<< Пред.           стр. 262 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 представив его в виде
 систематически развитого — в отличие от диалогов — учения о началах (архе) в
 духе
 аристотелевского изложения досократовских учений. Критика этой реконструкции и
 самого её
 принципа (сводка у Тигерстедта, 1977, Гатри, 1978) не отменяет важности изучения
 школьного
 характера философии П.
 П. оказал громадное влияние на все возникшие после его смерти школы эллинистич.
 философии,
 равно как на развитие философии в ср. века и новое время. При этом образ П. и
 его учения неизменно
 менялся на протяжении всей истории философии: «божеств. учитель» антич.
 платоников и
 неоплатоников; предтеча христ. мировоззрения, автор «Тимея» и «Менона» — у ср.-
 век. мыслителей;
 автор «Пира» и «Государства», философ идеальной любви и политич. утопист — в
 эпо-ху
 Возрождения; идеалист в духе нем. классич. философии, неокантианец,
 экзистенциалист и т. п.— в
 19— 20 вв. В. И. Ленин назвал всю идеалистич. традицию
 498 ПЛАТОНИЗМ
 в философии «линией Платона» (см. ПСС, т. 18, с. 131).
 • ??era, ed. I. Burnet, t. 1 —5), Охf., 1956—62; Oeuvres completes, v. 1 — 13,
 P.,1921—56 (лучший греч. текcт с критич.
 аппаратом, франц. пер., ст. и комм.); Plato, with an English translation, v. 1 —
 12, Camh. (Mass.), 1921—66; Dialogues,
 transl. with analyses and introd. by B. Jowett, v. 1—4, Oxf., 19534; Samtliche
 Werke, ubers, v. Fr. Schleiermacher, Bd l—6,
 Hamh., 1957—60; в рус. пер.—Соч., т. 1—3, M., 1968—72. * Лосев ?. ?., История
 антич. эстетики. Софисты. Сократ.
 Платон, М., 1909; е г о ж е, История антич. зстетики. Высокая классика, М.,
 1974; Асмус В. Ф., Платон, ?., 19752; П. и
 его эпоха. Сб. ст., М., 1979; Rob in L., La theorie platonicienne des idees et
 des nombres d'apres Aristote, P., 1908; Ritter C.,
 Neue Untersuchungen uber Platon, Munch., 1910, repr., N. Y., 1970; его же,
 Platon, Sein Lehen, seine Schriften, seine Lehre,
 Bd 1—2, Munch., 1910—23; Sachs E., Die funf platonischen Korper, B., 1917; Frank
 E., Plato und die sogenannten Pytha-
 goreer, Halle, 1923; Field G. С., Plato and his contemporaries, L., 1930; S t e
 n z е 1 J., Studien zur Entwicklung der platoni-
 schen Dialektik von Sokrates zu Aristoteles, Lpz.— В., 19312; его ж е, Platon
 der Erzieher, Hamb., [1961]; S h o r е у Р., What
 Plato said, СМ., 1933; M o r e a u J., La construction de 1'idealisme
 platonicien, P., 1939; Cherniss H., Aristotle's criticism of
 Plato and the Academy, v. 1, Baltimore, 1944; Schuhl P.-M., Etudes sur la
 tabulation platonicienne, P.. 1947; W i l a m o w i t z-
 M o e l l e n (l o r f f U. v., Platon. Sein Leben und seine Werke, B.— Fr./M.,
 1948; T а у l o r A. E., Plato. The man and his
 work, L., 1949"; Leisegang H., Platon, в кн.: RE, HIbbd 40, 1950, col. 2392—
 2537; Gauss П., Philosophischer Handk ommentar
 zu den Dialogen Platos.Bd 1—3, Bern, 1952—61; Brumbaugh R. S., Plato's
 mathematical imagination, Bloomington, 1954;
 Gould J., The development ol Plato's Ethics, Camb., 1955; Morrow G. В., Plato's
 Cretan city: a historical interpretation of the,
 laws, Princeton, 1960; Gaiser K., Platons ungeschriebene Lehre, Stuttg'., 1963;
 Studies in Plato's Metaphysics, ed. R. E. Allen,
 L., 1965; New essays on Plato and Aristotle, ed. by R. Bambrough, L., 1965;
 Mueller G. E., Plato. The founder of philosophy as
 dialectic, N. Y., 1965; Fritz K. v., Platon in Sizilien und das Problem der
 Philosophenherrschaft, В., 1968; G a d a m e r H.-G.,
 Platos dialektische Ethik und andere Studien zur platonischen Philosophie,
 Hamb., 19682; Idee und Zahl. Studien zur
 platonischen Philosophie, hrsg. v. H.-G. Gadamer, Hdlb., 1968; Das Platonbild,
 hrsg. v. K. Gaiser, Hildesheim, 1969; Robinson
 T. M., Plato's psychology, Toronto, 1970; Hirsch W., Platons Weg zum Mythos, B.—
 N. Y., 1971; Plato. A collection of critical
 essays, ed. by G. Vlastos, v. 1—2, ?. ?., 1971; Vlas-tos G., Platonic studies,
 Princeton, 1973; Gгаeser A., Platons IdeenJehre.
 Sprache, Logik und Metaphysik, Bern — Stuttg., 1975; G u t h r i e W. K. C., A
 history of Greek philosophy, v. 4—5, Camb.,
 1975—78, R i g i n o s A. S., Platonica: the anecdotes concerning the life and
 writings of Plato, Leiden 1976; T i g e r s t e d t E.
 N., Interpreting Plato, Stockt!., 1977; K r a m e r H., Zum neuen Platon-Bild,
 «Deutsche Vierteljahresschrift fur
 Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte», 1981 Jg. 55, S. 1—18.
 С л o в a p и: Ast F., Lexicon Platonicum, B., 1835—38; то же, Bonn, 1956;
 Stockhammer M., Plato dictionary, N. Y., 1963;
 Des Places E., Lexique de la langue philoso-phiquc et religieuse de Platon, v.l—
 2, P., 1964 (OeuVres completes, v. 14); Perls H.,
 Lexikon der Platonischen Begriffe, Bern — Munch., 1973; Brandwood L·., A word
 index to Plato, Leeds, 1976.
 Б и б л и о г p а ф и я: R o s e n m е у е r T. G., Platonic Scholarship, 1945 —
 1955, «Classical Weekly», 1957, v. 50, p. 173—
 182, 185—96, 197—201, 2119—11; Manasse E. M., Platon-literatur, Tiib.. 1957
 (Philosophische Rundschau, Beiheft 1); его же,
 Bucher uber Plato, Tub., 1961 (там же, Beiheft 2); то же, Tub., 1976 (там же,
 Beiheft 7); Cherniss H., Plato (1950 — 1957),
 «Lustrum», 1959, Bd 4, S. 5—308; 1960, Bd 5, 8. 323—618. Ю. А. Шичалин.
 ПЛАТОНИЗМ, 1) в узком смысле — направление позднеантич. философии 1 в. до н. э.—
 нач. 3 в. н.
 э.; более точное ого обозначение в совр. лит-ре — средний платонизм. 2) В
 широком смысле —
 всякое филос. направление, опирающееся на учение Платона, Необходимый элемент
 П.—
 противопоставление чувств. мира миру идей. В дуалистич. системах П. материя
 понимается в
 качестве самостоят. начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом
 всякого бытия,
 благом, а в монистических идеалистич. — как результат самоограничения и
 дробления этого
 первоначала. В античности П. представлен Древней, Средней и Новой Академией,
 средним П.,
 неоплатонизмом, а также системами неопифагореизма, гностицизма и герметизма. В
 ср. века и в
 новое время вплоть до 19 в. П. выступает почти исключительно в виде
 неоплатонизма и его ответв-
 лений.
 ПЛЕМЯ, тип этнич. общности и социальной организации доклассового общества.
 Отличит. черта
 П.— существование кровнородств. связей между его членами, деление на роды и
 фратрии. Другие
 признаки П.: на-
 личие плем. территории, определ. экономич. общность соплеменников, единый плем.
 язык (диалект),
 плем. самосознание и самоназвание, плем. эндогамия, а у П. развитого родового
 строя — также плем.
 самоуправление, состоящее из плем. совета, воен. и гражд. вождей. Для этого
 этапа характерно
 существование плем. культов и праздников. По наиболее принятой т. зр. 11. в
 зачаточном виде
 возникло одновременно с родом (по другой — песк. позже его), т. к. экзогамность
 последнего
 предполагает постоянные связи (брачные, а также хозяйственные и культурные) как
 минимум между
 двумя родовыми коллективами. Примерами ранней стадии развития П. могут служить
 П. австрал.
 аборигенов, более поздней — II. сев.-амер. индейцев. П. обычно существует до
 перехода к
 классовому обществу. Разложению Ц. предшествуют развитие имуществ. расслоения,
 появление
 плем. знати, увеличение роли воен. предводителей, возникновение союзов П. (см.
 Народность). В
 пережиточных формах П. могут сохраняться и позже, на периферии рабовладельч.,
 феод. и капита-
 листич. обществ (П. кочевников-арабов, туарегов, курдов, афганцев и др.).
 • Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственное -ти и гос-ва, Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 21; M о р-г а н Л.
 Г., Древнее общество, пер. с англ., Л., 1934; Формозов А. А., О времени и
 историч. условиях сложения племенной
 организации, «Сов. археология», 1957, № 1; Токарев С. А., Проблема типов этнич.
 общностей, «ВФ», 1964, № 11; Б p о м
 л е й Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Ге-нинг В. Ф., Этнич. процесс в
 первобытности, Свердловск, 1970; Файнберг
 Л. А., У истоков социогенеза, М., 1980; Бромлей Ю. В., Совр. проблемы
 этнографии, М., 1981.
 ПЛЕРОМА (греч. ??????? — полнота), термин ортодоксальной и особенно еретич.
 христ. мистики,
 означающий либо нек-рую сущность в её неумалённом объёме, без ущерба и недостачи
 (напр., в
 тексте Нового завета: во Христе «обитает вся П. божества телесно», Колосс. 2,9),
 либо
 множественное единство духовных сущностей, образующих вместе нек-рую
 упорядоченную, внут-
 ренне завершённую «целокупность». В доктринах гностицизма П. составляется из
 полного числа
 (напр., тридцати) эонов, в к-рых до конца развёртывает себя верховная
 первосущность. Внутри П.
 эоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е. как бы брачным парам, по
 очереди
 порождающим друг друга, а также по мистически знаменат. числам («четверица»,
 «осьмерица» и т.
 д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего эона —
 Софии, или
 Ахамот, нарушившей структуру П.; искупление Софии есть её возвращение в П. В
 ортодоксальной
 теологии необходимо отметить учение Григория Нисского о «П. душ» как некоей
 сверхличности,
 имплицитно заключённой в душе первочеловека Адама и раскрывающейся во множестве
 человеч.
 душ, к-рые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Исповедника,
 в новое время
 — у Вл. Соловьёва и особенно Вяч. Иванова; ср. идею «соборности» у А. С.
 Хомякова, а также культ
 человечества у О. Конта). В более обычном словоупотреблении «П.» — церковь как
 всемирная
 община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в к-ром
 множество
 членов образует жизненное единство. Эта концепция оказала сильное воздействие на
 религиозно-
 общественный идеал средневековья.
 ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (р. 4. 9. 1892, Висбаден), нем. философ (ФРГ), один
 из
 родоначальников философской антропологии. В годы фаш. режима эмигрировал в
 Нидерланды.
 В осн. соч. «Ступени органического и человек» («Die Stufen des Organischen und
 der Mensch», 1928) и
 «Смех и плач» («Lachen und Weinen», 1941) пытался обосновать филос. антропологию
 как спец.
 науч.-филос. дисциплину, трактующую человека как эксцентрич. существо, постоянно
 стремящееся к
 выходу за рамки непосредств. существования, к бесконечному самоизменению, так
 что человек
 якобы всегда пребывает «вне места» и «в ничто». Тем самым П. подчёркивает в
 человеке моменты
 самоотчуждения и различные духовно-психич. трансформации, пренебрегая аспектами
 устойчивости, определённости в характере и жизненной позиции человека. П.
 стремился устранить
 откровенно спекулятивные априорные установки филос.-антропологии, концепции
 Шелера,
 придерживавшегося своеобразного дуализма и считавшего, что некое высшее духовное
 начало в
 человеке дереализует действительность и творит особый мир свободы и
 независимости. Человека П.
 хотел понять в единстве его биофизич. и духовных сторон, выразившихся в
 достижениях культуры. В
 эксцентрич. реакциях человека на среду и изменения собств. бытия, по П.,
 сливаются духовная и
 физич. сферы: физич. автоматизм сочетается с сознат. реакцией личности.
 Эксцентричности он
 придаёт универс. значение определяющей черты, сказывающейся и в интеллектуально-
 нравств., и в
 эмоционально-непосредств. актах. Эксцентрич. акты поведения, по П., определяют
 отношение
 человека как к самому себе (и прежде всего к своему телу), так и к окружающему
 миру. Стремление
 П. освободиться от традиц. метафизич. концептов и установок в понимании человека
 не привело его
 к целостному и углублённому постижению человека; его антропология явилась
 частным,
 позитивистски-феноменологич. описанием нек-рых сторон человеч. существования.
 • Macht und menschliche Natur, В., 1931; Die verspatete Nation, Stuttg., 19623;
 Die Einheit der Sinne, Bonn, 1965; Diesseits der
 Utopie, Fr./M., 1974; Gesammelte Schriften, Bd 1—5—, Fr./M., 1980—81 — .
 • Григорьян В. Т., Филос. антропология сегодня, в кн.: Новейшие течения и
 проблемы философии в ФРГ, М., 1978;
 Hammer F., Die exzentrische Position des Menchen Bonn 1967.
 ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (псевд. Н. Б е л ь-тов и др.) [29. 11(11. 12).
 1856, с. Гудаловка,
 ныне Липецкой обл.,— 30. 5. 1918, Питкеярви ок. Териоки, ныне Зеленогорск
 Ленингр. обл.;
 похоронен в Петрограде], рус. теоретик и пропагандист марксизма, деятель росс. и
 междунар.
 рабочего и социалистического движения.
 Род. в мелкопоместной дворянской семье. Окончил воен. гимназию в Воронеже.
 Осенью 1874
 поступил в петерб. Горный ин-т, из к-рого в 1876 был вынужден уйти. С 1875
 вступил на путь
 активной революц. борьбы, первоначально участвовал в народнич. движении, в
 Петербурге получил
 опыт пропагандистской деятельности среди рабочих. Участвовал в Казанской
 демонстрации 1876 в
 Петербурге, где выступил с обличит. речью против царского самодержавия; «ходил в
 народ». После
 раскола народнич. орг-ции «Земля и воля» (1879) — один из руководителей революц.
 народнич.
 группы «Чёрный передел». С янв. 1880 до Февр. бурж.-демократич. революции 1917
 жил в
 эмиграции (Швейцария, Франция, Италия и др. страны Зап. Европы).
 В 1882—83 у П. сложилось марксистское мировоззрение; он стал убеждённым и решит.
 критиком
 идеологии народничества, первым пропагандистом, теоретиком и блестящим
 популяризатором
 марксизма в России. В 1883 в Женеве П. создал первую росс. марксистскую орг-цию
 — группу
 «Освобождение труда» и был автором её программных документов. П. принадлежат
 переводы работ
 К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистич. партии» (1882), «Людвиг Фейербах
 и конец
 классич. нем. философии», «Тезисы о Фейербахе» и др. Своими работами «Социализм
 и политич.
 борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «Рус. рабочий в революц. движении»,
 «К вопросу о
 развитии мони-стич. взгляда на историю» (1895), на к-рой, по словам В. И.
 Ленина, «...
 воспитывалось целое поколение русских марксистов...» (ПСС, т. 19, с. 313,
 прим.), и др. П. нанёс
 сильный удар по идеологии народничества.
 П. установил тесные связи со мн. представителями зап.-европ. рабочего движения,
 активно
 участвовал в работе 2-го Интернационала со времени его основания
 ПЛЕХАНОВ 499
 (1889), встречался и был близок с Энгельсом, к-рый высоко ценил первые
 марксистские произв. П.,
 одобрял деятельность группы «Освобождение труда». Весной 1895 П. впервые
 встретился с
 приехавшим в Швейцарию Лениным; начались связи между группой «Освобождение
 труда» и
 марксистскими орг-циями России. П. включился в борьбу против либерального
 народничества,
 «легального марксизма», «экономизма», разоблачил отступничество Э. Бернштейна от
 марксизма.
 Плехановская критика бернштейнианства сохраняет своё значение в борьбе с совр.
 оппортунизмом.
 С 1900 П. принял участие в работе первой общеросс. марксистской газ. «Искра»,
 вдохновителем и
 организатором к-рой был Ленин. Ленин внёс в представленный П. проект программы
 партии
 существ. поправки и дополнения, в результате чего был разработан последовательно
 марксистский
 проект Программы.
 На 2-м съезде РСДРП (1903) П. занимал революц. позицию, вместе с Лениным
 отстаивал принципы
 марксизма, боролся против оппортунистов. Однако П. не смог до конца освободиться
 от груза с.-д.
 традиций партий 2-го Интернационала, не понял особенностей революц. борьбы в
 эпоху
 империализма и вскоре после 2-го съезда перешёл на сторону меньшевизма. Во время
 Революции
 1905—07 в России П. занимал оппортуни-стич. позицию. Декабрьское вооруж.

<< Пред.           стр. 262 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу