<< Пред.           стр. 3 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 свойственные А. Существуют А., характерные для всех естеств. и обществ, наук и
 практики. Таковы,
 в частности, простейшие А. свойств, классов и отношений, А. одинаковости,
 отождествления,
 неразличимости, инди-видуации и др., необходимые как на первых шагах образования
 понятий,
 узнавания и классификации объектов познания, так и на всех уровнях формирования
 знаний о
 природной и обществ, жизни.
 Классики марксизма-ленинизма подчёркивали роль А. как важнейшего средства
 социального
 познания (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 6 и В. И.
 Ленин, ПСС, т. 29, с.
 152—53). См. Восхождение от абстрактного к конкретному.
 • Энгельс Ф., Диалектика природы, M a p к с К. и Э н: г е л ь с Ф., Соч., т. 20;
 Л е н и н В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29;
 Мировоззренч. и методологнч. проблемы науч. А., пер. с польск., М., 1960; Г о p
 с к и и Д. П., Вопросы А. и образование
 понятий, М., 1961; P о з о в ?. ?., Науч. А. и её виды, Новосиб., 1965; P у з а
 в и н Г. И., О природе математич. знания,
 М., 1968, гл. 1; Я н о в с к а я С. А., Методологич. проблемы науки, М., 1972; Л
 а з а р е в Ф. В., А. и реальность,
 «Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. Философия», 1974, № 5; S с h n е i d е г H. J.,
 Historische und systematische Untersuchungen
 zur Abstraktion, Erlangen, 1970.
 M. M. Новосёлов.
 АБСТРАКЦИЯ 7
 АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ,
 одна из осн. абстракций (идеализации) классич. (тео-ретико-множеств.) математики
 и классич.
 математич. логики. Состоит в отвлечении от невозможности полного обозрения к.-л.
 бесконечного
 образования (бесконечной совокупности элементов к.-л. рода; знаковых
 конструкций, возникающих
 в ходе неограниченно продолжаемого конструктивного процесса; см. Конструктивное
 направление)
 и в рассмотрении его в качестве единого объекта — актуально бесконечного
 множества (напр.,
 множества всех натуральных чисел, континуума точек отрезка, множества всех
 формул любой длины
 логич. исчисления), в применении к к-рому можно рассуждать по законам обычной
 (двузначной)
 логики и, в частности, применять исключённого третьего принцип и закон снятия
 двойного отри-
 цания. А. а. б. не используется в интуиционистской математике и логике (см.
 Интуиционизм) и
 конструктивном направлении.
 • Френкель А. А., Б а р - X и л л е л И., Основания теории множеств, пер. с
 англ., М., 1966; ? е т p о в Ю. А., Логич.
 проблемы абстракций бесконечности и осуществимости, М., 1967.
 АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ, абстракция, возникающая в практике наблюдения и
 обусловленная способностью отличать одно от другого, воспринимать как разные к.-
 л. объективно
 различные воздействия. Поскольку различаемость (разрешающая способность) органов
 чувств и
 приборов всегда имеет пороговое значение, постольку А. н. предполагает возможную
 неопределённость в суждениях о том, что «скрывается» за данностью наблюдений. В
 этом смысле на
 А. н. основаны любой естественнонауч. эксперимент и технич. практика. В теории
 А. н. выражается в
 пределах (интервале) точности описаний объектов на основе наличных средств этой
 теории (её языка
 или экспериментальной базы). Являясь относительной к средствам наблюдения
 (различения), А.н.
 порождает отождествления по неразличимости и, соответственно, отношения «тожде-1
 ства по
 неразличимости». На отношениях неразличимости основываются, в частности,
 классификационные
 построения в экологии, биологии, зоологич. систематике.
 • Шрейдер Ю. А., Равенство, сходство, порядок, M., 1971. гл. 3; Н о в о с ё л о
 в M. M., Категория тождества и её модели,
 в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978.
 АБСТРАКЦИЯ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ, одна из осн. абстракций математики и логики,
 позволяющая говорить об одинаковых объектах как об одном и том же объекте. А. о.
 представляет
 собой «образование абстрактного понятия путём объединения, отождествления
 предметов,
 связанных отношением типа равенства, путём отвлечения (абстрагирования) от всех
 различий таких
 предметов» (А. А. Марков). См. Алгоритм.
 АБСТРАКЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОСУЩЕСТВИМОСТИ, одна из осн. абстракций логико-
 математич. теорий, составляющая основу идеи потенциальной бесконечности. А. п.
 о. состоит в
 отвлечении от трудностей реализации конструктивных процессов (см. Конструктивное
 направление), вытекающих из пространств.-временных и вещественно-энергетич.
 ограничений, к-рые
 характерны для любых этапов развития науки и практики. Примерами применения А.
 п. о. являются
 допущения, что к любому натуральному числу, сколь велико оно ни было, можно
 прибавить
 единицу, что любые два такие числа можно сложить, и т. п. Потребность фактич.
 реализации конст-
 руктивных процессов в вычислит, математике и кибернетике приводит к
 необходимости
 «ослабления» этой абстракции либо к отказу от неё в нек-рых рассмотрениях
 (напр., в теории
 конечных автоматов — абстрактных систем дискретной переработки информации,
 обладающих
 конечным числом состояний).
 • Управление, информация, интеллект, ч. 3, M., 1976, гл. 4; см. также лит. к ст.
 Абстракция актуальной бесконечности.
 8 АБСТРАКЦИЯ
 АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка,
 Нумндия,—'.
 28.8.430, Гиппон, Сев. Африка), христ. теолог, представитель зап. патристики.
 Прошёл через
 увлечение манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ
 Гиппона.
 Онтология А. и его учение о боге как абс. бытии следуют неоплатонизму, но А.
 пытался заново
 продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самодостоверности
 человеч.
 мышления. Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания
 человека, а бытие
 вещей — нет (ход мысли, близкий Анселъму Кентерберийскому и противоположный
 подходу Фомы
 Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корреляте
 помнящей, созер-
 цающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум
 проблемам, мимо к-
 рых прошла антич. мысль: динамики человеч. личности и динамики общечеловеч.
 истории. Первой
 из них посвящена «Исповедь» — лирич. автобиография, рисующая внутр. развитие А.
 от
 младенчества до окончат, утверждения в ортодоксальном христианстве. С
 недостижимым для антич.
 лит-ры и философии психологич. самоанализом А. сумел показать противоречивость
 становления
 личности. От констатации тёмных «бездн» души А. пришел к выводу о необходимости
 божеств,
 благодати, к-рая выводит личность из греховной инерции и тем самым «спасает».
 Проблема
 мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде
 божием», к-рый
 написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. усматривал два
 противоположных
 вида человеч. общности: «град земной», т. е. государственность, к-рая основана
 «на любви к себе,
 доведённой до презрения к богу», и «град божий» — духовную общность, к-рая
 основана «на любви
 к богу, доведённой до презрения к себе». «Град божий» никак не тождествен идеалу
 теократии, в
 духе к-рого истолковывали учение А. в ср. века идеологи католицизма. А. находил
 меткие слова для
 критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантич.
 цивилизации,
 бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое
 сделали с их
 собств. городом. Однако всякое насилие — от насилия над ребёнком в школе,
 выразительно
 описанного в «Исповеди», до гос. насилия — для А. есть следствие греховной
 испорченности
 человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал
 необходимость гос.
 власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».
 Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и
 философии, вплоть до
 Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платонич. ориентация
 ранней
 схоластики. Протестантизм искал у А. обоснования религ. индивидуализма и своей
 веры в
 предопределение. В совр. католич. неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не
 удовле-
 творяющиеся рассудочностью томизма; представители экзистенциализма видят в А.
 одного из
 своих предшественников.
 • Opera omnia, t. 1—li, P., 1864—65 (Migne, PL, t. 32—47); в рус. пер.— Творения
 Блаженного Августина, ч. 1—7, К.,
 1901—122; Исповедь, в кн.: Богословские труды, т. 19, М., 1978.
 • Г е p ь е В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение Бл.
 Августина, т. 1, ч. 1—2, Сергиев Посад, 1916;
 История философии, т. 1, М., 1940, с. 391—96; Jaspers К., Die gro?en
 Philosophen, Bd l, Munch., 1967; Armstrong A. H., St.
 Augustine and Christian Platonism, Villanova, 1967; Markus R. ?., Saeculum:
 history and society in the theology of St.
 Augustine, Camb., 1970.
 АВГУСТИНИАНСТВО, направление в ср.-век. схоластике, связанное с влиянием идей
 Августина.
 Для А. характерны: ориентация более на Платона и неоплатонизм, чем на
 Аристотеля; в теологии
 аналогия между тремя способностями души (памятью, разумом и волей) и тремя
 лицами Троицы, а
 также предпочтение, отдаваемое т. н. онтологич. доказательствам бытия бога; в
 гносеологии тезис о
 вере как предпосылке всякого знания, а также акцент на умозрительной интуиции, в
 акте к-рой
 озарение свыше и деятельность человеч. ума неразделимы; в фнлос. антропологии
 крайне
 идеалистич. позиция, видящая в человеке душу, к-рая лишь «пользуется» телом как
 своим орудием; в
 доктрине о спасении акцент на предопределении. До 12 в. А. было единственным
 господствующим
 направлением: ему противостояли только пантеизм Иоанна Скота Эриугены,
 номинализм Росцелина
 и Абеляра и крайние еретич. позиции. В 13 в. А. оказывается нотеснён-ным
 аристотелианскими
 доктринами, прежде всего томиамом. В дебатах позднего средневековья А.
 отстаивалось
 мыслителями францисканского и августин-ского орденов против доминиканцев-
 томистов. Отголоски
 критики томизма с позиций А. встречаются вплоть до 20 в., причём как в католич.
 религ. философии
 (И. Гессен), так, в преобразованном виде, и за её пределами (К. Ясперс).
 АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (19.11.1843, Париж,— 18.8.1896, Цюрих), швейц.
 философ-
 идеалист, един из основоположников эмпириокритицизма. Центр, понятие философии
 А.— опыт, в
 к-ром он стремится растворить противоположность материи и духа, физического и
 психического,
 толкуя их лишь как содержание внеш. и внутр. опыта. Учение А. о «принципиальной
 координации»
 («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную
 реальность,
 существующую вне и независимо от сознания. Объективной истине А.
 противопоставляет биологич.
 ценность познания по принципу наименьшей траты сил. Философия А. была
 подвергнута резкой
 критике В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм».
 • в рус. пер.: Критика чистого опыта, т. 1—2, М., 1907—08; Человеч. понятие о
 мире, М., 1909; Философия как
 мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы, СПБ, 1913.
 • Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 202—301, 448—80;
 Совр. бурж. философия, М., 1972, гл. 2.
 АВЕРРОИЗМ, направление западноевроп. ср.-век. философии, восходящее к воззрениям
 араб,
 философа 12 в. Ибн Рушда (в лат. традиции Аверроэс). А. явился натуралистич.
 переработкой учения
 Аристотеля, в форме комментария к произведениям к-рого и существовали осн. соч.
 Аверроэса и его
 последователей. А. развил учение о вечности материи и движения, отверг акт
 единовременного
 божеств, творения, принимая бытие бога лишь в качестве первопричины сущего. Бог-
 перводвигатель
 в А. противостоит богу-творцу религии откровения, бог как чистый разум — богу
 как волевому
 началу. Представители А. разрабатывали учение о зарождении форм в недрах материи
 (в чём
 проявилось воздействие на А. позднеантич. неоплатонизма). Утверждая всеобщую
 причинную связь
 природных явлений, аверроисты приходили к своеобразному космич. детерминизму,
 усматривая в
 закономерном движении небесных светил проявление естеств. необходимости, к-рой
 подчинено всё
 происходящее на земле, в т. ч. я круговорот обществ, жизни, смена гос-в и
 религий («законов»).
 Рассматривая душу как форму материи, представители А. отвергали сотворение и
 индивидуальное
 бессмертие души и разрабатывали учение о «единстве интеллекта»: разум, будучи
 множествен и
 индивидуален в своих проявлениях, представляет собой в своей основе единую
 нематериальную
 субстанцию.
 Идеи А. получили распространение в Европе в 13— 16 вв., во многом через
 посредство евр.
 философии (Альбалаг, 13 в., жил в Испании). В Парижском ун-те гл. его
 представителями в 13 в.
 были Сигер Брабант-ский и Боэций Дакийский, в 14 в.— Жан Жанден. В 14—16 вв. гл.
 центрами А.
 были Падуанский (см. Падуанская школа) и Болонский ун-ты (Пьетро д'Абано, Паоло
 Венето,
 Гаэтано да Тьене); основанную на А. политич. теорию светского гос-ва раввивал
 Марсилий
 Падуанский. А. подвергался преследованиям со стороны церк. властей и инквизиции.
 Своеобразной
 формой обоснования независимого от, откровения и теологии
 филос. знания явилось учение о двойственной истине, согласно к-рому неистинное с
 т. зр.
 богословия может быть истинным в философии. В 16 в. традиция А. прослеживается в
 творчестве П.
 Помпонацци, С. Порцио, Ч. Кремонини, воздействие идей А. обнаруживается в филос.
 воззрениях
 Пико делла Мирандолы, Бруно, Дж. Ч. Ванини. К нач. 17 в. А. окончательно
 изживает себя в связи с
 кризисом аристотелевской физики и космологии.
 • Р е н а н Э., Аверроэс и А., пер. с франц.. К., [1903); Ш е л к и н а Г. В.,
 Сигер Брабантский и парижские аверронсты
 XIII в., 1972; Горфункель А. X., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения,
 М., 1977; Соколов В. В., Ср.-век. фи-
 лософия, М., 1979.
 АВЕРРОЭС, см. Ибн Рушд.
 АВИДЬЯ (санскр., букв.— отсутствие знания), одно из осн. понятий др.-инд.
 философии (как в
 ортодоксальных, так и в неортодоксальных школах), означающее исходное внутр.
 затемнение
 сознания, неведение и невежество, к-рое вынуждает считать реальным и подлинным
 то, что таковым
 не является. С помощью А., как и майи, — соответственно субъективного и
 объективного аспекта
 незнания — объясняется «двоемирие», т. е. наличие наряду с подлинным
 трансцендентным миром
 (мир .брахмана — целостный, единый и бесконечный) иллюзорного и неподлинного
 эмпирич. мира
 (раздробленного на части, множественного и конечного); в частности, А. порождает
 ложное чувство
 «Я», становящееся стержнем индивида и носителем кармы. Разрывая связи с высшими
 ценностями
 действит. жизни, А. вынуждает человека цепляться за неподлинные ценности
 неподлинного мира.
 Двенадцатичленная цепь страдания, определяющая схему причинных зависимостей в
 буддизме (см.

<< Пред.           стр. 3 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу