<< Пред.           стр. 306 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 святых дарах.
 Согласно Лютеру, присутствие Христа воспринимается лишь верою в него, а
 отсутствие веры
 отнимает у святых даров их благодатную силу.
 Отвергая рукоположение как таинство передачи особой (апостольской) благодати
 священнослужителям, теоретики Р. развивают учение о всеобщем священстве. Они
 утверждают, что
 божеств. благодать равно даётся всем в таинстве крещения. Нет принципиальной
 разницы между
 мирянами и духовенством. Церковь — это община верующих, союз братьев во Христе,
 а не
 вселенская, почти космич. иерархия, мистически связывающая небо и землю. Поэтому
 церковная
 организация должна строиться на началах общинного самоуправления, а не иерархич.
 подчинения.
 Р. привела к религ. войнам за свободу совести, в результате к-рых в ряде европ.
 государств
 утвердились бурж. религ. и политич. свободы. Но эпоха Р. поняла свободу совести
 прежде всего как
 свободу от авторитета церкви, и её ближайшим результатом была замена авторитета
 церкви
 авторитетом гос-ва. Р. отвергла принципы католич. теократизма и централизма,
 государства были
 освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием гос. власти.
 Немецкая Р. нашла своё продолжение в Нидерландской (16 в.) и Английской (17 в.)
 революциях, в
 ходе к-рых получили развитие идеи терпимости, отделения церкви от государства и
 мирского
 призвания христианина. Р. оказала серьёзное влияние на развитие со-циально-
 критич. мышления,
 филос. теорий самосознания, раннобурж. идеала «правового государства» и новых,
 предпринимательских, ориентации в хоз. практике,
 • Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Соч., т. 7; е г о же, К «Крест. войне»,
 там же, т. 21; е г о же, Заметки о Германии,
 в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, ?., 1948, с. 343— 346; Б е ц о л ь д Ф.,
 История Р. в Германии, пер. с нем., т. 1 —
 2, С.ПБ, 1900; Источники по истории Р., в. 1—2, М., 1906—07; Ш т е ? н Л.,
 Идеологич. и политич. роль Р. в прошлом и
 настоящем, в сб.: Ежегодник герм истории 1968, М., 1969; Weber M., Die
 protestantische Ethik und der Geist des Kapita-
 lismus, Munch., 1907; R i t s с h l O., Dogmengeschichte des Protestantismus, Bd
 1—4, Lpz., 1908—27; Dilthey W., Auffassung
 und Analyse des Menschen im 15. und 16. Jahrhundert, в его кн.: Gesammelte
 Schriften, Bd 2, Lpz., 1921; Troeltsch E.,
 Protestantisches Christentum und Kirclie in der Neuzeit, n <:6,: Die Kultur der
 Gegenwart, Tl l, Abtheilung 4, H. l — 2, Lpz.,
 1922; Hanke L., Deutsche Geschichte in Zeitalter der Reformation, W., 1960; С h
 a d w i с k O., The Reformation, Grand Rapids
 (Michigan), 1965; Merle d' A u b i g n e J. H., Histoire de la Reformation en
 Europe au temps de Calvin, t. l—8, Osnabruck,
 1968; С o u r v o i s i e r .T., De la reforme au prote-stantisme, P., 1977; см.
 также лит. к статьям Лютер, Кальвин.
 Т. Н. Панчеко.
 РЕФОРМИЗМ в рабочем движении, политич. течение, к-рое отрицает необходимость
 классовой
 борьбы, социалистич. революции, выступает за сотрудничество классов и надеется с
 помощью серии
 реформ, проводимых в рамках бурж. законности, превратить капитализм в общество
 «всеобщего
 благоденствия» и социальной справедливости.
 Р. возник в последней четв. 19 в., когда под влиянием успехов рабочего движения
 и развития бурж.
 демократии ряд с.-д. деятелей выступил с требованием ревизовать марксизм и взять
 курс на
 реформирование, улучшение бурж. общества, на постепенное «врастание»
 РЕФОРМИЗМ 581
 в социализм (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.) Несмотря на борьбу
 против
 бернштейнианства, к-рую вели в еврои. с.-д. партиях марксисты, сдача позиций
 реформизму
 приобретала всё более широкий, хотя зачастую и не явно выраженный, характер. Из
 крупных
 политич. орг-ций, входивших во 2-й Интернационал, только руководимая В. И.
 Лениным боль-
 шевистская партия последовательно отстаивала рево-люц. линию в рабочем движении.
 После ???. революции 1917 и окончания 1-й мировой войны противоборство марксизма
 и Р. стало
 борьбой между двумя организационно оформленными политич. течениями рабочего
 движения.
 Революц. крыло было представлено Коминтерном, реформистское — Бернским и 21/2-м
 Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923,— Социалистич. рабочим
 интернационалом.
 Эволюция с.-д. партий в период между мировыми войнами — это движение от
 словесного признания
 марксизма к антимарксизму. После 2-й мировой войны Р. переходит на путь окончат.
 и полного
 разрыва с марксизмом, зафиксированный в новых программах осн. европ. с.-д.
 партий (1958—61).
 Офиц. доктрина совр. Р., провозглашённая в декларации Франкфуртского (1951)
 конгресса
 Социалистич. интернационала и противопоставляемая науч. коммунизму, марксизму-
 ленинизму,—
 «демократический социализм». Теоретич. корни «демократич. социализма» восходят к
 неоканти-
 анству с его проповедью «этического социализма».
 С т. зр. теоретиков совр. Р. социализм — не закономерный продукт естеств.-
 историч. развития, а
 нравств. идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Социалистич.
 преобразование
 общества рассматривается как моральная проблема воспитания людей в духе «вечных»
 ценностей
 социализма. Соответственно Р. отвергает революц. методы воздействия на обществ.
 развитие.
 Реформа как антитеза революции остаётся основой реформистского мышления. С т.
 зр. Р. социализм
 может возникнуть только «демократически», т. е. в результате суммы политико-
 экономич. и
 особенно культурно-воспитат. мероприятий, осуществляемых с.-д. и даже бурж. пр-
 вами; социализм
 может существовать только как «демократия», т. е. как гармо-нич. единство всех
 социальных групп,
 включая капиталистов,— таково кредо Р. Несмотря на то, что в документах,
 программных
 заявлениях с.-д. партий встречаются упоминания о социализме, содержание этого
 понятия
 становится всё более неопределённым, расплывчатым.
 Стремление эклектически соединить «кусочки» капитализма и «кусочки» социализма
 определяет
 двойственность, половинчатость практич. политики реформистских, с.-д. партий. Ни
 в одной стране,
 где лидеры с.-д. партий возглавляли и возглавляют правительства, не сделано
 ничего для подрыва
 основ капитализма. Совр. Р. правых социалистов по существу направлен на
 модернизацию
 капитализма, его приспособление к новым историч. условиям.
 . Реформистские политич. партии и тесно связанные с ними реформистские профсоюзы
 сыграли и
 играют опре-дел. роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального
 положения
 трудящихся. Это обеспечивает им массовую поддержку во многих развитых капитали-
 стич. странах.
 Реформистские с.-д. партии, объединённые в Социалистич. интернационал,
 насчитывали (с учётом
 коллективного членства) ок. 15 млн. чел. (1980). В конце 1981 с.-д. деятели
 возглавляли пр-ва или
 входили в кабинеты 17 стран. В 70-х гг. активизировалась деятельность
 Социалистич.
 интернационала в Азии, Африке и Лат. Америке.
 Исходя из того, что продвижение к социализму невозможно без преодоления раскола
 рабочего
 движения, коммунистич. партии, критикуя правооппортунистич.
 582 РЕЧЬ
 идеологию и политику Р., выступают за конструктивный, свободный от предубеждений
 диалог
 между коммунистами и социалистами, за широкое сотрудничество с социал-
 демократами.
 Осн. препятствием для единства действий революц. и реформистского течений
 рабочего движения
 служит антикоммунизм правых лидеров социал-демократии. Именно антикоммунизм,
 равно как и
 фактич. исчезновение грани между с.-д. и либерально-бурж. воззрениями, вызвали
 идейно-лолитич.
 кризис социал-реформизма, к-рый углубился в результате хронич. неустойчивости
 капиталистич.
 экономики со 2-й пол. 70-х гг. В условиях этого кризиса внутри мн. реформистских
 партий, при
 сохранении общего курса на классовое сотрудничество с буржуазией, усилилась
 дифференциация и
 идейное брожение, активизировались левые группы. Произошли позитивные сдвиги в
 позициях с.-д.
 руководства по ряду важных междунар. проблем. С меньшей настойчивостью стало
 подчёркиваться
 враждебное отношение с.-д. партий к единству действий с коммунистами.
 В совр. условиях коммунисты «... приветствуют успехи в развитии сотрудничества
 коммунистических и со-циалистич. или социал-демократич. партий, достигнутые в
 ряде стран и в
 междунар. плане. Они считают, что коренные интересы рабочего класса и всех
 трудящихся требуют
 преодоления преград, стоящих на пути сотрудничества и осложняющих борьбу
 трудящихся против
 монополистического капитала, против реакционных и консервативных сил»
 (Конференция
 коммунистич. и рабочих партий Европы, М., 1977, с. 21).
 • Маркс К. иЭнгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкяехту, В. Бракке и
 др., Соч., т. 19; Ленин В. И.,
 Марксизм и ревизионизм, ПСС, т. 17; его же, Р. в рус. социал-демократии, там же,
 т. 20; его ж е, О нек-рых
 особенностях историч. развития марксизма, там же, т. 20; его же, Марксизм и Р.,
 там же, т. 24; е г о ж е, Крах II Ин-
 тернационала, там же, т. 26; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там
 же, т. 37; Программные документы
 борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание
 коммунистич. и рабочих партий. Документы и
 материалы, М., 1969; Полянский Ф. Я., Критика реформистских концепций совр.
 капитализма, М., 1975; Критика совр.
 бурж. и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма, М., 1980; Социал-
 демократич. и бурж. Р. в системе
 гос.-монополи-стич. капитализма, М., 1980. А. Е. Бовин.
 РЕЧЬ, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком; один из видов
 коммуникативной
 деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации
 совместной трудовой
 деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. В науч. лит-ре
 существуют
 противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроче считает Р. средством
 эмоционального
 выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две осн. функции —
 выражения и
 коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р. — только средство воздействия. К. Бю-
 лер выделяет
 функции выражения, обращения и сообщения. Сов. психологи указывают на две осн.
 функции языка
 (Р.): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства
 обобщения, орудия
 мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р.
 как
 психологич. явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с
 трудовой,
 познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции,
 включённые в
 перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими
 категориями, как
 мышление, память и т. п. Р. — одна из высших психич. функций человека. В
 психофизиологич.
 организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и
 осознаваемые
 (осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже
 звуковая сторона Р.):
 характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений
 говорящего, социальной
 ситуации и др. факторов.
 Можно выделить собственно Р. (или «внеш.» Р.), к-рая имеет коммуникативную
 направленность, т. е.
 ориентирована на понимание др. людьми с целью воздействия на их сознание и
 деятельность, а также
 на социальное взаимодействие, и внутр. Р., к-рая есть в сущности общение
 человека с самим собой
 для постановки и решения той или иной познават. задачи. Ориентированность внутр.
 Р. на познават.
 задачи ведёт к использованию в ней разного рода вспомогат. средств (образы,
 схемы и т. д.) и
 возникновению специфич. закономерностей синтаксич. строения внутр. Р., впервые
 описанных Л. С.
 Выготским. Внутр. Р. отличается от внутр. прого-варивания (Р. «про себя»,
 беззвучная Р.) и внутр.
 программирования (создание плана будущего высказывания или цепочки
 высказывании). Внутр. Р.
 генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает
 возможным (как в
 филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно Р.
 («внеш.» Р.)
 разделяется на диалогич. и монологич. Р.; генетически первичной является
 диалогич. Р.
 Оставаясь коммуникативной, «внеш.» Р. может выполнять в то же время различные
 дополнит.
 функции, напр. поэтическую (Р. как орудие общения посредством иск-ва),
 магическую
 («воздействие» на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.-наименование),
 диакритическую (Р., непосредственно включённая в речевую ситуацию и используемая
 лишь для её
 уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п.
 • Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., 19302; Выготский Л. С., Избр.
 психологич. исследования, М., 1956;
 Жинкин Н. И., Механизмы Р., М., 1958; Соколов А. Н., Внутр. Р. и мышление, М.,
 1968; Ле-онтьев А. А., Язык, Р.,
 речевая деятельность, М., 1969; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; В
 u h l e r К., Sprachtheorie, Jena, 1934.
 РЕШЕНИЕ, процесс и результат выбора цели и способа действий. В психологии
 принятие Р.
 традиционно рассматривается как этап волевого акта. Продуктивный процесс
 принятия Р. включает в
 себя появление психич. новообразований в виде новых целей, оценок, мотивов,
 установок, смыслов.
 Детерминистич. исследование волевых актов в сов. психологии (Л. С. Выготский, А.
 Р. Лурия, A.B.
 Запорожец, Д. Н. Узнадзе) связано с изучением их историч., онтогенетич. и
 функционального
 развития.
 Формальная (математич.) теория принятия Р. (Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн), в
 к-рой Р.
 называется любой акт выбора из заданного количества альтернатив по заданному
 критерию, широко
 используется в социологии, психологии, психофизике, физиологии. Психо-логич.
 реальность
 принятия Р. может не совпадать со схемами формальной теории Р., что выражается,
 напр., в
 забывании или игнорировании альтернатив или их последствий, в недооценке или
 переоценке
 объективных вероятностей.
 О филос. аспектах проблемы принятия Р. см. статьи Свобода воли, Свобода и лит. к
 ним.
 • Вопросы кибернетики, в. 8 — Теория принятия Р., М., 1975; Козелецкий Ю.,
 Психологич. теория Р., пер. с польск., М.,
 1979 (библ.).
 РИБО (Ribot) Теодюль Арман (18.12.1839, Генган,— 9.12.1916, Париж), франц.
 психолог,
 родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против
 спиритуализма т. н.
 эклектич. школы (В. Кузен и др.), господствовавшей во франц. философии и
 психологии сер. 19 в., Р.
 попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии
 — английской с
 её ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870, рус. пер. 1881) и немецкой с
 её атомизмом
 («Совр. герм. психология», 1879, рус. пер. 1895) — сформулировать программу
 новой,
 экспериментальной психологии, к-рая изучала бы высшие психич. процессы и
 личность в целом. В
 отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. «эксперимент»:
 «... болезнь является

<< Пред.           стр. 306 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу