<< Пред.           стр. 322 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 учение Декарта о
 «врождённых идеях» и концепцию субстанциональности души, «С. п.» защищает
 материалистич.
 теорию познания и идею мыслящей высокоорганизов. материи. Однако в ней
 недооцениваются
 творч. функция абстрактного мышления и роль обществ. практики как источника и
 критерия
 познания. Ключ к объяснению обществ. явлений Гольбах ищет во всеобщих законах
 природы, к-рые,
 с его т. зр., подсказывают человеку в качестве разумных норм поведения принципы
 гуманистич. ути-
 литаристской этики. Разрабатывая концепцию определяющей роли социальной среды,
 «С. п.»
 критикует феод. формы эксплуатации и связывает осуществление «царства разума» с
 деятельностью
 просвещённого монарха-законодателя. Вторая часть содержит опровержение
 телеологич., онтологич.
 и космологич. доказательств бытия бога, составлявших теоретич. основу франц.
 деизма 18 в.
 Развивая науч. методы критики религии, Гольбах приходит к атеистич. выводам. 13
 авг. 1770 книга
 была предана публичному сожжению по приговору париж. парламента. Рус. пер.:
 «Система природы,
 или о Законах мира физического и мира духовного», 1924, 1940; Избр. произв., т.
 1, 1963.
 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ, сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отд.
 индивидов и социальные общности, объединённые разнообразными связями и
 взаимоотношениями,
 специфически социальными по своей природе. С. с. являются группы людей,
 достаточно долгое
 время находящихся в непосредств. контакте; организации с чётко оформленной
 социальной
 структурой; этнич. или нац. общности; гос-ва или группы взаимосвязанных гос-в и
 т. п.; нек-рые
 структурные подсистемы общества: напр., экономич., политич. или правовые системы
 общества,
 наука и т. д. В качестве С. с. может выступать отд. личность, если она
 рассматривается с т. зр. тех её
 характеристик, к-рые формируются и выявляются в процессах социального
 взаимодействия. Каждая
 С. с. в той или иной мере детерминирует действия входящих в неё индивидов и
 групп и в определ.
 ситуациях выступает по отношению к окружению как единое целое.
 СИСТЕМА 611
 Хотя сам факт системной организованности обществ. жизни в тех или иных формах
 осознавался ещё
 в античности, однако вплоть до возникновения марксизма природа связей,
 образующих С. с.,
 трактовалась либо идеалистически, напр. как результат решения людей (теории
 «общественного
 договора»), либо натуралистически, как продолжение и расширение биологич. связей
 между
 организмами. Так, у Фейербаха, по словам К. Маркса, человеч. сущность
 «рассматривается ... только
 как „род", как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов
 только природными
 узами» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3).
 С позиций материалистич. понимания истории возникновение, функционирование,
 развитие и смена
 С. с. рассматривается как естеств.-историч. процесс. Исходными связями С. с.
 являются производств.
 отношения; по мере историч. развития формируются др. виды социальных отношений
 (политич.,
 идеологич. и пр.), что увеличивает количество и обогащает содержание социальных
 связей между
 людьми, а также служит основой для формирования новых типов С. с.
 В ходе историч. развития, по мере интенсификации торг., экономич., политич.,
 культурных
 взаимосвязей и взаимозависимостей между отд. странами и регионами происходит
 длительный и
 противоречивый процесс формирования мировой С. с. Совр. стадия этого процесса —
 эпоха перехода
 человечества от капитализма к коммунизму.— характеризуется противоборством двух
 противоположных С. с.: социализма и капитализма, осуществляющимся в условиях их
 мирного
 сосуществования.
 «СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА» («System des transzendentalen
 Idealismus», Tub., 1800), осн. соч. Шеллинга периода трансцендентального, или
 эстетич., идеализма.
 Состоит из введения и 6 главных разделов, в к-рых излагаются понятие и принципы
 трансцендентального идеализма, система теоретич. философии (история самосознания
 от «пер-вонач.
 ощущения» до «продуктивного созерцания» и затем рефлексии), практич. философии
 (самоопределе-
 ние «Я» в акте воли, учение о нравств. и правовом миропорядке, история как
 тождество свободы и
 необходимости), принципы телеологии в природе и философия иск-ва как заключит.
 раздел
 философии (иск-во как «всеобщее орудие» философии, демонстрирующее реальное
 разрешение её
 антиномий и осуществление идеала). Хотя структура «С. т. и.», так же как и
 способ выведения осн.
 категорий, находится в зависимости от «Наукоучения» Фихте, однако во многом
 Шеллинг отходит от
 Фихте и сближается со Спинозой: философия отнюдь не сводится к «учению о науке»,
 «Я» как само-
 сознание — высшая форма выражения «Я» как природы; натурфилософия в «С. т. и.»
 перестаёт быть
 частью «учения о науке», как у Фихте, и выступает как одна из двух самостоят.
 «первонаук
 философии» — наряду с «трансцендентальной философией», к-рая исследует и
 объективирует
 развитие «Я» и систематич. изложением к-рой и является «С. т. и.». Рус. пер. И.
 Я. Колу-бовского
 (1936).
 * см. к ст. Шеллинг.
 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, 1) в узком смысле — совокупность методологич. средств,
 используемых
 для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политич., воен.,
 социального,
 экономич., науч., тех-нйч. характера. 2) В широком смысле термин «С. а.» иногда
 употребляют как
 синоним системного подхода. Привлечение методов С. а. для решения указанных
 проблем
 необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится
 осуществлять выбор
 в условиях неопределённости, к-рая обусловлена наличием факторов, не поддающихся
 строгой
 количеств.
 612 СИСТЕМА
 оценке. Процедуры и методы С. а. направлены именно на выдвижение альтернативных
 вариантов
 решения проблемы, выявление масштабов неопределённости по каждому из вариантов и
 сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности.
 Интенсивное расширение сферы использования С. а. тесно связано с
 распространением программно-
 целевого метода управления, при к-ром специально для решения важной проблемы
 составляется
 программа, формируется орг-ция (учреждение или сеть учреждений) и выделяются
 необходимые
 материальные ресурсы. Первой широкой программой такого рода явился план ГОЭЛРО,
 разработанный в 1920 на основе указаний В. И. Ленина. Накопленный при этом опыт
 был применён
 при осуществлении индустриализации СССР, составлении пятилетних планов развития
 нар. х-ва и т.
 д.
 В развитых капиталистич. странах, и прежде всего в США, применение С. а. в сфере
 частного
 бизнеса началось с 50-х гг. 20 в. Одновременно С. а. всё шире проникает и в
 сферу управленч.
 деятельности гос. аппарата, прежде всего при решении проблем, связанных с
 развитием и технич.
 оснащением вооруж. сил и с освоением космоса.
 Основой С. а. считают общую теорию систем и системный подход. С. а., однако,
 заимствует у них
 лишь самые общие исходные представления и предпосылки. Его методологич. статус
 весьма
 необычен: с одной стороны, С. а. располагает детализированными методами и
 процедурами,
 почерпнутыми из совр. науки и созданными специально для него, что ставит его в
 ряд с др.
 прикладными направлениями совр. методологии, с другой — в рамках С. а.
 применяются нестрогие,
 основанные на интуиции качеств. суждения, оценки и методы, при этом, однако,
 необходимость их
 использования в каждом случае специально обосновывается. В С. а. тесно
 переплетены элементы
 науки и практики.
 Важнейшие принципы С. а. сводятся к следующему: процесс принятия решений должен
 начинаться с
 выявления и чёткого формулирования конечных целей; необходимо рассматривать всю
 проблему как
 целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого
 частного решения;
 необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
 цели отд.
 подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.
 Центр. процедурой в С. а. является построение обобщённой модели (или моделей),
 отображающей
 все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, к-рые могут проявиться в процессе
 осуществления
 решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата
 применения того
 или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, сравнит. затрат
 ресурсов по каждому
 из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внеш.
 воздействиям. С.
 а. опирается на ряд прикладных математич. дисциплин и методов, широко
 используемых в совр.
 деятельности управления. Технич. основа С. а.— совр. вычислит. машины и
 информац. системы. •
 Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722; Никаноров С. П., С. а. и
 системный подход, в
 кн.: Системные исследования. Ежегодник 1971, М., 1972; Клиланд Д., Кинг В., С.
 а. и целевое
 управление, пер. с англ., М., 1974; Шеин А. Б., Методологич. статус С. а. в
 сфере управления, в кн.:
 Системные исследования. Ежегодник 1976, М., 1977; Наппельбаум Э. Л., С. а. как
 программа науч.
 исследований — структура и ключевые понятия, в кн.: Системные исследования.
 Методологич.
 проблемы. Ежегодник 1979, М., 1980; Ларичев О. И., Методологич. проблемы
 практяч. применения
 С. а., там же; см. также лит. к статьям Система, Системный подход.
 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, направление методологии специально-науч. познания и социальной
 практики, в основе к-рого лежит исследование объектов как систем. С. п.
 способствует адекватной
 постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их
 изучения.
 Методологич. специфика С. п. определяется тем, что он ориентирует исследова-
 ние на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на
 выявление
 многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоре-тич.
 картину.
 Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных и биологич.
 объектов впервые в
 науч. форме были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином. «Капитал» Маркса послужил
 классич.
 образцом системного исследования общества как целого и различных сфер обществ.
 жизни, а
 воплощённые в нём принципы изучения органичного целого (восхождение от
 абстрактного к
 конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление
 в объекте
 разнокачеств. связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и
 генетич.
 представлений об объекте и т. п.) явились важнейшим компонентом диалектико-
 материалистич.
 методологии науч. познания. Созданная Дарвином теория биологич. эволюции не
 только ввела в
 естествознание идею развития, но и утвердила представление о реальности
 надорганиз-менных
 уровней организации жизни — важнейшую предпосылку системного мышления в
 биологии.
 В 20 в. С. п. занимает одно из ведущих мест в науч. познании. Предпосылкой его
 проникновения в
 науку явился прежде всего переход к новому типу науч. задач: в целом ряде
 областей науки центр.
 место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных
 объектов; познание
 начинает оперировать системами, границы и состав к-рых далеко не очевидны и
 требуют спец.
 исследования в каждом отд. случае. Во 2-й пол. 20 в. аналогичные но типу задачи
 возникают и в
 социальной практике; в социальном управлении вместо превалировавших прежде
 локальных,
 отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть крупные комплексные
 проблемы,
 требующие тесного взаимоувязывания экономич., социальных и иных аспектов
 обществ. жизни
 (напр., проблемы создания совр. производств. комплексов, развития городов,
 мероприятия по охране
 природы).
 Изменение типа науч. и практич. задач сопровождается появлением общенауч. и
 спец.-науч.
 концепций, для к-рых характерно использование в той или иной форме осн. идей С.
 п. Наряду с
 распространением принципов С. п. на новые сферы науч. знания и практики с сер.
 20 в. начинается
 систематич. разработка этих принципов в методологич. плане. Первоначальномето-
 дологич.
 исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем. Однако
 развитие ис-
 следований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии
 системного
 исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для
 обозначения этой
 более широкой сферы методологич. проблем и применяют термин «С. п.», к-рый с 70-
 х гг. прочно
 вошёл в науч. обиход.
 С. п. не существует в виде строгой методологич. концепции: он выполняет свои
 эвристич. функции,
 оставаясь не очень жёстко связанной совокупностью по-знават. принципов, осн.
 смысл к-рых состоит
 в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация
 осуществляется двояко.
 Во-первых, содержательные принципы С. п. позволяют фиксировать недостаточность
 старых,
 традиц. предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых,
 понятия и принципы
 С. п. существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные
 и ти-пологич.
 характеристики этих предметов и т. о. способствуя формированию конструктивных
 исследоват. про-
 грамм.
 Значение критич. функции новых принципов познания было убедительно
 продемонстрировано ещё
 Марксом, «Капитал» к-рого далеко не случайно носит подзаголовок «Критика
 политич. экономии»:
 именно пос-ледоват. критика принципов классич. политэкономии позволила раскрыть
 узость,
 недостаточность её исходной содержательно-концептуальной базы и расчис-
 тить путь для построения нового предмета этой науки, адекватного задачам
 изучения целостного
 функционирования и развития капиталистич. экономики. Решение аналогичных задач
 выступает
 важным предварит. условием и при построении совр. системных концепций. Условием
 разработки
 эффективных мероприятий по защите окружающей среды явилась весьма последоват.
 критика
 прежнего подхода к развитию произ-ва, игнорировавшего системную связь общества и
 природы.
 Утверждение системных принципов в совр. биологии сопровождалось критич. анализом
 односторонности узкоэволюционистского подхода к живой природе, не позволявшего
 зафиксировать
 важную самостоят. роль факторов биологич. организации. Т. о., эта функция С. п.
 носит
 конструктивный характер и связана прежде всего с обнаружением неполноты наличных
 предметов
 изучения, их несоответствия новым науч. задачам, а также с выявлением

<< Пред.           стр. 322 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу