<< Пред.           стр. 347 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 исследования, М., 1970; Очерки методологии
 познания социальных явлений, М., 1970; Кузьмин В. П., Принцип системности в
 теории и методологии К. Маркса, ?.,
 19802; Parsons Т., The social system, Glen-сое, [1952]; M e r t o n R. K.,
 Social theory and social structure, Glencoe, 1957.
 СТУДЕНЧЕСТВО, учащиеся высших уч. заведений. Термин «С.» обозначает собственно
 студентов
 как со-циально-демографич. группу и определ. обществ. положение, роль и статус;
 особую фазу
 социализации (студенч. годы).
 С. как особая группа возникло в Европе в 12 в. одновременно с первыми
 университетами. Ср.-век. С.
 было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С
 развитием
 капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль С. в
 жизни общества
 возрастает. В. И. Ленин в 1903 писал, что С. «...является самой отзывчивой
 частью интеллигенции, а
 интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего
 решительнее и
 всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических
 группировок во
 всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его
 политическая группировка не
 соответствовала политической группировке во всем обществе,—"соответствовала" не
 в смысле пол-
 ной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и
 численности, а в смысле
 необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в
 обществе» (Ленин В.
 И., ПСС, т. 7, с. 343).
 Науч.-технич. революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе
 С. Потребность в
 образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абс. числа студентов, а
 также их
 удельного веса в общей массе населения и особенно в молодёжных возрастных
 группах. В связи с
 укрупнением высших уч. заведений усиливается концентрация С., студенч. городки
 становятся всё
 более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую
 элитарность,
 делает С. более демократическим по социальному происхождению. Определ. сдвиги
 происходят и в
 половозрастной структуре С., в частности увеличивается количество женщин.
 Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно,
 материальных
 возможностей, С. связано общим видом деятельности и образует в
 этом смысле определ. социально-проф. группу. Общая деятельность в сочетании с
 терр.
 сосредоточением порождает у С. известную общность интересов, групповое
 самосознание,
 специфич. субкультуру и образ жизни, причём это дополняется и усиливается
 возрастной
 однородностью, к-рой не имеют др. социально-проф. группы. Социально-психологич.
 общность
 объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политич., культ.-
 просвет., спортивных и
 бытовых студенч. орг-ций. Однако С. социально неоднородно и нет никаких
 оснований считать его
 обществ. классом, как это предлагают нек-рые зап. социологи.
 В капиталистич. странах, несмотря на значит. рост численности С., высшее
 образование остаётся
 классовым. Растущая стоимость высшего образования, инфляция, недостаточность
 числа и размеров
 стипендий, неподготовленность высших уч. заведений к наплыву студентов и т. д.
 особенно тяжело
 сказываются на представителях беднейших слоев общества. Численность детей
 рабочих и крестьян в
 вузах значительно меньше, чем выходцев из ср. слоев; во многих странах, в т. ч.
 развивающихся,
 содержание образования не соответствует запросам жизни, архаич. система высшего
 образования (в
 частности, односторонний крен в сторону гуманитарных дисциплин) не обеспечивает
 подготовки
 специалистов того профиля, к-рый требуется нар. х-ву. В др. странах (напр., в
 США) перенасыщение
 рынка рабочей силы вызывает высокую безработицу среди квалифициров. кадров. Это
 сказывается
 на положении и настроениях С., побуждает его к протесту.
 В социалистич. странах С. представляет важный, наиболее образованный отряд
 молодёжи.
 Подготовит. курсы, рабфаки и сами правила приёма направлены на то, чтобы
 облегчить поступление
 в вузы представителей рабоче-крестьянской молодёжи и обеспечить равенство
 социальных
 возможностей всех классов и социальных групп. Высокая социальная активность С.
 выражается в
 том, что помимо овладения науч. знаниями С. активно участвует в трудовой и
 общественно-политич.
 жизни страны (летний трудовой семестр, комсомольская работа и т. д.).
 Коммунистич. партии уде-
 ляют большое внимание совершенствованию системы образования и идейно-политич.
 воспитанию С.
 • Рубин Б. Г., Колесников Ю. С., Студент глазами социолога, Ростов н/Д., 1968;
 Кон И. С., С. на За-
 паде как социальная группа, «ВФ», 1971, К» 9; Молодежь и образование, М., 1972;
 Турченко В. Н.,
 Научно-технич. революция и революция в образовании, М., 1973; Лисов-ский В. Т.,
 Дмитриев А. В.,
 Личность студента, Л., 1974; Новинская М. И., С. США, М., 1977; P у б и-н а Л.
 Я., Сов. С.:
 социологич. очерк, М., 1981. И. С. Кон.
 СУАРЕС (Suarez) Франсиско (5.1.1548, Гранада,— 25.9.1617, Лиссабон), исп. теолог
 и философ,
 представитель поздней (т. н. второй) схоластики; иезуит. С. во многом
 видоизменил учение Фомы
 Аквинского, сближаясь в ряде моментов с Дунсом Скотом. Отрицая реальное различие
 между
 сущностью и существованием, С. считал, что единичное обладает приматом по
 отношению к
 общему; отд. вещь не есть ни форма, ни материя, но первична по отношению к ним,
 тождественна
 «бытийственности». В спорах о соотношении свободы воли и божеств.
 предопределения,
 обострившихся в полемике с концепциями протестантизма, С. перенёс акцент с
 предопределения на
 божеств. предвидение: бог не обусловливает свободный выбор человека, но
 предвидит его и в
 соответствии с этим предзнанием пути человека к богу сообщает благодать. Учение
 С. вызвало
 оппозицию со стороны офиц. кругов церкви, но впоследствии получило значит.
 распространение
 среди католич. теологов. Осн. филос. соч. С. «Метафизич. рассуждения»
 («Disputationes
 Metaphysicae», v. l—2, 1597) пользовалось большим влиянием (в частности, в ун-
 тах 17 в.) и оставило
 заметный след в творчестве даже нек-рых антисхоластич. философов, в т. ч. Де-
 СУАРЕС 659
 карта и Лейбница. По политич. взглядам С.— тирано-мах: правитель, ставший
 тираном и тем
 нарушивший божеств. принцип власти, понимаемый как справедливый договор между
 народом и
 правителем, достоин смерти. Трактаты С., излагающие принципы естественного
 права, оказали
 значит. воздействие на Греция.
 • Opera omnia, v. 1 — 28, P., 1856—78.
 •Scorraille B. de, F. Snarcz, v. l—2, P., 1912—13; McCormick J. F., A suarezian
 bibliography, в кн.: Proceedings of the 10
 annual conference of the Jesuit educational association, Chi., 1931; Mugica P.,
 Bibliografia suareciana, Granada, 1948.
 СУБЛИМАЦИЯ (позднелат. sublimatio, от лат. subli-mo — высоко поднимаю, возношу)
 в
 психологии, психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных
 влечений на
 цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие С. было введено
 Фрейдом в 1900;
 в разработанной им концепции психоанализа С. рассматривается как один из видов
 трансформации
 влечений (либидо), противоположный вытеснению. В социальной психологии С.
 связывается с
 процессами социализации. Проблемам С. уделяется значит. внимание в психологии
 творчества,
 детской психологии, психологии спорта и др.
 СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе), объективная
 реальность,
 рассматриваемая со стороны её внутр. единства; материя в аспекте единства всех
 форм ее движения;
 предельное основание, позволяющее сводить чувств. многообразие и изменчивость
 свойств к чему-то
 постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В
 соответствии с общей
 направленностью определ. филос. концепции вычленяются одна С. (монизм), две С.
 (дуализм) или
 множество С. (плюрализм). В истории философии С. интерпретировалась по-разному:
 как субстрат,
 как конкретная индивидуальность, как сущ-ностное свойство, как то, что способно
 к самостоят.
 существованию, как основание и центр изменений предмета, как логич. субъект.
 Уже в антич. философии вычленялись различные С., к-рые трактовались как
 материальный субстрат
 и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла).
 Аристотель
 отождествлял С. с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от
 вещи, её
 индивидуальности. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей
 определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и
 телесной С., но и
 спора о т. н. субстанциальных формах, пронизывающего всю ср.-век. философию (см.
 Номинализм,
 Реализм).
 В философии нового времени выделяются две линии анализа С. Первая, связанная с
 онтология,
 пониманием С. как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона
 на пути
 качеств. описания субстанциальных форм и отождествления С. с формой конкретных
 вещей. Этой
 качеств. трактовке субстанции Декарт противопоставлял учение о двух С.:
 материальной (для к-рой
 характерны протяжённость и количеств.
 измеримость) и духовной (мыслительной). Противоречия дуализма в объяснении
 взаимоотношения
 С. были преодолены Спинозой на основе пантеистич. монизма: для него мышление и
 протяжённость
 — не две С., а два атрибута единой С. Лейбниц в своей монадологии вычленял
 множество простых и
 неделимых С., обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью.
 Вторая линия анализа С. — гносеологическое осмысление понятия С., его
 возможности и
 необходимости для науч. знания. Она была начата Локком в его анализе С. как
 одной из сложных
 идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Беркли
 вообще отрицал
 понятие материальной С., допуская лишь существование духовной С. Юм, отвергая
 660 СУБЛИМАЦИЯ
 существование как материальной, так и духовной С., видел в идее С. лишь
 гйпотетич. ассоциацию
 восприятий в нек-рую целостность, присущую обыденному, а не науч. знанию. Кант,
 развивая
 гносеологич. анализ понятия С., указывал на необходимость этого понятия для
 науч.-теоретич.
 объяснения явлений. Категория С., по Канту,— «...условие возможности всякого
 синтетического
 единства восприятий, т. е. опыта...» (Соч., т. 3, М., 1964, с. 254). В отличие
 от недиалектич. пони-
 мания С. как неизменного, веществ. субстрата, Кант рассматривал С. как нечто
 внутренне
 изменчивое (см. там же, с. 257).
 Этот подход был развит Гегелем, к-рый выделял внутр. противоречивость С., её
 саморазвитие.
 Однако диалектич. трактовка С. как субъекта, развёртывающего своё содержание, не
 была
 последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него С.— ступень развития «идеи»,
 а не бытия.
 Для совр. бурж. философии характерно негативное отношение к категории С. и её
 роли в познании. В
 различных течениях неопозитивизма понятие С. рассматривается как рудимент
 обыденного
 сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и
 натурализации
 восприятий. С одной стороны, критика понятия С. смыкается с критикой
 материализма, а с другой —
 с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить
 их описанием
 (Дюэм) или «функциональным отношением» (Кассирер). В лингвистич. философии
 понятие С. рас-
 сматривается как исходный принцип натуралистич. метафизики, а его возникновение
 объясняется
 специ-фич. структурой европ. языков, для к-рых характерно противопоставление
 субъекта и
 предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия С. существует ряд
 направлений
 идеалистич. философии, к-рые сохраняют традиционную трактовку С. (неото-мизм,
 неореализм).
 Диалектико-материалистич. учение о С. было развито К. Марксом в его анализе
 капиталистич. произ-
 ва и форм стоимости (в «Капитале» абстрактный труд рассматривается как С.
 меновой и др. форм
 стоимости). С т. зр. диалектич. материализма категория С.— одна из универсально-
 логич.
 характеристик материи как активной причины её изменений, форма причинного
 объяснения
 объективного мира. В противоположность феноменалистскому отрицанию категории С.
 марксизм
 подчёркивает её необходимость для науч.-теоретич. анализа действительности.
 Именно это
 требование выдвигал В. И. Ленин: «С одной стороны, надо углубить познание
 материи до познания
 (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны,
 действительное
 познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции»
 (ПСС, т. 29, с.
 142—43).
 • История марксистской диалектики, М., 1971, гл. 10; Ильенков Э. В., Диалектич.
 логика, М., 1974; О p ы н б ек о в М.
 С., Проблема С. в философии и науке, А.-А., 1975; Диалектика науч. познания, М.,
 1978; Heidmann К., Der
 Substanzbegriff von Abalard bis Spinoza, B., 1890; Hessen J., Das
 Substanzproblem in der Philosophie der Neuzeit, B.— Bonn,
 1932. А. П. Огурцов.
 СУБСТРАТ (от позднелат. substratum — основа, букв.— подстилка), общая
 материальная основа яв-
 лений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных
 образований,
 взаимодействие к-рых обусловливает свойства рассматриваемой системы или
 процесса. В самом
 общем смысле С. всех существующих форм изменений и процессов в мире является
 движущаяся
 материя. Будучи неисчерпаема и бесконечна в структуре, пространстве и времени,
 она выступает
 субстанциальной основой всех свойств, связей, взаимодействий и законов
 действительности.
 Понятие С. близко к понятию субстанции, к-рая традиционно понималась в качестве
 абс. С. всех из-
 менений. В метафизич. системах допускалось существование абсолютно неделимого и
 элементарного С., толкуемого в качестве самого нижнего, фундаментального слоя
 реальности. В
 материалистич. учениях подобным С. признавались неделимые атомы, в идеалистич.
 системах —
 абс. идея, дух, нематериальная энергия (энергетизм), «элементы мира»
 (эмпириокритицизм) и т. п.
 С. всех известных физич. процессов выступают элементарные частицы и поля,
 фундаментальные
 взаимодействия к-рых (гравитационные, электромагнитные, слабые и сильные)
 обусловливают
 физико-химич. формы движения. С. химич. реакций являются атомы, остающиеся
 устойчивыми при
 образовании и превращениях различных веществ. С. биологич. процессов в живых
 организмах
 служат молекулы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и белковых веществ. выступающие в
 качестве

<< Пред.           стр. 347 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу