<< Пред.           стр. 337 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 640 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
 Югославия: «Sociologija» (Beograd, с 1959); «Sociolo-gija sela» (Zagreb, с
 1963); «Sociolpski pregled»
 (Beograd, с 1961). Япония: «Japanese Sociological Review» (Tokyo, с 1950);
 «Journal of Social and
 Political Ideas in Japan» (Tokyo, с 1963). Международные С. ж.: «Cahiers
 internationaux de sociologie»
 (P., с 1946); «Current Sociology» (P.— Oxf., с 1952); «Homme et la societe.
 Revue internationale de
 recherches et de syntheses sociologi-ques» (P., с 1966); «International
 Bibliography of the Social Sciences.
 International Bibliography of Sociology» (P., с 1952); «International Journal of
 Comparative Sociology»
 (Leiden, с 1960); «Sociological Abstracts» (N. Y., с 1952); «Sociologia
 internationalis. Zeitschrift fur
 Soziologie und Sozialpsychologie» (В., с 1963); «Theory and Society» (Amst.— N.
 Y., с 1974); «World
 List of Social Science Periodicals» (P., с 1953).
 «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», научный журнал Института социология,
 исследований АН СССР. Осн. в 1974, выходит в Москве 4 раза в год. Освещает
 теоретич. проблемы
 социологии и результаты социологич. исследований. Имеет постоянные рубрики:
 теоретико-
 методологич. проблемы социологии, социо-логич. наука и практика, социальное
 планирование;
 методика и техника социологич. исследований, критика совр. бурж. социологии,
 история социологич.
 мысли, научная жизнь, критика и библиография. Гл. редактор — А. Г. Харчев (с
 1974).
 СОЦИОЛОГИЯ (франц. sociologie, букв.— учение об обществе, от лат. societas —
 общество и греч.
 ????? — слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд.
 социальных институтах,
 процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.
 Необходимой
 предпосылкой социологич. познания является взгляд на общество как на объективно
 взаимосвязанное целое, «... а не как нечто механически сцепленное и допускающее
 поэтому всякие
 произвольные комбинации отдельных общественных элементов...» (Л енин В. И., ПСС,
 т. 1, с. 165).
 С. как самостоят. наука сложилась в 19 в. (термин введён Контом) в результате
 конкретизации
 проблематики традиц. социальной философии, специализации и кооперации обществ.
 наук и
 развития эмпирич. социальных исследований. Уже Сен-Симон писал, что до сих пор
 наука о
 человеке была «...лишь гадательной наукой» и задача состоит в том, чтобы
 возвести её «... на степень
 наук, основанных на наблюдении» (Избр. соч., т. 1, М.— Л., 1948, с. 166—67,
 прим.). Однако ни Сен-
 Симон, ни др. социалисты-утописты, ни Конт не могли освободиться от идеализма и
 априоризма в
 понимании общества.
 Переворот в науке об обществе, положивший основание подлинно научной С., был
 осуществлён К.
 Марксом. «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на
 нияем не
 связанные, случайные, „богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил
 биологию на вполне
 научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними,— так и
 Маркс
 положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов,
 допускающий
 всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и
 правительства),
 возникающий и изменяющийся слуяайно, и впервые поставил социологию на научную
 появу,
 установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных
 произ-
 водственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-
 исторический
 процесс» (Л е-нин В. И., ПСС, т, 1, с. 139).
 Согласно материалистич. пониманию истории (см. Исторический материализм), в
 процессе своей
 практич. общественно-ироизводств. деятельности люди вступают друг с другом в
 определённые
 материальные, не зависящие от их воли отношения, к-рые и определяют их обществ.
 сознание (см. Производственные отношения).
 Общественно-экономическая формация (см. Формация общественно-экономическая) как
 целостная
 социальная система имеет своей основой исторически определённый способ
 производства
 материальных благ, к-рому соответствуют определённая классовая структура
 общества, политич.
 надстройка, культура, формы обществ.
 сознания и т. д. (см. Базис и надстройка). Каждое из этих обществ. явлений
 обладает относит. само-
 стоятельностью, имеет собств. структуру и специфич. законы своего развития и
 функционирования.
 Эта дифференциация обществ. явлений лежит в основе специализации социологич.
 исследований по
 отраслям (С. труда, С. семьи, С. образования и т. д.). Однако отдельно взятые
 социальные явления
 можно понять только с учётом их места и функций в рамках конкретного социального
 целого.
 Каждой обществ. формации присущи свои специфич. противоречия и движущие силы.
 Поэтому
 марксистская С. не только теснейшим образом связана с историей, но и сама
 является исторической,
 прослеживая закономерности смены обществ. формаций, на основе чего строится
 прогноз будущего
 развития и программа революционно-преобразоват. деятельности (теория научного
 коммунизма).
 Вместе с тем. К. Маркс и Ф. Энгельс придавали большое значение эмпирич.
 социальным
 исследованиям, и сами осуществляли их (работы Энгельса «Положение рабочего
 класса в Англии»,
 «К жилищному вопросу» и др.).
 Отд. стороны социологич. концепции Маркса и Энгельса получили дальнейшее
 развитие и
 конкретизацию в трудах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, раннего К. Каутского, А.
 Лабриолы, П. Лафарга,
 Ф. Меринга, Р. Люксембург.
 В новых условиях эпохи империализма марксистская С. как в общетеоретич., так и в
 конкретных
 аспектах была всесторонне развита В. И. Лениным, к-рый детально разработал
 вопрос о роли
 субъективного фактора в истории, дал определение понятия класса (см. Классы),
 создал теорию
 империализма как высшей и последней стадии развития капитализма, обогатил
 марксистскую
 теорию государства. Учение Ленина о двух тенденциях в национальном вопросе даёт
 ключ к
 решающим процессам развития наций в совр. эпоху. Важнейшее ме-тодологич.
 значение имеет
 ленинская критика субъективной социологии народничества, объективизма П. Струве,
 философско-
 социологич. концепций махистов и неокантианцев. Работы Ленина «Развитие
 капитализма в России»,
 «Социология и статистика» и др. служат образцами научно-статистич. исследования
 социальных
 процессов. Ленинская теория социалистич. революции и построения социализма
 творчески развивает
 все важнейшие проблемы социалистич. общества. Из этих положений исходят,
 развивая их
 применительно к новым условиям, КПСС и др. марксистско-ленинские партии.
 Развитие марксистской С. в СССР после Великой ?кт. социалистич. революции было
 органически
 связано с практикой социалистич. строительства и потребностями междунар.
 рабочего и
 коммунистич. движения. Планомерное строительство нового общества невозможно без
 многосторонней информации о социальных процессах, тщательных социальных
 экспериментов и
 долгосрочных прогнозов. Вместе с тем социалистич. преобразования открывают
 необычайно
 широкие перспективы для С. как науки: учёные могут не только констатировать
 стихийно
 совершающиеся процессы, но и сами участвовать в социалистич. и коммунистич.
 строительстве. Это
 предполагает правильное сочетание общетеоретич. подхода и эмпирич. социальных
 исследований.
 Наряду с многочисл. филос. работами сов. учёные в 1920—30-х гг. широко
 исследовали различные
 стороны обществ. жизни — изменение условий труда и быта под влиянием революции
 (А. И.
 Тодорский, Е. О. Ка-бо, Вл. Зайцев и др.); бюджет и структуру свободного времени
 трудящихся (С. Г.
 Струмилин, Л. Е. Минц, В. Михеев, Я. В. Видревич и др.); брак и семью (С. Я.
 Вольфсон); проблемы
 социальной психологии (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский); социальной медицины (П.
 А. Семашко, Б.
 Я. Смулевич) и т. д.
 Быстрый прогресс С. в СССР и др. социалистич. странах начался в 1960-х гг. Этому
 способствовали
 возросшие потребности планирования и управления, необходимость базировать
 политич. решения на
 научной информации и прогнозировании социальных процессов, а также прогресс
 самого
 социалистич. общества, повышение активности масс и роли «человеч. фактора» во
 всех социальных
 процессах.
 Марксистской С. в равной мере чужды как «...стремление искать ответов на
 конкретные вопросы в
 простом логическом развитии общей истины...» (Л е н и н В. И., там же, т. 3, с.
 14), так и
 позитивистская абсолютизация частного факта.
 В её структуре обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: общую теорию —
 историч.
 материализм, являющийся в то же время составной частью марксистской философии,
 спец. теории и
 частные ампирич. исследования. Социологическое исследование существующих
 обществ. отношений
 направлено на выяснение ведущих тенденций их развития, чтобы на этой основе
 находить
 оптимальные пути и средства построения коммунистич. общества. Отсюда — единство
 её
 конструктивных и критич. функций. Для решения этих задач в СССР создан ряд
 исследовательских
 учреждений. В 1958 возникла Советская социологич. ассоциация. В 1960 в Ин-те
 философии АН
 СССР было создано первое в стране социологич. подразделение — сектор
 исследований новых форм
 труда и быта, позже преобразованный в Отдел конкретных социологич. исследований.
 Затем
 возникли лаборатория социологич. исследований Ленинградского ун-та,
 исследовательские центры в
 Новосибирске, Свердловске, Перми и др. В 1966 при Президиуме АН СССР был создан
 Науч. совет
 по проблемам конкретных социальных исследований, а в 1968 организован Институт
 конкретных
 социальных исследовиний (ныне Ин-т социологич. исследований АН СССР).
 Социологич. уч-
 реждения созданы во всех союзных республиках и во мн. крупных городах. С 1974
 издаётся журн.
 «Социологические исследования».
 Осн. направления социологич. исследований в СССР определяются решениями съездов
 КПСС и
 постановлениями ЦК КПСС о задачах обществ. наук. В числе разрабатываемых тем:
 социальные
 проблемы создания ма-териально-технич. базы коммунизма, соединение достижений
 научно-технич.
 революции с преимуществами социализма; социальные проблемы труда и развития
 трудовых
 коллективов; социальная структура и обществ.
 отношения сов. общества; изменение социально-демографич. и профессиональной
 структуры
 общества; нац. отношения и этнич. процессы; динамика социально-территориальных
 общностей,
 процессы урбанизации, взаимоотношения города и деревни; социально-поли-тич.
 организация
 общества и проблемы управления; социалистич. образ жизни, структура рабочего и
 внера-бочего
 времени, социальные проблемы быта; развитие обществ. сознания, культуры,
 образования, средств
 массовой коммуникации и обществ. мнения; проблемы брака и семьи; социальные
 аспекты развития
 личности и воспитания молодёжи и т. д. Многие из этих исследований имеют важное
 практич.
 значение. Сов. социологи активно участвуют в разработке индикаторов социального
 развития и
 подготовке соответствующих гос. и региональных планов экономич. и социального
 разви-тия, в
 борьбе за повышение эффективности и качества управления предприятиями и
 отраслями нар. х-ва, В
 создании службы семьи, совершенствовании методов идеологич. и воспитательной
 работы.
 Возникнув на стыке ряда обществ. наук, С. сохраняет тесные связи с ними, мн.
 социологич.
 исследования в СССР осуществляются в рамках экономич., юридич., этнографич.,
 психологич., мед.
 и др. учреждений или же с участием соответствующих специалистов. Большое
 СОЦИОЛОГИЯ 641
 значение имеет также укрепление связей С. с естеств. науками.
 Значит. развитие марксистская С. получила и в др. социалистич. странах.
 Б у p ж у а з н а я С. в 19 в. развивалась под влиянием позитивизма Конта и
 Спенсера в двух
 параллельных и сначала почти не связанных друг с другом направлениях —
 теоретическая С. и
 эмпирические социальные исследования. Теоретич. С. пыталась реконструировать гл.
 фазы историч.
 эволюции и одновременно описать структуру общества. Однако развитие общества
 представлялось
 социологам-позитивистам в виде более или менее прямолинейной эволюции, а
 структура общества
 сводилась к механич. соподчинению различных «факторов». В зависимости от того,
 какой именно
 стороне обществ. жизни придавалось наибольшее значение, в С. 19 в. выделяют
 неск. различных
 направлений.
 Географическая школа абсолютизировала влияние географической среды и её отд.
 компонентов
 (климат, ландшафт и т. д.). Демографич. школа считала гл. фактором обществ.
 развития рост
 народонаселения. Расо-ео-антропологическая школа интерпретировала обществ.
 развитие в
 понятиях наследственности, «расового подбора» и борьбы «высших» и «низших» рас.
 Органическая
 школа (органицизм) рассматривала общество как подобие живого организма, а
 социальное
 расчленение общества — как аналогичное разделению функций между различными
 органами.
 Социальный дарвинизм видел источник обществ. развития в «борьбе за
 существование». В кон. 19 —
 нач. 20 вв. широкое распространение получили различные разновидности психологич.
 С.— инстин-
 ктивизм, бихевиоризм, интроспекционистские объяснения обществ. жизни в терминах
 желаний,
 чувств. интересов, идей, верований и т. п. Наряду с попытками объяснения
 обществ. жизни в
 терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план
 коллективное сознание (Э. Дюркгейм, Е. Де Роберти, Ф. Гиддингс, Ч. Кули), а
 также сами процессы и
 формы социального взаимодействия (Ф. Теннис, Г. Зиммель, А. Фиркандт, С. Бугле и
 др.).
 Психологич. С. способствовала конституированию социальной психологии и изучению
 таких
 вопросов, как обществ. мнение, специфика коллективной психологии, соотношение
 рационального и
 эмоционального моментов в обществ. сознании, механизмы передачи социального
 опыта, пси-
 хологич. основы и условия формирования социального самосознания индивида и
 группы. Однако
 сведение С. к психологии приводило к игнорированию материальных общественных
 отношений, их
 структуры и динамики.
 Второй линией развития С. в 19 в. были эмпирич. социальные исследования.
 Потребность в
 информации о населении и материальных ресурсах, необходимой для нужд управления,
 вызвала
 появление периодич. переписей и правительств. обследований. Капиталистич.

<< Пред.           стр. 337 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу