<< Пред.           стр. 257 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 гимнасия,
 расположенного около храма Аполлона Ликейского, за вост. окраиной Афин), филос.
 школа
 Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова ????????? — «(крытая)
 галерея», служившая
 лекционным залом (ср. аналогичное происхождение термина «стоики» от «стоа» —
 «портик»),
 приобретённая вместе с окружающим садом в собственность Теофрастом и завещанная
 им школе
 (см. завещание Теофраста у Диогена Лаэртия V 52 слл.); ошибочно восходящее к
 Гермиппу
 объяснение от ????????? — прогуливаюсь.
 Хронологически различают: 1) перипатетиков 4—2 вв. до н. э.; 2) возрождение
 аристотелизма в 1 в.
 до н. э., связанное с именем Андроника Родосского; 3) перипатетиков 1—3 вв. н.
 э., частично
 совпадающих с понятием комментаторов Аристотеля. Под перипатетиками в узком
 смысле иногда
 понимают философов, непосредственно связанных с школьной традицией в Ликее и
 относящихся гл.
 обр. к 1-му периоду, а начиная с Андроника говорят о греч. аристотелизме и
 аристотеликах. Схо-
 лархи П. ш. 1-го периода: Аристотель (335/334—323/322) до н.э.; Теофраст
 (323/322—288/286);
 Стратон из Ламп-сака (287/286—269/268); Ликон из Троады (272/268— 228/225);
 Аристон из Кеоса
 (228/225—?); Критолай из Фаселиды (в старости участвовал в посольстве в Рим
 156/155); Диодор из
 Тира — приблизительно до 110; Эримней — ок. 100 до н. э. К 1-му поколению
 перипатетиков —
 непосредств. учеников Аристотеля принадлежат Теофраст и Евдем (самые догматич.
 аристотели-ки),
 Гераклид Понтийский (связанный также с Древней Академией), Дикеарх и Аристоксен,
 к ним близок
 по возрасту Деметрий Фалерский; к 4—3 вв. относятся Хамелеон из Гераклеи
 Понтийской, Клеарх из
 Сол, Фаний из Эреса и Праксифан с Лесбоса; к 3 в.— Иеро-ним из Родоса; ок. 200 —
 Гермипп из
 Смирны, 2 в.— Сотион из Александрии и Аристон Младший, ученик Критолая.
 Фрагменты
 утраченных соч. перипатетиков 4—2 вв. (кроме Теофраста) и свидетельства о них
 изданы с комм. в
 собр. Ф. Верли.
 Во времена Аристотеля и Теофраста Ликей соединял в себе функции своего рода
 академии наук
 (систематич. разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля,
 координация науч.
 работы между отд. членами П. ш.) с функциями высшей школы афинской молодёжи;
 лекции
 Теофраста посещало до 2 тыс. слушателей (отсюда новоевроп. понятие лицея).
 Последним крупным
 систематиком н теоретиком был Стратон, затем происходит загадочное исчезновение
 аристотелизма
 из П. ш. (ср. параллельное исчезновение платонизма из эллинистич. Академии):
 большинство
 перипатетиков 3—2 вв. занимаются историч. биографиями, литературоведением и
 популярной
 этикой — феномен, к-рый объясняют обычно судьбой библиотеки Аристотеля. Согласно
 Страбону
 («География» 13,1,54), Теофраст завещал её вместе со своими книгами Нелею из
 Скепсиса (М. Азия),
 наследники Нелея свалили её в подвал, где она пролежала ок. 200 лет, пострадав
 от сырости и моли;
 в течение всего этого времени, по Страбону, перипатетики были лишены трактатов
 Аристотеля и
 имели в своём распоряжении только опубликованные науч.-популярные («эксотерич.»)
 диалоги. В 1
 в. до н. э. свитки купил библиофил Апелликон из Теоса. После смерти Апелликона
 Сулла,
 ограбивший Афины в 86 до н. э., вывез их в Рим, где через грамматика Тираннио-на
 они попали в
 руки Андронику Родосскому и были изданы, вероятно, вскоре после 43 до н. э.
 (традиция называет
 Андроника 11-м схолархом П. ш.).
 Перипатетики 1 в. до н. э. впервые основательно изучены в капитальном труде: Р.
 Moraux, Der
 Aristote-Hsmus bei den Griechen von Andronikos bis Alexander von Aphrodisias, Bd
 1: Die Renaissance
 des Aristotelis-mus im I. Jh. v. Chr., B.—N. Y., 1973. Помимо Андроника,
 Апелликона и Тиранниона, к
 ним принадлежат Аристон из Александрии, Боэт Сидонский, Ксенарх из
 Селевкии, Стасей из Неаполя, Кратипп из Пергама, Николай из Дамаска и в значит.
 мере —
 плодовитый доксограф Арий Дидим. Предполагаемые схолархи П. ш. после Андроника:
 Кратипп (ок.
 45 до н. э.), Ксенарх, Менефил (кон. 1 в. до н. э.), Аспасий Афродисий-ский,
 Термин (ок. 160),
 Александр из Дамаска (ок. 170), Аристокл из Мессены, Сосиген, Александр
 Афродисий-ский,
 Аммоний (ок. 230), Проксен (ок. 270). К первым векам н. э. принадлежат также
 Адраст
 Афродисийский, Александр из Эги (учитель Нерона), Аристотель из Митилены (2 в.,
 учитель
 Александра Афродисийского), Птолемей Хенн из Александрии (автор биографии
 Аристотеля),
 Анатолий Александрийский (учитель Ям-влиха), автор «О декаде» (ок. 280). Все
 перипатетики,
 начиная с Андроника, занимались гл. обр. текстологией и истолкованием
 Аристотеля, от
 большинства из них, за исключением Аспасия, Птолемея Хенна, Александра
 Афродисийского,
 Анатолия, ничего не сохранилось, кроме фрагментов и косвенных свидетельств.
 Вершина
 аристотелизма первых веков н. э.— Александр Афродисийский. Начиная с 4 в.
 собственно
 перипатетич. традиция исчезает (условно причисляют к перипатетикам
 константинопольского ритора
 4 в. Фемистия), задачу комментирования Аристотеля берут на себя неоплатоники.
 • ? ? а г м е н т ы: Die Schule des Aristoteles, Texte und Komm., hrsg. v. F.
 Wehrli, Bd 1 — 10, Basel — Stuttg., 1967—
 19692, Suppl., Bd 1—2, 1974—78.
 • Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Аристотель и поздняя классика, М., 1975,
 с. 657—74 (с. 758—59 библ.); Диоген
 Лаэртский, М., 1979; Brink К. О., Peripatos, в кн.: RE, Suppl. VII, 1940, col.
 899—949; During I., Aristotle in the ancient
 biographical tradition, Goteborg, 1957; Lynch J. P., Aristotle's school. A study
 of a Greek educational institution, Berk.— Los
 Ang.— L., 1972; D o n i n i P. L., Tre studi sull' aristotelismo nel II secolo
 d. C., Torino, 1974. А. В. Лебедев.
 ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, см. Непрерывная революция.
 ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. persona — личность), теистич. направление совр. бурж.
 философии,
 признающее личность первичной творч. реальностью и высшей духовной ценностью, а
 весь мир
 проявлением творч. активности верховной личности — бога. П. сформировался в кон.
 19 в. в России
 и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и др. странах. В России идеи П.
 развивали Н. А. Бердяев, Л.
 Шестов, отчасти Н. О. Лосский. Основоположниками амер. П. явились Б. Боун, Дж.
 Ройс; их после-
 дователи — У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Дж. Хауисон, Р. Т. Флюэллинг,
 объединившиеся
 вокруг журн. «Personalist», осн. в 1920. Франц. персоналисты (П. Ландсберг, М.
 Недонсель, П. Рикёр)
 группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журн. «Esprit», осн. в
 1932. Представителями
 нерелиг. П. были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн (Германия) и др.
 Принципу идеалистич. монизма и панлогизма П. противопоставляет идеалистич.
 плюрализм —
 множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается
 принцип
 теизма, т. е. творения мира верховной личностью (богом). Персоналисты выдвигают
 на первый план
 не познающего истину субъекта классич. философии, а человеч. личность в полноте
 её конкретных
 проявлений. Личность превращается в фундаментальную онтологич. категорию, осн.
 проявление
 бытия, в к-ром волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью
 существования. Но
 истоки личности коренятся, по П., не в ней самой, а в бесконечном едином начале
 — боге.
 Существует аналогия между этими принципами П. и монадологией Лейбница. Задачу
 ориентации
 человека в мире П. возлагает на религ. философию, к-рая должна найти смысл
 существующего с т.
 зр. волеизъявления человека в соотнесённости с высшим началом, богом.
 Распространение П.— симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления
 тенденций
 иррацио-
 ПЕРСОНАЛИЗМ 489
 нализма. В России П. разрабатывался в русле филос.-лит. идеалистич. движения
 нач. 20 в.,
 представители к-рого считали личность единств. субъектом истории и носителем
 культуры в
 противоположность нар. массам и выступили одними из первых теоретиков «массовой
 культуры» и
 «массового общества». Личность была про-тивопоставлена обществу и его
 притязаниям определять
 всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории историч.
 прогресса. По мысли
 Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с
 природой или
 обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование
 индивида, вплетённое в
 сложную сеть обществ. отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает
 для него
 возможность утвердить своё неповторимое «Я». П. различает понятия индивида и
 личности. Человек
 как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём — биологич. или
 социальном атоме — ничего
 не известно, он лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым, Человек
 же как личность
 может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли,
 к-рая
 преодолевает и конечность жизни человека и социальные перегородки как бы изнутри
 человека, Т.
 о., в основе учения П. о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций П.
 вопрос о
 закономерностях социального развития не может быть решён рациональным познанием.
 Решение
 всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравст.
 оценку.
 Принцип самодеятельности волевого индивида в кон. 19 в. привлекает внимание
 философов США.
 Раннее поколение амер. персоналистов (Боун, Хауисон, Кал-кинс) выступило против
 распространённого в США абс. идеализма, против подчинения личности безличному
 космич.
 порядку. В дальнейшем Брайтмен и Флюзллинг развили положение о «мире личности»,
 к-рый
 является до длинной ареной бытия во всей его полноте.
 Гл. представитель франц, католич, П.— 9. Мунье объявляет христ. учение о
 личности основой
 революц. переворота в жизни человечества, позволяющего создать некое «общество
 личностей»,
 подобное христ. общине. Поскольку личность, согласно П., находится во враждебных
 отношениях с
 действительностью, жизнь личности начинается с того, что она ломает контакт со
 средой; она
 должна уйти в себя, «сосредоточиться». Внутр. свойства личности, «призвание»,
 «интимность»
 должны, по Мунье, предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и
 от
 индивидуализма, соединить личности между собой. Гл. способом самоутверждения
 личности
 выступает внутр, самоусовершенствование.
 В понимании социальных проблем имеется определ. различие между амер. и франц, П.
 Первое
 направление остаётся в рамках констатации кризиса совр, общества и человека,
 подменяя
 социальную проблематику задачей самоусовершенствования личности. Французский же
 П.,
 акцентируя внимание именно на социальной доктрине (Мунье), проповедует идеал
 ср.-век, общины
 как антипода урбанистич. цивилизации. Для франц. П., окрашенного
 пессимистически, характерна
 антика-питалистич. направленность. Мунье писал о всеобщем кризисе капитализма,
 к-рый приведёт
 его к гибели, призывал к социальному обновлению, к «персоналист-ской и общинной
 революции»,
 отличаемой им от социа-листич. революции, ведущей к коллективизму. Эта
 революция, по его
 мнению, должна быть одновременно и духовной, и экономической, создать условия
 для расцвета
 личности и отсутствия конфликтов в обществе. Она мыслится как результат
 распространения персо-
 на листского учения среди людей.
 П. является попыткой конкретизировать христ. идеал личности в условиях совр.
 калиталистич.
 общества,
 490 ПЕРЦЕПЦИЯ
 при наличии отчуждения, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные
 обществ. силы.
 История П. свидетельствует, что провозглашённая им программа социальных и
 духовных
 преобразований носит утоцич. характер. В наст. время Л. в значит. мере утратил
 своё влияние, его
 осн. проблематика разрабатываемся феноменологией, экзистенциализмом, филос.
 антропологией и
 герменевтикой.
 • Быховский Б. 3-, Амер. П. в борьбе против науки и Обществ. прогресса, М.,
 1948; Совр. объективный идеализм, М.,
 1963, с. 350—421; Вдовина И. С., Эстетика франц. П. Критич. очерк, M., 1B81; К n
 u d s o n A. G., The philosophy of
 personalism, Boston, 1949; Lestavel J., Introduction aux personnalismes, P.,
 1961; S t e f a n i n i L., Personalismo fllosofico,
 Brescia, 1962; Lacroix J., Marxisme, existentia-lisrne, personnalisme.P., 1966·;
 Mounier E., Le personnalisme, P..197112. И. Ф.
 Балакина, К. М. Долгов.
 ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — представление, восприятие, от percipio — ощущаю,
 воспринимаю), в
 совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для
 обозначения смутного
 и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность ясному его осознанию
 —
 апперцепции.
 ПЕССИМИЗМ, см. Оптимизм и пессимиз.
 ПЕТР ДАМИАНИ (Petrus Damiani) (ок. 1007, Равенна,— 22.2.1072, Фаэнца), итал.
 ср.-век. теолог,
 представитель схоластики. Выступал против к.-л. применения логики к истолкованию
 таинств веры и
 считал, что «философия должна служить Священному писанию, как служанка своей
 госпоже». Это
 высказывание П. Д.— источник часто повторявшейся в ср. века формулы «философия—
 служанка
 богословия». В соч. «О божеств. всемогуществе», исходя из того, что невозможное
 во времени
 возможно в вечности, доказывал, что бог может сделать бывшее небывшим.
 Канонизирован католич.
 церковью.
 * Migne PL, v. 145; De divina ornnipotentia e altri opuscoli, ed. . Brezzi,
 Firenze, 1943.
 • Endres J. A., Petrus Damiani und die weltliche Wissenschaft, Munster, 1910
 (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des
 Mittelalters, Bd 8, H. 3); B l u m O. J., St. Peter Damian, his teaching on the
 spiritual life, Wash., 1947.
 ПЁТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (ок.1100, Лу-меллоньо ок. Новары,— 22. 7.
 1160,
 Париж), ср.-век. теолог и философ, представитель схоластики. Учился у Абеляра и
 Гуго Сен-
 Викторского, преподавал в Парижском ун-те; епископ Парижский (с 1159). Четыре
 «Книги
 сентенций» («Sententiarum libri») П. Л.—свод хрисг. догматики, ставший обязат.
 руководством по
 теологии и в значит. степени задавший контекст всего последующего развития
 европ. ср.-век.
 философии; содержит выдержки из патристич. соч., особенно Августина, приведённые
 изречения
 доказываются П. Л. через опровержение мнений, им противоречащих. «Книги
 сентенций»
 комментировались всеми крупнейшими ср.-век. мыслителями (всего ок. 1400 комм.).

<< Пред.           стр. 257 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу