<< Пред.           стр. 340 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 философии нового времени С. знание трактовалось как духовная деятельность,
 связующая воедино в
 мыслит. систему всё содержание опыта. Эта трактовка С. проходит через всю
 философию 16—18 вв.,
 начиная с Ф. Бэкона, к-рый видел предмет философии в глубоком и подлинном
 изучении
 трансценденций (см. Ф. Бэкон, Соч., М., 1977, с. 203), и кончая Кантом, для к-
 рого познание всеоб-
 щего в абстрактной форме — это С. познание, а философия — С. познание разумом.
 Вместе с тем в
 этот же период началась и критика С. знания, получившая наиболее отчётливое
 выражение в критике
 Кантом спекулятивного применения чистого разума, самомнения С. разума,
 воспаряющего за
 пределы опыта. Новый вариант трактовки философии как С. знания был построен
 Гегелем, к-рый
 усматривал в диалектике высшую форму теоретич. умозрения истины, постижения
 внутр.
 противоречий, причём логич. формой организации С. знания оказывается система
 понятий —
 гегелевское «понятие» в его конкретно-развитом богатстве мыслит. характеристик.
 В послегегелевской философии развёртывается критика С. знания в различных планах
 — связи С.
 философии и теологии (Фейербах), мнимой системности С. знания (Кьеркегор),
 разрыва С.
 философии и опытно-экспериментальной науки (Конт и др.). В бурж. философии С.
 знание либо
 радикально отвергается как полностью лишённое смысла (позитивизм), либо в
 противовес ему
 выдвигается идеал экзистенциально-личностного знания (экзистенциализм/
 персонализм).
 Критика С. философии в марксизме основывается на выявлении истоков С. мышления:
 отрыв филос.
 знания от реальных обществ. отношений и развития науки, трактовка человека как
 абстрактного
 субъекта, гипер-трофирование теоретич. отношения мысли к действительности и др.
 Марксистский
 анализ выявляет осн. особенности С. философии, в к-рой мышление предстаёт как
 отстранённое,
 незаинтересованное размышление о бытии, между мышлением и бытием создаётся
 дистанция, а
 познающий субъект истолковывается как некий наблюдатель, вырванный из социально-
 историч.
 контекста. Диалектич. материализм, отмечая рациональный момент в С. философии —
 её стремление
 к осознанию особенностей филос. мышления, раскрывает неразрывную связь фило-
 софско-теоретич.
 мысли с обществ.-историч. практикой, утверждает важнейшее познават. значение
 логич. мышления,
 науч. абстракции, отражающей всеобщие закономерности объективной реальности.
 СПЕНСЕР
 (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, — 8.12. 1903, Брайтон), англ. философ и
 социолог, один из родо-
 начальников позитивизма. Работал инженером на жел. дороге (1837—41), затем
 сотрудничал в журн.
 «Economist» (1848—53). Философия С. явилась дальнейшим развитием позитивизма
 Конта, хотя С. и
 отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также
 агностицизм Юма и Дж. С.
 Милля, кантианство, натурфилософские идеи Шеллинга и шотландская школа.
 Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений, считая,
 что она
 отличается от частных наук только количественно, степенью обобщённости знания.
 С. исходит из
 деления мира на поз-
 646 СПЕНСЕР
 наваемое и непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как
 упрощённая
 модификация учения Канта: познаваемое — «мир явлений», непознаваемое — «вещь в
 себе»). Наука
 способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувств.
 восприятиями, но не в
 состоянии проникнуть в их сущность. С этой т. зр. «...материя, движение и сила
 лишь символы
 неведомого реального» («Основные начала», СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое
 выступает у С. как
 «первоначальная причина», в признании к-рой сходятся наука и религия (см. там
 же, с. 82—103).
 В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма,
 утверждая, что ощу-
 щения не похожи на предметы, однако каждому изменению предмета соответствует
 определ.
 изменение структуры ощущений и восприятий (вариант иерогли-физма). С. пытался
 соединить
 эмпиризм с априоризмом, признавая априорное (самоочевидное) физиологически
 закреплённым
 опытом бесчисленных поколений предков: то, что априорно для личности,
 апостериорно для рода.
 Специфич. особенность позитивизма С.— его учение о всеобщей эволюции, основанное
 на
 механистич. интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологич. концепции Ч. Лайеля,
 физич. закона
 сохранения и превращения энергии и учения Ч. Дарвина. С. сводил понятие эволюции
 к
 непрерывному перераспределению телесных частиц и их движения, протекающего в
 направлении к
 соединению (интеграции) их самих и рассеянию (дезинтеграции) движения, что
 приводит к
 равновесию. Под это механистич. понимание эволюции С. пытался подвести все
 явления — от
 неорганических до нравственных и социальных. Отказываясь искать причины
 эволюции, С. понимал
 эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Теория эволюции С. не
 могла объяснить
 качеств. изменений в развитии.
 С. является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение
 общества и
 возникновение в его рамках различных институтов С. истолковывал по аналогии с
 живым
 организмом, для к-рого характерно разделение функций между органами. Осн.
 законом социального
 развития С. считал закон выживания наиболее приспособленных обществ. а из своей
 концепции
 эволюции выводил наибольшую приспособленность «дифференцированного» (т. е.
 разделённого на
 классы) общества. С. — противник социализма, считавший революцию «болезнью»
 обществ.
 организма.
 В этике С. стоял на позициях утилитаризма и гедонизма. Нравственность, по С.,
 связана с пользой, к-
 рая и есть источник наслаждения. Эстетич. воззрения С. сочетают различные
 мотивы: принцип
 бесцельной целесообразности Канта, понимание иск-ва как игры, идущее от Шиллера,
 и
 утилитаризм, согласно к-рому прекрасно то, что было в прошлом полезно.
 Психология С. явилась
 одним из источников психофизич. параллелизма и генетич. психологии.
 Философия С. резюмировала принципы и фактич. материал естествознания сер. 19 в.,
 давая им
 метафизич. истолкование; она внесла идею историзма в этнографию, историю
 религий, психологию.
 Идеи С. пользовались большой популярностью в кон. 19 в. и оказали значит.
 влияние на махизм
 (эмпириокритицизм) и неопозитивизм.
 • Works, v. 1 — 18, L. — N. Y., 1910; в рус. пер.—Собр. соч., т. 1—7, СПБ, 1866—
 69; Соч., т. 1—7, СПБ, 1898—1900;
 Автобиография, ч. 1—2, СПБ, 1914.
 • Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, гл. 4; Богомолов А.
 С., Идея развития в бурж. философии
 XIX и XX вв. [М.], 1962, гл. 2; К о н И. С., Позитивизм в социологии, [Л.],
 1964, гл. 2; Бурж. философия кануна и начала
 империализма, М., 1977, гл. 1; Hudson W., An introduction to t)ie philosophy of
 H. Spencer, N. Y., 1894; Taylor A. E.,
 Herbert Spencer, ?. ?., 1928; R u m n e у J., Н. Spencer's sociology, L., 1934;
 Peel J., H. Spencer. The evolution of a
 sociologist, N. Y., 1971. И. С. Нарский.
 СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ,
 концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов.
 В марксистской социологии С. с. т. строятся на методологич. основе
 материалистич. диалектики,
 историко-материалистич. понимания общества. Вместе с тем эти теории представляют
 собой
 обобщение эмпирич. материала, полученного в рамках т. н. отраслевых направлений
 в социологии:
 социологии труда, социологии семьи, социологии права, социологии культуры и т.
 д. Развитие этих
 направлений социологии обусловлено потребностями науч. управления социальными
 процессами,
 вместе с тем оно стимулирует теоретич. мышление, требует упорядочения,
 классификации, анализа и
 обобщения материала, выяснения природы внутр. связей в развитии исследуемых сфер
 обществ.
 жизни, объяснения, обоснования и интерпретации констатируемых эмпирич.
 закономерностей.
 Поскольку в С. с. т. изучаются частные социальные процессы, характеризующие
 многообразные
 отношения между личностью и обществом, постольку в построении этих теорий
 неправомерны
 методы экстраполяции общетеоретич. положений. В каждом отдельном случае речь
 идёт об
 интерпретации конкретного материала, раскрывающего те или иные стороны сложной
 системы
 взаимоотношений человека и общества.
 По своей логич. структуре С. с. т. могут быть истори-ко-генетическими или
 структурно-
 функциональными. Важным стимулом в их развитии являются методологич.
 идеи системного анализа, ориентирующие теоретич. мышление на поиск оснований
 целостности
 исследуемых объектов, выявление системообразующих признаков, установление внутр.
 субординации и иерархии во взаимодействии всей совокупности факторов,
 воздействующих на
 исследуемый процесс. По объективным основаниям С. с. т. различаются в
 зависимости от содер-
 жания исследуемых и интерпретируемых частных социальных процессов.
 Необходимые компоненты С. с. т. в рамках марксистской социологии — совокупность
 гипотез,
 возникающих на стыках теоретич. анализа проблем и практич. мышления; накопленный
 эмпирич.
 материал; зафиксированные эмпирич. закономерности; более или менее богатая
 разработка спец.
 понятийного аппарата; изучение специфич. социальных потребностей и интересов,
 действующих в
 рамках исследуемого процесса; критич. анализ используемых в данной области
 показателей зрелости
 социальных явлений; разработка социально-психологич. типологии устойчивых и
 динамичных видов
 отношений, способов восприятия действительности и практич. действия; обоснование
 наиболее
 вероятных прогнозов развития изучаемых частных процессов.
 В сов. социологии наиболее развиты С. с. т. мотивации трудовой деятельности и
 факторов, её
 обусловливающих; социализации личности; функционирования, распространения и
 эффективности
 воздействия массовой информации.
 В немарксистской социологии С. с. т. рассматриваются как теории «среднего
 уровня». Идея теорий
 «среднего уровня» была выдвинута в 50-х гг. Мертоном, утверждавшим что состояние
 социологич.
 науки пока ещё не позволяет принять к.-л. общую теорию развития общества в целом
 и что для
 создания такой теории необходимо начать с построения теорий «среднего уровня».
 Выдвижение Мертоном теорий «среднего уровня» имело двойств. смысл. Во-первых,
 они
 противопоставлялись господствовавшей в 50-х гг. теории социального действия —
 общей
 социологич. теории, развивавшейся Парсонсом. Во-вторых, концепция теории
 «среднего уровня»
 имела ярко выраженную позитивистскую ориентацию и была направлена также против
 материа-
 листич. понимания истории. В сов. социологич. лит-ре взгляды Мертона были
 подвергнуты
 всесторонней критике. Подчёркивая определяющую методологич. роль общесоциологич.
 теории,
 социологи-марксисты исходят из того, что знание общих закономерностей историч.
 процесса должно
 дополняться знанием частных социальных процессов. Для их анализа и
 разрабатывают-
 ся С. с. т., что способствует творческому развитию историч. материализма и науч.
 коммунизма.
 • Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Здравомыслов А. Г.,
 Методология
 и процедура социологич. исследований, М., 1969; Ядов В. А., Социологич.
 исследование, М.,
 1972; Методологич. проблемы
 обществ. наук, М., 1979; M e r t o n R. К., On theoretical sociology, N. ?.,
 1967; его же, Social theory and social structure N.
 Y., 1968. А. Г. Здравомыслов, О. М. Здравомыслова.
 СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам,—
 21.2.1677, Гаага),
 нидерл. философ-материалист, пантеист и атеист. Род. в семье купца,
 принадлежавшего к евр.
 общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, С. одновременно завязал
 науч. и дружеские
 связи вне евр. общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных
 по отношению
 к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на С.
 оказал его
 наставник в лат. яз. ван ден Энден — последователь Ванини, а также У. Акоста —
 представитель евр.
 вольномыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли С. «великому
 отлучению» —
 херем (1656). Спасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынужденный
 зарабатывать средства к
 существованию шлифовкой линз, затем — в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и
 создал свои филос.
 произведения.
 В борьбе против олигархич. руководства евр. общины С. стал решит. противником
 иудаизма. По
 своей идейно-политич. позиции был сторонником респ. правления и противником
 монархии.
 Филос. воззрения С. складывались первоначально под влиянием евр. ср.-век.
 философии (Маймонид,
 Крес-кас, Ибн Эзра). Её преодоление явилось результатом усвоения С.
 пантеистическо-
 материалистич. воззрений Бруно, рационалистич. метода Декарта, механистич. и
 математич.
 естествознания, а также философии Гоббса, оказавшего влияние на гносеологич. и
 социологич. док-
 трину С. Опираясь на механико-математич. методологию, С. стремился к созданию
 целостной
 картины природы. Продолжая традиции пантеизма, С. сделал центр. пунктом своей
 онтологии
 тождество бога и природы, к-рую он понимал как единую, вечную и бесконечную
 субстанцию,
 исключающую существование к.-л. другого начала, и тем самым — как причину самой
 себя (causa
 sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отд. вещей, С. понимал их
 как совокупность
 модусов — единичных проявлений единой субстанции.
 Качеств. характеристика субстанции раскрывается у С. в понятии атрибута как
 неотъемлемого
 свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному
 человеч. уму
 открываются только два из них — протяжение и мышление. В противоположность
 Декарту,
 дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоят.
 субстанции,
 монист С. видел в них два атрибута одной и той же субстанции.
 При рассмотрении мира единичных вещей С. выступал как один из наиболее
 радикальных
 представителей детерминизма и противников телеологии, что было высоко оценено Ф.
 Энгельсом
 (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 350). Вместе с тем, выдвигая
 механистич. истолкование
 детерминизма, отождествляя причин-ность с необходимостью и рассматривая
 случайность только
 как субъективную категорию, С. приходит к т. зр. механистич. фатализма. Он был
 убеждён в том, что
 весь мир представляет собой математич. систему и может быть до конца познан
 геометрич.

<< Пред.           стр. 340 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу