<< Пред.           стр. 328 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 свойства к-рого изучаются экспериментальной психологией (объём, распределение,
 переключение и
 др.).
 В фокусе С. находится (благодаря сосредоточенности внимания) огранич. круг
 объектов, тогда как
 др. объекты, будучи за пределами этого круга, представляют периферию С.
 Нейрофизиологич.
 основа этого феномена получила своё объяснение в учении А. А. Ухтомского о
 доминанте.
 Наблюдаются также различные степени ясности С.— от состояний, характеризуемых
 как озарение,
 инсайт, интуитивное прозрение, до т. н. просоночных состояний. С. находится в
 сложном соотно-
 шении с различными формами неосознаваемой психич. деятельности. Среди них
 выделяются в
 качестве особой формы т. п. сверхсознание (К. С. Станиславский),
 «надсознательный» уровень
 психич. активности, присущий процессам творчества, когда нова-я идея отчётливо
 выступает в С.
 после того, как она уже порождена личностью и вошла в её внутр. строй.
 История взглядов на С. На ранних ступенях развития философии ие было строгого
 расчленения С. и
 неосознанного, идеального и материального в трактовке психич. явлений. Так,
 основа сознательных
 действий человека обозначалась Гераклитом термином «логос» (под к-рым понимались
 слово, мысль
 и сущность самих вещей). Ценность человеч. разума определялась степенью его
 приобщённости к
 этому логосу — объективному миропорядку. Равным образом и в учениях др. греч.
 мыслителей
 психич. процессы идентифицировались с материальными (воздух, движение атомов и
 др.). Впервые
 грань между присущими человеку процессами С. и материальными явлениями была
 намечена
 софистами, а затем Сократом, акцентировавшим своеобразие актов С. сравнительно с
 материальным
 бытием вещей. Объективное содержание этих актов было возведено Платоном в особый
 мир идей,
 противоположный всему материальному. Платон считал, что как для всего космоса
 бестелесный
 разум является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно
 мыслить самое
 себя, так и в каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и
 вместе с тем явля-
 ется активным началом, регулирующим человеч. поведение.
 Важную роль в формировании взглядов на С. как особую форму психического, в
 отличие от др. его
 форм, сыграли достижения естествознания и медицины. Они I позволили отграничить
 С. как
 способность человека иметь знание о собств. умств. и волевых актах от др.
 проявлений
 психического (Гален). С. соотносилось со своеобразием функционирования
 организма, в к-ром
 материальный носитель психики — пневма — локализовалась в различных частях
 тела.
 В антич. философии С. сопричастно разуму, к-рый космичен и предстаёт как
 обобщение действит.
 мира, как синоним универс. закономерности. В ср. века С. трактуется как
 надмировое начало (бог), к-
 рое существует до природы и творит её из ничего. При этом разум толкуется как
 атрибут бога, а за
 человеком оставляется лишь крохотная «искорка» всепроникаю-щего пламени божеств.
 разума.
 Вместе с тем в недрах христианства возникает идея спонтанной активности души,
 причём в понятие
 о душе включалось и С. По Августину, всё знание заложено в душе, к-рая живёт и
 движется в боге.
 Основанием истинности этого знания является внутр. опыт: душа поворачивается к
 себе, постигая с
 предельной достоверностью со'бств. деятельность. В дальнейшем понятие о внутр.
 опыте стало
 основным для т. н. интроспективной концепции С. Для Фомы Ак-винского внутр. опыт
 — это
 средство самоуглубления и общения с всевышним в форме сознат. разума. Бессо-
 знат. душа была оставлена за растениями и животными, у человека же все психич.
 акты, начиная с
 ощущения, наделены признаками сознательности. Было введено понятие об интенции
 как особой
 операции С., выраженной в его направленности на внеположный С. объект
 (интенциональный образ).
 Материалистич. традиции в эпоху средневековья развивали арабоязычные мыслители —
 Рази и Ибн
 Сина, а также Иоанн Дунс Скот, выдвинувший учение о том, что материя мыслит.
 На разработку проблемы С. в философии нового времени наибольшее влияние оказал
 Декарт, к-рый,
 выдвигая на первый план_момент самосознания, рассмат-ривал С. как внутр.
 созерцание субъектом
 содержания собств. внутр. мира, как непосредств. субстанцию, открытую лишь для
 созерцающего её
 субъекта и противостоящую пространств. миру. Душа, по Декарту, только мыслит, а
 тело только
 движется. Этот взгляд оказал огромное влияние на все последующие учения о С., к-
 pое
 отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собств. психич.
 состояниях. В противовес
 Де-карту было выдвинуто учений о бессознат. психике (Лейбниц). Франц.
 материалисты 18 в.
 (особенно Ла-метри и Кабанис), опираясь на достижения передовой физиологии и
 медицины,
 обосновали положение о том, что С. является особой функцией мозга, отличной от
 др. его функций
 тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом
 себе. Вместе с тем
 домарксистские материалисты не смогли раскрыть обществ. природу и активный
 характер человеч.
 С.
 Новая эпоха в объяснении генезиса и строения С. была открыта нем. классич.
 идеализмом,
 показавшим различные уровни организации С., его активность, историзм, диалектику
 чувственного и
 логического, инди-видуального и социального. Подвергнув критике интроспективную
 психологию,
 нем. классич. философия раскрыла зависимость чувств. восприятий и содержания С.
 индивидуального субъекта от независимых от него форм и структур познания (учение
 Канта о транс-
 цендентальной апперцепции). Гегель вплотную подошёл к проблеме социально-
 историч., природы С.
 и утвердил принцип историзма в понимании С. Он исходил из того, что С. личности
 (субъективный
 дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историч. формами
 обществ. жизни;
 однако последние идеалистически толковались им как воплощение объективного духа.
 Позитивное
 знание о С. существенно обогатилось благодаря достижениям нейрофизиологии (в
 частности,
 учению Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и
 экспериментальной
 психологии! (исследования закономерной связи феноменов С. в работах Э. Вебера,
 Фехнера, Вундта,
 Джемса и др.). Ограниченность интроспективной трактовки С. привела к
 направлениям,
 игнорировавшим его ведущую роль 1 в поведении человека (фрейдизм, бихевиоризм).
 Диалектич. материализм рассматривает С. как функцию мозга, как отражение
 объективного мира,
 необхо-димую сторону практич. деятельности человека. С. воз-никает,
 функционирует и
 развивается в процессах] взаимодействия человека с реальностью, на основе
 его чувственно-
 предметной деятельности, обществ.-историч. практики. Отражая в своём
 содержании объектив-
 ный мир, С. детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их
 свойства и
 отношения существуют в нём в форме образов — идеально; идеальное выступает как
 продукт
 деятельности мозга, как субъективный образ ооъективного мира.
 Активность С. Сознание и деятельность. Отвергая идеалистич. трактовку С. как
 имманентной,
 идущей из глубин духа активности субъекта, диалектич. материализм вместе с тем
 вскрывает и
 несостоятельность концепции метафизич. материализма, трактующего С. как
 отрешённое от
 практики созерцание. Под актив-
 СОЗНАНИЕ 623
 ностью С. имеется в виду его избирательность и целенаправленность, к-рая
 выражается в
 генерировании новых идей, в актах продуктивного воображения, в управлении
 практич.
 деятельностью.
 Высшим уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей,
 нравств. норм
 является её сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным
 компонентом
 жизни личности. Войдя в систему её убеждений, они реализуются с ясным и
 отчётливым
 пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность
 предполагает
 также способность человека анализировать мотивы собств. поведения и выбирать
 наиболее
 рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в
 обществе нравств.
 нормам. Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является
 целеполагающая
 деятельность. Именно в обеспечения целеполагающей творч. деятельности,
 направленной на
 преобразование мира с учётом интересов человека и общества, состоит осн.
 жизненный смысл и
 историч. необходимость возникновения и историч. развития С., к-рое даёт человеку
 возможность
 правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе по-
 средством практич.
 деятельности творить мир. Именно этим смыслом наполнено положение: «Сознание
 человека не
 только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет
 человека, и человек
 своим действием решает изменить его» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 194, 195).
 Биологич. предпосылки и условия зарождения С. Формированию С. человека
 предшествовал
 длит. период психологич. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта
 как особой
 формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется
 на высоком
 уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в
 условиях
 приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Психич. деятельность
 животных обуслов-
 лена биологич. закономерностями и служит регулятором их адаптивного поведения,
 тогда как С.
 человека направлено на преобразование мира. Становление человека связано с
 переходом от
 присвоения готовых предметов к труду, в процессе к-рого произошло преобразование
 инстинктивной
 в своей основе деятельности животных и формирование механизмов сознат.
 деятельности человека.
 Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая
 мир очеловеч.
 природы — культуру. С. могло возникнуть лишь как функция сложно организованного
 мозга, к-рый
 формировался по мере совершенствования структуры деятельности и социальных
 отношений, а
 также связанной с этим знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, в кн.: К. Маркс и
 Ф. Энгельс, Соч.,
 т. 20, с. 490). С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых
 форм своего
 взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков
 в виде
 жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практич., но и
 символич. деятельности
 в условиях первобытного человеч. стада, а затем и родового общества видоизменил
 всю структуру
 человеч. активности, а тем самым и С. Логика чувственно-предметной деятельности,
 воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью
 совместного
 труда, превращалась во внутр. план мыслит. деятельности. Орудием этой внутр.
 деятельности
 выступила социально детерминированная система знаков — язык. Благодаря языку С.
 формируется и
 развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность
 человеч.
 деятельности и общения. Общественное и личное С. Понятие С. охватывает как
 индивидуальное
 (личное), так и общественное С. Обществ. С., будучи отражением обществ. бытия
 людей,
 624 СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
 реального образа их жизни, развивается по законам, независимым от С. отд. людей,
 но реализуемым
 в процессе их деятельности. Обществ. С. воплощается в различных формах — в
 языке, в науке и
 философии, в искусстве, в политич. и правовой идеологии, в нравственности, в
 религии и мифах, в
 народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях социальных групп, классов,
 наций и
 человечества в целом. Оно обладает сложной структурой и различными уровнями,
 начиная от
 обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретич. мышления, Обладая
 относит.
 самостоятель-ностью, оно оказывает обратное воздействие на обществ.
 бытие. Подобно тому как общество не есть «сумма составляющих его людей», так и
 обществ. С. не
 есть «сумма» сознаний отд. личностей. Обществ. С. есть качественно особая
 духовная система, к-рая
 живёт своей относительно самостоят. жизнью. Между личным и обществ. С.
 происходит постоянное
 взаимодействие. Исторически выработанные обществом нормы С. становятся личными
 убеждениями
 индивида, источником нравств. предписаний, эстетич. чувств и представлений. В
 свою очередь,
 личные идеи и убеждения приобретают благодаря творч. активности их носителей
 характер обществ.
 ценности, значение социальной силы, когда они входят в состав обществ. С. См.
 также Об-
 щественное бытие и общественное сознание.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; Маркс К., Тезисы о
 Фейербахе, там же, т. 3; Э н-г е л ь с Ф.,
 Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; Л е н и н В. И.,
 Материализм и эмпириокритицизм,
 ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Сеченов И. М., Избр. филос. и
 психологич. произв., М., 1947; Хасхачих
 Ф. И., Материя и С., М., 1952; Рубинштейн С. Л., Бытие и С., М., 1957; Выготский
 Л. С., Развитие высших психич.
 функций, М., 1960; С п и p к и н А. Г., Происхождение С., М., I960; его ж е, С.
 и самосознание, М., 1972; Шорохова Е.
 В., Проблема С. в философии и естествознании, М., 1961; Проблемы С., М., 1966;
 Георгиев Ф. И., С., его происхождение
 и сущность, М., 1967; Б а с с и н Ф. В., Проблема «бессознательного», М., 1968;
 У ледов А. К., Структура обществ. С.,
 М., 1968; Тугаринов В. П., Философия С., М., 1971; Лекторский В. А., Субъект,
 объект, познание, М., 1980; Основы
 марксистско-ленинской философии, M., 19806; Материалистич. диалектика. Краткий
 очерк теории, М., 1980; Демин М.
 В., Анализ структуры С., М., 1980; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики,
 M., 19814; Conference on problems of
 consciousness. Transactions 1 st-5th conference, N. Y., 1951—55; BeloffJ., The
 existence of mind, L., 1962; Prey G., Sprache
 — Ausdruck des Bewu?-seins, Stuttg., 1965; Brain and mind. Modern concepts of
 the nature of mind, by H. Kuhlenbeck [a. oj,
 N. У., 1965; R o-thacker E., Zur Genealogie des menschlichen Bewu?seins, Bonn,
 1966. А. Г. Спиркин, М. Г. Ярошевский.
 СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СТИХИЙНОСТЬ, категории историч. материализма, характеризующие
 протекание процессов обществ. жизни. Сознательным называется то, что
 осуществляется людьми в
 соответствии с заранее поставленной целью. Высшая форма сознат. деятельности
 основывается на
 познании и использовании законов природы и общества. Стихийным называется то,
 что
 осуществляется непреднамеренно, не контролируется людьми.
 В самом общем виде С. и с. выражают противоположность между процессами в природе
 и обществе.
 В природе действуют стихийные силы, в обществе действуют люди, одарённые
 сознанием, волей,
 преследующие определённые цели. Однако, хотя каждый человек действует

<< Пред.           стр. 328 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу