<< Пред.           стр. 325 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 как С. предка, сколько как собств. С., и культ предков держится уже не на непо-
 средств. живом
 чувстве, а скорее на традиции. Однако даже в новое время возникали попытки
 преодолеть трагизм С.
 с помощью возрождённого культа предков (ср., напр., идею воскрешения мёртвых
 отцов средствами
 науки у ?. ?. Фёдорова).
 В большинстве древних культур отношение к С. носит эпич. характер (важное
 исключение
 составляет аккадский эпос о Гильгамеше); иное, трагич. отношение к С. возникает
 позднее и
 характерно для новых религий — буддизма в Индии, зороастризма в Иране, иудаизма
 (особенно у
 др.-евр. пророков), даосизма в Китае, религ.-филос. движения в Греции 7—4 вв. до
 н. э. Эти
 духовные явления свидетельствовали об обострившемся чувстве личного бытия. В
 античности одной
 из попыток преодолеть страх С. и дать ей разумное истолкование было учение
 Сократа, к-рый,
 согласно Платону, считал, что «те, кто подлинно предан философии, заняты, по
 сути вещей, только
 одним — умиранием и смертью» («Федон» 64 а). Платон развил осн. тезис Сократа,
 но
 к-рому С. есть отделение души от тела, освобождение её из «темницы», где она
 пребывала в своей
 земной жизни. Это представление о С. как освобождении «божественной,
 бессмертной,
 умопостигаемой, единообразной, неразложимой, постоянной и неизменной в самой
 себе...» души от
 «...человеческого, смертного, непостижимого для ума, многообразного, разложимого
 и тленного, не-
 постоянного и неверного самому себе...» тела («Федон» 80 Ь) восходит к орфикам и
 пифагореизму.
 Учение Сократа, Платона и Аристотеля о бессмертии души смягчает трагизм С.,
 впоследствии оно,
 хотя и в преобразованной форме, воспринимается христианством и на мн. века
 становится
 определяющей традицией в европ. духовной жизни. Другое понимание С. складывается
 в философии
 стоицизма и особенно Эпикура. Цель их размышлений та же, что и у Сократа:
 освободить человека
 от страха С. Стоики указывают на всеобщность и естественность С., Эпикур
 приводит простой
 довод: С. для человека реально не существует, он с нею «не встречается», а
 потому ему нечего её
 страшиться. Несмотря на то, что по своему содержанию сократов-ско-платоновское и
 эпикуровское
 учения противоположны, их объединяет специфически греч. рационализм в самом
 подходе к факту
 С.: опору для человека в час С. греч. философия ищет или в вечности (учение о
 бессмертии души и её
 переселении), или же в сознании роковой неизбежности самого круговорота бытия,
 его не-
 отменимости.
 В этом отношении противоположность греч. переживанию факта С. представляет др.-
 евр.
 мировоззрение, нашедшее выражение в ветхозаветной лит-ре. С одной стороны, здесь
 в характерном
 для древних культур духе отношение к С. не является чем-то трагическим и С.
 воспринимается как
 естеств. завершение пути. Но поскольку человек понимается здесь не как
 природное, а как
 сверхприродное существо, ведущее диалог с богом, постольку появляется и новое
 отношение к С.:
 последнюю рассматривают как кару, постигшую человека за грехи, совершённые его
 предком —
 Адамом. С. как естеств. конец живого существа для этого мировоззрения есть нечто
 в высшей
 степени бессмысленное, и эта бессмысленность преодолевается верой в то, что «для
 бога всё
 возможно», в т. ч. и вторжение в природный порядок и ход вещей (вера в конец
 света, в приход мес-
 сии). В христианстве появляется острое переживание собств. личного бытия, а
 потому драматич.
 переживание конца этого бытия; одним из гл. мотивов христианства становится вера
 в спасение — в
 преодоление С. богочеловеком Христом, через к-рого становится возможным спасение
 всего рода
 человеческого.
 В новое время возобновился диалог между имманен-тизмом (пантеизмом) и
 трансцендентизмом,
 характерным гл. обр. для протестантского мышления (Лютер, Кант, Кьеркегор).
 Пантеистич.
 мировоззрение, уходящее своими корнями в эллинистич. философию, в неоплатонизм
 (Бруно),
 воскресило характерный для греков рационализм в решении проблемы С. Пантеистич.
 традиция,
 идущая через Спинозу, Гёте и Гегеля, отрицает трансцендентность бога и вместе с
 ней — онтоло-гич.
 смысл С. как перехода из имманентного в трансцендентный мир, а тем самым
 онтологич. смысл
 личности как моста между сверхприродным и природным мирами. Отсюда характерное
 для
 пантеизма перемещение центра тяжести с воли и веры на разум и понимание — именно
 в этом
 пункте пантеизм непосредственно смыкается с Просвещением. По словам Спинозы,
 «человек
 свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в
 размышлении не о
 смерти, а о жизни» (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 576).
 В 18—19 вв. развитый пантеистич. философией принцип имманентизма с его
 перенесением
 смыслового центра на посюсторонний мир трансформировался Просве-
 СМЕРТЬ 617
 щением в идею прогресса, развитую в двух вариантах — позитивистском (Конт,
 Спенсер) и
 идеалистическом (Фихте, Гегель). Кризис идеи прогресса привёл к возрождению
 антич. принципа
 «вечного возвращения» — у Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера. Это направление, с
 самого начала
 отправлявшееся от позитивистских предпосылок, тяготело к «дионисийству» с его
 культом эроса и
 С., выступавшей в конечном счёте как завершающий момент вакхич. восторга и
 окончат. слияния с
 тёмной праосновой бытия. Ницшеанское мироощущение воспроизводится впоследствии —
 в разных
 вариантах — Шпенглером, Ортегой-и-Гасетом, Сартром, Камю и др. Другая ветвь
 позитивистского
 направления развивается фрейдизмом, в основе к-рого лежит та же интуиция внутр.
 связи эроса и С.
 Противоположное этому направление представлено диалектической теологией (Барт,
 Бультман,
 Тиллих), рус. и нем. вариантами экзистенциализма (Шестов, Бердяев, ранний
 Хайдеггер, Ясперс), а
 также Марселем, Бубером и др. Опираясь на Кьеркегора, представители этого
 направления пытаются
 вернуться к раннему христианству (а Шестов и Бубер к Ветхому завету) с его
 трансцендентизмом,
 позволявшим человеку переживать свою С. как религ. таинство соединения
 несоединимого —
 трансцендентного (божественного) и имманентного (человеческого). Хотя С. и
 выступает как нечто
 абсурдное для человека, руководящегося разумом «мира сего», но это не абсурд
 Камю: он возникает
 не от бессмысленности бытия, а от трансцендентности и сокрытости его смысла от
 человека.
 В марксистской философии конечность индивида рассматривается как диалектич.
 момент
 существования человечества, восходящего в своём поступат. развитии к более
 совершенным
 обществ. формам выявления «сущностных сил» человека. «Смерть, — писал К. Маркс,
 — кажется
 жестокой победой рода над определенным индивидом и как будто противоречит их
 единству; но
 определенный индивид есть лишь некое определенное родовое с у щ е с т -в о и как
 таковое смертен»
 (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 119). Для марксистской философии трагизм
 С. снимается
 именно тем, что индивид как носитель всеобщего остаётся жить в роде. Само
 стремление связать
 бытие личности с миром трансцендентного, с богом, марксистская философия
 объясняет как раз
 отрывом личности от общественного целого, к к-рому она принадлежала до того, и к
 попыткам
 заменить реальный общественно-родовой смысл её бытия смыслом иллюзорным.
 Марксизм-
 ленинизм — философия оптимистическая: человек и после С. остаётся жить в
 результатах своего
 творчества,— в этом марксизм и видит его дей-ствит. бессмертие.
 * Совр. экзистенциализм. Критич. очерки, М., 1966; J о 1 i-vet R., Le Probleme
 de la mort chez M. Heidegger et J.-P. Sartre,
 [P., 1950]; M or i n E., L'homme et la mort dans l'histoire, [P.], 1951;
 Pfannmuller G., Tod, Jenseits und Unsterblichkeit in der
 Religion, Literatur und Philoso-;hie der Griechen und Romer, Munch.—Basel, 1953;
 R a h n e r K., ur Theologie des Todes,
 Freiburg—Basel — W., 19592; F e i-f e l H. (ed.), The meaning of death, N. У.,
 1959; С h o r o n J., Death and Western thought,
 N. Y., 1963; JankelevitchV., La mort, P., 1967. П. П. Гайденко.
 СМИРНОВ Георгий Лукич (р. 14.11.1922, хутор Антонов Октябрьского р-на
 Волгоградской обл.),
 сов. философ и парт. деятель, чл.-корр. АН СССР (1981). Чл. КПСС с 1943. Окончил
 в 1950
 Саратовскую парт. школу, в 1952 историч. ф-т Волгоградского педагогич. ин-та, в
 1957 Академию
 обществ. наук при ЦК КПСС по кафедре диалектич. и историч. материализма. В 1942—
 47 на
 комсомольской, с 1947 на парт. и препо-дават. работе. В 1962—65 член редколлегии
 и ред. по отделу
 философии журн. «Коммунист». С 1957 на от-ветств. работе в аппарате ЦК КПСС, с
 1969 зам. зав., с
 1974 первый зам. зав. Отделом пропаганды ЦК КПСС.
 618 СМИРНОВ
 Осн. работы в области историч. материализма и науч. коммунизма — социально-
 классовая структура
 общества, динамика развития и роль рабочего класса; развитие личности, в
 особенности
 формирование социали-стич. типа личности; вопросы коммунистич. воспитания,
 теория и практика
 пропаганды. Кандидат в чл. ЦК КПСС с 1970.
 • Развитие рабочего класса СССР и его роль в строительстве коммунизма, в кн.:
 Изменение классовой структуры
 общества в процессе строительства социализма и коммунизма, М., 1961; Коммунизм—
 дело каждого, М., 1961;
 Формирование коммунистич. обществ. отношений, М., 1962; Демократия, свобода и
 ответственность личности, М.,
 1968; XXIV съезд КПСС и формирование нового человека, М., 1972; Советский
 человек, М. 19803.
 СМОЛЛ (Small) Албион Вудбери (11.5.1854, Бак-филд, — 24.3.1926, Чикаго), амер.
 социолог.
 Взгляды С. формировались под воздействием социального дарвинизма и психологизма
 Л. Уорда и
 были эклектичны. Осн. единицей социологич. анализа С. считал категорию интереса,
 рассматривая
 социальную жизнь как результат взаимодействия шести классов интересов,
 ориентированных на
 здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость.
 Социология, по С., должна
 иметь практич. выход в «социальной технологии», призванной способствовать
 постепенному улуч-
 шению социальных институтов. Отсюда проистекал бурж. политич. реформизм С.
 С. считается одним из основателей амер. социологии. Он был руководителем первого
 в мире
 социологич. ф-та Чикагского ун-та (с 1892), основал журн. «American Journal of
 Sociology» (1895),
 был одним из основателей Амер. социологического об-ва и совместно с Дж.
 Винсентом издал первый
 амер. учебник по социологии (1894).
 • An introduction to the study of society, N. Y., 1894 (совм. с G. E. Vincent);
 General sociology, Chi.— L., 1905; The meaning
 of social science, Chi., 1910.
 * ??н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурж. социологии 19 —
 нач. 20 вв., М., 1979, гл. 4.
 СМЫСЛ в философ и и и традиц. логике, то же, что значение. В логич. семантике
 термины «С.» и
 «значение» также часто рассматриваются как синонимы, но в наиболее
 распространённой теории
 значения имён Г. Фреге — А. Чёрча, лежащей в основе большинства совр. металогич.
 (см.
 Металогика) концепций, эти понятия различают: значением (предметным значением,
 денотатом)
 нек-рого имени наз. обозначаемый (называемый) этим именем предмет или класс
 предметов (объём
 именуемого понятия), а С. имени (концепт его денотата) — содержание того же
 понятия, т. е. то,
 понимание чего является условием адекватного восприятия, усвоения данного имени.
 Напр.,
 значением выражений «Вечерняя звезда» и «Утренняя звезда» является один и тот же
 предмет —
 планета Венера, в то время как их С. (мысленное содержание) — различев. С.
 однозначно определяет
 свой денотат, но не наоборот; имена (и вообще языковые выражения) наз.
 синонимами, если они
 имеют один и тот же С. См. также Семиотика.
 СМЭТС (Smuts) Ян Христиан (24.5.1870, Бовенплатс, Капская пров.,— 11.9.1950,
 Ирене, близ г.
 Претория), философ-идеалист; южноафр. политич. деятель, брит. фельдмаршал.
 Премьер-мин. ЮАС
 в 1919—24 и в 1939— 1948. Один из авторов устава Лиги Наций. В политич. соч.
 пропагандировал
 реакц. расистские теории. В полемике с дарвинизмом разработал филос. концепцию
 холизма,
 согласно к-рой в основе эволюционных процессов лежит активность нематериальных и
 непозна-
 ваемых «целостностей». Усматривал в них источник высших моральных ценностей
 людей.
 Концепция С. близка к теориям «творческой эволюции» Бергсона и эмерджентной
 эволюции Ллойд
 Моргана и Александера.
 • Holism and evolution, N. ?., 1926; Plans for a better world, L., 1942.
 • Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., М., 1962, с.
 320—35; Graf ford F. S., Jan Smuta. A
 biography, N. Y.. 1945.
 СНОВИДЕНИЯ, субъективно переживаемые психич. явления, периодически возникающие
 но время
 естественного сна. Интерес к С. характерен для всех эпox человеч. культуры
 (убеждение в том, что С.
 имеют жизненно практич. смысл и подлежат истолкованию), однако подход к ним
 существенно
 менялся на протяжении истории. В С. видели откровение богов или вторжение
 демонов, один из
 способов контакта с «невидимым» миром. Древнейший дошедший до нас сонник (ок.
 2000 до н. э.,
 Др. Египет) содержит истолкование 200 снов и описание магич. ритуалов для
 «защиты» спящего от
 вредоносных духов. Толкование С. с целью указания путей лечения играло большую
 роль в
 древнейшей медицине, ещё не отделившейся от религ.-магич. практики (храмовый сон
 — т. н.
 инкубация).
 Первые опыты рационального истолкования С. принадлежат др.-греч. философам
 (Демокрит и др.).
 Согласно Платону, С. могут служить источником творч. вдохновения. Основателем
 психологич.
 подхода в объяснении С. явился Аристотель, к-рый рассматривал их как продолжение
 деятельности в
 состоянии сна. Систематизатором греч., егип., вост. толкований символики С.
 выступил во 2 в. н. э.
 Артемидор; его «Онейрокритика» послужила источником бесчисленных позднейших
 сонников. В ср.
 века преобладало религ.-моралистич. истолкование С., восходившее к библейским
 представлениям.
 В эпоху Возрождения истолкование С. тесно переплеталось с оккультизмом; рост
 рационализма вы-
 теснил интерес к С. на периферию культуры. В 19 в. этот интерес постепенно
 возрождался с
 развитием эм-пирич. исследований в области психологии, особенно в связи с
 проблемой
 бессознательного. В то же время этнологи раскрыли большую роль С. в примитивных
 культурах, их
 связь с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов С.

<< Пред.           стр. 325 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу