<< Пред.           стр. 341 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 способом. По замыслу С., бесконечный модус движения и покоя связывает мир
 единияных вещей,
 находящихся во взаимодействии, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжённости.
 Другим
 бесконеяным модусом является бесконечный разум (intellectus infnitus), к-рый
 связывает мир
 СПИНОЗА 647
 единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. С. утверждал, что в
 принципе
 одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако осн. свойство
 бесконечного разума —
 «познавать всегда всё ясно и отчётливо» (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 108)
 — относилось у С.
 лишь к человеку.
 Натуралистически рассматривая человека как часть природы, С. утверждал, что тело
 и душа взаимно
 независимы вследствие онтологич. независимости двух атрибутов субстанции. Это
 воззрение
 сочетается у С. с ма-териалистич. тенденцией в объяснении мыслит. деятельности
 человека:
 зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается,
 согласно С., на стадии
 чувств. познания. Последнее составляет первый род знания, наз. также мнением
 (opinio). Чувств.
 познание, по мысли С., часто ведёт к заблуждению; являясь неадекватным
 отражением объекта, оно
 вместе с тем заключает в себе элемент истины.
 Рационализм С. с наибольшей силой проявился в противопоставлении им понимания
 (intellectio) как
 единств. источника достоверных истин — чувств. познанию. Понимание выступает у
 С. как второй
 род познания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intel-lectus), но часто
 эти понятия сливаются в
 последнем слове.
 Достижение адекватных истин, возможное только на этой стадии, обусловливается
 тем, что человеч.
 душа как модус атрибута мышления способна постичь всё, что вытекает из
 субстанции. Оно
 возможно также в силу основоположного тезиса рационалистич. панлогизма,
 отождествляющего
 принципы мышления с принципами бытия: «порядок и связь идей те же, что доря-док
 и связь вещей»
 (там же, с. 407).
 Третий род познания составляет интуиция, являющаяся фундаментом достоверного
 знания.
 Генетически учение С. об интуиции связано с учениями мистич. пантеизма о
 «внутреннем свете»
 (как источнике непо-средств. общения с богом) и с учением Декарта об аксиомах
 «ясного и
 отчётливого ума» как фундаменте всего знания. При этом интуиция истолковывается
 С. как
 интеллектуальная; она даёт познание вещей с т. зр. вечности — как абсолютно
 необходимых модусов
 еди-яой субстанции.
 В антропологии С. отвергал идею свободы воли: воля совпадает у С. с разумом.
 Распространяя на
 человеч. поведение законы механистич. детерминизма, С. доказывал необходимый
 характер всех без
 исключения действий человека. Вместе с тем он обосновывал диалектич. идею о
 совместимости
 необходимости и свободы, выражающуюся понятием свободной необходимости (libera
 necessitas).
 Поскольку свобода отождествляется у С. с познанием, стремление к самопознанию
 становится у С.
 сильнейшим из человеч. стремлений. С. выдвинул положение об интеллектуальной
 любви к богу
 (amor Dei intelleotualis) и идею вечности человеч. души, связанную с пантеистич.
 представлением о
 смерти человека как возвращении в единую субстанцию.
 Филос. систему С. завершает этика. В центре его концепции секуляризованной
 морали — понятие
 «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом.
 Принципы
 гедонизма и утилитаризма соединяются у С. с положениями аскетич. созерцат.
 этики.
 Подобно другим представителям теории естеств. права и обществ. договора, С.
 выводил
 закономерности общества из особенностей неизменной человеч. природы и считал
 возможным
 гармонич. сочетание частных эго-истич. интересов граждан с интересами всего
 общества.
 Пантеистическая по своему облику философия С. заключала в себе глубоко атеистич.
 содержание.
 Преодоление С. концепции двойственной истины дало ему возможность заложить
 основы науч.
 критики Библии.
 648 СПИРИТУАЛИЗМ
 Страх, согласно С., является причиной религ. суеверий. Антиклерикализм С. связан
 с осознанием им
 политич. роли церкви как ближайшего союзника монархич. правления. Вместе с тем в
 духе идей
 «естеств. религии» С. утверждает, что следует различать подлинную религию,
 основой к-рой
 является филос. мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека»,
 руковод-
 ствующегося только разумом, но необходима для большинства людей, для «толпы»,
 которая живёт
 лишь страстями.
 Атеистич. и натуралистич. идеи С. нашли своё продолжение у Дидро и др. франц.
 материалистов 18
 в., оказали большое воздействие на нем. философию кон. 18 — нач. 19 вв., в
 особенности на
 Лессинга, Гёте, Гер-дера, а затем на раннего Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.
 • Opera, Bd 1—4, Hdlb., 1925; Oeuvres, t. 1—3, P., 1964—65; в рус. пер.— Избр.
 произв., т. 1—2, М., 1957.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 139—42, 144—46, 154; т. 20, с. 350; т.
 29, с. 457; Ленин В. И., Филос. тетради,
 ПСС, т. 29; Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1906;
 Кечекьян С. Ф., Этич. миросозерцание С.,
 М., 1914; Беленький М. С., С., М., 1964; Соколов В. В., Философия С. и
 современность, М., 1964; его же, С., М., 1973;
 Коников И. А., Материализм С., М., 1971; Freudenthal J., Ge tabard t С.,
 Spinoza. Leben und Lehre, Tl 1—2, Hdlb., 1927;
 Wolfson H. A., The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his
 reasoning, v. 1—2, Camb., 19482; Feuer L. S.,
 Spinoza and the rise of liberalism, Boston, 1958; Spinoza — dreihundert Jahre
 Ewigkeit. Spinoza-Festschrift. 1632— 1932, hrsg.
 v. S. Hessing, Haag, 19622; Alain E. A., Spinoza, P., 1965; Gramer W., Die
 absolute Reflexion, Bd l— Spinezas Philosophie des
 Absoluten, Fr./M., 1966; G u e-roult M., Spinoza, t. l—2, P.,1968—74; Spinoza on
 knowing, being and freedom. Proceedings of
 the Spinoza symposium, Assen, 1974. В. В. Соколов.
 СПИРИТУАЛИЗМ (франц. spiritualisme, от лат. spiri-tualis — духовный, Spiritus —
 душа, дух),
 объективно-идеалистич. филос. воззрение, рассматривающее дух в качестве
 первоосновы
 действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и
 независимо
 от неё. Как филос. термин был введён в употребление Кузеном; в дальнейшем С.
 стали называть ряд
 школ и направлений преим. во франц. и итал. философии 19—20 вв. (Ж. Равессон, Ж.
 Лашелье,
 Бутру, Розмини-Сербати, В. Джоберти, Ренувье, М. Ф. Шак-ка, Бергсон, Л. Лавель и
 др.). По
 существу своему спиритуалистическими являются все религ. верования в бытие бога
 и бессмертие
 души. В философии С. характеризует самые разнообразные учения древности и нового
 времени,
 утверждающие в противоположность материализму субстанциальность духовного
 начала. Иногда в
 понятии С., в противоположность интеллектуалистич. формам идеализма,
 акцентируются
 иррациональные аспекты духа, рассматриваемого при этом как некая целостность, не
 сводимая к
 разуму, идее и к.-л. др. отдельным своим проявлениям.
 СПИРКИН Александр Георгиевич (р. 24.12.1918, с. Чиганак, ныне Аркадакского р-на
 Саратовской
 обл.), сов. философ и психолог, чл.-корр. АН СССР (1974). Чл. КПСС с 1960.
 Окончил Моск.
 педагогич. ин-т им. В. И. Ленина (1941). Ведёт преподават. работу с 1946. Зав.
 редакцией философии
 изд-ва «Сов. энциклопедия», зам. гл. редактора Филос. энциклопедии (1960—70).
 Старший науч.
 сотрудник (с 1962), зав. сектором общих проблем диалектич. материализма (с 1978)
 Ин-та
 философии АН СССР. Осн. труды по проблемам сознания и самосознания,
 мировоззрения, предмету,
 структуре и функциям философии.
 H Мышление и язык, M., 19582; Происхождение сознания, М., 1960; Курс
 марксистской философии, М., 19662;
 Материалистич. диалектика — методология совр. науки, М., 1968 (совм. с В. Ф.
 Глаголевым); Сознание и самосознание,
 М., 1972.
 СПОНТАННОЕ (от лат. spontaneus — произвольный, добровольный), самопроизвольные
 явления,
 возникающие без внеш. организующих воздействий. В философии С. связывалось с
 самодвижением
 природы (Спиноза), познания (Лейбниц, Гегель). Диалектич. материализм связывает
 С. с
 саморазвитием, самодвижением, с разрешением внутр. противоречий явлений (см. В.
 И. Ленин, ПСС,
 т. 29, с. 317). В социологии анализируются многооб-
 разные формы С. обществ. явлений (миграция, рыночные отношения и др.), различные
 типы
 самоорганизации и неорганизованных (непланируемых) изменений в социальных
 системах. По мере
 социального прогресса значение С. процессов уменьшается. См. также
 Сознательность и
 стихийность.
 СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, исторически конкретное единство производительных сил и
 производственных отношений. Понятие «С. п.» характеризует социальные аспекты
 деятельности
 обществ. человека, направленной на создание необходимых для его жизни
 материальных благ. Его
 следует отличать от технологич. С. п., выражающего технико-организационный
 аспект этой дея-
 тельности. Место и значение С. п. в обществ. жизни К. Маркс определял след.
 образом: «Способ
 производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и
 духовный процессы
 жизни вообще» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). Раскрытие роли С. п. в
 обществ. жизни —
 одно из важнейших завоеваний марксизма, заложившее основы исто-рич.
 материализма.
 Разъясняя сущность материалистич. понимания истории, Ф. Энгельс писал: «... люди
 в первую
 очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии
 заниматься
 политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (там же, т. 19, с. 350). Но в
 отличие от других
 живых существ. человек производит всё необходимое для жизни, используя созданные
 им орудия
 труда. В результате наряду с биологич. отношением, общим у человека со всей
 живой природой, у
 него возникает специфич. вид материального взаимодействия с природой — процесс
 труда. Уровень
 развития орудий и средств труда определяет характер этого отношения. Понятие
 «произ-во» и
 отражает тот факт, что трудовая деятельность человека носит производит. характер
 — в процессе
 труда создаются вещи, способные удовлетворить ту или иную человеч. потребность.
 Но люди,
 производя необходимые для жизни материальные блага, вместе с тем производят и
 воспроизводят
 свои обществ. производств. отношения, в к-рые они вступают в процессе труда.
 Характер этих
 отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем и
 потребностями
 развития их материальных производит. сил. Поэтому понятие «произ-во» здесь уже
 вырежет и то, что
 трудовая деятельность носит социальный характер, осуществляется в рамках
 материальных обществ.
 отношений. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в
 определенные,
 необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения,
 которые
 соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных
 сил» (Маркс К.,
 там же, т. 13, с. 6).
 Понятие «С. п.» характеризует исторически конкретное, качественно определ.
 произ-во. С. п.—
 материальная основа общественно-экономической формации, определяющая её
 особенности, а
 изменения в С. п. определяют развитие общественно-экономич. формаций, переход от
 одной
 формации к другой. Первобытнообщинный строй, рабовладельч., феод., капиталистич.
 и
 коммунистич. общественно-экономич. формации являются осн. ступенями поступат.
 развития
 человеч. общества. В качестве особого С. п. Маркс упоминает ещё азиатский способ
 производства,
 но вопрос о его реальном существовании является дискуссионным.
 Развитие С. п. подчиняется всеобщему социологич. закону соответствия
 производств. отношений
 характеру и уровню развития производит. сил. Согласно этому закону, производств.
 отношения
 определяются производит.
 силами и выступают как определ. социальные формы их развития. Производств.
 отношения придают
 производит. силам конкретное социальное качество, подчиняют их действию
 социальных законов,
 порождают определ. стимулы к производств. деятельности и к совершенствованию
 имеющихся
 производит. сил. Но, развиваясь, производит. силы перерастают рамки суще-
 ствующих производств. отношений, и последние начинают тормозить дальнейшее
 развитие произ-ва.
 Нарастает противоречие между производит. силами и производств. отношениями,
 переходящее в
 конфликт. Он разрешается в социальной революции, уничтожающей устаревшие и
 утверждающей
 новые производств. отношения, соответствующие развившимся производит. силам.
 Возникает новый
 С. п. и на этой основе происходит переход от одной общественно-экономич.
 формации к другой,
 более высокой и прогрессивной. Маркс подчёркивал: «Люди никогда не отказываются
 от того, что
 они приобрели, но это не значит. что они не откажутся от той общественной формы,
 в которой они
 приобрели определенные производительные силы. Наоборот. Для того чтобы не
 лишиться
 достигнутого результата, для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди
 вынуждены
 изменять все унаследованные общественные формы в тот момент, когда способ их
 сношений
 (commerce) более уже не соответствует приобретенным производительным силам» (там
 же, т. 27, с.
 403). В отличие от всех предшествующих формаций в условиях социализма общество
 сознательно и
 планомерно развивает не только производит. силы, но и обществ. отношения. Тем
 самым
 открывается возможность своевременно разрешать противоречия, возникающие в
 развитии С. п.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. разд. 1 — «Фейербах», Соч., т. 3; Маркс
 К., Письмо П. В. Анненкову от 28 дек.
 1846 г., там же, т. 27; его же, Предисловие [«К критике политич. экономии»], там
 же, т. 13; его же, Капитал, т. 1, гл. 5,
 там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. 3, там же, т. 20; Ленин В. И., Что
 такое «друзья народа» и как они воюют
 против социал-демократов?, ПСС, т. 1. В. Ж. Келле.
 СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными
 условиями
 успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у
 индивида
 знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и
 прочности
 овладения способами и приёмами нек-рой деятельности и являются внутр. психич.
 регуляторами,
 обусловливающими возможность их приобретения.
 В истории философии С. в течение длит. периода трактовались как свойства души,
 особые силы,

<< Пред.           стр. 341 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу