<< Пред.           стр. 27 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Исследования, особенно
 франц. психиатрия, школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от
 сознательной психич.
 деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой
 линии
 явилась концепция Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротич.
 симптомами
 и воспоминаниями травматич. характера, к-рые не осознаются в силу действия
 особого защитного
 механизма — вытеснения. Отказавшись от физиологич. объяснений, Фрейд представил
 Б. в виде
 могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания, Бес-сознат.
 влечения, по Фрейду,
 могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники
 психоанализа. Юнг,
 помимо личного Б., ввёл понятие коллективного Б., разные уровни к-рого идентичны
 у лиц определ.
 группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о Б. получило чисто
 иррационалистич. трактовку
 в ряде совр. бурж. филос.-психологич. концепций.
 В сов. психологии мпогочисл. аспекты проблемы Б. разрабатываются особенно в
 связи с теорией
 установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологич. аспекты Б., изучавшиеся Сеченовым и
 Павловым,
 исследуются в связи с анализом сна и гипнотич. состояний, корковых и подкорковых
 образований,
 явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д.
 • Новые идеи в философии, сб. 15 — Б., СПБ, 1914; Фрейд 3.,Б.,в его кн.: Осн.
 психологии. теории в психоанализе, пер. с
 нем., М.—П., 1923; Ч х а ? т и ш в и л и Ш. Н., Проблема Б. в сов. психологии,
 Тб., 1966; Бассин Ф. П., Проблема Б., М.,
 1968; Б. Природа, функции, методы исследования, т. 1—4, Тб., 1978; Mac Intyre
 A.C., The unconscious. A conceptual
 analysis, L.— ?. ?., 1958.
 БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович [20.1(1.2).1857, с. Сорали Вятской губ.,—
 24.12.1927, Москва],
 рус. невропатолог, физиолог, психиатр, психолог. С 1893 работал в Военно-мед.
 акад. в Петербурге, в
 1908 возглавил созданный им Психоневрологич. ин-т, с 1918 — директор Ин-та по
 изучению мозга в
 Петрограде.
 Психологич. исследования Б. тесно связаны с его психиатрия, и патопсихологич.
 работами. В
 противовес теории и методам субъективной психологии стремился построить
 естественнонауч.
 психологич. учение, основанное на объективных методах исследования; называл его
 объективной
 психологией (с 1904), психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917).
 Отказываясь от
 изучения сознания, Б. в духе идей, близких бихевиоризму, считал предметом
 психологии изучение
 поведения, понимаемого как совокупность врождённых и индивидуально приобретённых
 «сочетательных рефлексов» (в общем аналогичных условным рефлексам И. П.
 Павлова).
 Рефлексология мыслилась Б. как особая наука, призванная заменить психологию; её
 ме-ханистич.
 характер, попытки решать с позиций рефлекторной теории вопросы социального
 характера были
 подвергнуты критике в сов. психологич. науке 20-х гг. (особенно в связи с кн. Б.
 «Коллективная
 рефлексология», 1921).
 Б.— один из крупнейших представителей науки о структуре и функциях мозга; сыграл
 большую роль
 в развитии экспериментальной психологии в России.
 • Психика и жизнь, СПБ, 19042; Личность и условия ее развития и здоровья, СПБ,
 19052; Объективная психология, в. 1—
 3, СПБ, 1907—10; Общие основы рефлексологии человека, М.— Л., 19284; Избр.
 произв., М., 1954.
 * Сборник, посвященный В. М. Б., Л., 1926; О с и п о в В. П., Бехтерев, М.,
 1947; Петровский A.B., История сов.
 психологии, М., 1967.
 БЖЕЗИНСКИЙ (Brzezinski) Збигнев (р. 28.3,1928, Варшава), амер. социолог,
 политолог и гос.
 деятель. С 1938 живёт в США. В 1977—81 помощник президента США по нац.
 безопасности.
 В книге об армии, политич. строе, внеш. политике СССР и его взаимоотношениях с
 др. социалистич.
 странами Б. выступает как заурядный советолог и воинствующий антикоммунист. В
 неоднократно
 переиздавав-
 шейся работе «Политич. власть: США/СССР» («Political power: USA/USSR», совм, с
 S. R. Huntington,
 1964) Б. идеализирует амер. гос.-монополистич. капитализм и пытается
 дискредитировать сов.
 политич. строй, подвергает критике «справа» теорию конвергенции двух систем как
 «заблуждение
 либералов». Он противопоставляет ей волюнтаристскую концепцию «эволюции систем»,
 согласно к-
 рой трансформация общества начинается с изменений в идеологии и политике, а
 затем рас-
 пространяется на социальные и экономич. отношения. В осн. кн. «Между двух веков.
 Роль Америки в
 техно-тронную эру» («Between two ages: American's role in the technetronic era»,
 N. Y., 1970) Б. с
 позиций крайнего технобюрократич. утопизма излагает один из вариантов теории
 «постиндустриального общества», отождествляет социально-экономич. и науч.-
 технич. «модер-
 низацию» совр. мира с его американизацией, а также пытается обосновать претензии
 новой
 «интеллектуальной элиты» на безраздельное политич. господство в грядущем
 «технотронном
 обществе».
 Б., один из видных представителей амер. неоконсерватизма, придерживается крайних
 антикоммуниста, и антисов. взглядов во внеш. политике; с помощью гео-политич.
 концепций
 оправдывает стремление США к гегемонии во всём мире, а также создание
 враждебного для СССР
 окружения. Разработанная Б. глобальная антикоммунистич. стратегия включает в
 себя экономич.
 «ассимиляцию» мировой капиталистич. системой социалистич. стран, их изоляцию от
 «третьего
 мира» и «психологич. войну», направленную на разобщение социалистич. стран и
 морально-политич.
 дестабилизацию их обществ. строя.
 * Totalitarian dictatorship and autocracy, Camb., 1956 (совм. с С. J.
 Friedrich); Ideology and power in Soviet politics,
 L., 1962; The fragile blossom. Crisis and change in Japan, N. Y., 1972.
 * Борьба идей в совр. мире, т. 2, М., 1976, разд. 3, гл. 2, § 2.
 БИБЛИЯ (от греч. ??????, букв.— книги), собрание древних текстов,
 канонизированное религ.
 традицией иудаизма и христианства в качестве «священного писания». Признаваемая
 тем и другим
 часть Б., первая по времени создания и большая по объёму, получила у христиан
 назв. Ветхий завет,
 др. часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, наз. Новый завет.
 За этой
 терминологией стоит христ. представление, согласно к-рому «завет» (мистич.
 договор или союз),
 заключённый богом в древние времена с одним народом (евреями), сменён благодаря
 явлению
 Иисуса Христа новым заветом, заключённым уже со всеми народами на условиях более
 духовного
 служения. Третья моно-теистич. религия — ислам, не принимая в свой обиход ни
 Ветхого завета
 (араб. Таурат — Тора), ни Нового завета (араб. Инджиль — Евангелие), в принципе
 признаёт их
 святость, почему персонажи обеих частей Б. (напр., Ибрахим, т. е. Авраам, Йусуф,
 т. е. Иосиф, Иса, т.
 е. Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с Корана.
 Ветхий завет состоит из памятников др.-евр. лит-ры 12—2 вв. до н. э., написанных
 на др.-евр. и
 отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла: 1) Тора, или
 Пятикнижие,— 5
 хроникально-законодат. книг, приписывавшихся пророку Моисею; 2) Пророки — неск.
 древних
 хроник (кн. Иисуса Навина, кн. Судей, две кн. Самуила и две кн. Царств,
 обозначаемые в
 совокупности в правосл.-католич. традиции как четыре кн. Царств), а также
 собственно
 «пророческие» соч., принадлежащие или приписываемые нар. проповедникам 8—5 вв.
 до н. э.—
 Исайе (труд его был продолжен безвестными последователями, к-рых условно
 обозначают в науке
 как Девтероисайю и Тритоисайю), Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым пророкам» (среди
 них
 особняком стоит Иона — не автор, но герой новеллис-тич. притчи 5—4 вв.), и,
 наконец, кн. Даниила,
 пред-
 БИБЛИЯ 53
 варяющая позднеиудейскую и раннехрист. апокалип-тику, т. е. лит-ру видений о
 последних судьбах
 мира, и в сложившемся виде датируемая 2 в. до н. э.; 3) Писания, или Агиографы,—
 собр. текстов,
 относящихся к различным поэтич. и прозаич. жанрам (религ. лирика, объединённая в
 сб. 150
 псалмов, сб. афоризмов — кн. Притчей Соломона, размышления о смысле жизни — кн.
 Иова и
 Екклесиаста, обработка традиц. свадебных песен — Песнь песней, назидат. новости
 — кн. Руфь и кн.
 Есфирь, хроникальные тексты — кн. Ездры, кн. Неемии и две кн. Паралипоменон).
 Деление это
 условно: кн. Иисуса Навина из 2-го цикла непосредственно продолжает кн. Исход из
 1-го цикла (в
 связи с чем в библеистике сложился термин «Шестикнижие»), а хроники
 Паралипоменон из 3-го
 цикла дублируют по теме книги Царств из 2-го цикла. Христ. традиция, удержанная
 православием и
 католицизмом, но отброшенная протестантизмом, восприняла Ветхий завет в составе
 т.н.
 Септуагинты (др.-греч. перевода 70 толковников, выполненного иудеями в
 Александрии ещё в 3—1
 вв. до н. э.), состав этот расширен сравнительно с др.-евр. каноном за счёт ряда
 произв., либо сохра-
 нившихся только в переводе с утраченного др.-евр. или арамейского подлинника
 (напр.,
 новеллистич. повествования кн. Товита и кн. Юдифь, дидактич. кн. Иисуса, сына
 Сирахова), либо
 написанных прямо на др.-греч.— мировом языке эллинистич. цивилизации (религ.-фи-
 лос. кн.
 Премудрости Соломона, датируемая 1 в. до н. э,). Эти произв. принято называть
 «девтероканони-
 ческими» («второканоническими»), протестантская традиция оценивает их как
 апокрифы.
 Новый завет состоит из памятников раннехрист. лит-ры 2-й пол. 1 в, и нач. 2 в.,
 написанных в
 основном на греч. яз. и дошедших только на этом языке. Это четыре Евангелия (т.
 е. «благовестия» о
 жизни и учении Христа), примыкающие к ним Деяния апостолов, 21 послание
 (поучения в
 эпистолярной форме), из к-рых 14 приписываются традицией апостолу Павлу, 2 —
 Петру, 8 —
 Иоанну, 1 — Иакову, 1— Иуде (не Искариоту!), и, наконец, Откровение Иоанна
 Богослова, или
 Апокалипсис,— предсказания о последней борьбе добра и зла в конце мира. Первые
 три Евангелия
 (от Матфея, от Марка, от Луки) принято ввиду общности материала называть, в
 отличие от 4-го (от
 Иоанна), «синоптическими» (от греч. ??????? — совместное обозрение).
 Сирийский пер. 2—3 вв. (т. н. Пешишта); лат. пер. Блаженного Иеронима (кон. 4
 в., т.н. Вульгата);
 арм. и груз. пер. 5 в.; слав, переводы, начиная с пер. Кирилла и Мефодия 9 в.;
 нем. пер. Лютера и
 реформатская «Цюрихская Библия» 16 в.; англ. пер. («Библия Иакова I»),
 окончательно
 оформившийся к 1611. Рус. пер. 1876.
 БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии, учения и школы немарксистской социологии
 2-й пол. 19 в., общим признаком к-рых является применение понятий и законов
 биологии при
 анализе обществ. жизни. Хотя аналогии с органич. миром в социальных теориях
 известны уже с
 античности, перенесение законов биологии на явления обществ. жизни получило
 особенное
 распространение во 2-й пол. 19 в. в связи с успехами биологии (открытие клетки,
 закона борьбы за
 существование и естеств. отбора и др.). К Б. н. в социологии могут быть отнесены
 учение Спенсера,
 расово-антрополоеическая школа, органическая школа в социологии, социальный
 дарвинизм. Школы
 Б. н. придерживались различной идеологич. и политич. ориентации — от
 реакционной,
 обосновывавшей войны, угнетение одних рас и социальных групп другими (расово-
 антрополо-гич.
 школа), до либеральной (органич. школа). Биологич. теории общества ставили нек-
 рые сложные воп-
 росы (проблема целостности общества, структура и
 54 БИОЛОГИЧЕСКОЕ
 функции его отд. частей, изучение социальных конфликтов и др.)· Однако эти
 теории были
 неприемлемы для объяснения социальных процессов, приводили к антиисторизму,
 поверхностные
 аналогии часто заменяли конкретное изучение явлений обществ. жизни. В кон. 19—-
 нач. 20 вв.
 биологич. теории постепенно вытесняются в немарксистской социологии психологич.
 теориями (см.
 Психологизм в социологии). • Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; S o r
 о-k i n P.A.,
 Contemporary sociological theories, ?. ?,—L. 19642.
 БИРУНИ, аль-Бируни Абу Райхан Мухаммед Ибн Ахмед (973, Кята,— 1048, Газна), ср.-
 век. учёный-
 энциклопедист и мыслитель. В 1004—18 жил в Хорезме, с 1018 в Газне. Автор ок.
 150 трудов (до нас
 дошло ок. 1/5 части) по астрономии, геодезии, математике, географии,
 минералогии, физике,
 фармакологии, философии, истории, этнографии, литературоведению. В астрономии
 придерживался
 господствовавшей в его время геоцентрич. системы Птолемея, однако с позиций
 математики
 признавал возможность гелиоцентризма. Детально разработал метод определения
 географич. дол-
 готы по наблюдению лунных затмений из двух точек, впервые построил глобус Земли,
 определил
 величину Земли по наблюдению понижения горизонта, составил тригонометрич.
 таблицы, вывел
 правило квадратичного интерполирования, ввёл в науч. обиход метод определения
 минералов по их
 удельным весам. Труды Б. содержат ценнейшие сведения по истории и этнографии
 народов Ср.
 Азии, Индии и стран Бл. и Ср. Востока. Ортодоксально-исламские воззрения
 сочетались у Б. с
 естеств.-науч. подходом к познанию природы: наука, по Б., должна опираться
 прежде всего на опыт и
 наблюдения. Высказывал идеи цикличности исторического процесса.
 * Избр. произв., т. 1—6, Таш., 1957—75. Булгаков П. Г., Жизнь u труды
 Б., Таш., 1972; Ш а-рипов А., Великий
 мыслитель А. Б., Таш., 1972; Кедров Б. M., P о з е и ? е л ь д Б.
 А., Абу Райхан Б. (К 100-летию со дня
 рождения), М., 1973.
 БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior, behaviour — поведение), ведущее направление в
 амер.
 психологии кон. 19—20 вв., в основе к-рого лежит понимание поведения человека и
 животных как
 совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов
 (реакций) на
 воздействия (стимулы) внеш. среды. Б. возник под непосродств. влиянием
 экспериментальных
 исследований психики животных. IL-JL л_этих исследованиях не мог применяться
 метод самонаблю-
 дения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена
 методика
 эксперимента, основанная на серии контролируемых воздействий на животных и
 регистрации их
 реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на. изучение психики
 человека.
 Общеметодологич. предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма,
 согласно к-рым
 наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда осн. тезис Б,:
 психология
 должна изучать поведение, а не сознание, к-роe в принципе непосредственно не
 наблюдаемо;
 поведение же понимается как совокупность связей «стимул — реакция» (S—R).

<< Пред.           стр. 27 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу