<< Пред.           стр. 338 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 урбанизация и
 индустриализация также породили или обострили ряд социальных проблем (бедность,
 жилищный
 вопрос и т. д.), изучением к-рых начали в 18 в. заниматься обществ. организации,
 социальные
 реформаторы и филантропы. Первые эмпирич. социальные исследования (работы англ.
 политич.
 арифметиков 17 в., франц. правительств. обследования 17—18 вв.) не имели
 система-тич. характера.
 В 19 в. число их быстро возросло. Эти исследования не только ввели в оборот
 новые факты, но и
 совершенствовали методы их сбора и анализа. Кетле разработал основы социологич.
 статистики, Ле
 Пле — монографич. метод изучения семейных бюджетов. Появились первые центры
 социальных
 исследований — Лондонское статистич. об-во, Об-во социальной политики в Германии
 и др.
 Эмпирич. исследования начинают постепенно испытывать нужду в обобщающей
 642 СОЦИОЛОГИЯ
 теории, а социологич. теория — в эмпирич. проверке своих положений.
 Возникнув на стыке неск. различных дисциплин и не имея чётко очерченного
 собственного
 предмета, С. на первых порах встречала сильную оппозицию со стороны
 представителей более
 старых дисциплин (особенно философов и историков) и не вписывалась в систему
 классич.
 гуманитарного образования. Однако постепенно положение менялось. В кон. 19 в. С.
 становится уни-
 верситетской дисциплиной, начинают выходить спец. журналы.
 Несмотря на этот рост С., её положение оставалось весьма неопределённым.
 Идеологич. кризис,
 связанный с перерастанием домонополистич. капитализма в империализм, революция в
 физике и
 кризис механич. детерминизма в общенауч. мировоззрении, рост интереса к ме-
 тодологич. вопросам
 в связи с дальнейшей дифференциацией и специализацией обществ. наук,
 методологич. кризис
 позитивистского эволюционизма, господствовавшего в обществоведении 19 в., и
 усиление
 антипозитивистских течений в философии — всё это не могло не повлиять на С.
 Вульгарный
 механицизм и натурализм позитивистской С. подверглись резкой критике со стороны
 неоидеа-
 листич. течений, вплоть до полного отрицания права С. как науки на существование
 (Дильтей,
 Кроче). Острая теоретико-методологич. полемика развёртывается и внутри С.
 Крупнейшие зап.-европ. и амер. социологи кон. 19 — нач. 20 вв. Теннис, Зиммель,
 Дюркгейм, М.
 Вебер, Паре-то, Веблен ставили одни и те же осн. вопросы. Все они ясно понимали,
 что бурж.
 общество переживает кризис и испытывали тревогу по поводу его проблем, решения
 к-рых они не
 видели. Стремясь поднять С. до уровня объективного, научного знания, они вместе
 с тем понимали
 недостаточность для обществоведения естеств.-науч. методов. Настаивая на
 самостоятельности С. и
 её отделении от философии, экономики и права, они в то же время анализировали
 такие филос.
 вопросы, как природа социальной реальности, гносеологич. специфика социального
 познания,
 соотношение науки и мировоззрения. Воспринимая кризис бурж. общества прежде
 всего как кризис
 его ценностных систем, они уделяли много внимания изучению норм и ценностей
 культуры и
 особенно — религии. При этом историко-эволюционный подход постепенно уступил
 место
 структурно-аналитическому, а теоретич. построения начали всё теснее связываться
 с эмпирич.
 исследованием (напр., кн. «Самоубийство» Дюркгейма). Но в рамках общей
 проблематики
 формируются разные теоретич. ориентации. «Социологизм» Дюркгейма, предлагающий
 рассматри-
 вать социальные факты «как вещи», продолжает линию позитивистского объективизма.
 «Понимающая социология» М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутр. смысл
 социальных
 действий, связана, напротив, с идеями неокантианства и философии жизни.
 Функционализм
 Дюркгейма контрастирует как с историч. ориентацией Вебера, к-рый считает
 социологич. понятия
 «идеальными типами», необходимыми для упорядочения сложной историч.
 действительности, так и
 с подходом Зиммеля, для к-рого базовым, исходным социальным процессом является
 межличностное
 взаимодействие. Важно, что в последней трети 19 в. началась активная
 конфронтация бурж. С. с
 марксизмом как по идеологич., так и по теоретич. вопросам. Особенно усилился
 этот процесс после
 Великой ?кт. социалистич. революции.
 Совр. немарксистская С. неоднородна по своим идеологич. установкам. Наряду с
 явными
 апологетами капитализма, разрабатывающими его политико-идеоло-гич. и военную
 стратегию или
 общие теории, прямо направленные против марксизма и коммунизма, такие, как
 теория
 конвергенции, имеется значит. число учёных, к-рые стараются отделить свою науч.
 работу от по-
 литики, ограничиваясь исследованием спец. проблем; их идеологич. установки в
 большинстве
 случаев являются буржуазно-либеральными, реформистскими. На-
 конец, существует т. я. «радикальная», или «критическая», С., с леволиберальных
 и мелкобурж.
 позиций подвергающая критике капиталистич. строй и его учреждения. Соотношение
 этих
 идеологич. течений изменчиво и неодинаково в разных странах. Кроме того, нужно
 иметь в виду
 специфику самого социологич. знания и множественность его социальных функций. В
 результате
 интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из центральных
 мест в системе
 обществ. наук, она изучается и преяодаётся в большинстве стран мира и
 насчитывает св, 40
 специализированных отраслей, число к-рых продолжает расти. Наряду со сбором эм-
 пирич.
 информации и её теоретич. интерпретацией С. выполняет прогностические и
 прикладные функции
 как на уровне макросоциальных процессов и систем (напр., исследование социальных
 аспектов
 изменения природной среды), так и на микроуровне (напр., в масштабах отд.
 предприятия). Значит.
 успехи были достигнуты в сфере методов и техники исследования (системный подход,
 математич.
 моделирование социальных процессов, количеств. методы обработки и обобщения
 данных). Хотя
 границы между С. и нек-рыми смежными дисциплинами, напр. социальной психологией,
 не вполне
 определённы, это объясняется не только тем, что С. использует методы др. наук,
 но и растущей
 социологиза-цией др. обществ. наук, стремящихся рассматривать свои объекты в
 более широком
 социальном контексте.
 В послевоенный период в бурж. С. существовало неск. различных теоретико-
 методологич.
 ориентации. Самой влиятельной из них был структурный функционализм (Парсонс,
 Мертон), к-рый
 выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и
 объясняет
 частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого.
 Инте-ракционизм
 (Дж. Хоманс, Э. Гофман) ставит во главу угла процессы взаимодействия между
 индивидами и
 группами, в ходе к-рых складываются и видоизменяются относительно устойчивые
 социальные
 структуры и учреждения. Сильное влияние на социологич. теорию оказывали
 неопозитивизм,
 феноменология (Шюц), неофрейдизм (Фромм и др.), франц. структурализм. Хотя между
 общетеоретич. ориентациями и т. н. теориями среднего уровня, не говоря уже об
 эмпирич.
 исследованиях, существует большой разрыв, исходные установки существенно влияют
 и на
 тематику, и на методы исследования. Представители интеракционистской ориентации
 изучают
 преим. межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры
 общества. Со-
 циолог-позитивист старается свести социальные ценности и нормы к фактам
 «открытого»,
 наблюдаемого поведения (напр., статистике участия и неучастия в выборах),
 феноменолог, напротив,
 интересуется тем, какой внутр. смысл имеет то или иное социальное действие для
 его участников.
 Противоречия и трудности развития особенно ярко проявились в кризисе зап. С., к-
 рый стал явным в
 кон. 1960-х — нач. 1970-х гг. В идеологич. плане этот кризис связан с
 обострением социальных
 противоречий капитализма и ростом демократич. движения. В теоретико-методологич.
 плане кризис
 С. выступает как кризис позитивистско-сциентистских иллюзий относительно
 возможности
 «беспартийной» С., а также эмпиризма и функционализма, абсолютизирующего момент
 единства и
 устойчивости «социальной» системы и смазывающего её внутр. противоречия. Критика
 этих течений
 заняла одно из центральных мест на 9-м (1978) и 10-м (1982) Всемирных
 социологич. конгрессах.
 В связи с этим наблюдается рост внимания и интереса к марксизму, в к-ром учёных
 привлекает
 ориентация на исследование глубинных, объективных социальных процессов и
 отношений в
 обществе в целом, диалектич. подход, историзм и, наконец, революционно-критич.
 тенденция,
 стремление не просто к изучению, но к обновлению мира. Наряду с этим среди
 учёных Запада
 широко распространены всевозможные подделки, ис-
 толковывающие марксизм в романтическом, анархистском и т. д. духе. Среди части
 левонастроениых
 молодых социологов бытует вульгарно-нигилистич. отношение к технике социологич.
 исследования,
 эппирич. методы огульно приравниваются к «апологетике», партийность
 противопоставляется науч.
 объективности и т. д. В своём отношении к работам социологов Запада учёные-
 марксисты сочетают
 принципиальную критику с использованием их науч. достижений.
 • Общие труды. Социологич. теория. С. в СССР, т. 1—2, М., 1966; С. и идеология.
 [Сб. ст.], М., 1969; Хаан Э., Историч.
 материализм и марксистская С., пер. с нем., М., 1971; Федосеев П. Н., Коммунизм
 и философия, M., 19712; Историч.
 материализм как теория социального познания и деятельности, М., 1972; Афанасьев
 В. Г., Науч. управление обществом,
 M., 19732; Ильичев Л. Ф., Философия и науч. прогресс, М., 1977; С. и
 современность, т. 1—2, М., 1977; С. и проблемы
 социального развития, М., 1978; О с и-п о в Г. В., Теория и практика социологич.
 исследований в СССР, М., 1973; Сов.
 С., т. 1—2, М., 1982; С. сегодня, пер. с англ., М., 1965; Амер. С., пер. с
 англ., М., 1972; Merlon R. К., Social theory and
 social structure, N. Y., 1968; Методология и техника. Количеств. методы в С.,
 М., 1966; Математич. методы в совр. бурж.
 С., Сб. ст., М., 1966; Количеств. методы в С., М., 1966; 3 д p а в о м ы с л о в
 А. Г., Методология и процедура
 социологич. исследований, М., 1969; Ш у б к и н В. Н., Социологич. опыты, М.,
 1970; Ядов В. А., Социологич.
 исследование, М., 1972; Михайлов С., Эмпи-рич. социологич. исследование, пер. с
 болг., М., 1975; Процесс социального
 исследования, пер. с нем., М., 1975; Рабочая книга социолога, М., 1976;
 Математич. моделирование в С., Ново-сиб.,
 1977; Социальные исследования: построение и сравнение показателей, М., 1978;
 Саморегуляция и прогнозирование со-
 циального поведения личности. Л., 1979. История С, Совр. состояние С. за
 рубежом. Кон И. ?., Позитивизм в С., Л.,
 1964; Чагин Б. А., Очерк истории социологич. мысли в СССР, Л., 1971; Л а щ у к
 Л. П., Введение в историч. С., в. 1—2,
 М., 1977; Критика совр. бурж. теоретич. С., М., 1977; Новые направления в
 социологич. теории, пер. с англ., М., 1978;
 Социологич. мысль в России, Л., 1978; История бурж. С. 19 —нач. 20 в., М., 1979;
 История бурж. С. первой пол. 20 в.,
 М., 1979; И о н и н Л. Г., Понимающая С. Историко-критич. анализ, М., 1979;
 Антонович И. И., Бурж. социологич.
 теория, ч. 1—2, Минск, 1980—81; Madge J. Н., The origins of scientific
 sociology, Glencoe, 1962; Nisbet R. A., The
 sociological tradition, N. Y., 19663; Ar on R,, Las etapes de la pensee
 sociologique, P., 1967; Gouldner A. W., The coming crisis
 of Western sociology, N. Y.— L., 19703; O b e r-schall ?., The establishment of
 empirical sociology, N. Y., 1972; Crisis and
 contention in sociology, ed. by T. Bottomore, L., 1975; С о s e r L·. ?.,
 Masters of sociological thought, N. Y. 19772. И. С. ?он.
 СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (знания), направление теоретич. и эмпирич. исследований,
 рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально-историч.
 обусловленности
 знания, познания и сознания, социальные аспекты произ-ва, распространения,
 использования
 различных типов знаний как в обществе в целом, так и на уровне классов,
 социальных групп,
 организаций.
 Осн. проблемы С. п.— учение о социальной сущности и обусловленности сознания,
 историч.
 природа познания, методология их изучения разработаны классиками марксизма-
 ленинизма.
 Марксизм-ленинизм раскрыл многомерность сознания прежде всего по формам, уровням
 и степени
 адекватности отражения им действительности, общие закономерности развития и
 классовые корни
 идеологии. Марксистско-ленинское понимание социальной природы познания и знания
 противостоит
 как их натуралистич. трактовке, так и вульгарному социологизму.
 В марксистской С. п. изучаются методологич, про-блемы социологич. подхода к
 сознанию и
 процессу поз-, нания, общественно-историч. природа познания, социально-классовая
 обусловленность объективного отражения действительности и его извращённых,
 иллюзорных форм
 — «ложного сознания»; подвергаются критике различные концепции бурж. С. п.
 Проводятся также
 исследования механизмов познавательной деятельности, становления и
 функционирования
 различных типов знаний, настроений, мнений, убеждений на уровне социальных
 групп, коллективов.
 СОЦИОЛОГИЯ 643
 В 20-х гг. 20 в. складывается бурж. С. п. как относительно самостоятельная
 отрасль исследований
 (работы М. Шелера и К. Манхейма — Германия, а также П. Сорокина, Ф. Знанецкого,
 Т. Парсонса, Р.
 Мертона, А. Чайлда, Ч. Р. Миллса, В. Старка, II. Бергера, Т. Лукмана — США, и
 др.). Заимствуя из
 марксизма идею о социальной обусловленности сознания, бурж. С. п., к-рая крайне
 разнородна в
 теоретич. и методологич. планах, интерпретирует её либо в явно идеалистич. духе,
 либо в духе узко
 понимаемого детерминизма (тех-нологич., организационного, лингвистич. и т. д.).
 При этом
 игнорируется роль общественно-историч. практики в формировании сознания, а из
 сферы
 социальной детерминации обычно исключается всё естественно-на-уч. знание.
 В бурж. С. п. при изучении истории мышления, типов мировоззрений и культур,
 идей, их создателей и носителей
 социальные факторы (к ним относят социальную позицию, классовое положение,
 идеологии, ценности и т. д.)
 рассматриваются гл. обр. как деформирующие процесс познания. С этим связана
 преобладавшая до конца 60-х
 гг. тенденция к противопоставлению науки и идеологии, «очищению» знания от
 ценностных суждений
 (концепции «деидеологизации», «конца идеологии»). Вместе с тем с конца 60-х гг.
 резко усилилась тенденция
 противоположного характера, особенно в США, к релятивизации науч. знаний (см.
 Релятивизм), к идеоло-
 гизации науки. При эмпирич. исследовании состояний сознания (обществ.
 настроений, мнений и т. д.) различных
 классов, социальных, проф. и др. групп и общно-стей подчёркивается
 функциональный характер взаимо-
 отношений между сознанием индивида и его непо-средств. окружением. Бурж. С. п. в
 значит. части направлена
 против марксизма-ленинизма. * M a p к с К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Соч.,
 т. 3; M a p к с К., К критике
 политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; Ленин В. И., Материализм и

<< Пред.           стр. 338 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу