<< Пред.           стр. 294 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 ?., Категория тождества и её модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978.
 РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ, название ряда немарксистских социально-историч. концепций, к-
 рые
 пытаются объяснить процессы развития и функционирования общества или его
 элементов на основе
 принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Эти концепции не
 представляют собой
 теории в строгом смысле слова; понятие равновесия используется здесь именно в
 качестве общего
 объяснит. принципа.
 Попытки рассмотреть общество как равновесную систему впервые возникают в европ.
 социальной
 науке в 17 в. под влиянием бурно развивавшегося меха-нистич. естествознания
 (Спиноза, Гоббс,
 Лейбниц). Рассматривая социальные проблемы с позиций «социальной физики»,
 «механики
 страстей», мыслители той эпохи были склонны проблемы обществ. порядка сводить к
 существованию равновесия между частями общества, напоминающего равновесие
 элементов физич.
 мира. Собственно Р. т. впервые получила развёрнутое изложение в 18 в. в утопич.
 построениях
 Фурье, к-рый на «открытых» им способах расчёта равновесия и гармонизации
 страстей основывал
 свой план идеального человеч. общежития, а идею равновесия считал универсальной
 для всего
 мироздания.
 Во 2-й пол. 19 в. идею равновесия применительно к обществ. проблемам развивали
 социологи-
 позитивисты Конт, Спенсер, Смолл, Уорд, для к-рых эталоном по-прежнему служило
 равновесие
 физич. систем. В нач. 20 в. концептуальные основания Р. т. несколько
 видоизменяются под влиянием
 организмич. мышления: эталоном равновесия выступает теперь не меха-нич. система,
 а живой
 организм, где равновесие обеспечивается за счёт сложных процессов внутр.
 регуляции. Одним из
 первых такой подход реализовал А. А. Богданов. В 20-х гг. ряд сов. философов-
 механистов (В. Н.
 Сарабьянов, И. И. Скворцов-Степанов и др.) фактически противопоставляли
 положения Р. т. учению
 диалектич. материализма о единстве и борьбе противоположностей, рассматривая
 скачки как «про-
 цессы нарушения равновесия».
 С конца 30-х гг. модель динамич. равновесия берётся на вооружение мн.
 представителями
 структурно-функционального анализа в бурж. социологии, у к-рых идея равновесия
 приобретает
 консервативный идеоло-гич. смысл. Многие бурж. социологи выступают с критикой
 функционалистской Р. т., отмечая, что она имеет дело лишь с идеальными
 сбалансированными
 системами, игнорирует внутрисистемные источники нарушения равновесия и потому
 плохо
 приспособлена для анализа процессов социального изменения. Эти слабости особенно
 явственны в
 эмпирически ориентированных направлениях социологии.
 Марксизм-ленинизм принципиально отвергает Р. т. как теоретич. конструкцию,
 вскрывая
 консервативно-охранительские предрассудки её представителей. Вместе с тем это но
 означает
 отбрасывания понятия равновесия и связанного с ним понятия устойчивости: эти
 понятия играют
 важную эвристич. роль в изучении динамич. развивающихся систем, выступая в
 качестве одной из
 условных точек отсчёта; проблема заключается лишь в том, что на основе этих
 понятий нельзя по-
 строить целостного объяснения процессов в соответствующих системах.
 • Комаров М. С., Функциональное объяснение в совр. бурж. социологии, в кн.:
 Актуальные проблемы развития
 конкретных социальных исследований, [М.], 1971.
 РАДБРУХ (Radbruch) Густав (21.11.1878, Любек,— 23.11.1949, Гейдельберг), нем.
 правовед и
 социолог. Осн. соч.— «Введение в науку права» (1910, рус. пер. 1915), «Философия
 права»
 («Rechtsphilosophie», 1914). Трактовка права Р. сводится к аксиологич.
 конструкции неокантианского
 типа (Р.— последователь ба-денской школы), согласно к-рой право может быть
 понято только исходя
 из априорной его идеи, определяющей его цели. В свою очередь, «идея права»
 состоит из
 «сопряжения» трёх осн. ценностей: справедливости, целесообразности и правовой
 стабильности,
 изучение к-рых и является целью «философии права» в отличие от «теории права»,
 выполняющей
 практич. задачи по толкованию, систематизации и т. п. действующего права.
 «Философии права», по
 Р., присущи аксиоматич. подход И релятивизм, к-рый Р. объявил обязат. условием
 оценки не только
 «идеи права», но всех политич. и правовых институтов. После 2-й мировой войны Р.
 выступил сто-
 ронником «возрождения» естеств. права, забвение к-рого явилось, по его мнению,
 важнейшей
 причиной утверждения фашизма, его тоталитарной государственности.
 • Religionsphilosophie der Kultur, В., 19212 (совм. с P. Til-lich); Der Mensch
 im Recht, Gott., 19612; Vorschule der
 Rechtsphilosophie, Gott., I9603; Kulturlehre des Sozialismus, Fr./M., 1970V
 • ? e т е p и З., Густав Р. и нек-рые вопросы релятивистской философии права, в
 кн.: Против совр. правовой
 идеологии империализма, М., 1962; Bonsmann Р., Die Rechts- und Staatsphilosophie
 G. Radbruchs, Bonn, 19702.
 РАДИКАЛИЗМ (от позднелат. radicalis — коренной, лат. radix — корень), социально-
 нолитич. идеи
 и действия, направленные на решит. изменение существующих институтов. Р.—
 соотносит. термин,
 обозначающий разрыв с признанной традицией. Исторически он применялся и к
 умеренным
 реформистским движениям. Так, в Великобритании термин «Р.» впервые употреблён у
 противников
 Билля о реформе (избирательной) 1832 и позже относился к утилитаристу И. Бентаму
 и его
 последователям, названным «филос. радикалами». Определение «радикальный» входит
 в название
 ряда центристских и левобурж. политич. партий.
 В новое время Р. выступил под бурж.-демократич. лозунгами. Опираясь на доктрину
 «естественного
 права», прогресс разума, бурж. идеологи (Локк, Руссо и др.) доказывали
 необходимость радикальной
 замены «неестественных» социальных условий и обычаев новым рациональным
 порядком.
 Основатель анархизма У. Годвин обосновывал ненужность сложных обществ.
 институтов и
 ограничений тем, что человек в естеств. состоянии — сам по себе воплощение
 разума и свободы. Для
 Р. эпохи Просвещения типичен отвлечённый морализм, антиисторич. утопизм,
 противопоставление«неразумной» историч. действительности здравых, «естественных»
 понятий и
 простых решений и правил. Наиболее решительно пытался практически воплотить
 идеалы
 Просвещения франц. политич. Р. в лице якобинцев. Просвещение наиболее полно
 выявило осн.
 черты бурж. Р. Он опирается на рационалистич. редукцию, упрощение, истолкование
 всех аспектов
 историч. и бытовой жизни в свете исходного абстрактного принципа, идеала,
 моральной оценки или
 на критерий пользы (Бен-там). Рационализм Р.—не научный, а спекулятивный,
 разрушительный и
 нигилистический. Дли совр. P. также характерны рассудочный догматизм и утопизм,
 нечув-
 ствительность к конкретной ситуации, склонность к «простым» решениям и крайним
 средствам. Эти
 черты Р. продемонстрировали «новые левые», последователи Маркузе, для к-рого
 между «разумной
 действительностью», «иным миром» будущего и настоящим нет никакой связи, и
 потому первым
 шагом в реализации проекта будущего является нигилистич. «Великий отказ» от
 эмпирич. данности
 бурж. мира.
 Для совр. Р. (экстремизма) характерны выбор, отстаивание и применение в решении
 теоретич. и
 практич. социальных проблем крайних насильств. методов и средств, чаще всего не
 соответствующих поставленным целям.
 Общим социально-психологич. и классовым источником как теоретич., так и политич.
 Р. является
 мел-кобурж. стихия, особенно в кризисные переходные историч. периоды, когда
 возникает угроза
 существованию, традициям и укладу тех или иных составляющих её слоев и групп.
 Политич.
 экстремистов прошлого века К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали как
 «заговорщиков по
 профессии», всегда стремящихся «...опережать процесс революционного развития,
 искусственно
 гнать его к кризису, делать революцию экспромтом, без наличия необходимых для
 нее условий»
 (Соч., т. 7, с. 287-88).
 В новейшее время радикальные умонастроения чаще всего воспроизводит
 деклассированная
 люмпен-интеллигентская среда. Ещё в начале века В. И. Ленин отметил, что
 «...идет нарождение и
 развитие "нового среднего сословия", как говорят немцы, нового слоя мелкой
 буржуазии,
 интеллигенции, которой тоже все труднее становится жить в капиталистическом
 обществе и которая
 в массе своей смотрит на это общество с точки зрения мелкого производителя»
 (ПСС, т. 7, с. 213—
 14). Совр. этап науч.-технич. революции в условиях гос.-монополистич.
 капитализма вызвал значит.
 рост числа лиц умств. труда и студенчества, сопровож-
 РАДИКАЛИЗМ 559
 дающийся ухудшением социального положения, падением престижа и «люмпенизацией»
 широких
 групп интеллигенции. Состояние всеобщей неуверенности и нестабильности создаёт
 благоприятную
 социально-психо-логич. почву для Р., возникновения ультралевых и ультраправых
 идей,
 сопровождающихся соответствующими действиями. При этом с т. зр. применяемых
 средств в общем
 антидемократизме сходятся и правые и левые радикалы. Двусмысленность мелкобурж.
 революционности, вытекающая «из промежуточного» (между пролетариатом и
 буржуазией)
 социального положения «новых средних слоев», гл. носителей её идеологии,
 вызывает, по
 выражению Ленина, «шара-хание» от революц. политич. Р. к смыканию с крайне
 правыми силами и
 устремлениями. По этим же причинам обычно сходны социальные последствия
 консерва-тивно-
 охранит. Р. (напр., клерикально-инквизиторского террора) и леворадикальных
 эксцессов (террор
 левацких группировок).
 • К p а с и н Ю. А., Рабочий класс и мелкобурж. Р., «Рабочий класс и совр. мир»,
 1973, № 1; Ч е p к а с о в И. И.,
 Марксисты США о кризисе мелкобурж. Р., «США», 1973, № 2; Давыдов Ю. Н., Критика
 социально-филос. воззрений
 Франкфуртской школы, М., 1977; С о p е л ь Ж., Размышления о насилии, пер. с
 франц., М., 1907; W o l f f R. Р., M o o r е
 В., M a r с и-s е Н., A critique of pure tolerance, [Boston, 1969]. А. Д.
 Ковалёв.
 РАДИЩЕВ Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва,—12(24).9.1802, Петербург],
 рус.
 писатель, философ-материалист, родоначальник революц. традиции в России. Учился
 в Лейпцигском
 ун-те (1766—71). Развивая идеи Мабли, Гельвеция, Дидро, Рейналя, Руссо, Р. дал
 революц.
 интерпретацию теории естественного права, В примечании к «Размышлениям о греч.
 истории»
 Мабли (1773) Р. осуждал самодержавие как «наипротивнейшее человеч. естеству
 состояние». В «Пи-
 сьме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782, опубл. 1790) Р. утверждал, что
 цари никогда не
 поступятся своей властью ради «вольности». Ода Р. «Вольность» (1783) прославляла
 «великий
 пример» Кромвеля, казнившего короля, и вооруж. борьбу амер. колонистов за
 свободу. В «Житии Ф.
 В. Ушакова» (1789) Р. объявил залогом освобождения «страждущего общества»
 восстание
 доведённого до «крайности» народа. Эта концепция получила всестороннее
 обоснование на
 материале рус. жизни в главном соч. Р. «Путешествие из Петербурга в Москву»
 (1790). Здесь
 показана бесплодность попыток помочь народу на путях просвещения монархов и
 выдвинута задача
 революц. просвещения народа. За издание «Путешествия» Р. был осуждён на смертную
 казнь,
 заменённую ссылкой в Сибирь (до 1797). В ссылке Р. написал филос. трактат «О
 человеке, его
 смертности и бессмертии» (1792, опубл. 1809), где столкнул диаметрально
 противоположные
 системы взглядов: франц. и англ. материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеции,
 Пристли) — основанные
 на опыте и доказательстве, и нем. идеалистов 17—18 вв. (Лейбниц, Мендельсон,
 Гердер) —
 умозрительные, смежные «воображению». Излагая материалистич. доказательство
 смертности души,
 Р. вместе с тем пытался использовать и диалектич. идеи Лейбница.
 В основе политич. концепции Р.— обобщение важнейших событий 17—18 вв.: опыта
 победоносных
 революций на Западе и краха политики «просвещённого абсолютизма» Екатерины II в
 России
 (особенно после подавления Крест. войны 1773—75). Однако в конце жизни Р.
 пережил
 разочарование в результатах Великой франц. революции. Разделяя идею круговорота
 «вольности» и
 «рабства», он истолковал диктатуру Робеспьера как новый пример вырождения
 свободы в само-
 властье. Оказавшись в кон. 18 в. свидетелем крушения революц. «корабля надежды»
 и видя
 повторение показного либерализма в правлении Александра I, Р. покончил с собой.
 560 РАДИЩЕВ
 • Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.—Л., 1935; ? а н т и н И. К., О
 материализме и идеализме в филос. трактате
 Р., «ВФ», 1958, № 5; Филиппов Л. А., Шинка-рук В. И., С п е к т о ? ?. ?.,
 Филос. позиция А. Н. Р. в трактате «О
 человеке, его смертности и бессмертии», там же; К а р я к и н Ю. ?., ? л и м а к
 Е. Г., Запретная мысль обретает
 свободу. 175 лет борьбы вокруг идейного наследия Р., М., 1966.
 РАДКЛИФФ-БРАУН, Рэдклифф-Враун (Radcliffe-Brown) Алфред Реджиналд (17.1.1881,
 Бир-
 мингем,—24.10.1955, Лондон), англ. этнограф, один из создателей «социальной
 антропологии» как
 теоретич. дисциплины, изучающей «примитивные» человеч. общества в их
 целостности, глава
 формально-структурного крыла англ. антропологич. функционализма.
 Р.-Б. на основе синтеза социологизма Дюркгейма с эволюционизмом Спенсера путём
 сравнит.
 анализа стремился создать естеств. классификацию структур первобытных обществ.
 Трактуя
 социальные системы как динамич. системы человеч. взаимоотношений и видов
 деятельности, он
 проводил неправомерную аналогию между обществами и организмами и ориентировался
 на
 методологию естествознания. Р.-Б. исходил из того, что в примитивном обществе
 структура социаль-
 ных отношений явно выражена (и потому доступна прямому изучению) в туземной
 терминологии
 родства, возрастных классов и т. п., связанной с укладом взаимных ожиданий и
 обязанностей.
 Человеч. деятельность, по Р.-Б., объяснима в результате анализа вклада, к-рый
 она вносит в
 воспроизводство данного образца обществ. отношений, и исследования социальных
 функций
 институтов и др. структурных элементов примитивного общества. Задача структурно-
 функциональ-
 ного анализа — исследование таких связей между этими элементами, между осн.
 институтами,
 между данной структурой и процессом обществ. жизни в целом, к-рые поддерживают
 целостное
 существование системы примитивного общества и объясняют особенности её
 функционирования.
 Р.-Б. и его последователям не удалось выполнить программу строгого структурно-
 функционального
 описания всей системы примитивного общества в её динамике. Слабости и
 ограниченность метода

<< Пред.           стр. 294 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу