<< Пред.           стр. 343 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 групп в классово антагонистич. обществе, по объективным признакам не относящихся
 к осн. классам.
 В рабовладельч. обществе это — свободные мелкие собственники, в феодальном —
 бюргерство,
 формирующаяся торг.-пром. буржуазия и пр. В условиях капитализма такими группами
 являются:
 торговцы, ремесленники и др. гор. мелкие собственники, а также лица свободных
 профессий;
 большая часть крестьянства или фермерства; работающая по найму интеллигенция (за
 исключением
 сё верхушки, относящейся к капиталистич. классу, и низших групп, смыкающихся с
 пролетариатом);
 управленч., адм. персонал (менеджеры), не занимающий высших постов, и нек-рые
 близкие к нему
 группы. Принято различать «традиционные», или «старые», С. с. (мелкие
 собственники), удельный
 вес к-рых понижается с развитием капитализма, и растущие «новые» С. с. (часть
 интеллигенции,
 служащих и пр.). С. с. неоднородны. Составляющие их слои и группы различаются по
 обществ.
 положению и роли. Среди них есть мелкие эксплуататоры и эксплуатируемые; лица,
 имеющие
 весьма значит. доход, и получающие меньше среднего рабочего; группы, генетически
 связанные с
 докапиталистич. обществ. укладом («старые» С. с.), и люди, олицетворяющие
 новейшие достижения
 в области науки, управления, произ-ва (интеллигенция, часть менеджеров и т. п.).
 Т. о., объединение
 всех С. с. в единый класс неправомерно (см. «Среднего» и «нового среднего
 класса» теории).
 Марксистская наука рассматривает С. с. как структурное подразделение
 капиталистич. общества,
 учитывая ряд существ. моментов, придающих С. с. относит. единство. Общим для них
 является
 именно «промежу-точность» их положения по отношению к осн. классам общества, из
 к-рой следует
 противоречивость их характеристик и классовых интересов. В мелком собственнике
 «сосуществуют»
 и трудящийся и эксплуататор. Рядовой управляющий — это и наёмный подчинённый
 служащий
 капиталиста, и лицо, осуществляющее капиталистич., эксплуататорскую функцию
 руководства.
 Находящийся на службе интеллигент — и эксплуатируемый наёмный работник, и лицо,
 большей
 частью
 СРЕДНИЕ 651
 занимающееся творч. трудом, обладающее обычно рядом экономич. и социальных
 привилегий.
 Каждый из С. с. своими «верхними» группами смыкается с буржуазией, а «нижними» —
 с
 пролетариатом или полупролетариатом (см. также Рабочий класс).
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест. Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Маркс К.,
 Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта,
 там же, т. 8; его же, Капитал, т. 1—3, там же, т. 23—25; Ленин В. И., Что
 делать?, ПСС, т. 6; е г о ж е, Шаг вперед, два
 шага назад, там же, т. 8; его же, Великий почин, там же, т. 39; Грант Э.,
 Социализм и средние классы, [пер. с англ.], M.,
 I960; Городские С. с. совр. капи-талистич. общества, М., 1903; H а д е л ь С.
 Н., Совр. капитализм и С. с., М., 1978; Зап.
 Европа. Экономика, политика и классовая борьба, т. l, M., 1979, гл. 10.
 СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ, этап эволюции антич. платонизма (80 до н. э. — 220 н. э.),
 порвавшего
 со скептицизмом Новой Академии и начиная с Антиоха Аска-лонского стремившегося
 восстановить
 учение Платона и Древней Академии. Пафос подчёркнутой традиционности наряду с
 тяготением к
 школьной организации вызывает появление в С. п. весьма характерного для поздней
 античности типа
 философствования, мыслящего себя как толкование платоновских текстов, но по
 существу дающего
 самостоят. синтез осн. идей эллинистич. философии. С. п. развивается в
 Александрии (Эвдор,
 Филон), Афинах (Никострат, Кальвисий Тавр, Гарпо-кратион, Север), в «школе Гая»
 (Альбин,
 Апулей, Гален); к С. п. относят также и Плутарха Херонейского, испытавшего
 сильное влияние
 пифагореизма и ритора Максима Тирского. Неопифагореизм (Модерат, Никомах,
 Нумений, Кроний,
 Аммоний) также необходимо рассматривать в контексте С. и. В этике для С. п.
 решающее значение
 имела формула «уподобление божеству» — как цель платоновской философии и путь
 достижения
 «высшего блага»; С. п. усвоил разделение трёх типов благ в перипатетической
 школе, разрабатывал
 проблематику промысла, рока и свободы воли, выдвинутую стоицизмом. Осн. проблема
 С. п. в
 области физики — природа и характер деятельности первоначала — решалась
 монистически и
 дуалистически. Перерабатывая платоновское учение о демиурге («Тимей»), благе
 («Государство»),
 едином («Парменид»), С. п. развивает концепцию «двух богов»: первый —
 трансцендентный ум
 (нус), к-рый есть благо; второй — демиургический ум, деятельность к-рого создаёт
 мир. Вопрос о
 переходе от нематериального первоначала к материальному космосу решался на
 основе учения о
 четырёх или пяти элементах, в связи с чем велись споры об аристотелевском эфupe
 и возможности
 его объединения со стоич. огнём. Особое значение для С. п. имело усвоение логики
 Аристотеля,
 причём и здесь различение категория, и гипотетич. силлогизма, как и учение о 10
 категориях,
 отыскивалось у Платона. Стремление к синтезу аристо-телизма и платонизма
 сопровождалось и
 развитием антиаристотелевской традиции (Эвдор, Плутарх, Аттик), воспринятой
 Плотиной.
 • Dorriс H., Platonioa minora, Munch., 1976; Dil-Ion I., The middle Platonists,
 L., 1977. СТАДИЙ
 РОСТА ТЕОРИЯ, см. в ст. Pocmoу. СТАНКЕВИЧА КРУЖОК, лит.-филос. объединение
 прогрессивно настроенной моек, молодёжи, группировавшейся вокруг Н. В.
 Станкевича. Возник
 зимой 1831—32. Первоначально в него входили Станкевич, Я. М. Неверов, И. П.
 Клюшников, В. И.
 Красов, С. М. Строев, Я. Почека, И. Оболенский, в 1833 вошли В. Г. Белинский и
 К. С. Аксаков, в
 1835 М. А. Бакунин, В. П. Боткин, M. H. Катков. Время наиболее интенсивной
 деятельности —
 1833—37. Прекратил существование в 1839.
 В кружке преобладали филос.-этич. и пстстпч. интересы. Объединявшее членов
 кружка
 умонастроение — романтич. неудовлетворённость существующей обществ.
 действительностью,
 стремление уяснить место и назначение человека в мире и пути совершенствования
 чело-
 века и общества. Осн. руслом теоретич. исканий кружка было изучение систем нем.
 идеализма
 (Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля). Гл. идейно-филос. мотивы, нашедшие выражение в
 лит.
 выступлениях и переписке участников кружка,— признание духовного начала мира,
 утверждение
 идеала нравственно совершенной личности, противопоставление любви как осн.
 принципа этики
 эгоизму, разрушающему личность и обществ. отношения. Деятельность С. к.
 способствовала
 распространению в России идей нем. классич. философии, в особенности философии
 Гегеля и
 пропаганде гуманистических идеалов. Кружок сыграл важную роль в формировании
 мировоззрения
 Белинского, Бакунина, Аксакова.
 • Аксаков К. С., Воспоминание студентства [1832—35 годов], СПБ, 1911; Корнилов
 А. А.,
 Молодые годы М. Бакунина, М., 1915; Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с.
 16—18,39—45;
 Машинский С., Кружок Н. В. Станкевича и его поэты, в кн.: Поэты кружка Н. В.
 Станкевича,
 М.—Л., 1964; История философии, в СССР, т. 2, М., 1968, с. 281—96; Галактионов
 А. А.,
 Никандров П. Ф., Рус. философия 11 — 19 вв., Л., 1970, с. 211—25.
 СТАНОВЛЕНИЕ, категория диалектики, означающая процесс формирования к.-л.
 материального
 или идеального объекта. Всякое С. предполагает переход возможности в
 действительность в
 процессе развития. В идеа-листич. философии С. обычно рассматривалось
 телеологически — как
 направленная реализация нек-рой внутр. цели.
 Др.-греч. натурфилософия выдвинула учение о С. как возникновении и уничтожении
 вещей,
 порождаемых космич. первоначалом, к-рое перевоплощается в различные формы бытия.
 Гераклит,
 рассматривая мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое, развивал
 вместе с тем учение
 о логосе — как нерушимом законе и установленной мере С., объединяющего предел и
 беспредельность. В онтологии Платона «идея» выступала как предел чувственно-
 материального С. В
 философии Аристотеля характеристикой направленности С. является энтелехия. У
 Плотина и Прокла
 принципом С. является третья ступень неоплатонич. триады — «мировая душа».
 Аристотелевская и
 неоплатонич. трактовка С. сохранялась в ср.-век. философии и в новой форме
 развивалась в эпоху
 Возрождения (Бруно, Николай Кузанский).
 Во время господства ньютоновской механистич. концепции Вселенной идея об
 изменяющемся,
 становящемся мире возрождается в учениях Лейбница, Гердера и получает развитие в
 классич. нем.
 философии. В натур-филос. учении Шеллинга природа толкуется как разум в процессе
 С. (т. е.
 бессознательное, имеющее своею конечной целью сознание). Условием всякого С., по
 Шеллингу,
 служит ограничение или предел: бесконечность С. означает постоянное расширение
 предела, что
 обусловливает для духа возможность быть бесконечным в ряду своих
 самоограничений.
 В логич. учении Гегеля С. трактуется как движение, в к-ром первоначальные
 антитезы мыслящего
 духа — «чистое бытие» и «ничто» — переходят друг в друга, благодаря чему С.
 оказывается
 границей их взаимного соотношения. С. у Гегеля выступает как процесс
 формирования предмета, как
 переход мысли из неопределённости в определённость, т. е. переход «чистого
 бытия» в к.-л.
 определённую его форму («наличное бытие»). В его идеалистич. системе С. есть
 развёртывание,
 раскрытие абс. идеи. Само абсолютное (истина) определяется Гегелем как
 осуществляемое,
 становящееся целое, к-рое включает в себя опосредствование всеми моментами и
 ступенями своего
 осуществления.
 В марксистской лит-ре понятие «С.» употребляется в контексте понятия «развитие»
 и обычно
 отождествляется с последним. См. также Возможность и действительность.
 • Лосев А. Ф., Антич. космос и совр. наука, М., 1927, с. 73—86, 301—20; его же,
 История антич. эстетики. Аристотель и
 поздняя классика, М., 1975, с. 70—78, 109—38; Шеллинг Ф. В., Система
 трансцендентального идеализма, пер. с нем., Л.,
 1936, с. 70—71; Гегель Г. В. Ф., Фено-
 652 СРЕДНИЙ
 менология духа, Соч., т, 4, ?.,1959, с. 2—14; его же, Наука Логики, т. 1, М.,
 1970, с. 140—43, 151—53, 164—67; его же,
 Энциклопедия филос. наук, т, 1— Наука Логики, М., 1974, с. 222—28; Гордон В. М.,
 Категория С. в марксистской
 диалектике, «ФН», 1968, № 4.
 СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ, см. Динамика и статика социальные.
 СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, две осн. формы
 закономерной связи явлений, к-рые отличаются по характеру вытекающих из них
 предсказаний. В
 законах динамич. типа предсказания имеют точно определённый, однозначный
 характер. Так, в
 механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость,
 то по ним можно
 точно определить положение и скорость движения тела в любой др. момент времени.
 Динамич.
 законы характеризуют поведение относительно изолированных систем, состоящих из
 небольшого
 числа элементов и в к-рых можно абстрагироваться от целого ряда случайных
 факторов.
 В статистич. законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный
 характер. Подобный
 характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, к-рые
 имеют место в
 статистич. коллективах или массовых событиях (напр., большого числа молекул в
 газе, особей в
 биологич. популяциях, людей в социальных коллективах). Статистич. закономерность
 возникает как
 результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и
 поэтому
 характеризует не столько поведение отд. элемента, сколько коллектива в целом.
 Необходимость, про-
 являющаяся в статистич. законах, возникает вследствие взаимной компенсации и
 уравновешивания
 множества случайных факторов.
 Абсолютизация динамич. законов тесно связана с концепцией механич. детерминизма,
 сторонники
 к-рой (П. Лаплас и др.) рассматривали Вселенную как огромную механич. систему и
 экстраполировали законы динамики Ньютона на все процессы и явления мира. Лаплас
 утверждал,
 что если бы были известны такие законы для всех явлений, то можно было бы обнять
 в одной
 формуле движения как величайших тел, так и лег-чайших атомов.
 Статистич. законы хотя и не дают однозначных и достоверных предсказаний, тем не
 менее являются
 единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера.
 Критикуя
 механич. детерминизм, Ф. Энгельс указывал, что случайное не может быть
 безразличным для науки.
 Вместе с тем он подчёркивал, что случайное требует иного подхода, ибо изучить
 всю сеть
 каузальных отношений, даже с горошинами в стручке, наука совершенно не в
 состоянии: «... такая
 наука, которая взялась бы проследить случай с этим отдельным стручком в его
 каузальном сцепле-
 нии со все более отдаленными причинами, была бы уже не наукой, а простой игрой»
 (Маркс К. и Эн-
 гельс Ф., Соч., т. 20, с. 534).
 За совокупным действием различных факторов случайного характера, к-рые
 практически
 невозможно охватить, статистич. законы вскрывают нечто устойчивое, необходимое,
 повторяющееся. Статистические законы служат подтверждением диалектики
 превращения слу-
 чайного в необходимое. Динамич. законы оказываются предельным случаем
 статистических, когда
 вероятность становится практич. достоверностью.
 С помощью динамич. законов обычно формулируются каузальные (причинные) связи
 явлений.
 Рассматривая одно явление как причину другого, мы вырываем их из всеобщей связи,
 изолируем
 друг от друга и тем самым значительно упрощаем и идеализируем действительность.
 Подобную
 идеализацию легче осуществить в механике, астрономии, классич. физике, к-рые
 имеют дело с точно
 известными силами и законами движения тел под их воздействием. В более сложных
 ситуациях
 приходится учитывать воздействие множества случай-ных факторов и обращаться к
 статистич.
 законам.
 • Лаплас П. С., Опыт философии теории вероятностей, М., 1908; Т е ? л е ц к и й
 Я. П., Динамич. и статистич. законы
 физики, [M.], 195U; Мякишев Г. Я., Динамич. и статистич. закономерности в
 физике, М., 1973.
 СТАТУС (от лат. status — состояние, положение) с о-ц и а л ь н ы й,
 соотносительное положение
 (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду
 признаков,
 специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и
 др.). Люди,
 обладающие одним и тем же С., обнаруживают ряд сходных личностных черт,
 обозначаемых как
 «социальный тип» личности. В зависимости от того, занимает ли человек данную
 позицию благодаря
 наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или благодаря

<< Пред.           стр. 343 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу