<< Пред.           стр. 33 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 частности в ламаизме. Чрезвычайно рано в Б. появляется сангха—монашеская община,
 из к-рой с
 течением времени выросла своеобразная религ. организация.
 Универсальностью предложенного им пути к «спасению» Б. вызвал значит.
 демократич. резонанс в
 принявших его странах. Так, ужо при своём возникновении Б. оказался в оппозиции
 к освящённому
 брахманизмом кастовому строю в Индии, провозгласив равенство всех независимо от
 каст и
 сословий и т. д. Однако, поскольку определяющим принципом Б. является принцип
 абс. автономии
 личности и необходимости «освобождения» от пут реального, «профанического»
 существования, Б.
 рассматривает все связи, в т. ч. и социальные, как зло и глубоко асоциален по
 своей природе. Идеал
 абс. отрешённости от окружающего при-
 64 БУДДХИ
 водит последователей Б. к устранению от совершенствования этого окружающего,
 хотя известные
 группы буддистов принимали и принимают участие в обществ. и политич. жизни своих
 стран.
 Б. оказал существ. влияние на все стороны жизни принявших его стран.
 Распространение Б.
 способствовало созданию тех синкретич. культурных комплексов, совокупность к-рых
 образует т. н.
 буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская
 образованность).
 Наиболее влият. буддийская орг-ция — созданное в 1950 всемирное братство
 буддистов.
 • Васильев В., Б., его догматы, история и лит-pa, ч. 1,3, СПБ, 1857—69; Минаев
 И. П., Б. Исследования и материалы, т. 1,
 в. 1—2, СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение Б. по япон. и пит.
 источникам, ч. 2 — Проблемы буд-дийской
 философии, П., 1918; Щсрбатсиой Ф. И., Фи-лос. учение Б., П., 1919; Радхакришнан
 С., Инд. философия, пер. с англ., т.
 1, М., 1956; К о ч ето в А. Н., Б., М., 1968; Васильев Л. С., Культы, религии,
 традиции в Китае, М., 1970, гл. 5; 3 а в а д с
 к а я Е. В., Культура Востока в совр. зап. мире, М., 1977; Stcherbatsky T h. D.,
 The central conception of Buddhism and the
 meaning of the word «Dharma», L., 1923; Bell С h.. The religion of Tibet, Oxf.,
 1931; Thomas E. J., The history of Buddhist
 thought, L., 1933; Eliot Ch., Japanese Buddhism, L., 1935; Conze Ed., Buddhism.
 Its essence and development, Oxf., 1951; его
 же, Buddhist thought in India, L., 1962; Murti T. R.V., The central philosophy
 of Buddhism. A study of the Madhyamika
 system, [L., 1955]; Frauwall пег E., Die Philosophie des Buddhismus, В., 1956;
 Clioullsiang-Kuang, A history of Chinese
 Buddhism, Allahabad, 1956; L a m o 11 e E., Histoire du Bouddhisme indien. Des
 origines а Гйге Saka, Louyain, 1958; Grimm
 G., The doctrine of the Buddha. The religion of reason and meditation, B.,
 195S2; С h'e n K. K., Buddhism in China, Princeton,
 1964; см. также лит. к статьям Махаяна, Хинаяна.
 В. П. Лучина.
 БУДДХИ (санскр., от будх- — бодрствовать, пробуждать, замечать, воспринимать,
 понимать,
 познавать), в инд. философии общее обозначение познават. способностей;
 интеллект, ум,
 способность различения, восприятие, суждение; тонкая субстанция всех умств.
 процессов. В понятии
 Б. др.-инд. мысль попыталась связать духовный и материальный аспекты
 существования (Б.—
 ключевой момент при переходе от материи к сознанию). Теория Б. наиболее
 разработана в школе
 санк-хъя, где Б. соединяет космология, и познаватольно-пси-хологич. планы
 Вселенной. После
 соприкосновения первичной материи (пракрити) с «Я» (пурушей) возникает махат —
 первый
 продукт эволюции, выступающий в психологич. плане как Б. Когда в пракрити
 преобладает светлая
 гуна (см. Гуны) саттва, Б. выявляет как самого себя, так и мир объектов,
 характеризуясь
 добродетелью, отрешённостью, познанием. При преобладании гуны тамаса Б.
 характеризуется
 несовершенством, пороком, привязанностью, неведением. Б. доставляет нуруше
 результаты чувств,
 восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие; тем самым Б.
 становится как бы
 формой пуруши и представляется разумным, хотя у Б. как порождения пракрити
 вообще нет
 сознания. В санкхье Б. трактуется и как вечный, и как невечный; как проявляющий
 свои функции и
 не проявляющий их (подобно производящей силе семени в зародыше). Б. не может
 быть воспринят
 самим собой (сознание не воспринимается сознанием) и, следовательно, не может
 выступать как
 собств. объект; Б. воспринимается лишь через «Я».
 В веданте Б. наряду с манасом, читтой и аханка-рой — один из аспектов единого
 внутр. органа.
 Идея пробуждения (нового становления), присутствующая в В., получила дальнейшее
 развитие в
 буддизме, где слово «Б.» обозначает просветление, обретение высшего знания,
 обладателем к-рого
 был Будда [букв.— пробуждённый, просветлённый (знанием), мудрый].
 • см. к ст. Санкхья.
 БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16. 6. 1871, Лив-ны,— 13.7.1944, Париж), рус. релит,
 философ и
 богослов, экономист. Род. в семье священника. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та
 (1894). Проф.
 политэкономии в Киеве (1901— 06) н Москве (1906—18). Член 2-й Гос. думы (1907)
 от партии
 кадетов. В 1918 принял сан священника. С 1923 в эмиграции. Один из идейных
 руководителей Рус.
 студенч. христ. движения (РСХД). В 1925—44 проф. догматики и декан рус.
 Богословского ин-та в
 Париже. Деятель экуменич. движения.
 В 90-х гг. Б.— «легальный марксист»; в работе «Капитализм и земледелие» (т. 1—2,
 1900) выступил
 против универсальности теории К. Маркса (на примере развития капиталистич.
 отношений в
 деревне), по словам В. И. Ленина, «...покончил все счеты с марксизмом и довел
 свою „критическую"
 эволюцию до ее логич. конца» (ПСС, т. 5, с. 100). В дальнейшем Б. обратился к
 христ. религии («От
 марксизма к идеализму», 1903). Наряду с Н. А. Бердяевым, П. Б. Струве, С. Л.
 Франком — один из
 гл. представителей т. н. рус. духовного ренессанса нач. 20 в.; участник
 программного сборника рус.
 идеалистов «Проблемы идеализма» (1902), антиреволюц. сборников «Вехи» (1909) и
 «Из глубины»
 (1918).
 Б. испытал значит. идейное влияние Канта, славянофилов, Достоевского и Вл.
 Соловьёва, осн.
 филос.-гносеологич. и социальные идеи ?-poro он усвоил (прежде всего идею
 всеединства).
 Обоснование целостного христ. мировоззрения, вслед за Соловьёвым, считал своей
 центр, задачей:
 все социальные отношения и культура должны быть, но Б., оценены и перестроены на
 религ.
 началах. Специфику нации как «духовного организма» Б. видел не столько в
 этнографич. и исто-рич.
 условиях её развития, сколько в присущем ей «религиозно-культурном мессианстве»;
 спасение Рос-
 сии для него возможно только на путях религ. возрождения.
 В «Философии х-ва» Б. попытался дать религ. обоснование взаимоотношения человека
 и мира как
 деятельности. Внутр. связь бога и созданного им мира мыслится им (в значит. мере
 под влиянием
 Флоренского) прежде всего как София — «премудрость божья», к-рая проявляется в
 мире и
 человеке, делая их причастными богу: «Человеческое творчество в знании, в
 хозяйстве, в культуре, в
 искусстве софийно» («Философия хозяйства», 1912, с. 139).
 Софиология В., развитая им в соч. «Свет невечерний» (1917) и многочисл.
 богословских трудах
 парижского периода, подвергалась резкой критике рядом религ. философов и
 богословов (В.Н.
 Лосский, Зеньковскийи др.). В 1935 митрополит Сергий объявил её ересью,
 подменяющей церк.
 учение рассуждениями гностич. толка (см. Гностицизм). Б.— автор ряда историко-
 филос. и эстетич.
 очерков о рус. и зарубежных мыслителях и писателях (Пушкине, Герцене,
 Достоевском, Чехове,
 Фёдорове, Карлейле и др.).
 • Два града. Исследования о природе обществ. идеалов, т. 1—2, М., 1911; Тихие
 думы, М., 1918; Кушша неопалимая,
 Париж, 1927; Друг жениха, Париж, 1927; Лестница Иаковля, Париж, 1929; О
 Богочеловечестве. Трилогия (Агнец Божий,
 Париж, 1933; Утешитель, Париж, 1936; Невеста Агнца, Париж, 1945); Философия
 имени, Париж, 1953.
 • История философии, т. 5, М., 1961; История рус. экономич. мысли, т. 3, ч. 1,
 М., 1966, гл. 6, 7, 10;
 Лосский В. Н., Спор о Софии, Париж, 1936; 3 а н д е p Л. А., Бог и мир.
 Миросозерцание отца С. Б., т.
 1—2, Париж, 1948.
 БУЛЬ (Boole) Джордж (2.11.1815, Линкольн,— 8.12. 1864, Баллинтемнл, близ Корка),
 англ.
 математик и логик. В работах «Математич. анализ логики» («The mathematical
 analysis of logic»,
 1847), «Логич. исчисление» («The calculus of logic», 1848), «Исследование
 законов мышления» («An
 investigation of the lows of thought...», 1854) Б. заложил основы математич.
 логики. Именем Б. названы
 т. н. булевы алгебры — особые ал-гебраич. системы, для элементов к-рых
 определены две операции.
 * Льар Л., Англ, реформаторы логики в XIX в., пер. с франц., СПБ, 1897; Venn J.,
 Boole's logical system, «Mind», 1876, v.
 l, № 4.
 БУЛЬТМАН (Bultinann) Рудольф (20.8.1884, Ольден-бург,— 30.7.1976, Марбург), нем.
 протестантский теолог, философ и историк религии. Б. близок к диалектической
 теологии. Работами
 20-х гг. положил начало т. н. формально-историч. школе в религионедении. В нач.
 40-х гг. Б.
 попытался преодолеть внутр. двойствен-
 ность своих установок (склонность к идеям Кьеркего-ра и, с др. стороны,— к
 рационалистич.
 методике либерального протестантизма), выдвинув требование «де-мифологизации»
 веры. Он
 предложил строго разграни-чивать в составе христ. традиции ее преходящую мифо-
 логич. знаковую
 систему и непреходящее «возвещение», обращённое к человеч. совести и ставящее
 человека в
 жизненную «ситуацию выбора»: миф подлежит рациона-листич. критике, а
 «возвещение» —
 экзистенциалистич. осмыслению. Эта концепция Б. получила сенсационную
 известность, но
 встретила критику со стороны приверженцев традиции, недовольных исключением из
 религ.
 доктрины огромной части её содержания, и историков, указывавших на
 произвольность подхода Б. к
 историч. явлениям. Ясперс, наиболее близкий к Б., резко критиковал его за
 смешение теологии и
 экзистенциалистич. философии,
 • Die Frage der Entmythologisierung, Munch., [1954] (совм. с К. Jaspers);
 Glauben und Verstehen, Gesammelte Aufsatze, Bd
 1—3, Tub., 1958—62; Das Evangelium des Johannes, Gott., 196217.
 БУНГЕ (Bunge) Марио (p. 1919, Буэнос-Айрес), аргент. физик и философ. С 1906
 проф. ун-та Мак-
 Гилла в Канаде. Осн. внимание уделяет филос. вопросам физики и методологич.
 проблемам совр.
 естествознания. В последних работах стремится к систематич. построению осн.
 разделов совр.
 философии, для чего спец. исследованию подвергает вопросы семантики, онтологии,
 теории систем и
 т. и. Б.— сторонник филос. материализма. Выступает с критикой объективного и
 субъективного
 идеализма, неопозитивизма и попыток идеалистич. интерпретаций достижений совр.
 физики, однако
 одновременно критикует и попытки применения диалектики для решения филос.
 вопросов совр.
 науки. Свои филос. позиции характеризовал как «критич. реализм», в работе
 «Соотношение
 психического и телесного» («The mind-body problem», 1980) объявляет себя
 представителем
 «эмерджентистского материализма» и рассматривает сознание как «эмерджентное»
 порождение
 достаточно развитой, лабильной и пластичной материальной системы — мозга — в её
 взаимодействии с природным и социальным окружением.
 • The myth of simplicity, Englewood Cliff (N. J.), 1963; Scientific research, Bd
 1—2, В., 1967; Method, model and matter,
 Dordrecht — Boston, 1973; Treatise on basic philosophy, v. l—4, Dordrecht —
 Boston, 1974—79; в рус. пер. —
 Причинность, M., 1962; Интуиция и наука, M., 1967; Философия физики, М., 1975.
 БУР (Buhr) Манфред (р. 22.2.1927, Каменц-на-Заале), нем. философ-марксист (ГДР),
 действит. чл.
 АН ГДР (1971). Чл. СЕПГ с 1946. Директор Центр, ин-та философии АН ГДР (с 1969),
 пред. Науч.
 совета АН ГДР ио вопросам идеологнч. классовой борьбы (с 1975), вице-президент
 Междунар.
 гегелевского об-ва (с 1966). Нац. премия ГДР (1973). Гл. направление науч.
 исследований: анализ
 прогрессивного филос. наследия классич. бурж. философии. Б.— издатель междунар.
 серии «К
 критике бурж. идеологии».
 • Immanuel Kant. Einfuhrung in Leben und Werk, Lpz., 1969; Die philosophische
 Aktualitat des Leninismus. Zur Aktualitat der
 Leninschen Positivismus-Kritik..., B., 1972 (совм. с др.); Zur Geschichte der
 klassischen burgerlichen Philosophie. Bacon, Kant,
 Fichte, Schelling, Hegel, Lpz., 1972; Erkenntnistheorie. Kritischer
 Rationalismus. Reformismus, B., 1979 (совм. с J. Schreiter),
 в рус. пер.— Фихте, М., 1965; Притязание разума. Из истории нем. классич.
 философии и лит-ры, М., 1978 (совм. с Г.
 Иррлицом).
 БУРЖУАЗИЯ (франц. bourgeoisie, от позднелат. bur-gus — укреплённый город),
 господствующий
 класс капиталистич. общества, обладающий собственностью на средства произ-ва и
 существующий
 за счёт эксплуатации наёмного труда. Источник доходов Б.— прибавочная стоимость,
 создаваемая
 неоплаченным трудом и присваиваемая капиталистами.
 В период феодализма в странах Зап. Европы слово «буржуа» обозначало жителей
 городов.
 Развитие ре-
 БУРЖУАЗИЯ 65
 мёсел, товарного произ-ва привело к классовому расслоению гор. населения. «Из
 крепостных
 средневековья,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— вышло свободное население первых
 городов; из
 этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии» (Соч., т. 4, с.
 425). Становление
 класса Б. связано с эпохой т. н. первоначального накопления капитала, гл.
 содержанием к-рой была
 экспроприация у широких нар. масс земли и орудий труда, а её важнейшей составной
 частью —
 колон. грабежи и захваты. В эту эпоху были созданы условия для возникновения и
 развития капи-
 талистич. способа пропз-ва — образовалась масса свободных от личной зависимости
 и средств
 произ-ва наёмных рабочих, большие суммы ден. капитала сосредоточились в руках Б.
 По мере
 развития производит. сил на смену цеховой организации пришла мануфактура, а
 затем и крупная
 машинная пром-сть. Когда пром. капитал овладел произ-вом, произошло утверждение
 капитализма.
 Специфически капиталистич. ценности — индивидуализм, и предпримчивость,, идеи
 равных
 возможностей и личного успеха — протестантская «этика достижений» провозгласила
 моральными
 принципами. В результате бурж. революций в Нидерландах, Англии, Франции и Сев.
 Америке Б.
 пришла к политич. власти.
 В борьбе с феодализмом Б. сыграла революц. прогрессивную роль. Под её
 руководством было
 ликвидировано господство феод. отношений, она способствовала развитию науки и
 техники,
 повышению производительности труда, разрушила традиционный ср.-век. образ жизни,
 ниспровергла феодально-сословное представление о человеке.
 Во всех странах общее развитие Б. протекало в нац. формах, к-рые определялись
 особенностями
 развития отд. стран. Так, Англия была страной первой пром. революции, в США
 отсутствовал

<< Пред.           стр. 33 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу