<< Пред. стр. 343 (из 449) След. >>
групп в классово антагонистич. обществе, по объективным признакам не относящихсяк осн. классам.
В рабовладельч. обществе это — свободные мелкие собственники, в феодальном —
бюргерство,
формирующаяся торг.-пром. буржуазия и пр. В условиях капитализма такими группами
являются:
торговцы, ремесленники и др. гор. мелкие собственники, а также лица свободных
профессий;
большая часть крестьянства или фермерства; работающая по найму интеллигенция (за
исключением
сё верхушки, относящейся к капиталистич. классу, и низших групп, смыкающихся с
пролетариатом);
управленч., адм. персонал (менеджеры), не занимающий высших постов, и нек-рые
близкие к нему
группы. Принято различать «традиционные», или «старые», С. с. (мелкие
собственники), удельный
вес к-рых понижается с развитием капитализма, и растущие «новые» С. с. (часть
интеллигенции,
служащих и пр.). С. с. неоднородны. Составляющие их слои и группы различаются по
обществ.
положению и роли. Среди них есть мелкие эксплуататоры и эксплуатируемые; лица,
имеющие
весьма значит. доход, и получающие меньше среднего рабочего; группы, генетически
связанные с
докапиталистич. обществ. укладом («старые» С. с.), и люди, олицетворяющие
новейшие достижения
в области науки, управления, произ-ва (интеллигенция, часть менеджеров и т. п.).
Т. о., объединение
всех С. с. в единый класс неправомерно (см. «Среднего» и «нового среднего
класса» теории).
Марксистская наука рассматривает С. с. как структурное подразделение
капиталистич. общества,
учитывая ряд существ. моментов, придающих С. с. относит. единство. Общим для них
является
именно «промежу-точность» их положения по отношению к осн. классам общества, из
к-рой следует
противоречивость их характеристик и классовых интересов. В мелком собственнике
«сосуществуют»
и трудящийся и эксплуататор. Рядовой управляющий — это и наёмный подчинённый
служащий
капиталиста, и лицо, осуществляющее капиталистич., эксплуататорскую функцию
руководства.
Находящийся на службе интеллигент — и эксплуатируемый наёмный работник, и лицо,
большей
частью
СРЕДНИЕ 651
занимающееся творч. трудом, обладающее обычно рядом экономич. и социальных
привилегий.
Каждый из С. с. своими «верхними» группами смыкается с буржуазией, а «нижними» —
с
пролетариатом или полупролетариатом (см. также Рабочий класс).
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест. Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Маркс К.,
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта,
там же, т. 8; его же, Капитал, т. 1—3, там же, т. 23—25; Ленин В. И., Что
делать?, ПСС, т. 6; е г о ж е, Шаг вперед, два
шага назад, там же, т. 8; его же, Великий почин, там же, т. 39; Грант Э.,
Социализм и средние классы, [пер. с англ.], M.,
I960; Городские С. с. совр. капи-талистич. общества, М., 1903; H а д е л ь С.
Н., Совр. капитализм и С. с., М., 1978; Зап.
Европа. Экономика, политика и классовая борьба, т. l, M., 1979, гл. 10.
СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ, этап эволюции антич. платонизма (80 до н. э. — 220 н. э.),
порвавшего
со скептицизмом Новой Академии и начиная с Антиоха Аска-лонского стремившегося
восстановить
учение Платона и Древней Академии. Пафос подчёркнутой традиционности наряду с
тяготением к
школьной организации вызывает появление в С. п. весьма характерного для поздней
античности типа
философствования, мыслящего себя как толкование платоновских текстов, но по
существу дающего
самостоят. синтез осн. идей эллинистич. философии. С. п. развивается в
Александрии (Эвдор,
Филон), Афинах (Никострат, Кальвисий Тавр, Гарпо-кратион, Север), в «школе Гая»
(Альбин,
Апулей, Гален); к С. п. относят также и Плутарха Херонейского, испытавшего
сильное влияние
пифагореизма и ритора Максима Тирского. Неопифагореизм (Модерат, Никомах,
Нумений, Кроний,
Аммоний) также необходимо рассматривать в контексте С. и. В этике для С. п.
решающее значение
имела формула «уподобление божеству» — как цель платоновской философии и путь
достижения
«высшего блага»; С. п. усвоил разделение трёх типов благ в перипатетической
школе, разрабатывал
проблематику промысла, рока и свободы воли, выдвинутую стоицизмом. Осн. проблема
С. п. в
области физики — природа и характер деятельности первоначала — решалась
монистически и
дуалистически. Перерабатывая платоновское учение о демиурге («Тимей»), благе
(«Государство»),
едином («Парменид»), С. п. развивает концепцию «двух богов»: первый —
трансцендентный ум
(нус), к-рый есть благо; второй — демиургический ум, деятельность к-рого создаёт
мир. Вопрос о
переходе от нематериального первоначала к материальному космосу решался на
основе учения о
четырёх или пяти элементах, в связи с чем велись споры об аристотелевском эфupe
и возможности
его объединения со стоич. огнём. Особое значение для С. п. имело усвоение логики
Аристотеля,
причём и здесь различение категория, и гипотетич. силлогизма, как и учение о 10
категориях,
отыскивалось у Платона. Стремление к синтезу аристо-телизма и платонизма
сопровождалось и
развитием антиаристотелевской традиции (Эвдор, Плутарх, Аттик), воспринятой
Плотиной.
• Dorriс H., Platonioa minora, Munch., 1976; Dil-Ion I., The middle Platonists,
L., 1977. СТАДИЙ
РОСТА ТЕОРИЯ, см. в ст. Pocmoу. СТАНКЕВИЧА КРУЖОК, лит.-филос. объединение
прогрессивно настроенной моек, молодёжи, группировавшейся вокруг Н. В.
Станкевича. Возник
зимой 1831—32. Первоначально в него входили Станкевич, Я. М. Неверов, И. П.
Клюшников, В. И.
Красов, С. М. Строев, Я. Почека, И. Оболенский, в 1833 вошли В. Г. Белинский и
К. С. Аксаков, в
1835 М. А. Бакунин, В. П. Боткин, M. H. Катков. Время наиболее интенсивной
деятельности —
1833—37. Прекратил существование в 1839.
В кружке преобладали филос.-этич. и пстстпч. интересы. Объединявшее членов
кружка
умонастроение — романтич. неудовлетворённость существующей обществ.
действительностью,
стремление уяснить место и назначение человека в мире и пути совершенствования
чело-
века и общества. Осн. руслом теоретич. исканий кружка было изучение систем нем.
идеализма
(Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля). Гл. идейно-филос. мотивы, нашедшие выражение в
лит.
выступлениях и переписке участников кружка,— признание духовного начала мира,
утверждение
идеала нравственно совершенной личности, противопоставление любви как осн.
принципа этики
эгоизму, разрушающему личность и обществ. отношения. Деятельность С. к.
способствовала
распространению в России идей нем. классич. философии, в особенности философии
Гегеля и
пропаганде гуманистических идеалов. Кружок сыграл важную роль в формировании
мировоззрения
Белинского, Бакунина, Аксакова.
• Аксаков К. С., Воспоминание студентства [1832—35 годов], СПБ, 1911; Корнилов
А. А.,
Молодые годы М. Бакунина, М., 1915; Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с.
16—18,39—45;
Машинский С., Кружок Н. В. Станкевича и его поэты, в кн.: Поэты кружка Н. В.
Станкевича,
М.—Л., 1964; История философии, в СССР, т. 2, М., 1968, с. 281—96; Галактионов
А. А.,
Никандров П. Ф., Рус. философия 11 — 19 вв., Л., 1970, с. 211—25.
СТАНОВЛЕНИЕ, категория диалектики, означающая процесс формирования к.-л.
материального
или идеального объекта. Всякое С. предполагает переход возможности в
действительность в
процессе развития. В идеа-листич. философии С. обычно рассматривалось
телеологически — как
направленная реализация нек-рой внутр. цели.
Др.-греч. натурфилософия выдвинула учение о С. как возникновении и уничтожении
вещей,
порождаемых космич. первоначалом, к-рое перевоплощается в различные формы бытия.
Гераклит,
рассматривая мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое, развивал
вместе с тем учение
о логосе — как нерушимом законе и установленной мере С., объединяющего предел и
беспредельность. В онтологии Платона «идея» выступала как предел чувственно-
материального С. В
философии Аристотеля характеристикой направленности С. является энтелехия. У
Плотина и Прокла
принципом С. является третья ступень неоплатонич. триады — «мировая душа».
Аристотелевская и
неоплатонич. трактовка С. сохранялась в ср.-век. философии и в новой форме
развивалась в эпоху
Возрождения (Бруно, Николай Кузанский).
Во время господства ньютоновской механистич. концепции Вселенной идея об
изменяющемся,
становящемся мире возрождается в учениях Лейбница, Гердера и получает развитие в
классич. нем.
философии. В натур-филос. учении Шеллинга природа толкуется как разум в процессе
С. (т. е.
бессознательное, имеющее своею конечной целью сознание). Условием всякого С., по
Шеллингу,
служит ограничение или предел: бесконечность С. означает постоянное расширение
предела, что
обусловливает для духа возможность быть бесконечным в ряду своих
самоограничений.
В логич. учении Гегеля С. трактуется как движение, в к-ром первоначальные
антитезы мыслящего
духа — «чистое бытие» и «ничто» — переходят друг в друга, благодаря чему С.
оказывается
границей их взаимного соотношения. С. у Гегеля выступает как процесс
формирования предмета, как
переход мысли из неопределённости в определённость, т. е. переход «чистого
бытия» в к.-л.
определённую его форму («наличное бытие»). В его идеалистич. системе С. есть
развёртывание,
раскрытие абс. идеи. Само абсолютное (истина) определяется Гегелем как
осуществляемое,
становящееся целое, к-рое включает в себя опосредствование всеми моментами и
ступенями своего
осуществления.
В марксистской лит-ре понятие «С.» употребляется в контексте понятия «развитие»
и обычно
отождествляется с последним. См. также Возможность и действительность.
• Лосев А. Ф., Антич. космос и совр. наука, М., 1927, с. 73—86, 301—20; его же,
История антич. эстетики. Аристотель и
поздняя классика, М., 1975, с. 70—78, 109—38; Шеллинг Ф. В., Система
трансцендентального идеализма, пер. с нем., Л.,
1936, с. 70—71; Гегель Г. В. Ф., Фено-
652 СРЕДНИЙ
менология духа, Соч., т, 4, ?.,1959, с. 2—14; его же, Наука Логики, т. 1, М.,
1970, с. 140—43, 151—53, 164—67; его же,
Энциклопедия филос. наук, т, 1— Наука Логики, М., 1974, с. 222—28; Гордон В. М.,
Категория С. в марксистской
диалектике, «ФН», 1968, № 4.
СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ, см. Динамика и статика социальные.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, две осн. формы
закономерной связи явлений, к-рые отличаются по характеру вытекающих из них
предсказаний. В
законах динамич. типа предсказания имеют точно определённый, однозначный
характер. Так, в
механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость,
то по ним можно
точно определить положение и скорость движения тела в любой др. момент времени.
Динамич.
законы характеризуют поведение относительно изолированных систем, состоящих из
небольшого
числа элементов и в к-рых можно абстрагироваться от целого ряда случайных
факторов.
В статистич. законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный
характер. Подобный
характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, к-рые
имеют место в
статистич. коллективах или массовых событиях (напр., большого числа молекул в
газе, особей в
биологич. популяциях, людей в социальных коллективах). Статистич. закономерность
возникает как
результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и
поэтому
характеризует не столько поведение отд. элемента, сколько коллектива в целом.
Необходимость, про-
являющаяся в статистич. законах, возникает вследствие взаимной компенсации и
уравновешивания
множества случайных факторов.
Абсолютизация динамич. законов тесно связана с концепцией механич. детерминизма,
сторонники
к-рой (П. Лаплас и др.) рассматривали Вселенную как огромную механич. систему и
экстраполировали законы динамики Ньютона на все процессы и явления мира. Лаплас
утверждал,
что если бы были известны такие законы для всех явлений, то можно было бы обнять
в одной
формуле движения как величайших тел, так и лег-чайших атомов.
Статистич. законы хотя и не дают однозначных и достоверных предсказаний, тем не
менее являются
единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера.
Критикуя
механич. детерминизм, Ф. Энгельс указывал, что случайное не может быть
безразличным для науки.
Вместе с тем он подчёркивал, что случайное требует иного подхода, ибо изучить
всю сеть
каузальных отношений, даже с горошинами в стручке, наука совершенно не в
состоянии: «... такая
наука, которая взялась бы проследить случай с этим отдельным стручком в его
каузальном сцепле-
нии со все более отдаленными причинами, была бы уже не наукой, а простой игрой»
(Маркс К. и Эн-
гельс Ф., Соч., т. 20, с. 534).
За совокупным действием различных факторов случайного характера, к-рые
практически
невозможно охватить, статистич. законы вскрывают нечто устойчивое, необходимое,
повторяющееся. Статистические законы служат подтверждением диалектики
превращения слу-
чайного в необходимое. Динамич. законы оказываются предельным случаем
статистических, когда
вероятность становится практич. достоверностью.
С помощью динамич. законов обычно формулируются каузальные (причинные) связи
явлений.
Рассматривая одно явление как причину другого, мы вырываем их из всеобщей связи,
изолируем
друг от друга и тем самым значительно упрощаем и идеализируем действительность.
Подобную
идеализацию легче осуществить в механике, астрономии, классич. физике, к-рые
имеют дело с точно
известными силами и законами движения тел под их воздействием. В более сложных
ситуациях
приходится учитывать воздействие множества случай-ных факторов и обращаться к
статистич.
законам.
• Лаплас П. С., Опыт философии теории вероятностей, М., 1908; Т е ? л е ц к и й
Я. П., Динамич. и статистич. законы
физики, [M.], 195U; Мякишев Г. Я., Динамич. и статистич. закономерности в
физике, М., 1973.
СТАТУС (от лат. status — состояние, положение) с о-ц и а л ь н ы й,
соотносительное положение
(позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду
признаков,
специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и
др.). Люди,
обладающие одним и тем же С., обнаруживают ряд сходных личностных черт,
обозначаемых как
«социальный тип» личности. В зависимости от того, занимает ли человек данную
позицию благодаря
наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или благодаря