<< Пред.           стр. 256 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития П. ф. На смену
 ей пришла
 эпоха перехода от доклассового общества к классовому, эпоха предклассового
 общества.
 Становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым
 процессом.
 Община постепенно трансформировалась в систему всё более обособлявшихся Друг от
 друга
 домохозяйств, т. е. превращалась из первобытной в сельскую, соседскую. Парная
 семья
 трансформировалась в моногамную. Чаще всего этот процесс был опосредован
 возникновением
 большой, патриархальной семьи. Началось выделение ремесла, что способствовало
 развитию
 товарообмена. Углублялось иму-ществ. неравенство. Началось формирование частной
 собственности. Появились различные формы эксплуатации: клиентелла, кабала,
 рабство. Свободное
 население всё в большей степени расслаивалось на эксплуататорское меньшинство и
 зависимую от
 него массу рядовых общинников. Зарождались и обострялись социальные антагонизмы.
 В значит.
 степени процесс становления классов и гос-ва ускоряли войны, к-рые велись с
 целью грабежа и
 установления даннических отношений. Увеличивались размеры социальных
 объединений, к-рые
 теперь могли включать в свой состав тысячи, десятки и даже сотни тысяч людей.
 Общины всё в
 большей степени из самостоят. социальных единиц превращались в составные части
 формирующих-
 ся гос-в.
 Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и
 Евфрата и
 долине Нила. Шумерская и егип. цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э. в
 энеолите (медно-
 каменном веке). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгеаде (включая Зап. М.
 Азию), в
 долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н.
 э. Вопрос о
 социально-экономич. структуре первых классовых обществ относится к числу
 спорных. Одни сов.
 учёные считают их рабовладельческими, другие характеризуют их как общества с
 азиатским
 способом производства.
 * Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 21; Семенов Ю. И.,
 Как возникло человечество, М., 1966; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В.
 П., История первобытного общества,
 М., 1974а; Становление классов и гос-ва. Сб. ст., М., 1976; БорисковскийП. И.,
 Древнейшее прошлое человечества, Л.,
 19792. Ю. И. Семёнов.
 ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ (греч. ?? ?????? ??????, лат. pri-mum movens, букв. — первое
 движущее),
 центр. понятие космологии и теологии Аристотеля. Формально учение о П.
 представляет собой
 выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырёх
 причин вообще
 — см. «Метафизика»). С помощью понятия П. Аристотель стремился объяснить
 целесообразность
 природы и обосновать вечность мира. В «Физике» (8-я кн.) понятие П.
 постулируется в связи с
 анализом движения, или процесса: поскольку всё движущееся (или движимое — греч.
 ??????????
 заключает в себе оба значения) движимо чем-то, а бесконечная последовательность
 движущее—
 движимое невозможна, то по необходимости должно сущест-
 вовать «первое движущее», к-рое само абсолютно неподвижно. «Первое движимое»
 отождествляется
 Аристотелем со сферой неподвижных звёзд, соотносительное с ним «первое движущее»
 находится
 по ту сторону периферии космоса и лишено к.-л. протяжённой величины. Гл.
 трудность теории П.
 состоит в том, что она совершенно не требуется аристотелевским пониманием
 природы как
 «содержащей источник движения в самой себе» и соответствующим учением об
 имманентности
 элементам их «естеств. движения». Так, в трактате «О небе» (несмотря на
 напоминания о П. — 288 а
 27) круговращение неба объясняется исключительно как естеств. свойство эфира,
 или «пятой суб-
 станции» (см. Квинтэссенция).
 В «Метафизике» (12-я кн.) П. выступает как трансцендентный «бог» и ценностное
 «начало», от к-
 рого «зависят вселенная и природа» (1072 b 14). Он есть та «действительность»,
 к-рая необходимо
 предполагается всяким переходом от потенции к акту (в данном случае —
 общемировым
 становлением и движением), и оформляет косную материю в энтелехиальный космос
 (см. Энер-вия,
 Энтелехия, Акт и потенция). Как чистая форма (зйдос) и энергия он лишён всякой
 потенциальности
 и материальности и потому есть ум (нус), а т. к. нематериальность лишает его
 «частей» и ставит по ту
 сторону всякой множественности, то он может мыслить только самого себя и в этом
 самомышлении
 состоит его вечная и блаженная жизнь в качестве «бога» (1072 b 24). Поскольку
 контакт между
 бестелесным «первым движущим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он
 «движет как
 объект любовного влечения» (1072 b 3), к к-рому всё стремится как к высшему
 благу и конечной
 цели. От демиурга Платона П. Аристотеля отличается тем, что он не создал мир
 однажды в прошлом,
 но актуализирует и оформляет его непрерывно и ежесекундно в течение целой
 вечности, гарантируя
 тем самым его безначальность и неуничтожаемость. Учение о трансцендентном П.
 послужило
 исходной точкой для усвоения философии Аристотеля ср.-век. мусульм. и христ.
 теологией.
 • M u g n i e r П., La thiorie du premier moteur et revolution de la pensee
 aristotelicienne, P., 1930; De Corte M., Aristote et
 Plotln, P., 1935; M e r l a n P., Aristotle's unmoved movers, «Traditio», 1946,
 v. 4, p. 1—30; O eh l er K., Der Beweis fur den
 unbewegten Beweger bei Aristoteles, «Philologus», 1955, Bd 99, S. 70—92.
 ПЕРВОМАТЕРИЯ, первая материя (греч. ????? ???, лат. materia
 prima), термин
 философии Аристотеля. См. Форма и материя. «ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ», см.
 «Начала
 теологии·».
 ПЕРЕЖИТКИ, «остаточные» явления прошлого (обществ.
 отношения, традиции, обычаи, нормы и стандарты поведения, идеи, взгляды,
 представления, вкусы),
 сохраняющиеся в условиях нового обществ. строя, при более высоком уровне
 социально-экономич.
 развития. Наличие П. прошлых эпох отмечали ещё философы Др. Греции. Первые
 серьёзные
 попытки объяснить это явление предпринимались мыслителями нового времени. Так,
 представитель
 франц. Просвещения, исследователь архаич. культов Ш. де Брос живучесть, П.
 связывал с силой
 привычки и невежеством (см. «О фетишизме», М., 1973, с. 127).
 Науч. объяснение существования П. дано К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным,
 к-рые показали,
 что каждая стадия обществ. развития не сразу преодолевает наследие прошлого. В
 частности, они
 отмечали, что никогда не существовало «чистого» капитализма. Даже в
 высокоразвитых
 капиталистич. странах, хотя и в модифицированном виде, сохраняются остатки
 прежних экономич.
 укладов и связанные с ними черты образа жизни, традиции, взгляды и
 представления. Кроме того,
 втягивая в свою орбиту страны с бо-
 ПЕРЕЖИТКИ 487
 лее низким уровнем социально-экономич. развития, капитализм не только разлагает,
 но и
 воспроизводит многие докапиталистич. формы обществ. жизни, опираясь на её реакц.
 и
 консервативные элементы.
 Возникающее с победой социалистич. революции новое общество не может сразу
 избавиться от
 «родимых пятен» капитализма, проявляющихся в экономич. жизни, в сознании и
 поведении части
 людей. В условиях социалистич. общества П. прошлого приходят в резкое
 столкновение с гл.
 тенденциями обществ. прогресса. На первый план выступает задача преодоления тех
 П.,
 существование к-рых прямо противоречит содержанию социалистич. обществ.
 отношений, нормам
 социалистич. права и морали: бурж. взглядов и нравов (особенно в отношении к
 социалистич.
 собственности и общественно полезному труду), пьянства, хулиганства,
 бюрократизма и др.
 Развенчание и преодоление П. прошлого (особенно частнособственнических и
 националистических)
 — условие успешной борьбы с чуждой социализму идеологией.
 Преодолению П. способствуют: совершенствование всех сторон экономики, культуры,
 социального
 управления; развитие социалистич. демократии и укрепление законности и
 правопорядка;
 повышение уровня образования и культуры (в т. ч. политической и правовой) всех
 членов общества;
 усиление идейно-воспитат. работы с учётом особенностей социальных групп и слоев
 социалистич.
 общества, выработка коммунистич. мировоззрения у всех людей. Формирование нового
 человека и
 совершенствование социалистич. обществ. отношений, социалистич. образа жизни,
 создание ат-
 мосферы всеобщей нетерпимости по отношению к П. прошлого ведут к их полному
 исчезновению.
 ПЕРЕРЫВ ПОСТЕПЕННОСТИ, см. в ст. Скачок.
 ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ, один из осн. законов
 материалистич. диалектики, согласно к-рому изменение качества объекта происходит
 тогда, когда
 накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает
 наиболее общий
 механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистич. основе
 Гегелем.
 Творч. развитие на базе диалектич. материализма получил в трудах классиков
 марксизма-ленинизма.
 Закон П. к. и. в к. носит объективный и всеобщий характер. Его содержание
 раскрывается с помощью
 всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры.
 Любое количеств.
 изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между
 старым и новым
 качеством зависит от количеств. изменений в рассматриваемом объекте. «...
 Качественные изменения
 — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить
 лить путем
 количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения
 (так
 называемой энергии)» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с.
 385). Появление нового
 качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и
 мерой, в к-рой
 заложена уже иная количеств. определённость. При этом глубина качеств. изменений
 может быть
 различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может
 выходить за его
 пределы.
 Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового
 есть скачок.
 Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. «Чем
 отличается
 диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью.
 Перерывом
 постепенности» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 256). Переход явления из одного
 качеств. состояния в
 другое есть единство уничтожения и возникновения небытия и бытия, отри-
 488 ПЕРЕХОД
 цания и утверждения (см. Единство и борьба противоположностей). Скачок включает
 в себя
 момент снятия прежнего явления возникающим; при этом качеств. и количеств.
 изменения взаимно
 обусловливают друг друга (см. Отрицания отрицания закон),
 Переход одного явления в другое есть взаимодействие количеств. и качеств.
 изменений, проходящих
 через ряд промежуточных фаз. При этом различные фазы изменения данного качества
 означают
 изменение степени данного качества, т. е. по сути дела количеств. изменение. Со
 стороны количеств.
 изменений этот переход выступает во времени как нечто постепенное, а со стороны
 качественных —
 как скачок. Начало скачка от одного явления в другое характеризуется началом
 коренного
 преобразования всей системы связей между элементами целого, самой природы
 элементов.
 Завершение скачка означает образование единства качественно новых элементов и
 иной структуры
 целого. Большими скачками в развитии объективной реальности являются образование
 звёзд, в
 частности Солнечной системы с её планетами, возникновение жизни на Земле,
 образование новых
 видов животных и растений, происхождение человека и его сознания, возникновение
 и смена
 общественно-экономических формаций в истории человеческого общества. Особым
 видом скачка,
 характерным для общественного развития, является революция.
 В процессе развития можно выделить два осн. вида скачков: скачок как «точечное»
 во времени
 изменение, т. е. резкий переход от одного качества к другому, и скачок как нек-
 рый процесс определ.
 длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах,
 миллиарды лет
 — в космич. процессах и сотни тысяч лет — в образовании видов животных. Отличит.
 особенностью
 скачка является лишь то, что возникновение нового качества означает конец
 имевшей место ранее
 закономерности количеств. изменений. Для скачков первого типа характерны резко
 выраженные
 границы перехода, большая интенсивность, скорость процесса самого перехода,
 целостная пере-
 стройка всей системы как бы разом. Примерами такого рода скачков являются
 атомный взрыв или
 социальная революция в обществе.
 Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные, или
 частные,
 скачки, связанные с появлением новых отд. свойств, и общие скачки, связанные с
 преобразованием
 всей системы свойств, т. е. качества в целом.
 Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качеств.
 преобразование. В одной
 форме скачков резко выражена граница перехода, напр. рождение и смерть
 организма.
 Предварит.изменения постепенно нарастают до границы меры без коренного
 преобразования
 данного качества. В скачках иного рода процесс коренного преобразования качества
 не предваряется
 постепенным количеств. изменениями, к-рые включаются в сам процесс перестройки
 данной
 системы. Так, переход одного электрона с внеш. орбиты атома на внутреннюю
 существенно влияет
 на химич. свойства атома или молекулы.
 Закон П. к. и. в к. имеет важное методологич. значение, обязывая изучать объект
 и с качеств., и с
 количеств.
 сторон в их единстве, так чтобы количеств. характеристики не затмевали качеств.
 определённости
 фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского
 эволюционизма,
 реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в обществ.
 развитии — от субъективистского авантюризма.
 • Энгельс Ф., Диалектика природы, M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин
 В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29;
 Шептулин А. П., Осн. законы диалектики, М., 1966; Тимофеев И. С., Методология,
 значение категорий «качество» и
 «количество», М., 1972; Проблемы материалистич. диалектики как теории познания,
 М., 1979; Основы марксистско-
 ленинской философии, M., 19805; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории,
 М., 1980. А. Г. Спиркин.
 ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ? е p и п а т (о с), или Ликей (???????) (по названию

<< Пред.           стр. 256 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу