<< Пред. стр. 339 (из 449) След. >>
эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; егоже, Филос. тетради, там же, т. 29; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы обществ.
сознания, М., 1959;
Мамардашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Москвичев Л.Н.,
Теория «деидеологизации»:
иллюзии и действительность, М., 1971; Мегрелидзе К. Р., Осн. проблемы социологии
мышления, Тб., 19733;
Творч. природа социалистич. обществ. сознания, М., 1980; The sociology of
knowledge. A reader, N. Y., 1970;
Friedrichs R. W., A sociology of sociology, N. Y.—L., 1970; Wissenssoziologie,
«Kolner Zeitschrift fur Soziologie und
Sozialpsychologie», 1980, Sonderheft 22.
СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas — общество и греч. ?????? — измеряю), отрасль
социальной
психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание
количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками.
Термин «С.» появился в 19 в. в связи с попытками применить математич. методы к
изучению
социальных фактов. В 20 в. возникла макросоциология, сторонники к-рой (Гурвич и
др.) пытались
объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Морено
придал
новое значение термину «С.», ограничив его сферой взаимоотношений индивидов и
включив в С.
наряду с оригинальными методами ряд постулатов психоанализа и теории ролей, а
также реак-
ционно-утопич. рассуждения о возможности разрешения всех социальных конфликтов
капиталистич.
общества с помощью изучения и «улучшения» межличностных отношений. С развитием
социальной
психологии термин «С.» стал использоваться для обозначения опре-дел. методов
исследования
взаимоотношений в малых группах.
Социометрический тест, аутосоциометрия, ретроспективная С. и др. методы основаны
на вербальных
отчётах испытуемых относительно внутригрупповых межличностных предпочтений в
определ.
ситуациях. Эти методы позволяют описать положение индивида в группе так, как оно
представляется
самому субъекту,
644 СОЦИОМЕТРИЯ
сопоставить взгляды всех участников группы; с помощью формализованных процедур
получить
индексы, открывающие возможность доказательного сравнения между собой (по
определ.
параметрам) разных индивидов или групп. Групповые индексы показывают степень
связанности
индивидов в группе, взаимность связей, интегрированность группы, объём и
интенсивность
взаимодействия и т. д.
Важное место в С. занимают методы психодрамы и социодрамы. В первом случае
созданная
экспериментатором группа превращается как бы в театральную труппу, проигрывающую
на сцене
определ. ситуации взаимодействия. При этом испытуемый демонстрирует своё
представление о роли,
основанное на его прошлом опыте или на его ожиданиях, другие же разделяются на
активно
реагирующих зрителей и участников взаимодействия. В социодраме присутствуют те
же элементы
(сцена, актёры, терапевт, пациент, зрители), однако здесь участвует естественная
группа (семейная,
производственная и т. п.), причём иногда исполнители меняются ролями, напр. сын
принимает роль
отца, начальник — подчинённого и т. д. Участники проигрывают свои реальные
ситуации,
отрабатывая моменты внутригруппового взаимодействия с др. группами (напр.,
работников с
администрацией). В последние годы психодрама и социодрама развиваются
относительно
независимо от др. процедур С. и широко используются при обучении руководителей,
отработке
взаимоотношений «трудных подростков» со взрослыми и в групповой психотерапии.
Методы С.
применяются при изучении и формировании малых групп, производственных, учебных,
военных и
др. коллективов.
• Морено Д. Л., С., пер. с англ., М., 1958; В о л-к о в И. П., Социометрич.
методы в социально-психологич.
исследованиях, Л., 1970; Л и б и х С. С., Коллективная психотерапия неврозов,
Л., 1974; Паниотто В. И., Структура
межличностных отношений, К., 1975; Коломинский Я. Л., Психология взаимоотношений
в малых группах, Минск, 1976;
M o r e n о ,1. L., Who shall survive?, N. ?., 1934; е г о же, Psychodrama, N.
Y., 1946.
СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА, форма классового сотрудничества двух
трудящихся классов в бурж.-демократич., нар.-демократич. и социалистич.
революциях, в
антиимпериалистич. и нац.-освободит.
движениях, в строительстве социализма и коммунизма, обусловленная совпадением их
коренных ин-
тересов. Идею необходимости С. р. к. и к. в борьбе за свержение господства
буржуазии впервые
высказали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что рабочий класс сможет выполнить
свою
всемирно-историч. миссию, если он установит союз с непролет. трудящимися
массами, прежде всего
с крестьянством, и возглавит их в рево-люц.-освободит. борьбе (см. Гегемония
пролетариата).
«Крестьяне... находят своего естественного союзника и вождя в городском
пролетариате, призванном
ниспровергнуть буржуазный порядок» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 8, с. 211). Если
рабочий класс будет поддержан крестьянством, то «... пролетарская революция
получит тот хор, без
которого ее соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню» (M
a p к с К., там
же, с. 607, прим.). В. И. Ленин развил учение о С. р. к. и к. в новых историч.
условиях, разработал
стратегию и тактику классовых союзов пролетариата в бурж.-демократич. и
социалистич.
революциях. В период борьбы за победу бурж.-демократич. революции в России
партия большевиков
выдвинула лозунг «вместе со всем крестьянством против царя и помещиков». В
противовес
установкам меньшевиков и троцкистов, считавших всё крестьянство реакц. массой,
большевики,
опираясь па идеи Ленина, исходили из того, что крестьянство заинтересовано в
уничтожении
помещичьего землевладения, пережитков крепостничества. В Окт. революции 1917
Коммунистич.
партия, учитывая классовую неоднородность крестьянства, ориентировалась на союз
рабочего класса
с беднейшим крестьянством при нейтрализации среднего крестьянства, что было
обусловле-
но его колебаниями между рабочим классом и буржуазией.
После победы ?кт. революции Ленин рассматривал С. р. к. и к. как высший принцип
диктатуры
пролетариата. 8-й съезд РКП(б), исходя из изменения социальной структуры деревни
в результате
революц. преобразований, провозгласил новую линию партии: уметь достигать
соглашения со
средним крестьянином, ни на минуту не отказываясь от борьбы с кулаком и прочно
опираясь на
бедноту.
В результате осуществления ленинского плана построения социализма в СССР,
включавшего
индустриализацию страны, кооперирование мелких крест. х-в и проведение
культурной революции,
возросли численность и влияние рабочего класса, коренным образом изменилось
положение
крестьянства, к-рое стало со-циалистич. классом.
Политич. и экономич. союз разных по своей социальной природе классов превратился
в тесную
дружбу социально однотипных классов. В ходе развития социалистич. строя возник и
упрочился
союз рабочего класса, колх. крестьянства и нар. интеллигенции. На этой основе
сложилось
социально-политич. и идейное единство сов. общества. В условиях развитого
социализма повышение
роли рабочего класса связано с ростом его численности, идейно-политич. зрелости,
образованности и
проф. квалификации. С индустриализацией с.-х. произ-ва труд колх. крестьянства
постепенно сбли-
жается с трудом рабочих, на селе повышается число механизаторов и др.
квалифицированных
профессий. Сближение гос. и кооп. собственности, развитие меж-хоз. орг-ций и
агропром.
комплексов, введение гарантированной оплаты труда в колхозах и распространение
на колхозников
системы социального обеспечения, установленной для рабочих и служащих, ведёт к
ликвидации
различий в социальном положении рабочих и крестьян. Быстро растёт численность
интеллигенции,
играющей всё более значит. роль в жизни социалистич. об-ва. В то же время в
производств.
деятельности значит. части рабочих и колхозников переплетается умств. и физич.
труд. В ходе
стирания межклассовых различий революц. идеология и мораль рабочего класса, его
кол-
лективистская психология, интересы и идеалы становятся достоянием всех
социальных групп и слоев
сов. общества. Важнейшей задачей дальнейшего развития является ликвидация
тяжёлого
неквалифицированного труда в городе и деревне, выравнивание культурно-бытовых
условий жизни,
преодоление существ. различий между городом и деревней, создание бесклассовой
структуры
общества в историч. рамках зрелого социализма.
В других социалистич. странах С. р. к. и к. формировался в ходе освободит.
борьбы против фашизма
и внутр. реакции. В результате нар.-демократич. и социалистич. революций, агр.
реформ, приведших
к ликвидации капиталистич. отношений в с. х-ве, социалистич. кооперирования,
проводившегося с
учётом своеобразия историч. условий, С. р. к. и к. укрепился.
В развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки проблемы С. р. к. и к.
определяются
уровнем развития и социальным строем отд. стран. Во многих из них крестьянство
составляет
подавляющее большинство населения, на него оказывают значит. влияние
сохранившиеся общинные,
родо-племенные, феод. отношения, религ. и др. пережитки. Рабочий класс в этих
странах ещё
недостаточно развит. Складывание С. р. к. и к. в решающей мере связано с
направлением обществ.
развития, определяемым программами социальных сил, стоящих у власти. При этом
важнейшим
является выбор социалистич. или капиталистич. ориентации, обусловливающей
характер агр.
преобразований и путей индустриализации.
В развитых капиталистич. странах в результате науч.-технич. революции в с. х-ве
усиленно
развивается концентрация произ-ва и капитала, что приводит к бы-
строму вытеснению мелкого, а также значит. массы среднего произ-ва. Установление
господства и
контроля гос.-монополистич. капитализма над с. х-вом вызывает в первую очередь
сопротивление
мелких с.-х. производителей. Вместе с тем рождается определ. общность интересов,
несмотря на
существующие противоречия, у всех с.-х. производителей (мелких, средних и
отчасти даже крупных)
в борьбе с наступлением монополий. В качестве средства защиты крестьян и
фермеров против
монополий выступает кооперация, к-рая, кроме эконо-мич. выгод объединения
крестьян,
способствует уставов-лению связей с организациями рабочего класса. Все эти
процессы служат
предпосылкой складывания прочного С. р. к. и к. в развитых капиталистич.
странах, расширения
влияния рабочего класса на непролет. слои деревни. Коммунистич. партии в этих
странах исходят из
необходимости укрепления сотрудничества пролет. и непролет. слоев трудящихся в
борьбе за
глубокие ан-тимонополистич., демократич. преобразования.
• Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850г., Маркс К. и Э н г е л ь
с Ф., Соч., т. 7; его же, Восемнадцатое
брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в
Германии, там же, т. 8; его же, Крест,
вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; Ленин В. И., О союзе рабочего
класса и крестьянства. [Сб.], М., 1969;
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 1—13, М.,
1970—818 (см. по указателю);
Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Программные документы борьбы за
мир, демократию и социализм, М., 1961; Меж-дунар. совещание коммунистич. и
рабочих партий. Документы и
материалы, М., 1969; Брежнев Л. И., Вопросы агр. политики КПСС и освоение
целинных земель Казахстана. Речи и
доклады, М., 1974; его же, Ленинским курсом, т. 6, М., 1978; Калинин М. И.,
Избр. произв., т. 1—2, М., 1960; М у т о в к
и н Н. С., Военно-политич. союз рабочего класса и трудового крестьянства в СССР
в период иностр. воен. интервенции
и гражд. войны. (1918—1920 годы), М., 1965; Ленинское учение о союзе рабочего
класса с крестьянством, М., 1969;
Союз созидателей нового общества, М., 1979; см. также лит. к статьям Рабочий
класс, Крестьянство, Интеллигенция.
Е. М. Чехарин.
СПЕВСИПП (???????????) (ок. 407 до н. э., Афины,—339, там же), др.-греч.
философ-платоник. Сын
сестры Платона Потоны, его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и
диалоги.
Важнейшие среди его соч. (30 названий, по Диогену Лаэртию, IV 4—5, к этому
следует прибавить
трактат «О пифагорейских числах») — «Об удовольствии», «О философии», «О богах»,
«О душе»,
«О подобном», «Энкомий Платону». С. заменил платоновские идеи числами, к-рые
понимал как
самостоят. субстанции, отделённые от чувств. вещей, но при этом толковал их не
как «идеальные
числа» Платона, а как математич. числа. Начало (архе) всех чисел — единое, к-рое
С. отличал от
блага и бога; числа наряду с др. математич. объектами суть первые из
существующих предметов,
рождение к-рых от единого и некоего принципа множественности С. понимал не
буквально, но в
качестве мысленного образа. Демиурга платоновского «Тимея» С. считал богом и
умом (нусом) и
отождествлял с декадой. В соч. «О подобном» на материале биологии и ботаники С.
проводил логич.
различение родовых и видовых признаков. Разграничивая мир чувственный и
умопостигаемый, С., в
отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом
отсутствие зла.
Влияние С., по-видимому, ограничено в основном рамками Древней Академии, хотя
оно проявлялось
и позднее — в неопифагореизме.
• Фрагменты: Lang P. L. F., De Speusippi Acade-mici scriptis, Fr./M., 1964.
• Merlan Ph., Zur Biographie des Speusippos, «Phuolo-gus», 1959, Bd 103, H. 3/4,
S. 198—214; Tarran t H. A. S., Speusippus'
ontological classification, «Phronesis», 1974, v. 19, M 2, p. 130—45; D i lion
J. M., The middle Platonists, L., 1977, p. 11—22.
СПЕКУЛЯТИВНОЕ (позднелат. speculative, от лат. speculor — наблюдаю, созерцаю),
тип теоретич.
знания, к-рое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии, и
направлено на
осмысление оснований
СПЕКУЛЯТИВНОЕ 645
науки и культуры. С. знание представляет собой исторически определ. способ
обоснования и
построения философии. Идея о С. характере философии служила формой утверждения
суверенности
филос. знания и его несводимости ни к обыденному, ни к специально-науч. знанию.
Представление о
философии как С. знании сложилось уже в античности (причём здесь С.
отождествлялось с теорией
высшего ранга) и было воспринято в ср.-век. схоластич. философии, где С.
отождествлялось с
умозрением, интеллектуальной интуицией, созерцанием сверхчувств. и сверхэмпирич.
сущностей. В