<< Пред.           стр. 290 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике,
 эффективном
 использовании и культивировании функций человека, к-рые не могут быть переданы
 электронным
 устройствам, прежде всего — творч. мышления. Соответственно изучение «искусств.
 интеллекта», с
 одной стороны, активности личности, её творч. возможностей — с другой,
 становятся важнейшими
 направлениями П. Наряду с ними успешно развиваются: социальная П. (в особенности
 изучение
 группового поведения, феноменов конформизма, сплочённости, формальных и
 неформальных
 коммуникаций и др.), П. управления, изучающая роль «человеч. фактора» в
 процессах управления, а
 также психологич. исследования, связанные с освоением космич. пространства,
 экологич. и др.
 глобальными проблемами современности.
 Включённость П. в многоплановый контекст взаимодействия социальных, естеств. и
 технич. наук (на
 уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) придаёт особую
 остроту
 методологич. анализу её понятийных средств, объяснит. принципов, концепций и
 методич. процедур
 с целью выявления наиболее перспективных направлений её дальнейшего развития.
 * Рубинштейн С. Л., Основы общей П., M., 19462; В ы г о т с к и й Л. С.,
 Развитие высших психич. функций, М., I960; С
 п и p к и н А. Г., Сознание и самосознание, М., 1972; Я p о ш е в с к и й М. Г.,
 П. в XX столетии, M., 19742; его же,
 История П., М., 19762; Леонтьев A. Н., Деятельность, сознание, личность, M.,
 19772; Murphy G., Historical introduction to
 modern psychology, N. Y., 1949; Boring E. G., A history of the experimental
 psychology, N. Y., 19502; Mi-siak H., Sexton V.,
 History of psychology, ?. ?., 19682; Handbook of general psychology, ed. by В.
 В. Wolman, N. Y., 1973; The history of
 psychology and the behavioral science. A bibliographic guide, сотр. by R. J.
 Watson, N. Y., 1978.
 М. Г. Ярошевский.
 ПСИХОСОМАТИКА (от греч. ???? — душа и ???? — тело), в широком смысле — термин,
 принятый в медицине для обозначения такого подхода к объяснению болезней, при к-
 ром особое
 внимание уделяется роли психич. факторов в возникновении, течении и исходе
 соматич.
 заболеваний.
 П. в более узком смысле, или психосоматич. медицина, представляет собой
 направление в совр.
 зарубежной медицине, возникшее на основе применения теории и техники
 психоанализа к
 истолкованию и терапии т. н. неврозов органов и органич. заболеваний. Получила
 распространение в
 США, Нидерландах, ФРГ, Швейцарии и др. зап.-европ. странах. Были предприняты
 попытки
 разработать систему соответствий между тем или иным органич. заболеванием и
 специфич. чертами
 характера и личности (Ф. Данбар, США), типами эмоциональных конфликтов (Ф.
 Александер и
 чикагская школа). На теоретич. построения П. оказали влияние, помимо
 психоанализа, такие школы
 идеалистич. философии 20 в., как экзистенциализм (Л. Бинсвангер), нем. филос.
 антропология 20 в.
 (мед. антропология В. Вайцзеккера) и др.
 • Weise Е., English О. S., Psychosomatic medicine, Phil.—L., 1957»; Weizsacker
 V., W у s s D., Zwischen Medizin und
 Philosophie, Gott., 1957.
 ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смысле — вопрос об отношении психич.
 явлений к физи-
 ческим, в более узком — о соотношении между психическими и физиологическими
 (нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (душевных
 проявлений) от внеш.
 природы и от жизни тела обосновывалась ещё в др.-греч. натурфилософии. Особую
 разработку П. п.
 получила в новое время, когда в философии 17 в. сложилась механистич. картина
 мира и психач.
 явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчинённых
 единым для всего
 мироздания законам. В 17 в. возникли два варианта решения П. п., оказавшие
 большое влияние на
 последующую филос. и науч. мысль,— психофизич. взаимодействие (Декарт) и
 психофизич.
 параллелизм (Лейбниц). Согласно Декарту, живое тело является своего рода
 машиной, тогда как
 сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны,
 испытывает его
 влияние (при ощущениях, аффектах и т. д.), с другой — способно воздействовать на
 него (напр., при
 волевом усилии). Это учение о взаимодействии психического и физического было
 отвергнуто
 сторонниками не-разделённости сознания и мозга как с идеалистич. (Лейбниц,
 Мальбранш), так и с
 материалистич. (Гартли) позиций, Идее взаимодействия был противопоставлен
 принцип
 параллельного протекания психич. и физич. процессов. Он приобрёл большую
 популярность в 19 в.,
 когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять
 сознание по типу
 особой силы, способной произвольно изменять телесное поведение организма. Вместе
 с тем
 дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор регуляции
 жизненных
 процессов. Это требование получило ложное преломление в новых вариантах
 психофизич.
 взаимодействия (Джемс). В кон. 19 — нач. 20 вв. распространилась махистская
 трактовка П. п. (см.
 Махизм), согласно к-рой душа и тело «построены» из одних и тех же «элементов»
 (ощущений), и
 поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и
 психических,
 а о различных «комплексах ощущений». Эта идеалистич. концепция (подвергнутая
 критике В. И.
 Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм») привела неопозитивистов к
 утверждению,
 будто П. л. является псевдопроблемой, не разрешимой науч. средствами. Диалектич.
 материализм
 решает П. н. на основе понимания психики как активного отображения реальности,
 осуществляемого
 посредством нейромеханизмов. • Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957;
 Ярошевский М. Г.,
 История психологии, M., 19762.
 ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ, см. Психофизическая проблема.
 ПСЮХЕ (греч. ???? — душа), термин др.-греч. философии, душа, исконно этимологич.
 значение —
 «дыхание» (ср. рус. «душа, дух» — «дышать», «воздух»). У Гомера П. употребляется
 в значении: 1)
 «жизненной силы», покидающей тело с последним издыханием; 2) бесплотного
 «призрака» (???????),
 после смерти человека существующего в Аиде, но полностью лишённого сознания и
 памяти
 («Одиссея» XI 51; «Илиада» XXIII 104). Новая, антигомеровская концепция П.
 распространяется
 начиная с 6 в. до н. э. в пифагореизме и орфизме: П. понимается как «демон», т.
 е. бессмертное суще-
 ство божеств. происхождения, её странствия по телам животных и растений (см.
 Метемпсихоза) —
 как «наказание» за первобытный грех Титанов, «тело» — как «могила» души [с
 обыгрыванием
 созвучия ???? («тело») — ???? («могила»): Филолай, фр. В 14], цель праведной
 жизни — как
 «очищение» (катарсис) от скверны, искупление вины и возвращение П. на небесную
 прародину.
 Одновременно П., обладающая памятью о прежних инкарнациях (Пифагор 14, 8DK),
 отождест-
 вляется с психическим «Я»; во фрагментах Гераклита П.— субстрат феноменов
 сознания и носитель
 нравств.
 ПСЮХЕ 551
 качеств («Сухая П. — мудрейшая и наилучшая», фр. 68 М), хотя в то же время и
 отождествляется с
 воздухом (фр. 66—67 М). За исключением Гераклита религ.-эсхатологич.
 проблематика П. чужда
 ионийской традиции, к-рая интересуется прежде всего биологич. функциями П. (П. —
 «жизнь») и
 понимает её обычно как воздух и дыхание; при этом в рамках параллелизма
 микрокосмоса и
 макрокосмоса нередко постулируется мировая П. (так в древнейшем филос. тексте о
 П. — фр. В 2
 Анаксимена, но возможно уже у Фалеса 11 А 22, затем у Гераклита и особенно ярко
 у Диогена
 Аполлонийского — фр. В 4 слл.). Неясно совмещение у Эмпедокла натуралистич.
 концепции П.
 («кровь») в «О природе» с орфико-пифагорейским учением о П,-«демоне» в
 «Очищениях». Демокрит
 постулировал для П. особые шарообразные атомы «огня» (№ 443—451 Лурье),
 превосходящие все
 остальные атомы кинетич. способностью, «ибо шар — самое подвижное из всех тел,
 так как он
 касается плоскости только в одной точке» (№ 443 а). Сократу, по-видимому,
 принадлежит выдви-
 жение на первый план личностного момента и этич. проблематики П.
 Учение Платона о П., выросшее из орфико-пифаго-рейской концепции, отличается от
 неё теоретич.
 углублением и многоаспектностью. Эпистемологич. аспект разрабатывается в
 «Федоне»: бессмертие
 и изначальная близость бестелесной П. к сверхчувств. миру делают возможным
 познание идей через
 «воспоминание» (см. Анамнесис). В «Федре» (265 b 5 слл.) П. выступает как
 онтологич. принцип
 (архе) движения, в «Тимее» мировая П. движет космосом и светилами (ср. также 10-
 ю кн. «Законов»).
 Систематич. трактовка П. в социально-этич. плане дана в «Государстве» (IV 435 е
 слл.): иерархия
 трёх частей П. — «рациональной, эмоционально-гневливой и похотливой»
 (локализованных
 соответственно в голове, груди и брюшной полости) соотносится с трёхчастным
 делением общества
 на стражей-философов, воинов и ремесленно-земледельч. сословие. Бессмертна
 только высшая часть,
 согласно «Тимею», созданная демиургом.
 Осн. текст Аристотеля о П.— трактат «О душе» (П.), психофизиологич. ориентация
 к-рого резко
 контрастирует с платонич. концепцией раннего диалога «Евдем» (фр. 1—12 ROSS).
 Аристотель изъял
 П. из космологии, передав функции «самодвижущегося» начала «природе», и различал
 три
 «способности» П. — «питательную», «чувствительную» и «поэтическую»
 (интеллектуальную):
 первая присуща растениям, первые две — животным, все три — только человеку («О
 душе» 414 b
 20—415 а 13). Душа и тело относятся между собой как акт и потенция, форма и
 материя и потому
 нераздельны; «отделима» и бессмертна только активная часть ноэтич. П. («О душе»
 III 5).
 В Древней Академии Ксенократ (фр. 60 слл. Heinze) определял П. как
 «самодвижущееся число». Из
 древних перипатетиков Аристоксен (фр. 118 W) и Дикеарх (фр. 11 W) примыкали к
 упоминаемой
 уже в «Федоне» (88d) структурной концепции П. как «гармонии» тела, у Макробия
 приписываемой
 Пифагору и Филолаю, но, строго говоря, несовместимой с тезисом о бессмертии П. и
 родственной
 характерному для всей греч. медицины и натурфилософии (начиная с Алкмеона, фр. В
 4) пониманию
 «здоровья» как сбалансированного равновесия противоположностей. Стоицизм
 вернулся к ионий-
 скому телесному пониманию П. и довёл до предела традицию гилозоистич.
 панпсихизма (Анаксимен
 — Гераклит — Диоген), видя в П. часть панкосмич. пнев-мы; П. человека состоит из
 8 частей: пяти
 органов чувств. речевой способности, семенной способности и «командного» центра,
 к-рому все
 остальные приданы подобно «щупальцам осьминога» («Placita» IV 4, 4). У Эпикура
 П. —
 конгломерат атомов «огненного,
 552 ПТОЛЕМЕЙ
 воздушного, пневматического и нек-рого четвёртого — безымянного» элемента,
 ответственного за
 ощущение («Placita» IV 3, 11).
 В среднем платонизме и неопифагореизме возрождается пифагорейско-платонич.
 учение о П., но при
 этом наблюдается тенденция к более жёсткой дифференциации П. и ума (нуса) и
 иерархич.
 подчинению первой второму. Плутарх приписывает материи иррацион. П.— моторную
 силу — и,
 подобно Аттику, признаёт вычитанную из 10-й кн. «Законов» Платона (897 d) злую
 П. Вселенной,
 соотнося её с космич. дьяволом вост. религий («Об Исиде и Осирисе»). Нумений
 формулирует
 учение о двух отд. П. в человеке — рациональной и иррациональной — и вводит
 впервые
 представление об «эфирном» теле П. (см. Квинтэссенция). У Плотина П. («Эннеады»
 IV) — третья
 ипостась, «отображение» (?????) нуса, посредник между бестелесным миром, к-рому
 она
 принадлежит, и чувств. миром, к-рый она творит, по существу принимая на себя
 функции демиурга.
 Человеч. П. в качестве микрокосма аналогична мировой П.; обратившись вверх, она
 восходит к дея-
 тельности нуса, в к-рой объект и субъект неразличимы, обратившись вниз — через
 дискурсивное
 мышление и чувств. восприятие — нисходит до ярактич. деятельности.
 • Зелинский ?. ?., Гомеровская психология. П., 1922; Структура текста, М., 1980;
 R o h d e E,, Psyche. Seelenkult und
 Unsterblichkeitsglaube der Griechen, Bd l—2, Tub.— Lpz., 1903·; O n i a n s R.
 B., The origins of European thought about the
 body, the mind, the soul, the world, time and (ate, Camb., 19542; S n e 1 1 В.,
 The discovery of the mind, N. Y., I960; Merlan
 Ph., Monopsychism, mysticism, metaconsciousness. Problems of the soul in the
 neoaristotelian and neoplatonic tradition, The
 Hague, 1963; M o r e a u J., L'ame du monde de Platon aux sto'iciens,
 Hildesheim, 1965; Lang J., The concept of psyche; its
 genesis and evolution, «Acta ethnographica», 1978, t. 22.
 А. В. Лебедев.
 ПТОЛЕМЕЙ (??????????) Клавдий (ок. 90 — ок. 160), греч. астроном, математик,
 оптик и географ.
 Гл. соч.— «Великое построение» («?????? ????????»), известное под назв.
 «Альмагест» (ср.-век.
 араб. искажение греч. оригинала и последующее европ. искажение араб. слова аль-
 Маджисти), —
 свод астрономич. знаний древних, содержит детально разработанную гео-центрич.
 модель мира,
 каталог звёзд (указано положе-жение и яркость 1028 звёзд), описание видимой
 формы Млечного
 Пути. «Альмагест» служил теоретич. базой расчёта движений планет и сохранял своё
 значение
 вплоть до разработки Коперником в сер. 16 в. гелио-центрич. системы мира.
 Согласно схеме П., в центре мира находится неподвижная Земля, вокруг к-рой по
 круговым орбитам
 — эпициклам — движутся планеты, а центры эпициклов скользят по большим несущим
 кругам —
 деферентам; Земля расположена вблизи общего центра деферентов. Эта модель
 удовлетворительно
 объясняла иррегулярности (неравномерность и «петлеобразность») в движении планет
 (и Солнца) и
 позволяла точно предсказать их положение в любой момент.
 Схема П. представляла собой первый образец организации естеств.-науч. знания в
 теорию: в основу
 теории П. была положена кинематич. модель, объяснявшая явления и позволявшая с
 применением
 тригонометрии (на основе непрерывных функций) предсказывать положение небесного
 тела в любой
 момент, в то время как астрономы Др. Египта и Вавилона не строили моделей
 космоса и
 предсказывали положения небесных тел на основе арифметич. операций. Модель П.
 была свободна и
 от произвольных спекулятивных конструкций, подобных аристотелевской, к-рая
 включала пер-
 водвигатель, более 50 веществ. сфер и т. п. В выборе гипотез для объяснения
 явлений П.
 придерживался принципа простоты, в тех же случаях, когда простейшая гипотеза
 оказывалась
 недостаточной, утверждал, что «нужно брать другие, наиболее подходящие». Так,
 важнейший сдвиг

<< Пред.           стр. 290 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу