<< Пред.           стр. 327 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 deux Marx», 1963),
 «Мифология нашего времени» («Mythologie de notre temps», 1965) подверг резкой и
 аргументированной критике мальтузианство, выявил зависимость самого определения
 «оптимум на-
 селения» от технич. прогресса и социально-экономич. строя общества, исследовал
 соотношение
 демографич. и экономич. инвестиций. Осуждая «мальтузианский культ богатства»,
 воплощённого в
 наличных материальных ценностях, С. подчёркивает, что подлинное богатство
 заключается в
 развитии человеч. потенциала общества (в особенности в науч. знании, технич.
 опыте и производств.
 квалификации людей); по его мнению, технич. прогресс в целом ведёт к увеличению,
 а не со-
 кращению занятости населения. Согласно С., демография выступает как
 «очеловеченная»
 политэкономия и социология, измеряющая обществ. проблемы не в их денежном
 выражении, а в
 людях. С. принадлежит также много работ по социальной психологии, проблемам
 обществ. мнения,
 гос. устройства, экономич. истории Франции и актуальным проблемам внутр. и внеш.
 политики. В
 кн. «Нулевой рост?» («Croissance zero?», 1973), «Конец богатых» («La fin des
 riches», 1975) и «Стои-
 мость и ценность человеч. жизни» («Cout et valeur de la vie humaine», 1977) С.
 выступает с критикой
 экологич. пессимизма и призывает к устранению экономич. контрастов между
 развитыми и
 развивающимися странами. Вместе с тем для С. характерно типичное для реформистов
 одностороннее истолкование марксизма, а в последних работах увлечение
 мелкобуржуазно-
 радикальными взглядами. По своим политич. взглядам С. близок к «демократич.
 социализму» и в кн.
 «План Сови» («Le plan Sauvy», I960), «Социализм в условиях свободы» («Le
 socialisme en liberte»,
 1974) и др. придерживается концепции т. п. «смешанного общества» по образцу
 Швеции. С,—
 активный сторонник мирного сосуществования двух систем, а также экономического и
 культурного
 сотрудничества между Францией и СССР.
 • Richesse et population, P., 19432; L'Europe et sa population, P., [19541; La
 nature sociale, P., 1957; La montee des jeunes, P.,
 1959; La bureaucratic, P., 19612; L'opinion publique, nouv. ed., P., 1964; La
 machine et le ctiomage, P., 1980; в рус. пер.—
 Отношение между демографией я социальными науками в капиталистам, странах, «ВФ»,
 1957, № 6; Постарение
 населения и омоложение обществ. институтов, в-кн.: Какое будущее ожидает
 человечество?, Прага, 1964.
 * Араб-Оглы Э. А., Нек-рые проблемы народонаселения, «ВФ», 1957, Ns 6;
 Марксистская и бурж. социология сегодня,
 М., 1984, с. 7—60; Рубин Я. И., Теории народонаселения, М., 1972; его же,
 Проблемы народонаселения как объект
 ндейно-политич. борьбы, Минск, 1976.
 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА, филос. категории, во взаимосвязи к-рых содержание, будучи
 определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов
 объекта, его
 свойств, внутр. процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ
 существования и
 выражения содержания. Термин «форма» употребляется также для обозначения внутр.
 организации
 содержания и связан, т. о., с понятием струк-
 туры. Отношение С. и ф. характеризуется единством, доходящим до их перехода друг
 в друга,
 однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф.
 содержание представдяет
 подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых
 связей предмета.
 Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается
 «сбрасыванием»
 старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.
 Категории С. и ф. появляются в др.-греч. философии: первую развитую концепцию
 формы создала
 др.-греч. атомистика, в к-рой форма выражала одну из важнейших определённостей
 атомов и
 означала пространственно организованную структуру тела. В истории философии в
 качестве
 категории содержания выступало понятие «материя», означающее вещественное
 первоначало —
 сохраняющийся субстрат (основу) всех изменений. У Платона понятие формы
 обозначало реальную
 определённость тела как некоей целостности, обладающей самостоятельным,
 независимым от мира
 природных вещей существованием. С идеалистич. позиций решая проблему отношения
 мира форм
 (идей) к миру материальных вещей, Платон исходил из того, что чувств. вещи
 возникают из
 взаимодействия формы и «материи», причём форме принадлежит определяющая,
 активная роль.
 Наиболее развитую античную концепцию С. и ф. построил Аристотель, к-рый
 утверждал, что форма
 есть определённость самих материальных вещей, а телесная вещь есть единство
 формы и «материи»,
 оформленная «материя». Однако, говоря о мире в целом, он допускал существование
 неоформленной
 «материи» и нематериальной формы, обладающей независимым от «материи»
 существованием и
 восходящей к «форме форм», т. е. к богу.
 В новое время первый шаг к преодолению идеализма в понимании «материи» и формы
 сделал Бруно;
 его идеи развивали Ф. Бэкон, Декарт, Бойль, Гоббс. Если Декарт и его
 последователи свели всё
 богатство природных тел к протяжённости и её свойствам, то Бэкон, исходя из
 многокачественности
 «материи», выдвигал идею о её примате над формой и об их единстве.
 Кант выдвинул тезис, согласно к-рому форма есть принцип упорядочивания,
 синтезирования
 «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Переосмыслив традиц.
 проблему
 соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспект-вопрос
 о С. и ф.
 мышления. Для более адекватного выражения сущности отношения между «материей» и
 формой
 Гегель вводит категорию «содержание», к-рая включает форму и «материю» как
 снятые моменты: со-
 держание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между
 С. и ф. есть
 взаимоотношение диалектич. противоположностей, т. е. их взаимопревращение.
 К. Маркс и Ф. Энгельс углубили введённое Гегелем различие содержания и
 материального субстрата
 вещи («материи»): содержанием, согласно классикам марксизма, является не сам по
 себе субстрат, а
 его внутр. состояние, совокупность процессов, к-рые характеризуют взаимодействие
 образующих
 субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование,
 развитие и смену; в
 этом смысле само содержание выступает как процесс.
 Диалектико-материалистич. понимание формы предполагает рассмотрение её как
 развивающейся и
 становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, «... генетически вывести
 различные
 формы...» и понять «...действительный процесс формообразования в его различных
 фазах» (Маркс К.
 и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом обвективной субординации С. и
 ф.
 СОДЕРЖАНИЕ 621
 Развивая марксистский анализ особенностей развитии как борьбы С. и ф.,
 составными моментами к-
 рой являются ииаимолереход С, и ф. и «наполнение» старой формы новым
 содержанием, В. И. Ленин
 сформулировал важное положение о том, что «...всякий кризис, даже всякий перелом
 в развитии,
 неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием» (ПСС, т. 27,
 с. 84).
 Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному — от полного
 отбрасывания
 старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования
 старых форм,
 несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма
 не остаётся
 прежней, новое содержание «... может и д о л ж н о проявить себя u любой форме,
 и новой и старой,
 может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые,
 но и старые...»
 (там же, т. 41, с. 89).
 Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в
 диалектич.
 материализме на основе принципа, согласно к-рому мышление отражает объективный
 мир как
 содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в
 совокупной
 духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание
 мышления входят
 все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в
 т.ч. её всеобщие
 связи и отношения; эти последние при определ. условиях приобретают специфически
 логич.
 функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления
 развивается
 но мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание
 мышления, тем в более
 развитых и конкретных формах оно выражается.
 • Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., т. 1, с. 158—59, 280— 368; т. 2, с. 143; Лекторский
 В. А., Проблема субъекта и объекта в
 классич. и совр. бурж. философии, М., 1965; е г о ж е, Субъект, объект,
 познание, М., 1980; M а м а p д а ш в и-л и М. К.,
 Формы и содержание мышления, М., 1968; Н а у-менко Л. К., Монизм как принцип
 диалектич. логики, А.-А., 1968;
 Кураев В. И., Диалектика содержательного и формального в науч. по.чнании, М.,
 )1977; Основы марксистско-ленинской
 философии, М., 19805; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980.
 В. И. Кураев.
 СОЗЕРЦАНИЕ, чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В
 идеалистич.
 филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причём оба они
 непосредственно связаны с
 понятием интуиции. Первое из них восходит к Платону, у к-рого С. выступало как
 внечувственное
 познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе развивалось
 Кантом, к-рый
 противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как
 представление о
 единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной
 переработке. В
 феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С.— «эмпирическое» (сознание об
 индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом к-рого является сущность
 («эй-дос»).
 Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс
 восприятия внеш.
 мира, действующего на органы чувств человека. «Главный недостаток всего
 предшествующего
 материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет,
 действительность,
 чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как
 человеческая
 чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т.
 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная
 деятельность, неразрывно
 связанная с преобразованием мира.
 • см. к ст. Теория познания.
 СОЗНАНИЕ, одно из осн. понятий философии, психологии и социологии, обозначающее
 высший
 уровень
 622 СОЗЕРЦАНИЕ
 психич. активности человека как социального существа. Своеобразие этой
 активности заключается в
 том, что отражение реальности в форме чувствит. и умств. образов предвосхищает
 практич. действия
 человека, придавая им целенаправленный характер. Это обусловливает творч.
 преобразование
 действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутр. плане в
 виде представлений,
 мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание С., к-рое
 запечатлевается в
 продуктах культуры (включая язык и др. знаковые системы), приобретая форму
 идеального и высту-
 пая как знание. С. включает также аксиологич., ценностный аспект, в к-ром
 выражается
 избирательность С., его ориентация на выработанные обществом и принятые
 субъектом С. ценности
 — философские, научные, политические, нравственные, эстетические, религиозные и
 др. С. включает
 отношение субъекта как к этим ценностям, так и к самому себе, выступая тем самым
 в виде
 самосознания, к-рое также имеет социальную природу. Познание человеком самого
 себя становится
 возможным благодаря его способности соотносить свои установки и ориентации с
 жизненными пози-
 циями других людей, умению встать на эти позиции в процессе общения. На
 диалогич. характер С.
 указывает и термин: «со-знание», т. е. знание, к-рое приобретается совместно с
 другими.
 Многоплановость С. делает его предметом изучения многих наук. Для философии
 главным является
 вопрос об отношении С. к бытию (см. Основной вопрос философии). Представляя
 собой свойство
 высокоорганизованной материи — мозга, С. выступает как осознанное бы-тие,
 субъективный образ
 объективного мира, субъек-| тивная реальность, а в гносеологич. плане
 — как идеальное в
 противоположность материальному и в единстве с ним.
 При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как отображение в
 духовной жизни
 людей интересов и представлений различных социальных групп, классов,
 наций, общества в
 целом. Будучи отображением материального бытия, С. выступает в различных'
 относительно
 самостоят. формах.
 В психологии С. трактуется как особый, высший уровень организации психич. жизни
 субъекта, выде-
 ляющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в
 форме
 психич. образов, к-рые служат регуляторами целенаправленной деятельности.
 Важнейшей функцией
 С. является мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль
 и управление
 поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит
 как в окружающем,
 так и в своём собств. духовном мире. С. есть отношение субъекта к среде, что
 означает включение в
 акт С. как всей жизни субъекта в её уникальности и неповторимости, так и
 непосредств. переживание
 им системы своих отношений к реальности.
 Идеализм исходит из того, что С. развивается имманентно, спонтанно и может быть
 понято исключи-
 тельно из самого себя. В противоположность этому историко-материалистич. учение
 исходит из того,
 что невозможно анализировать С. изолированно от других явлений обществ. жизни.
 «Сознание... с
 самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют
 люди» (Маркс К.
 и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 29). Мозг человека заключает в себе выработанные
 историей человечества
 потенции, передающиеся по наследству задатки, к-рые реализуются в условиях
 обучения, воспитания
 и всей совокупности социальных воздействий. Мозг становится органом С. только
 тогда, когда
 человек вовлекается в обществ.
 жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры.
 С.— сложное системное образование, имеющее различные уровни. Знание об этих
 уровнях
 выражается в представлениях о степени отчётливости или ясности С. Обычно эти
 степени
 диагностируются у нормального
 человека по его самоотчётам и по характеру ориентации в окружающей
 действительности. Это
 выражено, в частности, в переходах от сосредоточенности на объектах мысли и
 действий, о к-рых
 имеются отчётливые знания, к потере или подмене предмета мысли. С. неотделимо от
 внимания,

<< Пред.           стр. 327 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу