным человеч.
 стадом или праобществом (праобщиной). По археологич. периодизации — это ранний
 палеолит;
 примерно на грани раннего и позднего палеолита 35—40 тыс. Лет назад
 антропосоциологенеа
 завершился. На смену формирующимся людям пришли готовые люди — нео-антропы, Homo
 sapiens,
 а праобщество превратилось в сформировавшееся человеч. общество. Одни учёные
 включают
 праобщество в П. ф. в качестве первого этапа её развития. Другие считают
 объединение пра-
 общества и начального этапа эволюции готового общества в одну единицу историч.
 развития
 неоправданным. С их точки зрения общественно-экономической формацией можно
 считать лишь
 определённую стадию развития сформировавшегося общества. Соответственно под П.
 ф. они
 понимают общество, Каким оно было в период от завершения социогенеза до начала
 становления
 классов и государства. По археологической периодизации это — поздний палеолит,
 мезо-лит,
 отчасти неолит.
 В развитии этого общества отчётливо выделяются две осн. стадии: стадия ранней
 первобытной
 общины, или первобытной коммуны, и стадия поздней первобытной общины. На первой
 стадии
 люди создавали орудия из камня, кости, рога, дерева, но пищу не производили. Они
 присваивали её
 при помощи орудий. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим. Осн.
 способами
 добывания средств к жизни были охота и собирательство, к к-рым позднее
 присоединилось ры-
 боловство. Уровень развития производит. сил был настолько низок, что обществом
 создавалось
 продукта не больше, или не намного больше, чем его необходимо было для
 обеспечения физич.
 существования всех его членов, т. е. избыточный продукт был крайне мал. В этих
 условиях
 объективной необходимостью было существование безраздельной коллективной
 собственности на
 все средства произ-ва и предметы потребления и особенно на пищу. Пища
 распределялась между
 всеми членами коллектива независимо от того, участвовали они в её добывании или
 не участвовали.
 Такое распределение обычно именуют уравнительным. Вопреки распространённому
 представлению,
 оно не означает распределения продукта между всеми поровну, хотя это и могло
 иметь место. Суть
 уравнит. распределения заключается в том, что каждый член коллектива имел право
 на часть
 созданного в нём продукта исключительно лишь в силу принадлежности к коллективу.
 Размер
 получаемой доли зависел, во-первых, от объёма произведённого продукта, во-
 вторых, от потреб-
 ностей данного индивида. Взрослые мужчины нуждались в большем количестве нищи,
 чем, напр.,
 старики и
 486 ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ
 дети, и соответственно получали большие доли продукта. В общем и целом
 распределение
 осуществлялось по потребностям. Личной собственности на данном этапе не
 существовало. Имело
 место лишь личное пользование, а позднее личное распоряжение вещами,
 принадлежавшими
 коллективу. В условиях безраздельного господства коллективной собственности труд
 членов
 социального организма носил непосредственно-об-ществ. характер совершенно
 независимо от того,
 трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку. Первобытный социальный
 организм на
 данной фазе был подлинной коммуной.
 Первобытная коммуна первоначально полностью совпадала с материнским родом. В
 силу экзогамии
 род не мог существовать вне связи с др. родом. Превращение на грани раннего и
 позднего палеолита
 праобщины, в к-рой господствовал промискуитет, в материнско-родовую коммуну было
 одновременно возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными
 брачными
 отношениями родов — дуально-родовой организации. В дальнейшем наряду с групповым
 браком
 возник парный и вместе с ним — парная семья. С поселением супругов вместе
 первобытная коммуна
 перестала совпадать с родом. Но включая теперь в свой состав людей,
 принадлежавших к неск.
 родам, каждая община имела в своей основе один определ. род и в этом смысле
 оставалась родовой.
 Род в большинстве случаев продолжал быть материнским, но в определ. условиях
 наряду с
 материнским мог возникнуть и отцовский род (напр., у австралийцев).
 Хотя размеры коллективов на данной фазе П. ф. обычно не превышали неск. десятков
 человек,
 каждый из них представлял собой (прежде всего в экономич. отношении) самостоят.
 социальный
 организм. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не
 было
 должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значит. влиянием, но оно
 основывалось
 исключительно на их личных качествах. Единств, регулятором поведения людей была
 воля
 коллектива (первобытная мораль), выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся
 в обычаях и
 традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Обычно
 неск.
 коллективов, живших по соседству, образовывали племя.
 Развитие производит. сил и возрастание массы избыточного продукта привело в
 дальнейшем к тому,
 что уравнит. распределение стало препятствием для дальнейшего развития произ-ва.
 Возникла
 объективная необходимость в распределении по труду. С началом перехода к нему П.
 ф. вступила во
 вторую фазу своего развития — стадию поздней первобытной общины. Становление
 трудового
 способа распределения шло медленно; в течение всей второй фазы наряду с ним
 продолжал
 сохраняться и действовать старый — уравнительный. Сфера действия трудового
 способа
 распределения первоначально охватывала лишь избыточный продукт. Возникли и
 получили развитие
 спец. системы его распределения и обмена, отличные от системы распределения
 жизнеобеспечивающего продукта, — т. н. престижная экономика. В дальнейшем
 трудовой способ
 распределения начал распространяться и на жизнеобеспечивающий продукт.
 Сокращалась доля
 продукта, подлежащего уравнит. распределению, происходило сужение круга лиц,
 внутри к-рого этот
 принцип продолжал действовать.
 Становление трудового способа распределения имело своим неизбежным следствием
 появление
 индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как экономич. ячейки и
 возникновение
 известного имуществ. неравенства между индивидами и семьями. Возрастают размеры
 общин. В их
 состав теперь входят уже нередко сотни людей. Усложняется структура общин,
 приобретая иерархич.
 характер. По-видимому, на этой стадии выделяются особые должностные лица
 (старейшины, вожди).
 Однако это имеет место не всегда и не везде.
 Переход к фазе поздней первобытной общины произошёл ещё в эпоху господства
 присваивающего х-
 ва, но прочная материально-технич. база была подведена под неё только с
 появлением земледелия и
 скотоводства. Переход к этой форме х-ва был первым из трёх крупнейших переломов
 в развитии
 производит. сил человечества — аграрной революцией. Если человек раньше лишь
 присваивал при
 помощи созданных им орудий пищу, к-рую находил в готовом виде в природе, то
 теперь, впервые
 поставив под свой контроль нек-рые природные процессы, он начал её производить,
 что создало
 условия для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и
 скотоводства,
 обеспечив регулярное произ-во избыточного продукта, сделало возможным, а в
 дальнейшем и неиз-
 бежным становление классов и гос-ва.

<< Пред.           стр. 255 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу