<< Пред.           стр. 35 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,
 см. в ст. Буржуазная революция.
 БУРИДАНОВ ОСЁЛ, парадокс абс. детерминизма в учении о воле: осёл, помещенный на
 равном
 расстоянии от двух равных по величине и качеству связок сена, будто бы должен
 умереть от голода,
 ибо его воля не получит импульса, побуждающего избрать ту или иную связку.
 Приписывался франц.
 философу 14 в. Ж. Буридану (J.Buridan), однако в его соч. этот образ не
 встречается.
 БУТРУ (Boutroux) Эмиль (28.7.1845, Монруж, близ Парижа,— 22.11.1921, Париж),
 франц. философ-
 идеалист. В центре внимания Б.— проблемы детерминизма и свободы, творчества и
 необходимости.
 Б. выступал против механицизма и механич. детерминизма при объяснении явлений
 жизни и
 психики, утверждая радикальный разрыв уровней бытия — материального,
 инстинктивного и
 мыслящего — и подчёркивая, что высшие формы жизни необъяснимы в терминах меха-
 нистич.
 законов, управляющих материей. При этом Б. утверждал первичность духа и считал,
 что в основе
 биологич. эволюции лежит случайный с т. зр. законов материи свободный творч.
 акт, постоянно
 производящий что-то новое. Это новое нельзя охватить науч. законами, к-рые
 фиксируют
 постоянное, неизменное. Согласно Б., уровни бытия образуют иерархич. лестницу:
 от
 неодушевлённой материи до духовного совершенства бога. Бог в наибольшей степени
 способен к
 творчеству и свободе; наделён этой способностью и человек, хотя он может и
 утратить её из-за
 привычного следования рутине. И даже материальные объекты не полностью лишены
 духовного
 начала — у них есть тенденция к высшему. Необходимость и причинность в природе
 Б. подменял
 идеалистич. телеологией. Учеником Б. был Бергсон.
 • De l'idee de loi naturelle dans la science et la Philosophie contemporaine,
 P., 1895; Science et religion dans la philosophic
 contemporaine, P., 1908; в рус. пер.— О случайности законен природы, М., 1900;
 Паскаль, СПБ, 1901; Вильям Джемс и
 религ. опыт, М., 1908; Наука и религия в совр. философии, СПБ, 1910.
 БХАВА (санскр.— бытие, существование, от бху — быть), в др.-инд. философии
 категория бытия,
 становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность»,
 «истина», «жизнь». В
 буддизме — стремление к становлению, предрасположенность к существованию;
 объясняется как
 элемент, проистекающий из будущей жизни (в рамках двенадцатичленной схемы
 «закона
 взаимозависимого возникновения» — см. Пратитъясамутпада). Нек-рые мыслители
 (напр.,
 Чандракиртн) рассматривали Б. как карму, вовлекающую в круг рождений и смертей
 (см. Сансара).
 При та-
 68 БУРИДАНОВ
 ком понимании Б.— ключевое понятие, объясняющее жизненный процесс.
 Противоположное
 понятие — абхава (санскр.— небытие, несуществование), получившее особое развитие
 в ряде филос.
 систем, где обозначало также «отсутствие», «пустоту», «уничтожение»,
 «отрицание», «смерть».
 Нередко абхава рассматривается как отрицат. категория, Б.— как положительная.
 Согласно
 Кумариле (система пурва-миманса), Б. включает в себя субстанцию (к ней сводится
 и энергия, сила
 — см. Шакти), качество, действие и всеобщность, а абхава — предшествующее,
 последующее,
 абсолютное и взаимное. Иное разграничение предлагается оппонентом адвайта-
 веданты Мадхвой:
 сущее (падартха) бывает независимым и зависимым (паратантра); зависимые же
 существа или
 положительны (Б.), или отрицательны (абхава). Кал отрицат. категория абхава
 выступает и у Канады
 (система вайшешика), где она противопоставлена шести положит, объектам познания,
 из к-рых
 состоит мир (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность,
 присущность). На
 убеждении в реальности (но не абсолютности) абхавы-небытия у Канады и его
 последователей
 построена и оригинальная классификация типов небытия: сансарга-абхава (т. е.
 отсутствие чего-либо
 и в чем-то другом) — 1) небытие вещи до её возникновения (праг-абхава), 2)
 небытие вещи после ее
 уничтожения (дхванса-абхава), 3) полное отсутствие связи между вещами (атьянта-
 абха-ва, или абс.
 небытие); аньйонья-абхава (т. е. небытие одной вещи в качестве другой, их
 взаимоисключае-мость).
 Если Б. является категорией положит. бытия, то абхава — скорее логич. категория,
 определяемая не
 столько своим содержанием, сколько местом в системе. Однако в истории др.-инд.
 мысли были
 попытки рассматривать абхаву-небытие наравне с Б.-бытием, т. е. придать этому
 понятию самостоят.
 онтологич. статус.
 • Чаттерджи С.,ДаттаД., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954, с. 40—
 42, 114—16, 226—29; Радха-кришнанС.,
 Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 96, 192—04, 369 и др.;
 Stcherbatsky T h., Buddhist logic, v. l, Leningrad,
 1932 (Reality of the external world, pt 5).
 «БХАГАВАДГИТА» (санскр., букв.— песнь Бхагава-та, т. е. бога Кришны), одна из
 наиболее
 известных частей «Махабхараты», входящая в состав её 6-й кн. (18 глав);
 посвящена религ.-филос.
 проблемам. Время создания «Б.» обычно определяется 2-й пол. 1-го тыс. до н. э.
 «Б.» представляет
 собой диалог между эпич. героем Арджуной и богом Кришной, сюжетно выступающим
 как возница
 и наставник Арджуны, а по существу воплощающим высшее божеств. начало индуизма
 На-раяну.
 Для Арджуны потребность в уяснении своего места в нравств. миропорядке и
 стремление к
 обретению правил поведения вырастают из осознанного противоречия между практич.
 долгом и
 нравств. требованиями более высокого уровня. Продолжая во многом линию
 умозрения, намеченную
 в упанишадах, «Б.» выступает как религ.-филос. основа индуизма. В отличие от
 упа-нишад, «Б.»
 актуализирует нравств. аспект проблемы, отличается эмоциональным характером и
 подчёркивает
 особую роль такого пути освобождения и спасения (мокши), как бхакти (наряду с
 путём знания —
 джня-на-маргой и путём деяния — карма-маргой). В «Б.» подчёркивается важность
 обретения внутр.
 свободы от деяния, т. к. сам путь деяния ведёт к насилию и греху; поэтому
 деяние, реализующее
 развитие, должно всегда уравновешиваться аскетич. отказом от деяния. В «Б.»
 развивается учение о
 йоге как средстве, имеющем целью достижение особого состояния психич.
 равновесия. Усвоив
 элементы различных умозрит. систем и оформив их в единую систему, «Б.» оказала
 влияние на мн.
 школы инд. философии (ср. связь санкхьи и йоги с идеями «Б.»). Идеи «Б.» имели
 особое значение
 для инд. возрождения 19—20 вв. (ср. их влияние на философию Гхоша),
 • Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 442—97;
 Махабхарата, [т.] 2— Бхагавадгита. пер.,
 введение н прим. Б. Л. Смирнова, Ашхабад, I9602, кн. 6, гл.
 25—42; The Bhagavad-GIta. With a coram. based on the original sources, by
 R. C. Zaehner, O.xf., 1969.
 БХАКТИ (санскр.— наделение, вычленение, от бхадж — наделять, а также
 привязанность,
 приверженность), в др.-инд. религ.-филос. мысли привязанность к божеству,
 преданность и
 сопричастность ему. Истоки учения о Б. восходят, по меньшей мере, к древнейшей
 ведийской эпохе
 (ср. «Ригведа» VIII, 22, II— см. Веды), но наибольшее развитие оно получило в
 «Бхагавадгите» и
 веданте; поздней формой учения о Б. является также сикхизм. В концепции Б.
 высшая цель —
 освобождение (мокша) — достигается соединением души с божеств. началом. Три пути
 ведут к этой
 цели: мудрость (джня-на), понимаемая как интуитивное (а не интеллектуальное)
 знание сущего во
 всей его полноте; служение божеству, или деяние (карма) и Б., т. е. тот вид
 любви, когда достигается
 полное единение души (адепта) с божеством, их тождество. Нередко Б.
 рассматривается как гл.
 средство достижения моральной чистоты и слияния с божеством, образующее особый
 «путь Б.» (Б.-
 марга) — путь любви-преданности, но не менее распространён взгляд (напр., у
 Шанкары), согласно
 к-рому Б., как и карма и йога., цриводит только к .джняне — муд-рости,
 являющейся высшим
 средством. Б., вырывающее человека из эгоистич., частной сферы, требует оп-
 редел. подготовки,
 тренировки. Раманцджа называет в качестве предварит. условий вступления на путь
 Б.
 пренебрежение к пище, освобождение от всего мирского, неустанное размышление о
 боге,
 совершение благих деяний, желание всем добра, правдивость, честность,
 сострадание, непротивление
 (ахимса), милосердие, бдительность и надежду. Характеризующее Б. состояние
 высшей радости,
 восторга, экстаза может вызываться соединением не только с божеством как
 объектом религ.
 почитания, но и с безличным, бескачеств. абсолютом (ниргуна Б.). Возрастание Б.
 влечёт за собой
 духовное освобождение человека, сопровождающееся увеличением положительных
 эмоций. С Б.
 связывались также идеи социального характера (равенство всех перед богом,
 отрицание кастового
 устройства и т. п.).
 * Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ т. 1, М., 1956, с. 477—83; т. 2,
 М., 1957, с. 637 — 41; D a s g u р-ta S., A
 history of Indian philosophy, v. 2—3, Delhi, 1975.
 БЫТ, сфера внепроизводств. социальной жизни, включающая как удовлетворение
 материальных
 потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и
 освоение
 человеком духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения. В широком смысле
 Б.— уклад
 повседневной жизни.
 Б. оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и прежде всего на
 труд, обществ.
 деятельность, настроение и поведение людей.
 Различают обществ., гор., сел., семейный, индивидуальный Б. Структура Б. может
 рассматриваться с
 т. зр. соотношения: материальной и духовной сторон; социального и
 индивидуального аспектов;
 видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологич. потребностей,
 бытовой труд,
 досуг); типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские
 компании,
 молодёжные группы и т. д.). Под влиянием социальных, а также географич. условий
 у различных
 народов вырабатывается комплекс традиций, обычаев, обрядов, связанных с
 жизнедеятельностью в
 Б. При этом в условиях антагонистич. общества у различных классов и социальных
 групп, в городе и
 деревне складываются разные формы Б., выражающие свойственные этому обществу
 социальные
 противоречия.
 В ходе историч. развития общества изменяется характер как самих элементов Б.,
 так и его структуры.
 В основе этих изменений в конечном счёте лежит развитие производит. сил и смена
 способов произ-
 ва. Значение Б. в жизни людей возрастает в связи с процессом урбанизации и
 увеличением
 свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на
 массовые
 потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного
 потребления)!
 оказывает влияние на семейный и индивидуальный Б. Наряду с процессом
 интернационализации Б.
 он сохраняет нац. и социальные особенности у разных народов и социальных групп.
 В социалистич. гос-вах индустриализация, кооперирование с. х-ва, рост
 образования и культуры
 населения приводят к коренным преобразованиям в Б. Осуществляется технич.
 перевооружение Б.,
 повышается общий уровень материального и духовного потребления. В условиях
 социализма всё
 большее значение приобретают обществ. формы удовлетворения потребностей людей
 (бесплатное
 образование и мед. обслуживание, широкая сеть бытовых предприятий, общедоступных
 библиотек,
 клубов, домов отдыха). Постепенно преодолеваются существ. различия между образом
 жизни ин-
 теллигенции и людей физич. труда, гор. и деревенским В., существующие в Б.
 пережитки прошлых
 эпох.
 Процессы, происходящие в сфере Б., приводят к стандартизации нек-рых его
 элементов. Однако это
 не означает нивелирования потребностей и вкусов людей, хотя и порождает сходный
 стиль жизни у
 членов определ. проф. и социальных групп.
 Планы развития нар. х-ва в СССР и др. социалистич. странах предусматривают
 ликвидацию
 отставания Б. от совр. требований. Постоянно растут гос. ассигнования на жил.
 стр-во,
 благоустройство городов и сёл, совершенствование торговли и обществ. питания,
 расширение сети
 больниц, детских учреждений, библиотек, клубов, домов отдыха и санаториев.
 Намечаются зна-
 чит. развитие сферы услуг, её дальнейшее технич. оснащение.
 БЫТИЕ, филос. категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и
 независимо
 от сознания человека. Филос. понимание Б. и его соотношения с сознанием
 определяет решение
 основного вопроса философии. Диалектич. материализм исходит из мате-риалистич.
 решения осн.
 вопроса философии и вместе с тем, в противовес метафизич. материализму, не
 сводит Б. к
 предметно-веществ. миру, вычленяя различные уровни Б.— материально-предметную
 реальность,
 объективно-идеальное Б. (ценности культуры, общезначимые принципы и категории
 науч. знания и
 др.), Б. личности.
 Первую филос. концепцию Б. выдвинули досократики, для к-рых Б. совпадает с
 материальным,
 неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали Б. как
 неизменное, единое,
 неподвижное, самотождественное (Парменид), другие — как непрерывно становящееся
 (Гераклит).
 Б. противопоставляется небытию; с др. стороны, досократики различали Б. «по
 истине» и Б. «по
 мнению», идеальную сущность и реальное существование. Платон противопоставил
 чувств. Б.
 чистым идеям — миру истинного Б. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи
 формы и
 материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление сфер Б. (поскольку
 для него форма
 — неотъемлемая характеристика Б.) и строит учение о различных уровнях Б. (от
 чувственного до
 интеллигибельного). Ср.-век. христ. философия противопоставляла «истинное»,
 божеств. Б. и
 «неистинное», сотворённое Б., различая при этом действит. Б. (акт) и возможное
 Б. (потенция),
 сущность и существование, смысл и символ. Отход от этой позиции начинается в
 эпоху
 Возрождения, когда получил общее признание культ материального Б., природы. Эта
 трансформация, выражавшая новый тип отношения человека к природе, обусловленного
 развитием
 науки, техники и материального произ-ва, подготовила концепции Б. 17—18 вв. В
 них Б. рассматри-
 вается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком
 в его
 деятельности. Отсюда возникает трактовка Б. как объекта, противостоя-
 БЫТИЕ 69
 щего субъекту, как косной реальности, к-рая подчинена слепым, автоматически

<< Пред.           стр. 35 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу