<< Пред. стр. 290 (из 449) След. >>
резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике,эффективном
использовании и культивировании функций человека, к-рые не могут быть переданы
электронным
устройствам, прежде всего — творч. мышления. Соответственно изучение «искусств.
интеллекта», с
одной стороны, активности личности, её творч. возможностей — с другой,
становятся важнейшими
направлениями П. Наряду с ними успешно развиваются: социальная П. (в особенности
изучение
группового поведения, феноменов конформизма, сплочённости, формальных и
неформальных
коммуникаций и др.), П. управления, изучающая роль «человеч. фактора» в
процессах управления, а
также психологич. исследования, связанные с освоением космич. пространства,
экологич. и др.
глобальными проблемами современности.
Включённость П. в многоплановый контекст взаимодействия социальных, естеств. и
технич. наук (на
уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований) придаёт особую
остроту
методологич. анализу её понятийных средств, объяснит. принципов, концепций и
методич. процедур
с целью выявления наиболее перспективных направлений её дальнейшего развития.
* Рубинштейн С. Л., Основы общей П., M., 19462; В ы г о т с к и й Л. С.,
Развитие высших психич. функций, М., I960; С
п и p к и н А. Г., Сознание и самосознание, М., 1972; Я p о ш е в с к и й М. Г.,
П. в XX столетии, M., 19742; его же,
История П., М., 19762; Леонтьев A. Н., Деятельность, сознание, личность, M.,
19772; Murphy G., Historical introduction to
modern psychology, N. Y., 1949; Boring E. G., A history of the experimental
psychology, N. Y., 19502; Mi-siak H., Sexton V.,
History of psychology, ?. ?., 19682; Handbook of general psychology, ed. by В.
В. Wolman, N. Y., 1973; The history of
psychology and the behavioral science. A bibliographic guide, сотр. by R. J.
Watson, N. Y., 1978.
М. Г. Ярошевский.
ПСИХОСОМАТИКА (от греч. ???? — душа и ???? — тело), в широком смысле — термин,
принятый в медицине для обозначения такого подхода к объяснению болезней, при к-
ром особое
внимание уделяется роли психич. факторов в возникновении, течении и исходе
соматич.
заболеваний.
П. в более узком смысле, или психосоматич. медицина, представляет собой
направление в совр.
зарубежной медицине, возникшее на основе применения теории и техники
психоанализа к
истолкованию и терапии т. н. неврозов органов и органич. заболеваний. Получила
распространение в
США, Нидерландах, ФРГ, Швейцарии и др. зап.-европ. странах. Были предприняты
попытки
разработать систему соответствий между тем или иным органич. заболеванием и
специфич. чертами
характера и личности (Ф. Данбар, США), типами эмоциональных конфликтов (Ф.
Александер и
чикагская школа). На теоретич. построения П. оказали влияние, помимо
психоанализа, такие школы
идеалистич. философии 20 в., как экзистенциализм (Л. Бинсвангер), нем. филос.
антропология 20 в.
(мед. антропология В. Вайцзеккера) и др.
• Weise Е., English О. S., Psychosomatic medicine, Phil.—L., 1957»; Weizsacker
V., W у s s D., Zwischen Medizin und
Philosophie, Gott., 1957.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смысле — вопрос об отношении психич.
явлений к физи-
ческим, в более узком — о соотношении между психическими и физиологическими
(нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (душевных
проявлений) от внеш.
природы и от жизни тела обосновывалась ещё в др.-греч. натурфилософии. Особую
разработку П. п.
получила в новое время, когда в философии 17 в. сложилась механистич. картина
мира и психач.
явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчинённых
единым для всего
мироздания законам. В 17 в. возникли два варианта решения П. п., оказавшие
большое влияние на
последующую филос. и науч. мысль,— психофизич. взаимодействие (Декарт) и
психофизич.
параллелизм (Лейбниц). Согласно Декарту, живое тело является своего рода
машиной, тогда как
сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны,
испытывает его
влияние (при ощущениях, аффектах и т. д.), с другой — способно воздействовать на
него (напр., при
волевом усилии). Это учение о взаимодействии психического и физического было
отвергнуто
сторонниками не-разделённости сознания и мозга как с идеалистич. (Лейбниц,
Мальбранш), так и с
материалистич. (Гартли) позиций, Идее взаимодействия был противопоставлен
принцип
параллельного протекания психич. и физич. процессов. Он приобрёл большую
популярность в 19 в.,
когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять
сознание по типу
особой силы, способной произвольно изменять телесное поведение организма. Вместе
с тем
дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор регуляции
жизненных
процессов. Это требование получило ложное преломление в новых вариантах
психофизич.
взаимодействия (Джемс). В кон. 19 — нач. 20 вв. распространилась махистская
трактовка П. п. (см.
Махизм), согласно к-рой душа и тело «построены» из одних и тех же «элементов»
(ощущений), и
поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и
психических,
а о различных «комплексах ощущений». Эта идеалистич. концепция (подвергнутая
критике В. И.
Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм») привела неопозитивистов к
утверждению,
будто П. л. является псевдопроблемой, не разрешимой науч. средствами. Диалектич.
материализм
решает П. н. на основе понимания психики как активного отображения реальности,
осуществляемого
посредством нейромеханизмов. • Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957;
Ярошевский М. Г.,
История психологии, M., 19762.
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ, см. Психофизическая проблема.
ПСЮХЕ (греч. ???? — душа), термин др.-греч. философии, душа, исконно этимологич.
значение —
«дыхание» (ср. рус. «душа, дух» — «дышать», «воздух»). У Гомера П. употребляется
в значении: 1)
«жизненной силы», покидающей тело с последним издыханием; 2) бесплотного
«призрака» (???????),
после смерти человека существующего в Аиде, но полностью лишённого сознания и
памяти
(«Одиссея» XI 51; «Илиада» XXIII 104). Новая, антигомеровская концепция П.
распространяется
начиная с 6 в. до н. э. в пифагореизме и орфизме: П. понимается как «демон», т.
е. бессмертное суще-
ство божеств. происхождения, её странствия по телам животных и растений (см.
Метемпсихоза) —
как «наказание» за первобытный грех Титанов, «тело» — как «могила» души [с
обыгрыванием
созвучия ???? («тело») — ???? («могила»): Филолай, фр. В 14], цель праведной
жизни — как
«очищение» (катарсис) от скверны, искупление вины и возвращение П. на небесную
прародину.
Одновременно П., обладающая памятью о прежних инкарнациях (Пифагор 14, 8DK),
отождест-
вляется с психическим «Я»; во фрагментах Гераклита П.— субстрат феноменов
сознания и носитель
нравств.
ПСЮХЕ 551
качеств («Сухая П. — мудрейшая и наилучшая», фр. 68 М), хотя в то же время и
отождествляется с
воздухом (фр. 66—67 М). За исключением Гераклита религ.-эсхатологич.
проблематика П. чужда
ионийской традиции, к-рая интересуется прежде всего биологич. функциями П. (П. —
«жизнь») и
понимает её обычно как воздух и дыхание; при этом в рамках параллелизма
микрокосмоса и
макрокосмоса нередко постулируется мировая П. (так в древнейшем филос. тексте о
П. — фр. В 2
Анаксимена, но возможно уже у Фалеса 11 А 22, затем у Гераклита и особенно ярко
у Диогена
Аполлонийского — фр. В 4 слл.). Неясно совмещение у Эмпедокла натуралистич.
концепции П.
(«кровь») в «О природе» с орфико-пифагорейским учением о П,-«демоне» в
«Очищениях». Демокрит
постулировал для П. особые шарообразные атомы «огня» (№ 443—451 Лурье),
превосходящие все
остальные атомы кинетич. способностью, «ибо шар — самое подвижное из всех тел,
так как он
касается плоскости только в одной точке» (№ 443 а). Сократу, по-видимому,
принадлежит выдви-
жение на первый план личностного момента и этич. проблематики П.
Учение Платона о П., выросшее из орфико-пифаго-рейской концепции, отличается от
неё теоретич.
углублением и многоаспектностью. Эпистемологич. аспект разрабатывается в
«Федоне»: бессмертие
и изначальная близость бестелесной П. к сверхчувств. миру делают возможным
познание идей через
«воспоминание» (см. Анамнесис). В «Федре» (265 b 5 слл.) П. выступает как
онтологич. принцип
(архе) движения, в «Тимее» мировая П. движет космосом и светилами (ср. также 10-
ю кн. «Законов»).
Систематич. трактовка П. в социально-этич. плане дана в «Государстве» (IV 435 е
слл.): иерархия
трёх частей П. — «рациональной, эмоционально-гневливой и похотливой»
(локализованных
соответственно в голове, груди и брюшной полости) соотносится с трёхчастным
делением общества
на стражей-философов, воинов и ремесленно-земледельч. сословие. Бессмертна
только высшая часть,
согласно «Тимею», созданная демиургом.
Осн. текст Аристотеля о П.— трактат «О душе» (П.), психофизиологич. ориентация
к-рого резко
контрастирует с платонич. концепцией раннего диалога «Евдем» (фр. 1—12 ROSS).
Аристотель изъял
П. из космологии, передав функции «самодвижущегося» начала «природе», и различал
три
«способности» П. — «питательную», «чувствительную» и «поэтическую»
(интеллектуальную):
первая присуща растениям, первые две — животным, все три — только человеку («О
душе» 414 b
20—415 а 13). Душа и тело относятся между собой как акт и потенция, форма и
материя и потому
нераздельны; «отделима» и бессмертна только активная часть ноэтич. П. («О душе»
III 5).
В Древней Академии Ксенократ (фр. 60 слл. Heinze) определял П. как
«самодвижущееся число». Из
древних перипатетиков Аристоксен (фр. 118 W) и Дикеарх (фр. 11 W) примыкали к
упоминаемой
уже в «Федоне» (88d) структурной концепции П. как «гармонии» тела, у Макробия
приписываемой
Пифагору и Филолаю, но, строго говоря, несовместимой с тезисом о бессмертии П. и
родственной
характерному для всей греч. медицины и натурфилософии (начиная с Алкмеона, фр. В
4) пониманию
«здоровья» как сбалансированного равновесия противоположностей. Стоицизм
вернулся к ионий-
скому телесному пониманию П. и довёл до предела традицию гилозоистич.
панпсихизма (Анаксимен
— Гераклит — Диоген), видя в П. часть панкосмич. пнев-мы; П. человека состоит из
8 частей: пяти
органов чувств. речевой способности, семенной способности и «командного» центра,
к-рому все
остальные приданы подобно «щупальцам осьминога» («Placita» IV 4, 4). У Эпикура
П. —
конгломерат атомов «огненного,
552 ПТОЛЕМЕЙ
воздушного, пневматического и нек-рого четвёртого — безымянного» элемента,
ответственного за
ощущение («Placita» IV 3, 11).
В среднем платонизме и неопифагореизме возрождается пифагорейско-платонич.
учение о П., но при
этом наблюдается тенденция к более жёсткой дифференциации П. и ума (нуса) и
иерархич.
подчинению первой второму. Плутарх приписывает материи иррацион. П.— моторную
силу — и,
подобно Аттику, признаёт вычитанную из 10-й кн. «Законов» Платона (897 d) злую
П. Вселенной,
соотнося её с космич. дьяволом вост. религий («Об Исиде и Осирисе»). Нумений
формулирует
учение о двух отд. П. в человеке — рациональной и иррациональной — и вводит
впервые
представление об «эфирном» теле П. (см. Квинтэссенция). У Плотина П. («Эннеады»
IV) — третья
ипостась, «отображение» (?????) нуса, посредник между бестелесным миром, к-рому
она
принадлежит, и чувств. миром, к-рый она творит, по существу принимая на себя
функции демиурга.
Человеч. П. в качестве микрокосма аналогична мировой П.; обратившись вверх, она
восходит к дея-
тельности нуса, в к-рой объект и субъект неразличимы, обратившись вниз — через
дискурсивное
мышление и чувств. восприятие — нисходит до ярактич. деятельности.
• Зелинский ?. ?., Гомеровская психология. П., 1922; Структура текста, М., 1980;
R o h d e E,, Psyche. Seelenkult und
Unsterblichkeitsglaube der Griechen, Bd l—2, Tub.— Lpz., 1903·; O n i a n s R.
B., The origins of European thought about the
body, the mind, the soul, the world, time and (ate, Camb., 19542; S n e 1 1 В.,
The discovery of the mind, N. Y., I960; Merlan
Ph., Monopsychism, mysticism, metaconsciousness. Problems of the soul in the
neoaristotelian and neoplatonic tradition, The
Hague, 1963; M o r e a u J., L'ame du monde de Platon aux sto'iciens,
Hildesheim, 1965; Lang J., The concept of psyche; its
genesis and evolution, «Acta ethnographica», 1978, t. 22.
А. В. Лебедев.
ПТОЛЕМЕЙ (??????????) Клавдий (ок. 90 — ок. 160), греч. астроном, математик,
оптик и географ.
Гл. соч.— «Великое построение» («?????? ????????»), известное под назв.
«Альмагест» (ср.-век.
араб. искажение греч. оригинала и последующее европ. искажение араб. слова аль-
Маджисти), —
свод астрономич. знаний древних, содержит детально разработанную гео-центрич.
модель мира,
каталог звёзд (указано положе-жение и яркость 1028 звёзд), описание видимой
формы Млечного
Пути. «Альмагест» служил теоретич. базой расчёта движений планет и сохранял своё
значение
вплоть до разработки Коперником в сер. 16 в. гелио-центрич. системы мира.
Согласно схеме П., в центре мира находится неподвижная Земля, вокруг к-рой по
круговым орбитам
— эпициклам — движутся планеты, а центры эпициклов скользят по большим несущим
кругам —
деферентам; Земля расположена вблизи общего центра деферентов. Эта модель
удовлетворительно
объясняла иррегулярности (неравномерность и «петлеобразность») в движении планет
(и Солнца) и
позволяла точно предсказать их положение в любой момент.
Схема П. представляла собой первый образец организации естеств.-науч. знания в
теорию: в основу
теории П. была положена кинематич. модель, объяснявшая явления и позволявшая с
применением
тригонометрии (на основе непрерывных функций) предсказывать положение небесного
тела в любой
момент, в то время как астрономы Др. Египта и Вавилона не строили моделей
космоса и
предсказывали положения небесных тел на основе арифметич. операций. Модель П.
была свободна и
от произвольных спекулятивных конструкций, подобных аристотелевской, к-рая
включала пер-
водвигатель, более 50 веществ. сфер и т. п. В выборе гипотез для объяснения
явлений П.
придерживался принципа простоты, в тех же случаях, когда простейшая гипотеза
оказывалась
недостаточной, утверждал, что «нужно брать другие, наиболее подходящие». Так,
важнейший сдвиг