<< Пред.           стр. 339 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его
 же, Филос. тетради, там же, т. 29; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы обществ.
 сознания, М., 1959;
 Мамардашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Москвичев Л.Н.,
 Теория «деидеологизации»:
 иллюзии и действительность, М., 1971; Мегрелидзе К. Р., Осн. проблемы социологии
 мышления, Тб., 19733;
 Творч. природа социалистич. обществ. сознания, М., 1980; The sociology of
 knowledge. A reader, N. Y., 1970;
 Friedrichs R. W., A sociology of sociology, N. Y.—L., 1970; Wissenssoziologie,
 «Kolner Zeitschrift fur Soziologie und
 Sozialpsychologie», 1980, Sonderheft 22.
 СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas — общество и греч. ?????? — измеряю), отрасль
 социальной
 психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание
 количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками.
 Термин «С.» появился в 19 в. в связи с попытками применить математич. методы к
 изучению
 социальных фактов. В 20 в. возникла макросоциология, сторонники к-рой (Гурвич и
 др.) пытались
 объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Морено
 придал
 новое значение термину «С.», ограничив его сферой взаимоотношений индивидов и
 включив в С.
 наряду с оригинальными методами ряд постулатов психоанализа и теории ролей, а
 также реак-
 ционно-утопич. рассуждения о возможности разрешения всех социальных конфликтов
 капиталистич.
 общества с помощью изучения и «улучшения» межличностных отношений. С развитием
 социальной
 психологии термин «С.» стал использоваться для обозначения опре-дел. методов
 исследования
 взаимоотношений в малых группах.
 Социометрический тест, аутосоциометрия, ретроспективная С. и др. методы основаны
 на вербальных
 отчётах испытуемых относительно внутригрупповых межличностных предпочтений в
 определ.
 ситуациях. Эти методы позволяют описать положение индивида в группе так, как оно
 представляется
 самому субъекту,
 644 СОЦИОМЕТРИЯ
 сопоставить взгляды всех участников группы; с помощью формализованных процедур
 получить
 индексы, открывающие возможность доказательного сравнения между собой (по
 определ.
 параметрам) разных индивидов или групп. Групповые индексы показывают степень
 связанности
 индивидов в группе, взаимность связей, интегрированность группы, объём и
 интенсивность
 взаимодействия и т. д.
 Важное место в С. занимают методы психодрамы и социодрамы. В первом случае
 созданная
 экспериментатором группа превращается как бы в театральную труппу, проигрывающую
 на сцене
 определ. ситуации взаимодействия. При этом испытуемый демонстрирует своё
 представление о роли,
 основанное на его прошлом опыте или на его ожиданиях, другие же разделяются на
 активно
 реагирующих зрителей и участников взаимодействия. В социодраме присутствуют те
 же элементы
 (сцена, актёры, терапевт, пациент, зрители), однако здесь участвует естественная
 группа (семейная,
 производственная и т. п.), причём иногда исполнители меняются ролями, напр. сын
 принимает роль
 отца, начальник — подчинённого и т. д. Участники проигрывают свои реальные
 ситуации,
 отрабатывая моменты внутригруппового взаимодействия с др. группами (напр.,
 работников с
 администрацией). В последние годы психодрама и социодрама развиваются
 относительно
 независимо от др. процедур С. и широко используются при обучении руководителей,
 отработке
 взаимоотношений «трудных подростков» со взрослыми и в групповой психотерапии.
 Методы С.
 применяются при изучении и формировании малых групп, производственных, учебных,
 военных и
 др. коллективов.
 • Морено Д. Л., С., пер. с англ., М., 1958; В о л-к о в И. П., Социометрич.
 методы в социально-психологич.
 исследованиях, Л., 1970; Л и б и х С. С., Коллективная психотерапия неврозов,
 Л., 1974; Паниотто В. И., Структура
 межличностных отношений, К., 1975; Коломинский Я. Л., Психология взаимоотношений
 в малых группах, Минск, 1976;
 M o r e n о ,1. L., Who shall survive?, N. ?., 1934; е г о же, Psychodrama, N.
 Y., 1946.
 СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА, форма классового сотрудничества двух
 трудящихся классов в бурж.-демократич., нар.-демократич. и социалистич.
 революциях, в
 антиимпериалистич. и нац.-освободит.
 движениях, в строительстве социализма и коммунизма, обусловленная совпадением их
 коренных ин-
 тересов. Идею необходимости С. р. к. и к. в борьбе за свержение господства
 буржуазии впервые
 высказали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что рабочий класс сможет выполнить
 свою
 всемирно-историч. миссию, если он установит союз с непролет. трудящимися
 массами, прежде всего
 с крестьянством, и возглавит их в рево-люц.-освободит. борьбе (см. Гегемония
 пролетариата).
 «Крестьяне... находят своего естественного союзника и вождя в городском
 пролетариате, призванном
 ниспровергнуть буржуазный порядок» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
 т. 8, с. 211). Если
 рабочий класс будет поддержан крестьянством, то «... пролетарская революция
 получит тот хор, без
 которого ее соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню» (M
 a p к с К., там
 же, с. 607, прим.). В. И. Ленин развил учение о С. р. к. и к. в новых историч.
 условиях, разработал
 стратегию и тактику классовых союзов пролетариата в бурж.-демократич. и
 социалистич.
 революциях. В период борьбы за победу бурж.-демократич. революции в России
 партия большевиков
 выдвинула лозунг «вместе со всем крестьянством против царя и помещиков». В
 противовес
 установкам меньшевиков и троцкистов, считавших всё крестьянство реакц. массой,
 большевики,
 опираясь па идеи Ленина, исходили из того, что крестьянство заинтересовано в
 уничтожении
 помещичьего землевладения, пережитков крепостничества. В Окт. революции 1917
 Коммунистич.
 партия, учитывая классовую неоднородность крестьянства, ориентировалась на союз
 рабочего класса
 с беднейшим крестьянством при нейтрализации среднего крестьянства, что было
 обусловле-
 но его колебаниями между рабочим классом и буржуазией.
 После победы ?кт. революции Ленин рассматривал С. р. к. и к. как высший принцип
 диктатуры
 пролетариата. 8-й съезд РКП(б), исходя из изменения социальной структуры деревни
 в результате
 революц. преобразований, провозгласил новую линию партии: уметь достигать
 соглашения со
 средним крестьянином, ни на минуту не отказываясь от борьбы с кулаком и прочно
 опираясь на
 бедноту.
 В результате осуществления ленинского плана построения социализма в СССР,
 включавшего
 индустриализацию страны, кооперирование мелких крест. х-в и проведение
 культурной революции,
 возросли численность и влияние рабочего класса, коренным образом изменилось
 положение
 крестьянства, к-рое стало со-циалистич. классом.
 Политич. и экономич. союз разных по своей социальной природе классов превратился
 в тесную
 дружбу социально однотипных классов. В ходе развития социалистич. строя возник и
 упрочился
 союз рабочего класса, колх. крестьянства и нар. интеллигенции. На этой основе
 сложилось
 социально-политич. и идейное единство сов. общества. В условиях развитого
 социализма повышение
 роли рабочего класса связано с ростом его численности, идейно-политич. зрелости,
 образованности и
 проф. квалификации. С индустриализацией с.-х. произ-ва труд колх. крестьянства
 постепенно сбли-
 жается с трудом рабочих, на селе повышается число механизаторов и др.
 квалифицированных
 профессий. Сближение гос. и кооп. собственности, развитие меж-хоз. орг-ций и
 агропром.
 комплексов, введение гарантированной оплаты труда в колхозах и распространение
 на колхозников
 системы социального обеспечения, установленной для рабочих и служащих, ведёт к
 ликвидации
 различий в социальном положении рабочих и крестьян. Быстро растёт численность
 интеллигенции,
 играющей всё более значит. роль в жизни социалистич. об-ва. В то же время в
 производств.
 деятельности значит. части рабочих и колхозников переплетается умств. и физич.
 труд. В ходе
 стирания межклассовых различий революц. идеология и мораль рабочего класса, его
 кол-
 лективистская психология, интересы и идеалы становятся достоянием всех
 социальных групп и слоев
 сов. общества. Важнейшей задачей дальнейшего развития является ликвидация
 тяжёлого
 неквалифицированного труда в городе и деревне, выравнивание культурно-бытовых
 условий жизни,
 преодоление существ. различий между городом и деревней, создание бесклассовой
 структуры
 общества в историч. рамках зрелого социализма.
 В других социалистич. странах С. р. к. и к. формировался в ходе освободит.
 борьбы против фашизма
 и внутр. реакции. В результате нар.-демократич. и социалистич. революций, агр.
 реформ, приведших
 к ликвидации капиталистич. отношений в с. х-ве, социалистич. кооперирования,
 проводившегося с
 учётом своеобразия историч. условий, С. р. к. и к. укрепился.
 В развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки проблемы С. р. к. и к.
 определяются
 уровнем развития и социальным строем отд. стран. Во многих из них крестьянство
 составляет
 подавляющее большинство населения, на него оказывают значит. влияние
 сохранившиеся общинные,
 родо-племенные, феод. отношения, религ. и др. пережитки. Рабочий класс в этих
 странах ещё
 недостаточно развит. Складывание С. р. к. и к. в решающей мере связано с
 направлением обществ.
 развития, определяемым программами социальных сил, стоящих у власти. При этом
 важнейшим
 является выбор социалистич. или капиталистич. ориентации, обусловливающей
 характер агр.
 преобразований и путей индустриализации.
 В развитых капиталистич. странах в результате науч.-технич. революции в с. х-ве
 усиленно
 развивается концентрация произ-ва и капитала, что приводит к бы-
 строму вытеснению мелкого, а также значит. массы среднего произ-ва. Установление
 господства и
 контроля гос.-монополистич. капитализма над с. х-вом вызывает в первую очередь
 сопротивление
 мелких с.-х. производителей. Вместе с тем рождается определ. общность интересов,
 несмотря на
 существующие противоречия, у всех с.-х. производителей (мелких, средних и
 отчасти даже крупных)
 в борьбе с наступлением монополий. В качестве средства защиты крестьян и
 фермеров против
 монополий выступает кооперация, к-рая, кроме эконо-мич. выгод объединения
 крестьян,
 способствует уставов-лению связей с организациями рабочего класса. Все эти
 процессы служат
 предпосылкой складывания прочного С. р. к. и к. в развитых капиталистич.
 странах, расширения
 влияния рабочего класса на непролет. слои деревни. Коммунистич. партии в этих
 странах исходят из
 необходимости укрепления сотрудничества пролет. и непролет. слоев трудящихся в
 борьбе за
 глубокие ан-тимонополистич., демократич. преобразования.
 • Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850г., Маркс К. и Э н г е л ь
 с Ф., Соч., т. 7; его же, Восемнадцатое
 брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в
 Германии, там же, т. 8; его же, Крест,
 вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; Ленин В. И., О союзе рабочего
 класса и крестьянства. [Сб.], М., 1969;
 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 1—13, М.,
 1970—818 (см. по указателю);
 Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
 Программные документы борьбы за
 мир, демократию и социализм, М., 1961; Меж-дунар. совещание коммунистич. и
 рабочих партий. Документы и
 материалы, М., 1969; Брежнев Л. И., Вопросы агр. политики КПСС и освоение
 целинных земель Казахстана. Речи и
 доклады, М., 1974; его же, Ленинским курсом, т. 6, М., 1978; Калинин М. И.,
 Избр. произв., т. 1—2, М., 1960; М у т о в к
 и н Н. С., Военно-политич. союз рабочего класса и трудового крестьянства в СССР
 в период иностр. воен. интервенции
 и гражд. войны. (1918—1920 годы), М., 1965; Ленинское учение о союзе рабочего
 класса с крестьянством, М., 1969;
 Союз созидателей нового общества, М., 1979; см. также лит. к статьям Рабочий
 класс, Крестьянство, Интеллигенция.
 Е. М. Чехарин.
 СПЕВСИПП (???????????) (ок. 407 до н. э., Афины,—339, там же), др.-греч.
 философ-платоник. Сын
 сестры Платона Потоны, его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и
 диалоги.
 Важнейшие среди его соч. (30 названий, по Диогену Лаэртию, IV 4—5, к этому
 следует прибавить
 трактат «О пифагорейских числах») — «Об удовольствии», «О философии», «О богах»,
 «О душе»,
 «О подобном», «Энкомий Платону». С. заменил платоновские идеи числами, к-рые
 понимал как
 самостоят. субстанции, отделённые от чувств. вещей, но при этом толковал их не
 как «идеальные
 числа» Платона, а как математич. числа. Начало (архе) всех чисел — единое, к-рое
 С. отличал от
 блага и бога; числа наряду с др. математич. объектами суть первые из
 существующих предметов,
 рождение к-рых от единого и некоего принципа множественности С. понимал не
 буквально, но в
 качестве мысленного образа. Демиурга платоновского «Тимея» С. считал богом и
 умом (нусом) и
 отождествлял с декадой. В соч. «О подобном» на материале биологии и ботаники С.
 проводил логич.
 различение родовых и видовых признаков. Разграничивая мир чувственный и
 умопостигаемый, С., в
 отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом
 отсутствие зла.
 Влияние С., по-видимому, ограничено в основном рамками Древней Академии, хотя
 оно проявлялось
 и позднее — в неопифагореизме.
 • Фрагменты: Lang P. L. F., De Speusippi Acade-mici scriptis, Fr./M., 1964.
 • Merlan Ph., Zur Biographie des Speusippos, «Phuolo-gus», 1959, Bd 103, H. 3/4,
 S. 198—214; Tarran t H. A. S., Speusippus'
 ontological classification, «Phronesis», 1974, v. 19, M 2, p. 130—45; D i lion
 J. M., The middle Platonists, L., 1977, p. 11—22.
 СПЕКУЛЯТИВНОЕ (позднелат. speculative, от лат. speculor — наблюдаю, созерцаю),
 тип теоретич.
 знания, к-рое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии, и
 направлено на
 осмысление оснований
 СПЕКУЛЯТИВНОЕ 645
 науки и культуры. С. знание представляет собой исторически определ. способ
 обоснования и
 построения философии. Идея о С. характере философии служила формой утверждения
 суверенности
 филос. знания и его несводимости ни к обыденному, ни к специально-науч. знанию.
 Представление о
 философии как С. знании сложилось уже в античности (причём здесь С.
 отождествлялось с теорией
 высшего ранга) и было воспринято в ср.-век. схоластич. философии, где С.
 отождествлялось с
 умозрением, интеллектуальной интуицией, созерцанием сверхчувств. и сверхэмпирич.
 сущностей. В

<< Пред.           стр. 339 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу