<< Пред.           стр. 273 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 витальные П., а
 последующие её уровни — социальные П., высшее проявление к-рых—П. в
 самореализации,
 самоутверждении, т. е. в творч. деятельности.
 В зависимости от системы отношений, в к-рую включено изучение человеч. П., в
 совр. науке
 применяются различные классификации П.: по сферам деятельности (П. труда,
 познания, общении,
 рекреации); по объекту П.— материальные и духовные, этические, эстетические
 и т. д.; по их функциональной роли — доминирующие и второстепенные, центральные
 и
 периферические, устойчивые и ситуативные; но субъекту П.— индивидуальные,
 групповые,
 коллективные, общественные.
 В отличие от биологизаторских концепций личности (см. Фрейдизм), считающих
 ведущими в
 социальной активности индивида врождённые витальные П., к-рые, оставаясь
 неизменными,
 опредмечиваются в социально-конкретной форме, психологи-марксисты исходят из
 признания
 доминирующей роли высших социальных П., освоенных индивидом в филогенезе.
 Одна из центр. задач коммунистич. строительства — обеспечение полного
 удовлетворения
 постоянно растущих обществ. и индивидуальных П. в соответствии с объективным
 законом
 возвышения П. и согласно коммунистич. принципу: «От каждого по способности,
 каждому — по
 потребности».
 • Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии,
 там же, т. 4; е г о ж е, Наемный труд и
 капитал, там же, т. 6; Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в
 человека, там же, т. 20; Ленин В. И.,
 По поводу т. н. вопроса о рынках, ПСС, т. 1; Кикнадзе Д. А., П. Поведение.
 Воспитание, М., 1968; P а д а е в В. В., П. как
 экономич. категория социализма, М., 1970; Экспериментальная психология, ред.-
 сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, [пер. с
 франц.], в. 3, М., 1970; Л е о н т ь-с в А. Н., П., мотивы, эмоции, М., 1971;
 ОбуховскийК., Психология влечений человека,
 ?., 1972. В. А. Ядов.
 ПОЧВЕННИЧЕСТВО, рус. лит.-обществ. направление 60-х гг. 19 в. Генетически
 восходило к
 направлению «молодой редакции» журн. «Москвитянин» (1850—56), осн. принципы
 сформулированы в журн. «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65). В филос.
 построениях
 представителей П. (А. А. Григорьев, братья M. M. и Ф. М. Достоевские, H. H.
 Страхов) главной была
 идея о «нац. почве» как основе социального и духовного развития России. В филос.
 плане П.—
 консервативная форма филос. романтизма. Григорьев называл себя «последним
 романтиком»,
 влияние франц. романтизма (В. Гюго) испытал Ф. М. Достоевский.
 Осн. идеи П. сложились в полемике с «Современником» Н. Г. Чернышевского и «Рус.
 словом» Д. И.
 Писарева но вопросам революции, прогресса и иск-ва. Ф. М. Достоевскому и
 Григорьеву была близка
 роман-тич. идея о превосходстве иск-ва над наукой, поскольку иск-во синтетично и
 полнее угадывает
 потребности эпохи и дух народа. В целом для Ф. М. Достоевского было характерно
 сопряжение
 философии и иск-ва: «Философия есть тоже поэзия, только высший градус её!» («Об
 искусстве»,
 1973, с. 372).
 П. отличала также религ. ориентированность филос. построений. Ф. М. Достоевский
 предпринял
 попытку создания религ.-социальной утопии, в свете к-рой вся история
 человечества представала
 борьбой за достижение торжества христианства. Религ. чувства смирения и
 самоотречения
 сочетались у представителей П. с идеей об особой миссии рус. правосл. народа,
 призванного спасти
 человечество и «дать новые формы жизни, искусства» благодаря широте «его
 нравственного захвата»
 (Г p и г о p ь е в А., Воспоминания, 1980, с. 301).
 П. претендовало на создание «нейтральной» идейной платформы, отвергая
 радикальные требования
 отмены крепостничества и не принимая бурж. демократии, стремясь объединить все
 обществ.
 течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство со славянофилами,
 обличения
 «гнилого Запада», его буржуазности и бездуховности, тлетворности его революц.
 социа-листич. и
 материалистич. идей сочетались в П. с высокой оценкой европ. культуры. Основой
 социальных
 преобразований мыслилась программа «постепенства и малых дел», призывающая к
 «слиянию» всего
 «просвещённого общества» с народом в общинных и земских формах, традиционных для
 рус. быта.
 П. подверглось резкой критике со стороны Чернышевского, М. А. Антоновича,
 Писарева, M. E.
 Салтыкова-Щедрина, В. И. Танеева и Н, В. Шелгунова.
 • Кирпотин В., Достоевский в шестидесятые годы, М. 1966; Нечаев В. С., Журнал М.
 М. и Ф. М. Достоевских «Время».
 1861 —1863, М., 1972.
 «ПОЭТИКА», «О п о э т и ч е с к о м (искусстве)» [???? ?????????, лат. De (arte)
 poetica], не
 полностью сохранившийся (в александрийском каталоге соч. Аристотеля под № 83
 значатся «две
 книги», сохранилась одна) трактат Аристотеля. Первонач. текст (впоследствии
 интерполированный
 многочисл. вставками автора) датируется, по И. Дюрингу, 360—355 до н. э., отсюда
 постоянное
 отталкивание от проблематики Платона [возможно, «П.» — исполнение пожелания
 Платона
 («Государство» 607 d), чтобы кто-нибудь написал прозаич. апологию осуждённой им
 поэзии].
 Тема «П.» — «поэтич. иск-во само по себе» (1447 а b): история и гл. обр.
 морфология поэтич. жанров,
 поэтич. норма («правильность») и вытекающие отсюда практич. рекомендации поэту.
 Сохранившаяся часть посвящена трагедии (в к-рой Аристотель видит вершину поэзии;
 вершина же
 трагич. иск-ва — «Царь Эдип» Софокла) и эпосу, но содержит также теоретич.
 положения о сущ-
 ности и функции иск-ва.
 Вслед за Платоном Аристотель видит родовую сущность всех видов поэтич. иск-ва в
 «подражании»,
 «отображении» (мимесис), но если у Платона поэтич. миме-сис дублировал
 «подражание» чувств.
 вещей идеям (так что художник снимал копии с копий и т. о. оказывался «третьим
 от истины» —
 «Государство» 599 d), то у Аристотеля реабилитация чувств. мира (к-рый в
 терминах акта и
 потенции и есть «действительность», энергия) приводит к переоценке поэзии в
 глазах философа:
 поэтич. «техне» (ср. также теорию «техне» в кн. А «Метафизики») «философичнее
 истории» и
 обладает ценностным приматом над ней, т. к. «поэзия больше говорит об общем, а
 история — о
 единичном» (1451 b 5; ср. для контраста слова Платона о «старой распре между
 философи-ей и
 поэзией» — «Государство» 607 b); поэт говорит не о том, что было, но о том, что
 могло бы быть в
 соответствии с «вероятностью» («правдоподобием», ?? ?????) и «необходимостью»
 (1451 а 36),
 историк же (греч. «история» как эмпирич. фиксация голого факта) говорит о том,
 что, напр., сказал и
 сделал Алкивиад.
 По Платону, поэзия социально бесполезна («Государство» 600 b) и даже тлетворна,
 т. к. через наше
 «сопереживание» она «питает» и усиливает неблагородные влечения и эмоции души
 (605 d, 606 d).
 Аристотель ответил на это учением о трагич. катарсисе («очищении») как
 психотерапевтич. функции
 поэзии и музыки, к-рое, судя по ссылке в «Политике» (1341 b З6 слл.), было
 развито в утрач. части
 «П.» и дошло до нас только в определении сущности трагедии (1449 b 24 слл.),
 породившем
 обширную герменевтич. лит-ру: «трагедия есть подражание (мимесис)... через
 сострадание и страх
 приводящее к очищению (души) от таких эмоций». Основа для филологически наиболее
 корректного
 и согласующегося как с самим Аристотелем («Политика» 1342 а 14), так и со всей
 антич.
 герменевтич. традицией толкования была заложена в 19 в. в работах Я. Бернайса и
 А. Вейля. При
 всей неясности нек-рых деталей и независимо от общетеоретич. аспектов
 интерпретации (нравств.-
 воспитат., эстетико-гедонистич. и т. д.), несомненно, что: 1) ???????? ???
 ????????? означает
 «очище-ние от аффектов», а не «очищение (просветление самих) аффектов» (как
 думал Лессинг), 2)
 термин «катарсис» в таком употреблении заимствован Аристотелем из проф. языка
 врачей (в
 качестве метафоры для «медицины духа»), отсюда его постоянные ассоциации с
 «терапией»,
 «облегчением» и т. д. Недостоверна связь с религ. катарсисом — «очищением от
 скверны»,
 «искуплением вины» (Гаупт, Вяч. Иванов). Ещё менее достоверна теория Отте—Илса
 (принятая И.
 Дюрингом), согласно к-рой ???????? ??? ????????? не относится к зрите-
 «ПОЭТИКА» 519
 лю, но означает искупление (героем на сцене) вызывающих сострадание и страх
 событий.
 Почти неизвестная в древности и в ср. века, «П.» начиная с эпохи Ренессанса (1-е
 изд. Венеция, 1508)
 издавалась, комментировалась и изучалась как никакой др. трактат Аристотеля. В
 17 в. (вместе с
 «Поэтич. иск-вом» Горация и превратно истолкованная) стала художеств. кредо
 классицизма и ещё в
 19 в. оставалась живым оппонентом романтиков.
 Рус. пер. Б. Ордынского (1854), В. И. Захарова (1885), В. Г. Аппельрота (1893,
 1957), П. И. Новосад-
 ского (1927), М. Л. Гаспарова (1978, в кн.: Аристотель и антич. лит-ра).
 • Издания греч. текста: J. Bywater, 1911; R. Kassel, 1965; с комм.: A. Gudeman,
 1934; A. Rostagni, 19452; H. House, 1956;
 D. W. Lucas, 1968.
 • Лосев А. Ф., История антич. эстетики, [т. 4], М., 1975 (лит.); M o n t m o l I
 i n D. de, La Poetique d'Aristote. Texte primltif
 et additions ulterieures, Neuchatel, 1951; Eise G. F., Aristotle's Poetics. The
 argument, Camb., 1967; Golden L., The clarification
 theory of katharsis, «Hermes», 1976, Bd 104, H. 4, S. 437—52. А. В. Лебедев.
 ПРАВИЛО ВЫВОДА, определяет переход от посылок к следствиям; более точно —
 устанавливает
 соответствие между нек-рой совокупностью высказываний (формул), наз. посылками,
 и одним
 определ. высказыванием (формулой), наз. логич. следствием из этих посылок.
 ПРАВО, система социальных норм и отношений, охраняемых силой гос-ва. Тесная
 связь с гос-вом
 — осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др.
 нормативных систем
 (напр., морали). Связь П. с гос-вом не означает, что оно есть продукт свободной
 воли последнего.
 Такая позиция неоднократно критиковалась основоположниками марксизма (особенно в
 «Нем.
 идеологии»). П. обусловлено экономич. строем общества, его социально-политич.
 структурой; оно не
 может быть выше, чем культурное развитие общества, и испытывает влияние историч.
 традиций,
 господствующей идеологии и нек-рых др. факторов. Однако в системе этих
 обусловливающих П. и
 воздействующих на него факторов гос-во (гос. власть) играет особую,
 конститутивную роль, ибо без
 него социальные нормы и отношения не могут получить об-щеобязат. характер, стать
 юридическими.
 На ранних этапах развития классового общества роль гос-ва сводится по
 преимуществу к
 санкционированию спонтанно складывающихся обычаев («обычное П.»), признанию
 общеобязательными религ. норм и т. п. Затем право-творч. деятельность становится
 постепенно
 монополией гос-ва, осуществляемая его высшими органами власти («законодат. П.»),
 а также судами
 («прецедентное П.»).
 Поскольку гос. власть в обществе принадлежит экономически господствующим
 классам, то
 создаваемое (или санкционированное) этой властью П. также носит классовый
 характер, оно
 закрепляет и охраняет обществ. отношения и модели поведения, отвечающие
 интересам этого класса.
 При этом в одних историч. условиях П. предстаёт как «... резкое, несмягченное,
 неискаженное
 выражение господства одного класса...» (Э н-г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 37, с.
 418), а в других — в нём находит отражение уровень классовой борьбы, итоги
 противоборства или
 компромисса социальных сил.
 Марксистская классово-материалистич. трактовка П. противостоит многочисл. бурж.
 учениям,
 выводившим П. из природы человека (естеств. П.), «нар. духа» (историч. школа),
 «идеи права» или
 др. идеальных начал (неокантианская, неогегельянская, феномено-логич. школы),
 психики человека
 (психологич. школа), «конкретной ситуации» (экзистенциализм в П.) или вообще
 отрицавших
 необходимость выявления эконо-
 520 ПРАВИЛО
 мич. и политич. предпосылок П. (юридич. позитивизм, нормативистская школа).
 Действие П. распространяется на все важнейшие сферы обществ. жизни. Оно
 закрепляет отношения
 собственности, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его
 продуктов между
 членами общества (гражд. П., трудовое П.); регламентирует организацию и
 деятельность гос.
 механизма (консти-туц. П., адм. П.), определяет меры борьбы с посягательствами
 на существующие
 обществ. отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное П., процессуальное
 П.),
 воздействует на мн. формы межличностных отношений (семейное П.). Особой ролью и
 спецификой
 отличается междунар. П., создаваемое путём соглашений между гос-вами и
 регламентирующее
 отношения между ними.
 Выступая как важное и необходимое орудие гос. управления, как форма реализации
 гос. политики, П.
 одновременно является важным показателем положения личности в обществе и гос-ве.
 Права,
 свободы и обязанности человека и гражданина, составляющие правовой статус
 личности,— важная
 составная часть П., весьма существенная для оценки развитости и демократичности
 данной правовой
 системы. Наличие П. означает, что большой круг обществ. отношений принимает
 характер правовых
 отношений, в к-рых их участники являются носителями юридич. прав и обязанностей.
 С наличием П.
 в обществе неразрывно связана особая форма обществ. сознания — правосознание.
 П. обладает большим потенциалом воздействия на жизнь общества. Он особенно
 значителен, когда
 П. действует в том же направлении, в каком идёт общий ход обществ. развития.
 Реакц. гос. власть
 может с помощью законодательства и др. правовых мер пытаться затормозить ход
 обществ. развития,
 что часто влечёт за собой расхождение закона и П. — «правонарушаю-щее
 законодательство», не
 считающееся с достигнутым данным обществом уровнем правового развития.
 Исторически, однако,
 рамки действия П., тормозящего эволюцию данного общества или же, наоборот,
 пытающегося
 перешагнуть через необходимые этапы развития, оказываются, как правило,
 недолговременными.
 В рабовладельч. и феод. формациях П. открыто закрепляет классовые и сословные
 привилегии,
 внеэко-номич. принуждение (рабовладение, крепостное П.), использует жесточайшие
 санкции для
 охраны экономич. и политич. всевластия рабовладельцев и феода-лов. Вместе с тем
 уже в античности
 (римское П.) были разработаны правовые формы товарообмена, впоследствии
 приспособленные к
 потребностям бурж. способа произ-ва (рецепция римского П.), получила развитие
 теоретико-
 правовая мысль (см. Философия права).
 При бурж. строе резко возрастает роль П., правовой идеологии, юридич. профессий.
 Отношения

<< Пред.           стр. 273 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу