<< Пред. стр. 309 (из 449) След. >>
истории фи-лософии.
* Против вульгарной социологии в лит. теории, М., 1936; Материалистич.
диалектика, [М.], 1937; . Филос. взгляды Н. Г.
Чернышевского, М., 1948; Марксистский диалектич.метод, [М.], 1951; Принципы
диалектич. логики, М., 1960; Ленин и
диалектика, М., 1963; Ленинская теория познания и её совр. развитие, М., 1965;
Диалектика «Капитала» Маркса, М.,
1967; Диалектика ленинского исследования империализма и революции, М., 1976.
РОЗМИНИ-СЕРБАТИ (Rosmini Serbati) Антонио (25. 3.1797, Роверето,— 1.7.1855,
Стреза), итал.
философ и теолог, обществ. и церк. деятель. Активный участник движения за
воссоединение Италии
(Рисорджименто); его соч. «Пять язв святой церки» («Delle cinque piaghe della
santo Chiesa», 1848,
переизд. 1966), содержавшее программу либер. конституц. реформ, было занесено в
1849 в папский
«Индекс запрещённых книг». В философии Р.-С. принадлежит одна из наиболее
влиятельных в
католицизме (наряду с неотомизмом) попыток освоить проблематику новой европ.
философии —
особенно нем. классич. идеализма и прежде всего Канта — с позиций платонизма и
августинианства.
Кантовские априорные формы познания сводятся Р.-С. к данной от бога врождённой
идее
потенциального бытия бога («Новый опыт о происхождении идей»—«Nuovo saggio sull'
origine delle
idee», v. 1—4,1830). В 20 в. идеи Р.-С. явились одним из истоков т. н. христ.
спиритуализма —
идеалистич. филос. течения, особенно влиятельного в Италии (?. Ф. Шакка и др.).
* Edizione nazionale delle opere, v. l—48, Rоmа — Padova, 1934—76—; Epistolario
filosofico, Trapani, 1968. * Э p н В. Ф.,
Розмини и его теория знания, M., 1914; S с i-acca M. F., Interpretazioni
rosmmiane, Mil., 19632; B e r-g a m a s с h i C.,
Bibliografia rosminiana, v. 1—2, Mil., 1967; его же, Bibliografia degli scritti
editi di A. Rosmini Serbarti, v. 1—2, Mil., 1970.
POЙC (Royce) Джосайя (20.11.1855, Грасс-Валли, Калифорния,— 14.9.1916, Кембридж,
Массачусетс), амер. философ-идеалист. Испытал сильное влияние Канта и Гегеля, а
также англ.
неогегельянца Т. Грина. Р. развивал концепцию «абс. волюнтаризма», согласно к-
рой отд. личности в
совокупности составляют «универс. сообщество», выполняющее волю «абс. личности»,
влекущей
людей в потусторонний мир «божеств. гармонии». Индивиды, по Р., объединяясь в
политич.,
экономич. и религ. сообщества, образуют «совершенный порядок». Амер. бурж. гос-
во Р. считал
воплощением воли «абсолюта», а высшей добродетелью — «лояльность» по от-
ношению к существующему строю. В противоположность Джемсу считал, что под религ.
веру невоз-
можно подвести практич. основание: её следует выводить из философии абс.
идеализма. Р.
принадлежат также работы по математич. логике и основаниям математики. Оказал
влияние на амер.
цеонрагма-тизм и персонализм.
* The religious aspect of philosophy, Boston — N. Y., 1885; The world and the
individual, ser. 1—2, N. Y.—L., 1900—01;
Lectures of modern idealism, Hew Haven — L.— Oxf., [1934]; The letters of J.
Royce, ed. by J. Clendenning, Chi.— L., 1970. •
Богомолов А. С., Бурж. философия США 20 в., М., 1974, с. 24—35; В u r a n e l l
i V., Josiah Royce, N. ?., [1964]
РОК, см. Судьба.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ, совокупность норм, определяющих поведение действующих в
социальной
системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение,
реализующее эти нормы. В
ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора
определ.
социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в-
к-рых человек
обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) др. людей,
связанных с
данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из
неск.
возможных вариантов исполнения Р. с. (скажем, ленивого или старательного ученика
и т. п.).
Понятие Р. с. было предложено независимо друг от друга амер. социологами Р.
Линтоном и Дж.
Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал Р. с. как едини- цу обществ.
структуры, описываемой в
виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредств.
взаимодействия людей,
«ролевой игры», в ходе к-рой, благодаря тому, что человек представляет себя в
роли другого,
происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности.
Линтоновское опре-
деление Р. с. как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном
функционализме и
разрабатывалось Парсонсом, Радклифф-Брауном, Мертоном. Идеи Мида получили
развитие в
интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода
объединяет
представление о Р. с. как об узло-вой точке, в к-рой смыкаются индивид и
общество, индивидуальное
поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности
людей сопо-
ставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от
чего происходит
отбор людей на те или иные Р. с. Разумеется, в действительности ролевые ожидания
никогда не
бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого
конфликта, когда
его разные Р. с. оказываются· плохо совместимыми.
В новейших зап. социологич. и психологич. теориях заметно стремление преодолеть
присущее Р. с.
«робото-образное» представление о человеке как культурно и социально
запрограммированном
существе. Отсюда призывы вернуться к исследованию субъективных детерми-нант
поведения
человека, его «внутр. сущности» (Роджерс, Маслоу — США).
Появление понятия Р. с. отражало прогрессивную тенденцию перехода от
индивидуалистич.
интерпретации личности к пониманию её как социального феномена. Оно
употребляется и в
марксистской социологии, и психологии. Маркс ещё в 19 в. подчёркивал безлично-
ролевой характер
обществ. отношений и одновременно возражал против индивидуалистич. теорий
личности и
самосознания. Однако марксистское понимание Р. с. отличается от
функционалистского или
интеракционистского. При анализе социальной структуры общества марксизм придаёт
решающее
значение классовой структуре, по отношению к к-рой др. Р. с. выступают как
производные или
второстепенные. Имея в своей основе статич. модель общества, ролевой подход
РОЛЬ 587
недостаточен для описания обществ. развития и лежащей в его основе творч.
преобразоват.
деятельности людей. Человеч. деятельность не исчерпывается ролевым, т. е.
шаблонным,
поведением; за пределами Р. с. остаются разнообразные виды отклоняющегося (де-
виантного) и
спонтанного поведения, в т. ч. новаторская деятельность человека, созидающая
новые нормы и новые
Р. с. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности Р. с.: их
интериоризация
(усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность,
складывающуюся
на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.
• Шибутани Т., Социальная психологич. пер. с англ., М., 1969; Смирнов Г. Л.,
Сов. человек, M., 19803; Социальная
психологич. М., 1975; Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978; Андреева Г. М.,
Социальная психологич. М., 1980; Role, ed. by
J. A. Jackson, Camb., 1972 (Sociological Studies, 4); Role theory: concepts and
research, ed. by B. J. Biddle and E. J. Thomas,
Huntington, 1979.
РОСТОУ (Rostovv) Уолт Уитмен (р. 7.10.1916, Нью-Йорк), амер. социолог,
экономист, историк.
Выдвинул теорию «стадий роста», к-рая, по его слонам, представляет собой теорию
истории в целом
и совр. альтернативу марксизму. Р. различает в разлитии человечества «стадии
роста»,
противопоставляемые им обществ.-экономич. формациям: «традиц. общество» (период
до конца
феодализма); период «предпосылок», или «переходное общество» (переход к
домононолистич. капи-
тализму); период «взлёта», или «сдвига» (может условно рассматриваться как
развитие от
домонополистич. к мо-ноиолистич. капитализму); период «зрелости» (индустриальное
общество) и
эра «высокого уровня массового потребления», идеальным типом к-рого Р. считает
«анг-ло-амер.
образец».
Для выделения данных «стадий роста» Р. произвольно оперирует признаками уровня
развития пром-
сти, техники, хозяйства в целом, науки и особенно доли накопления капитала в
нац. доходе. Однако
эти важные показатели развития общества Р. рассматривает в отрыве от
определяющих социально-
экономич. характеристик. Он игнорирует формы собственности, а классовое деление
общества
подменяет проф. разделением труда. «Экономич. изменения» Р. рассматривает как
«последствие
неэкономических человеческих порывов и устремлений», как результат субъективного
«принятия
решений и выбора» («The stages of economic growth. ? non-communist manifesto»,
Camb., 1900, p. 2,
150).
Концепцию «стадий роста» Р. оценивает как «обоснование» вечности капитализма и
«вызов»
коммунизму. Р. пытается представить социализм и коммунизм как «нечто вроде
болезни» и
высказывает надежду, что с наступлением периода высокого уровня массового
потребления
«коммунизм, вероятно, зачахнет» (там же, р. 133), а СССР в ближайшие десятилетия
будто бы
эволюционирует в сторону капитализма. Идею перехода от «традиц. общества» к
«переходному» и
совр. индустриальному обществу по амер. образцу Р. пропагандирует также как
средство борьбы за
капиталистич. путь развития стран Азии, Африки и Лат. Америки (см. «View from
the seventh floor»,
N. Y., 1964, p. 87).
Претендуя на новое толкование философии истории, Р. в то же время намечает нек-
рые меры по
«улучшению» капиталистич. общества «высокого уровня массового потребления». Так,
он считает
необходимым осуществить в рамках капитализма ряд экономич., социальных, политич.
преобразований, в частности внедрить планирование, сочетающее централизм (гос-
во) и плюрализм
(капиталистич. корпорации), за что он подвергался критике со стороны наиболее
реакц. кругов США.
Антинауч. теория «стадий роста» Р. получила широкое распространение среди бурж.
учёных и
полити-
588 РОСТОУ
ков, используется как «противовес» марксистской концепции историч. процесса и
последоват. смены
обществ.-экономич. формаций и служит идеологич. оружием антикоммунизма.
• The process of economic growth, Oxf., 19622; The economics of take-off into
sustained growth, ed. W. W. Rostow, ?. ?.,
1963; The dynamics of Soviet society, N. Y., 1967; The United States in the
world arena. An essay in recent history, N. Y., 1969;
Politics and the stages of growth, Camb., 1971.
• Семёнов В. С., Марксистская и бурж. социология о путях совр. обществ.
развития, в кн.: Марксистская и бурж. социо-
логия сегодня, М., 1964; Капырин В. С., Процесс обществ. развития и «теория
стадий» Уолта Р., М., 1967; А л ь т е ? Л.
Б., Избр. произведения. Бурж. политич. экономия США, М., 1971; Ж и ? и ц и и й
А., «Политология» по У.Р., «Мир.
экономика и междунар. отношения», 1972, № 5.
РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18).6.1889, Одесса, — 11.1.1960, Москва], сов.
психолог,
чл.-корр. АН СССР (1943). Директор Ин-та психологии АПН РСФСР (1942—45), зам.
директора Ин-
та философии АН СССР (1945—48), зав. сектором психологии Ин-та философии АН СССР
(1945—
49, 1956—60). Занимался филос. и методологич. проблемами психологии, критич.
анализом гл.
направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления.
Разрабатывал
проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии,
гносеологии и этики.
Гос. пр. СССР (1942) за работу «Основы общей психологии» (1940).
• Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его исследования, М., 1958;
Принципы и пути развития психологии,
М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973.
РУДНЯНЬСКИЙ (Rudnianski) Стефан (28.4.1887, Брест,— 23.6.1941, Львов), польск.
философ-
марксист и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии Польши с 1918. Работы Р.
посвящены франц.
материализму 18 в., нек-рым проблемам атеизма, истории польск. филос. мысли,
развитию
философии в СССР. Р. много сделал для популяризации в довоен. Польше материа-
листич.
философии. Ему принадлежит первый перевод на польск. яз. работы В. И. Ленина
«Материализм и
эмпириокритицизм», а также первое в Польше последоват. изложение диалектич.
материализма —
кн. «Беседы по философии материализма» (1910, рус. пер. 1924).
* Z dziejow filozofii, Warsz., 1959. К л е в ч е н я А. С., Стефан Р.
(Из истории марксистско-ленинской мысли в
Польше), Минск, 1968.
РУССО (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева,-2.7.1778, Эрменонвиль, близ
Парижа), франц.
мыслитель и писатель, один из представителей франц. Просвещения 18 в., идеолог
дореволюц.
мелкой буржуазии. В нач. 40-х гг. установил контакты с Дидро и его
единомышленниками, принимал
участие в создании Энциклопедии. В 50-х — нач. 60-х гг. Р. опубликовал
произведения,
направленные против социально-поли-тич. и имуществ. неравенства: «Способствовало
ли воз-
рождение наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и
основаниях
неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического
права» и
др. Изданная в 1762 работа Р. «Эмиль, или О воспитании» за религ. вольнодумство
была приговорена
к сожжению. Р. был вынужден обосноваться в Англии; через 5 лет вернулся во
Францию.
С позиции деизма Р. подверг острой критике господств. религ.
мировоззрение, но не поднялся до материализма и атеизма, считая реальный мир
вторичным,
порождённым богом. Не отрицая объективное существование материи вне и независимо
от человеч.
сознания, Р. исключал возможность познания их сущности. Абсолютизируя роль
чувств. познания,
он принижал теоре-тич. мышление, его роль в установлении истины.
В социальной области Р. исследовал причины возникновения имуществ. и социального
неравенства
между людьми, чтобы найти пути его ликвидации. Гл. причину перехода от
равенства, к-рое он
считал естеств. состоянием, к неравенству Р. искал в экономич. сфере, в
возникновении частной
собственности. Р. остался на позициях эгалитаризма, ратуя за наделение всех
людей относительно равной частной собственностью. Это утопич. требование,
однако, было
направлено не только против феод., но и крупной бурж. собственности.
Важнейшее место в учении Р. занимала проблема гос. власти. Р. защищал мысль о
неправомерности
власти, к-рая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал
право народа на
революц. низвержение всякой антинар. власти. Идеалом Р. была республика. Р.
уловил внутр.
противоречивость развития цивилизации, в т. ч. буржуазной. Он безосновательно
отрицал роль наук
и иск-в в улучшении нравов людей, но видел тяжкую цену прогресса для угнетённых
классов.
Эти и сходные идеи широко использовались Робеспьером и его единомышленниками, к-