<< Пред. стр. 27 (из 449) След. >>
Исследования, особеннофранц. психиатрия, школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от
сознательной психич.
деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой
линии
явилась концепция Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротич.
симптомами
и воспоминаниями травматич. характера, к-рые не осознаются в силу действия
особого защитного
механизма — вытеснения. Отказавшись от физиологич. объяснений, Фрейд представил
Б. в виде
могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания, Бес-сознат.
влечения, по Фрейду,
могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники
психоанализа. Юнг,
помимо личного Б., ввёл понятие коллективного Б., разные уровни к-рого идентичны
у лиц определ.
группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о Б. получило чисто
иррационалистич. трактовку
в ряде совр. бурж. филос.-психологич. концепций.
В сов. психологии мпогочисл. аспекты проблемы Б. разрабатываются особенно в
связи с теорией
установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологич. аспекты Б., изучавшиеся Сеченовым и
Павловым,
исследуются в связи с анализом сна и гипнотич. состояний, корковых и подкорковых
образований,
явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д.
• Новые идеи в философии, сб. 15 — Б., СПБ, 1914; Фрейд 3.,Б.,в его кн.: Осн.
психологии. теории в психоанализе, пер. с
нем., М.—П., 1923; Ч х а ? т и ш в и л и Ш. Н., Проблема Б. в сов. психологии,
Тб., 1966; Бассин Ф. П., Проблема Б., М.,
1968; Б. Природа, функции, методы исследования, т. 1—4, Тб., 1978; Mac Intyre
A.C., The unconscious. A conceptual
analysis, L.— ?. ?., 1958.
БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович [20.1(1.2).1857, с. Сорали Вятской губ.,—
24.12.1927, Москва],
рус. невропатолог, физиолог, психиатр, психолог. С 1893 работал в Военно-мед.
акад. в Петербурге, в
1908 возглавил созданный им Психоневрологич. ин-т, с 1918 — директор Ин-та по
изучению мозга в
Петрограде.
Психологич. исследования Б. тесно связаны с его психиатрия, и патопсихологич.
работами. В
противовес теории и методам субъективной психологии стремился построить
естественнонауч.
психологич. учение, основанное на объективных методах исследования; называл его
объективной
психологией (с 1904), психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917).
Отказываясь от
изучения сознания, Б. в духе идей, близких бихевиоризму, считал предметом
психологии изучение
поведения, понимаемого как совокупность врождённых и индивидуально приобретённых
«сочетательных рефлексов» (в общем аналогичных условным рефлексам И. П.
Павлова).
Рефлексология мыслилась Б. как особая наука, призванная заменить психологию; её
ме-ханистич.
характер, попытки решать с позиций рефлекторной теории вопросы социального
характера были
подвергнуты критике в сов. психологич. науке 20-х гг. (особенно в связи с кн. Б.
«Коллективная
рефлексология», 1921).
Б.— один из крупнейших представителей науки о структуре и функциях мозга; сыграл
большую роль
в развитии экспериментальной психологии в России.
• Психика и жизнь, СПБ, 19042; Личность и условия ее развития и здоровья, СПБ,
19052; Объективная психология, в. 1—
3, СПБ, 1907—10; Общие основы рефлексологии человека, М.— Л., 19284; Избр.
произв., М., 1954.
* Сборник, посвященный В. М. Б., Л., 1926; О с и п о в В. П., Бехтерев, М.,
1947; Петровский A.B., История сов.
психологии, М., 1967.
БЖЕЗИНСКИЙ (Brzezinski) Збигнев (р. 28.3,1928, Варшава), амер. социолог,
политолог и гос.
деятель. С 1938 живёт в США. В 1977—81 помощник президента США по нац.
безопасности.
В книге об армии, политич. строе, внеш. политике СССР и его взаимоотношениях с
др. социалистич.
странами Б. выступает как заурядный советолог и воинствующий антикоммунист. В
неоднократно
переиздавав-
шейся работе «Политич. власть: США/СССР» («Political power: USA/USSR», совм, с
S. R. Huntington,
1964) Б. идеализирует амер. гос.-монополистич. капитализм и пытается
дискредитировать сов.
политич. строй, подвергает критике «справа» теорию конвергенции двух систем как
«заблуждение
либералов». Он противопоставляет ей волюнтаристскую концепцию «эволюции систем»,
согласно к-
рой трансформация общества начинается с изменений в идеологии и политике, а
затем рас-
пространяется на социальные и экономич. отношения. В осн. кн. «Между двух веков.
Роль Америки в
техно-тронную эру» («Between two ages: American's role in the technetronic era»,
N. Y., 1970) Б. с
позиций крайнего технобюрократич. утопизма излагает один из вариантов теории
«постиндустриального общества», отождествляет социально-экономич. и науч.-
технич. «модер-
низацию» совр. мира с его американизацией, а также пытается обосновать претензии
новой
«интеллектуальной элиты» на безраздельное политич. господство в грядущем
«технотронном
обществе».
Б., один из видных представителей амер. неоконсерватизма, придерживается крайних
антикоммуниста, и антисов. взглядов во внеш. политике; с помощью гео-политич.
концепций
оправдывает стремление США к гегемонии во всём мире, а также создание
враждебного для СССР
окружения. Разработанная Б. глобальная антикоммунистич. стратегия включает в
себя экономич.
«ассимиляцию» мировой капиталистич. системой социалистич. стран, их изоляцию от
«третьего
мира» и «психологич. войну», направленную на разобщение социалистич. стран и
морально-политич.
дестабилизацию их обществ. строя.
* Totalitarian dictatorship and autocracy, Camb., 1956 (совм. с С. J.
Friedrich); Ideology and power in Soviet politics,
L., 1962; The fragile blossom. Crisis and change in Japan, N. Y., 1972.
* Борьба идей в совр. мире, т. 2, М., 1976, разд. 3, гл. 2, § 2.
БИБЛИЯ (от греч. ??????, букв.— книги), собрание древних текстов,
канонизированное религ.
традицией иудаизма и христианства в качестве «священного писания». Признаваемая
тем и другим
часть Б., первая по времени создания и большая по объёму, получила у христиан
назв. Ветхий завет,
др. часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, наз. Новый завет.
За этой
терминологией стоит христ. представление, согласно к-рому «завет» (мистич.
договор или союз),
заключённый богом в древние времена с одним народом (евреями), сменён благодаря
явлению
Иисуса Христа новым заветом, заключённым уже со всеми народами на условиях более
духовного
служения. Третья моно-теистич. религия — ислам, не принимая в свой обиход ни
Ветхого завета
(араб. Таурат — Тора), ни Нового завета (араб. Инджиль — Евангелие), в принципе
признаёт их
святость, почему персонажи обеих частей Б. (напр., Ибрахим, т. е. Авраам, Йусуф,
т. е. Иосиф, Иса, т.
е. Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с Корана.
Ветхий завет состоит из памятников др.-евр. лит-ры 12—2 вв. до н. э., написанных
на др.-евр. и
отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла: 1) Тора, или
Пятикнижие,— 5
хроникально-законодат. книг, приписывавшихся пророку Моисею; 2) Пророки — неск.
древних
хроник (кн. Иисуса Навина, кн. Судей, две кн. Самуила и две кн. Царств,
обозначаемые в
совокупности в правосл.-католич. традиции как четыре кн. Царств), а также
собственно
«пророческие» соч., принадлежащие или приписываемые нар. проповедникам 8—5 вв.
до н. э.—
Исайе (труд его был продолжен безвестными последователями, к-рых условно
обозначают в науке
как Девтероисайю и Тритоисайю), Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым пророкам» (среди
них
особняком стоит Иона — не автор, но герой новеллис-тич. притчи 5—4 вв.), и,
наконец, кн. Даниила,
пред-
БИБЛИЯ 53
варяющая позднеиудейскую и раннехрист. апокалип-тику, т. е. лит-ру видений о
последних судьбах
мира, и в сложившемся виде датируемая 2 в. до н. э.; 3) Писания, или Агиографы,—
собр. текстов,
относящихся к различным поэтич. и прозаич. жанрам (религ. лирика, объединённая в
сб. 150
псалмов, сб. афоризмов — кн. Притчей Соломона, размышления о смысле жизни — кн.
Иова и
Екклесиаста, обработка традиц. свадебных песен — Песнь песней, назидат. новости
— кн. Руфь и кн.
Есфирь, хроникальные тексты — кн. Ездры, кн. Неемии и две кн. Паралипоменон).
Деление это
условно: кн. Иисуса Навина из 2-го цикла непосредственно продолжает кн. Исход из
1-го цикла (в
связи с чем в библеистике сложился термин «Шестикнижие»), а хроники
Паралипоменон из 3-го
цикла дублируют по теме книги Царств из 2-го цикла. Христ. традиция, удержанная
православием и
католицизмом, но отброшенная протестантизмом, восприняла Ветхий завет в составе
т.н.
Септуагинты (др.-греч. перевода 70 толковников, выполненного иудеями в
Александрии ещё в 3—1
вв. до н. э.), состав этот расширен сравнительно с др.-евр. каноном за счёт ряда
произв., либо сохра-
нившихся только в переводе с утраченного др.-евр. или арамейского подлинника
(напр.,
новеллистич. повествования кн. Товита и кн. Юдифь, дидактич. кн. Иисуса, сына
Сирахова), либо
написанных прямо на др.-греч.— мировом языке эллинистич. цивилизации (религ.-фи-
лос. кн.
Премудрости Соломона, датируемая 1 в. до н. э,). Эти произв. принято называть
«девтероканони-
ческими» («второканоническими»), протестантская традиция оценивает их как
апокрифы.
Новый завет состоит из памятников раннехрист. лит-ры 2-й пол. 1 в, и нач. 2 в.,
написанных в
основном на греч. яз. и дошедших только на этом языке. Это четыре Евангелия (т.
е. «благовестия» о
жизни и учении Христа), примыкающие к ним Деяния апостолов, 21 послание
(поучения в
эпистолярной форме), из к-рых 14 приписываются традицией апостолу Павлу, 2 —
Петру, 8 —
Иоанну, 1 — Иакову, 1— Иуде (не Искариоту!), и, наконец, Откровение Иоанна
Богослова, или
Апокалипсис,— предсказания о последней борьбе добра и зла в конце мира. Первые
три Евангелия
(от Матфея, от Марка, от Луки) принято ввиду общности материала называть, в
отличие от 4-го (от
Иоанна), «синоптическими» (от греч. ??????? — совместное обозрение).
Сирийский пер. 2—3 вв. (т. н. Пешишта); лат. пер. Блаженного Иеронима (кон. 4
в., т.н. Вульгата);
арм. и груз. пер. 5 в.; слав, переводы, начиная с пер. Кирилла и Мефодия 9 в.;
нем. пер. Лютера и
реформатская «Цюрихская Библия» 16 в.; англ. пер. («Библия Иакова I»),
окончательно
оформившийся к 1611. Рус. пер. 1876.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии, учения и школы немарксистской социологии
2-й пол. 19 в., общим признаком к-рых является применение понятий и законов
биологии при
анализе обществ. жизни. Хотя аналогии с органич. миром в социальных теориях
известны уже с
античности, перенесение законов биологии на явления обществ. жизни получило
особенное
распространение во 2-й пол. 19 в. в связи с успехами биологии (открытие клетки,
закона борьбы за
существование и естеств. отбора и др.). К Б. н. в социологии могут быть отнесены
учение Спенсера,
расово-антрополоеическая школа, органическая школа в социологии, социальный
дарвинизм. Школы
Б. н. придерживались различной идеологич. и политич. ориентации — от
реакционной,
обосновывавшей войны, угнетение одних рас и социальных групп другими (расово-
антрополо-гич.
школа), до либеральной (органич. школа). Биологич. теории общества ставили нек-
рые сложные воп-
росы (проблема целостности общества, структура и
54 БИОЛОГИЧЕСКОЕ
функции его отд. частей, изучение социальных конфликтов и др.)· Однако эти
теории были
неприемлемы для объяснения социальных процессов, приводили к антиисторизму,
поверхностные
аналогии часто заменяли конкретное изучение явлений обществ. жизни. В кон. 19—-
нач. 20 вв.
биологич. теории постепенно вытесняются в немарксистской социологии психологич.
теориями (см.
Психологизм в социологии). • Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; S o r
о-k i n P.A.,
Contemporary sociological theories, ?. ?,—L. 19642.
БИРУНИ, аль-Бируни Абу Райхан Мухаммед Ибн Ахмед (973, Кята,— 1048, Газна), ср.-
век. учёный-
энциклопедист и мыслитель. В 1004—18 жил в Хорезме, с 1018 в Газне. Автор ок.
150 трудов (до нас
дошло ок. 1/5 части) по астрономии, геодезии, математике, географии,
минералогии, физике,
фармакологии, философии, истории, этнографии, литературоведению. В астрономии
придерживался
господствовавшей в его время геоцентрич. системы Птолемея, однако с позиций
математики
признавал возможность гелиоцентризма. Детально разработал метод определения
географич. дол-
готы по наблюдению лунных затмений из двух точек, впервые построил глобус Земли,
определил
величину Земли по наблюдению понижения горизонта, составил тригонометрич.
таблицы, вывел
правило квадратичного интерполирования, ввёл в науч. обиход метод определения
минералов по их
удельным весам. Труды Б. содержат ценнейшие сведения по истории и этнографии
народов Ср.
Азии, Индии и стран Бл. и Ср. Востока. Ортодоксально-исламские воззрения
сочетались у Б. с
естеств.-науч. подходом к познанию природы: наука, по Б., должна опираться
прежде всего на опыт и
наблюдения. Высказывал идеи цикличности исторического процесса.
* Избр. произв., т. 1—6, Таш., 1957—75. Булгаков П. Г., Жизнь u труды
Б., Таш., 1972; Ш а-рипов А., Великий
мыслитель А. Б., Таш., 1972; Кедров Б. M., P о з е и ? е л ь д Б.
А., Абу Райхан Б. (К 100-летию со дня
рождения), М., 1973.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior, behaviour — поведение), ведущее направление в
амер.
психологии кон. 19—20 вв., в основе к-рого лежит понимание поведения человека и
животных как
совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов
(реакций) на
воздействия (стимулы) внеш. среды. Б. возник под непосродств. влиянием
экспериментальных
исследований психики животных. IL-JL л_этих исследованиях не мог применяться
метод самонаблю-
дения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена
методика
эксперимента, основанная на серии контролируемых воздействий на животных и
регистрации их
реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на. изучение психики
человека.
Общеметодологич. предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма,
согласно к-рым
наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда осн. тезис Б,:
психология
должна изучать поведение, а не сознание, к-роe в принципе непосредственно не
наблюдаемо;
поведение же понимается как совокупность связей «стимул — реакция» (S—R).