<< Пред.           стр. 289 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 • Замошкин Ю. А., Психологич. направление в совр. бурж. социологии, М., 1958;
 его же, Кризис бурж. индивидуализма
 и личность, М., 1966; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; ? а р ы г и
 н Б. Д., Основы социально-психо-логич.
 теории, М., 1971; Новые направления в социология, теории, пер. с англ., М.,
 1978; И о н и н Л. Г., Понимающая социо-
 логия. Историко-критич. анализ, М., 1979; M e r t o n R. K., On theoretical
 sociology, N. ?.— L., 1967; Parsons Т., Some
 problems of general theory in sociology, в кн.: Theoretical sociology, ed. by J.
 C. Me Kinney and B. A. Tiryakian, N. Y., 1970;
 Schutz AI., On phenomenology and social relations, ed., introd. by H. R. Wagner,
 Chi., 1970.
 ПСИХОЛОГИЯ (от греч. ???? — душа и ????? — слово, учение), наука о
 закономерностях,
 механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых
 существ с
 миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов
 общения,
 предметных действий, установок, эмоциональных состояний и др. актов. Различные
 психич.
 компоненты поведения образуют структуру, придающую ему устойчивость и
 целенаправленную
 активность. У человека эта структура выступает в виде психич. склада личности
 (её способностей,
 характера, темперамента, ценностных ориентации, самооценки, индивидуального
 стиля мышления и
 др.), определяющего своеобразие конкретных психич. проявлений. В течение
 столетий явления,
 изучаемые П., обозначались общим термином душа и считались предметом одного из
 разделов
 философии, названного в 16 в. П. Сведения об этих явлениях накапливались и во
 многих др. областях
 знания, а также в практике (особенно медицинской и педагогической). Специфика
 этих явлений, их
 данность субъекту в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний,
 их особая
 познаваемость, обусловленная способностью человека к самонаблюдению и самоотчёту
 в форме
 внутренней (скрытой от других людей) речи, их интимно-личностная ценность стали
 основанием для
 того, чтобы считать их несопоставимыми с др. явлениями бытия. Это представление
 культи-
 вировалось религ. и идеалистич. учениями. В противовес им уже в древности
 предпринимались
 попытки объяснить психич. явления едиными для всего мироздания материальными
 началами и
 законами. Важную роль в
 укреплении естеств.-науч. воззрений на психику сыграли успехи в изучении её
 телесного субстрата
 [в Др. Греции врач Алкмеон открыл зависимость ощущений от мозга, врач Гиппократ
 — зависимость
 типологич. различий между людьми (темпераментов) от гуморальных факторов и др.].
 Первое
 систематич. изложение П. принадлежит Аристотелю, преодолевшему ограниченность
 наивно-
 материалистич. представлений о душе как тончайшем веществе (Анаксимен, Гераклит,
 Демокрит) и
 идеалистич. взглядов на неё как особое бесплотное начало, противостоящее всему
 материальному
 (Пифагор, Платон). По Аристотелю, душа — это способ организации живого тела и
 его объективно
 наблюдаемого поведения. Отступая от этого положения при объяснении высших
 интеллектуальных
 форм (в учении о разуме), Аристотель дал повод для идеалистич. интерпретации его
 П. в томизме,
 впоследствии также в нео-томизме и у Брентано.
 В условиях науч. революции 17 в. новая эпоха в развитии П. была открыта
 Декартом, к-рый
 разрушил господствовавшее веками представление о душе как двигателе тела и
 объяснил с позиций
 механистич. детерминизма зависимость психич. компонентов поведения живых существ
 от
 материальных процессов вне организма и внутри его. На этой основе сложились
 важнейшие
 концепции науч. П.— о рефлексе, об ассоциации и об ощущении как эффектах
 причинных влияний
 внеш. раздражителей на мозг (сведения о к-ром в ту эпоху являлись ещё чисто
 фантастическими). Бу-
 дучи дуалистом, Декарт противопоставил вызванным внеш. реалиями телесным
 эффектам акты
 индивидуального сознания как непосредств. знания субъекта о своих мыслях и своей
 способности
 произвольного действия. Считая сознание особой непространств. субстанцией,
 открытой субъекту
 благодаря внутр. «зрению» (интроспекции), Декарт сформулировал т. н.
 интроспективную
 концепцию сознания, оказавшую влияние на последующую трактовку предмета и
 методов П. Однако
 не эта концепция, а механистически-детерминистский подход определил развитие П.
 в 17 —1-й пол.
 19 вв. Среди наиболее значит. учений этого периода выделяются: учение об
 ассоциациях (Гоббс,
 Локк, Юм, Гартли), об аффектах (Спиноза), о бессознат. психике и апперцепции
 (Лейбниц, Гербарт),
 о зависимости личности от её интересов и воздействий социальной среды (франц.
 материалисты,
 Радищев).
 Происшедшие в сер. 19 в. крупные сдвиги в биологии подготовили почву для
 выделения П. в отд.
 науку. Особое значение имело дарвиновское учение о том, что психич. процессы
 (подобно всем др.
 жизненным проявлениям) необходимы для успешного выживания организма во внеш.
 среде. Тем
 самым эти процессы выступили в качестве объективно наблюдаемых, доступных
 естеств.-науч.
 изучению безотносительно к способности индивида анализировать внутр. строй
 своего сознания (к-
 рая сама потребовала причинного объяснения).
 В физиологии (в особенности при изучении функций органов чувств) использование
 экспериментальных и количеств. методов позволило открыть закономерные связи
 между внеш.
 воздействием и сенсорной реакцией, а также между этой реакцией и двигат. ответом
 на раздражитель
 (работы Э. Вебера и Г. Фехнера, заложившие основы психофизики, Г. Гельмгольца,
 разработавшего
 психофизиологию зрит. и слуховых ощущений и восприятий, Ф. Дондерса,
 исследовавшего время
 реакции). Изучение адаптивного поведения позвоночных (Э. Пфлю-гер) показало
 ограниченность
 прежнего учения о рефлексе и потребовало его радикальной перестройки,
 осуществлённой
 Сеченовым. Опираясь на созданную им неклассич. концепцию рефлекса, Сеченов
 разработал учение
 о том, что психич. процессы реализуются по принципу сигнальной саморегуляции и
 обратной связи
 ПСИХОЛОГИЯ 549
 и модифицируются при участии механизмов внутр. контроля.
 Эти идеи и открытия привели к развитию собственного научно-категориального
 аппарата П.,
 начавшей обособляться как от философии, так и от физиологии (поскольку открытые
 в лабораториях
 закономерности не совпадали с анатомо-физиологическими). Выдвигается несколько
 программ
 построения П. как опытной науки. Первым лидером экспериментальной П. стал Вундт.
 По образцу
 созданной им лаборатории (1879, Лейпциг) возникают исследоват. центры П. в
 различных странах;
 появляются спец. периодич. издания по П.; созываются междунар. психологич.
 конгрессы. Экспе-
 риментальные методы исследования распространяются на процессы памяти (Г.
 Эббингауа),
 внимания (Дж. Кэттел), эмоций (У. Джемс и Г. Ланге), восприятия (рус. психолог
 Н. Н. Ланге),
 навыков (Э. Торндайк), мышления (вюрцбургская школа). Зарождение отраслей П.,
 научающих
 поведение животных (сравнительная П.— Ч. Дарвин, К. Ллойд-Морган) и детей
 младенч. возраста
 (детская П.— В. Прайер) сыграло важную роль в укреплении объективного метода в
 П. в противовес
 субъективному, поскольку позволяло объяснить феномены П., не обращаясь к
 интроспекции.
 Социальные потребности стимулировали изучение социально-психологич. различий
 между людьми и
 разработку систем тестов (краткосрочных и массовых испытаний, фиксирующих эти
 различия).
 Широкое применение тестов существенно сблизило П. с практикой — медицинской,
 производственной, педагогической, — позволив использовать данные П. с целью
 выявления u учёта
 интеллектуальных и личностных характеристик людей, уровня их развития, проф.
 пригодности и др.
 Для 1-й трети 20 в. характерно появление в П. неск. крупных науч. школ, резко
 противопоставивших
 друг Другу свои теории, факты и объяснит. принципы. Старая интроспективная
 концепция,
 трактовавшая П. как науку о сознании, состав к-рого «просвечивается» благодаря
 самонаблюдению,
 утрачивает своё влияние. Попытки трансформации её в вюрцбургской школе не
 привели к успеху,
 поскольку оказалось, что процесс мышления детерминируется установкой (задачей),
 не осознаваемой
 самим субъектом. Идея поэлементного членения сознания, к-рую отстаивали Вундт и
 его после-
 дователи, была подвергнута резкой критике о гештальт-психологии,
 противопоставившей ей
 изучение целостных психич. структур («гештальтов»), изоморфных независимым от
 сознания физич.
 и физиологич. структурам. Независимо от своей филос. ориентации эти школы
 способствовали
 разработке двух важнейших психологич. категорий: действия (умств. действия как
 направленного на
 проблемную ситуацию — в вюрцбургской школе) и образа (в качестве целостной
 структуры, а не
 конгломерата ощущений,— в гештальтпси-хологии).
 Решающий удар по трактовке П. как науки об интроспективно данных феноменах
 сознания был
 нанесён психоанализом (Фрейд) и бихевиоризмом. Первый выдвинул проблему
 неосознаваемой
 мотивации поступков, обусловленной сложной структурой личности, второй изменил
 представления
 о предмете П., в качестве к-рого выступили объективно наблюдаемые телесные
 реакции на
 раздражители среды — внещней и внутренней. Наряду с Фрейдом значительно расширил
 понимание
 мотивации поведения Левин, разработавший оригинальные экспериментальные методики
 её
 изучения. Существенно обогатили науч. знание о развитии психики работы Пиаже и
 его учеников.
 Эти психологич. школы базировались на философии позитивизма, оказав в свою
 очередь воздействие
 на филос. течения в странах Запада. Попытки преодолеть ограниченность фрейдизма
 и
 бихевиоризма, оставаясь на почве этих учений, приве-
 550 ПСИХОЛОГИЯ
 ли к появлению неофрейдизма, необихевиоризма и др. направлений, не выдержавших
 испытания
 временем. Требовалось радикальное преобразование методоло-гич. начал П.
 В СССР оно происходило на диалектико-материали-стич. принципах историзма,
 отражения,
 первичности социальной практики. Уже в дореволюц. годы в России успешно
 развивались
 восходящие к Сеченову традиции естеств.-науч. изучения психич. деятельности (П.
 Ф. Лесгафт, H. H.
 Ланге, С. С. Корсаков и др.), к-рым противостояло идеалистич. течение
 интроспективной П. (Н. Я.
 Грот, Г. И. Челпанов и др.). Эти материа-листич. традиции через труды В. М.
 Бехтерева и И. П.
 Павлова оказали влияние на мировую психологич. мысль, укрепив детерминистский
 подход к меха-
 низмам поведения и стимулировав разработку объективных методов. С возникновением
 сов.
 психологич. науки в ней утверждается марксистская методология, согласно к-рой
 сознание — это
 производное реальной жизни людей (прежде всего труда) и вместе с тем её активный
 фактор,
 воздействующий на неё благодаря отображению окружающего мира и ориентации
 субъекта по
 отношению к нему. Тем самым сознание в его различных компонентах (образ, мотив,
 умств.
 действие) выступило в качестве важнейшего объекта психологич. познания, а новая
 трактовка его
 природы сделала возможным применение к нему объективных методов.
 Новые методологич. перспективы преобразовали направленность и содержание
 конкретных
 исследований в области П., выдвинув на первый план анализ взаимоотношений между
 психич.
 процессами и регулируемой ими деятельностью человека в различных сферах
 практики. С этим
 сочетались принцип историзма, ознаменовавший переход к рассмотрению
 индивидуального сознания
 в ого обусловленности факторами культуры, включая язык и др. знаковые системы
 (Л. С.
 Выготский), подход к человеку как «активному деятелю в среде» (М. Я. Басов),
 положение о том, что
 сознание не только проявляется, но и формируется в деятельности (С. Л.
 Рубинштейн), поиски
 соответствий между строением внеш. практич. деятельности и внутр., умств.
 деятельности (А. Н.
 Леонтьев). В русле этих ориентации развернулось изучение динамики различных
 психич. процессов
 (познавательных, эмоциональных, волевых), а также путей формирования личности,
 её инвариант-
 ных и вариативных свойств, детерминируемых жизненным воспитанием.
 Возможность постижения психич. процессов как реальности, независимой от
 субъективной
 рефлексии (самоотчёта) о них, обусловлена тем, что они возникают и развиваются в
 объективной
 системе отношений с др. людьми. В этой же системе, «всматриваясь» в других,
 субъект приобретает
 способность судить о внутр. плане своего поведения (см. Самосознание). Не все
 компоненты этого
 плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу т. н.
 бессознательного, служат
 предметом П., к-рая выявляет характер соответствия действит. мотивов, установок,
 ориентации
 личности сложившимся у неё представлениям о них. Как осознаваемые, так и
 неосознаваемые
 психич. процессы реализуются посредством физиологич. нейрогуморальных
 механизмов, но
 протекают по собств. законам в силу того, что в психике человека представлена
 природная и
 социально-культурная действительность и жизнь действующей в ней личности.
 Рассматриваемая
 сама по себе, эта действительность не является предметом П., так же как не
 является им деятельность
 в целом, изучаемая многими др. науками. П. исследует лишь определ. аспект
 деятельности, данный в
 системе её наиболее общих предельных и несводимых к другим понятий (категорий) —
 образа,
 мотива, действия, психосоциального отношения личности и др.
 Категориальный строй П., отображая психич. реальность в её самобытных
 инвариантных
 характеристиках, служит основанием, «стволом» всего многообразия
 ответвлений совр. П., выступающих в виде отд. отраслей, многие из к-рых
 приобрели самостоят.
 статус (социальная психологич. инж. П., детская П., мед. П., юридич. П. и др.).
 В результате
 контактов с др. науками П. обогащается новыми идеями и подходами, развивающими
 её содержание
 и категориальный аппарат, к-рый обеспечивает целостность П. как самостоят.
 науки. Серьёзное
 воздействие на развитие этого аппарата оказала происшедшая в условиях совр.
 науч.-технич.
 революции передача электронным устройствам нек-рых функций, являвшихся прежде
 уникальным
 достоянием человеч. мозга — накопления и переработки информации, управления и
 контроля. Это
 позволило широко использовать в П. кибернетич. и теоретико-информац. понятия и
 модели, что
 способствовало формализации и математизации П. С др. стороны, автоматизация и
 кибернетизация

<< Пред.           стр. 289 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу