<< Пред. стр. 283 (из 449) След. >>
социализме жеони разрешаются в интересах всего общества.
Формирование социалистич. П. о. первоначально происходит путём замены частной
собственности
общественной в результате экспроприации частной собственности, основанной на
присвоении
чужого труда, а также кооперирования собственности мелких производителей,
основанной на
личном труде. Социалистич. П. о. характеризуются наличием двух форм обществ.
собственности на
средства произ-ва — государственной и кооперативной,— обусловливающей отношения
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ 537
взаимопомощи, коллективизма, товарищеского сотрудничества свободных от
эксплуатации людей,
распределение по количеству и качеству труда. Развитие социа-листич. П. о. есть
их
совершенствование и постепенное перерастание в коммунистич. П. о. на основе и в
процессе
создания материально-технич. базы коммунизма. Серьёзное влияние на этот процесс
оказывает
науч.-тех-нич. революция, её органич. соединение с преимуществами социалистич.
системы х-ва. По
мере развития производит. сил и производительности труда главным в условиях
развитого
социализма становится постепенное сближение и слияние двух форм социалистич.
собственности и
создание единой общенар. собственности на орудия и средства произ-ва, стирание
существ. различий
между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, стирание социальных
различий между
рабочими, крестьянами и интеллигенцией, постепенный переход от распределения по
труду к
распределению по потребностям, установление полного социального равенства,
всестороннее
развитие самого человека.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, разд. 1; и ? же, Манифест
Коммунистич. партии, там же, т. 4; Маркс
К., Нищета философии, там же; его же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; е г
о ж е, Введение (Из зкономич.
рукописей 1857—1858 гг.), там же, т. 12; его ж е, К критике политич. экономии.
Предисловие, там же, т. 13; е г о ж е, Ка-
питал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, разд. 2, 3, там же, т. 20;
Л е н и н В. И., Что такое «друзья народа» и
как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; его ж е, Развитие
капитализма в России, там же, т. 3; е г о же,
Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его ж е, Очередные
задачи Советской власти, там же, т. 36;
его ж е, О кооперации, там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом
КПСС), М., 1976; Материалы XXV
съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Основы марксистско-
ленинской философии, М.,
1982·.
В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон.
«ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. В связи с
исследованиями Льюиса Г. Моргана», книга Ф. Энгельса, в к-рой развито
диалектико-мате-
риалистич. понимание первобытной истории и процесса перехода от первобытного к
классовому
обществу; по определению В. И. Ленина, «... одно из основных сочинений
современного
социализма...» (ПСС, т. 39, с. 67). Книга написана в марте — мае, вышла в свет в
окт. 1884. Энгельс
опирался на большой конспект книги Моргана «Древнее общество» (1877),
составленный К.
Марксом в конце 1880 — нач. 1881. Исследования Моргана, открывшего род как
клеточку
первобытного общества, Энгельс использовал для дальнейшего развития
материалистич. понимания
истории.
В предисловии к 1-му изд. Энгельс развивает диа-лектико-материалистич. концепцию
соотношения
двух видов произ-ва — произ-ва средств к жизни и произ-ва самого человека
(продолжение рода).
Здесь и в основном тексте книги он показывает, как с развитием материального
произ-ва жизненных
средств возрастает, становится всё более определяющей его роль в жизни общества.
На определ.
ступени рост производительности труда создаёт возможность присвоения продуктов
чужого труда,
возникают частная собственность, эксплуатация человека человеком, разделение
общества на классы,
гос-во как орудие классового господства. Если возникновение труда, произ-ва
означало возникно-
вение человеч. общества (это положение было сформулировано и разработано уже в
таких трудах
Маркса и Энгельса, как «Экономическо-филос. рукописи», «Нем. идеология»,
«Капитал», «Роль
труда в процессе превращения обезьяны в человека»), то развитие материального
произ-ва приводит
к разложению первобытного общества и возникновению классового общества,
основанного на
частной собственности, в к-ром отношения собственности (производственные,
классовые) полностью
подчиняют себе семейные и все др. обществ. отношения. Так Энгельс определяет
историч.
538 ПРОИСХОЖДЕНИЕ
границы первобытного общества. Исследование первобытной истории позволило
Энгельсу
конкретизировать выработанное в «Нем. идеологии» и «Манифесте Ком-мунистич.
партии»
положение о классовой борьбе как содержании истории. Обобщая данные Моргана,
Энгельс
конкретизирует и периодизацию первобытной истории (дикость: преим. присвоение
готовых продук-
тов природы; варварство: развитие скотоводства и земледелия; цивилизация:
развитие пром-сти). В
эпоху классового общества он выделяет три господствующие формы эксплуатации:
рабство,
крепостничество, наёмный труд.
Рассматривая родовую организацию первобытного общества, Энгельс уделяет особое
внимание
эволюции форм семьи, её развитию от групповых форм брака к моногамии. Исследуя
процесс
разложения первобытного общества и возникновения классовой организации, он
обращает гл.
внимание на процесс возникновения частной собственности, классов и гос-ва.
Данные совр. науки
позволяют представить более совершенную картину эволюции первобытного общества,
уточнить
развитие нек-рых форм первобытной семьи, механизм образования классов, однако
это не
затрагивает осн. выводов труда Энгельса. Происхождение и сущность гос-ва — одна
из главных
проблем книги. В разработке марксистской теории гос-ва Энгельс делает здесь
существ.
шаг вперёд. Он показывает, что гос-во есть продукт раскола общества на классы,
что его существ.
моментами являются терр. деление, публичная власть, налоги, отчуждение от
общества; указывает на
неизбежное исчезновение гос-ва в будущем бесклассовом коммунистич. обществе.
При жизни Энгельса книга выдержала 6 изд., в 4-е изд. (1891) он внёс значит.
изменения и добавления. Первое рус. изд.
вышло в Петербурге в 1894. • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 23—178, т.
22, с. 214—24, т. 45, с. 227—372; Ленин
В. И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; его ж е, О roc-ве, там же, т. 39 (см.
также Справочный том, ч. 2); Фридрих
Энгельс. Биография, М., 19772; Энгельс — теоретик, М., 1970; Ф. Энгельс о гос-ве
и праве, [М., 1970]; Проблемы
этнографии и антропологии в свете науч. наследия Ф. Энгельса, М., 1972;
Марксистская философия в 20 в., кн. 2, М.,
1979, гл. 14; С е м е н о в Ю. И., «Происхождение семьи, частной собственности и
гос-ва» Ф. Энгельса и совр. данные
этнографии, «ВФ», 1959, № 7.
ПРОКЛ (???????), Д и а д о х (8.2.412, Константинополь,—17.4.485, Афины), др.-
греч. философ-
неоплатоник. О жизни П. известно из биографии, написанной его учеником Марином
(«П., или О
счастье»), а также из фрагментов «Жизни Исидора» Дамаския. Учился в Александрии,
затем в
Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы
платоновской
Академии; соч. П. тесно связаны с его преподават. деятельностью. П. составил
комм. ко всем 12
диалогам Платона, входившим в принятый начиная с Ямвлиха школьный курс
платоновской
экзегезы; из них дошли целиком или частично комм. к «Алкивиаду», «Кратилу»,
«Гос-ву», «Тимею»
и «Пармениду». Для школьного обихода П. написал толкования отд. мест из Гомера и
Ге-сиода, а
также «Орфич. теологию», «Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими
оракулами» и нас-
тавление по аллегорич. толкованию мифов «О мифич. символах». П. составил комм. к
Плотину,
введение к философии Аристотеля и комм. к трактату «О пяти общих понятиях»
Порфирия, а также
начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемич.
трактатов П.
посвящён отд. проблемам — промыслу, року, существованию зла и т. п. Сводку осн.
понятий, правил
и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонич.
метафизики
представляют собой «Начала физики» и «Начала теологии» (рус. пер.— «Первоосновы
теологии»,
1972). Систематич. характер носит «Теология Платона».
Иерархия универсума строится у П. по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее
единое, оно
же благо и бог; далее сверхсущие единицы-боги, к-рым
причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых
богов, или бытие,
понимаемое на основе платоновского «Филеба» (23 с—d) как единство моментов
предела,
беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены
ум (нус) в
собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны
мыслящие души.
Следующая ступень — демонич. «просто души»: ангелы, демоны в собств. смысле и
герои. Ещё ниже
— «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже
всего —
неодушевлённые тела. В эту расчленённую ие-рархич. структуру П. включает традиц.
греч. богов,
распределяя их по триадами разделяя на трансцендентных и космических. Между
телами и душой
посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бес-сознат. сила,
тождественная с силой
рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе
ослабления
первоначала и происходит от высших начал.
Наряду с иерархией бытия П. строит иерархию наук: физика и этика, математика,
философия —
таков ряд наук, соответствующий теоретич. добродетелям, к-рые свидетельствуют о
приобщении
человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и
гиератические,
характеризующие более высокий тип жизни, чем науч. познание: парадигматические —
слияние
человека со сферой ума, гиератические — выход за пределы ума к единому. Всякий
высший тип
знания возможен только благодаря божеств. озарению; если любовь (эрос) связывает
с божеств. кра-
сотой, истина открывает божеств. мудрость, то вера соединяет с благостью богов.
По свидетельству
Марина, П. говорил, что философ должен быть «иереем целого мира» (см. в кн.:
Диоген Лаэртский, О
жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1979, с. 485). Философия
П.— наиболее
подробный вариант школьного платонизма — оказала громадное влияние на всю ср.-
век. философию
(отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) — на европ., визант.,
араб. философию, а
также философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др.).
• In Platonis Rempublicam commentarii, ed. W. Kroll, v. 1—2, Lpz., 1899—1901; In
Platonis Timaeum Commentaria, ed. E.
Diehl, t. 1—3, Lpz., 1903—1906; Commentary on the first Alci-biades of Plato,
ed. by L. G. Westerink, -Amst,, 1954; Elementa-
tio physica, ed. H. Bpese, В., 1958; Tria opuscula, ed. H. Boese, В., 1960;
Commentarius in Platonis Parmenidem, hrsg. v. v. Co-
usin, Hildesheim, 1961; Elements of theology, transl., introd., comm. by E. R.
Dodds, Oxf., 19632; Theologie platonlcienne,
livres 1—3, texte et trad, par H. D. Saffrey et L. G. Westerink, P., 1968 — 78.
* R o s a n L·. J., The philosophy of Proclus, N. Y., 1949; eutler
R., Proklos der Neuplatoniker, в кн.: RE, Hlbbd 45
1957, col. 186—247; Beierwaltes W., Proklos. Grundzuge seiner Metaphysik,
Fr./M., 1965; T r o u i l l a r d J., L'un et l'ame
selon Proclos, P., 1972.
ПРОЛЕГОМЕНЫ (греч. ??????????? — предисловие, введение), разъясняющее введение в
ту или
иную науку, имеющее целью путём связных рассуждений предварительно ознакомить с
её методами
и задачами, сформулировать исходное понятие об изучаемом предмете; предварит.
рассмотрение
совокупности проблем, решение к-рых является непременным условием теоретич.
развития данной
отрасли значений. Филос. значение термина «П.» установилось благодаря работе
Канта
«Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (1783).
Пытаясь
изложить идеи «Критики чистого разума» (1781) в более ясной п обозримой форме,
Кант трактует
свои «Пролегомены» как руководство к определению природы филос. знания.
ПРОЛЕТАРИАТ
(нем. Proletariat, от лат. proletarius— пролетарий), см. Рабочий класс.
ПРОПАГАНДА (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago —
распространяю), 1)
в самом широком смысле — особый род социальной деятельности, осн. функция к-рой
—
«распространение знаний, художеств. ценностей и др. информации с целью
формирования определ. взглядов, представлений и эмоциональных состояний,
оказания влияния на
поведение людей. П. духовных ценностей предполагает учёт конкретной ситуации,
особенностей
аудитории, условии, в к-рых она протекает. В процессе П. нередко происходит не
только
популяризация науки, иск-ва, но их обогащение, развитие. 2) В более узком
смысловом значении —
деятельность по распространению в массах идеологии и политики определ. классов,
партий и гос-в;
идеологич. или политич. П. В зависимости от характера идеологии П. разделяется
на два противопо-
ложных типа: буржуазную и коммунистическую.
В совр. условиях идеологич. П. оформилась в особую сферу духовной деятельности,
представляет
собой систему организаций, средств, форм и методов идейно-психологич. влияния на
массы. Её
характерными чертами являются целенаправленность, определ. дифференциация,
непрерывность
воздействия, массовость.
3) В структуре коммунистич. идейно-воспитат. работы П. и агитация
(распространение к.-л. идеи или
лозунга, побуждающих массы к активному действию) предстают как относительно
самостоят.
средства идейно-политич. влияния на массы.
В отличие от марксистско-ленинского понимания П. в бурж. обществ. мысли это
понятие
употребляется, как правило, в качестве синонима лжи и средства манипуляции
сознанием. Такое
толкование «П.» объясняется сознат. стремлением перенести негативное отношение,
к-рое сложилось
у трудящихся капиталистич. стран к бурж. П., на коммунистич. П. и представить
дело так, будто П.
вообще является универс. злом совр. цивилизации.
Характер идеологии оказывает определяющее влияние на содержание и методы П., её
направленность, осн. стратегич. цели. Научность, партийность коммунистич.
идеологии, её
неразрывная связь с коренными интересами рабочего класса делают П. этой
идеологии средством
просвещения, воспитания масс, революционного преобразования общества,
ускорителем
социального прогресса.
Бурж. идеология предопределяет превращение бурж. П. в средство дезориентации и