<< Пред. стр. 35 (из 449) След. >>
БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,см. в ст. Буржуазная революция.
БУРИДАНОВ ОСЁЛ, парадокс абс. детерминизма в учении о воле: осёл, помещенный на
равном
расстоянии от двух равных по величине и качеству связок сена, будто бы должен
умереть от голода,
ибо его воля не получит импульса, побуждающего избрать ту или иную связку.
Приписывался франц.
философу 14 в. Ж. Буридану (J.Buridan), однако в его соч. этот образ не
встречается.
БУТРУ (Boutroux) Эмиль (28.7.1845, Монруж, близ Парижа,— 22.11.1921, Париж),
франц. философ-
идеалист. В центре внимания Б.— проблемы детерминизма и свободы, творчества и
необходимости.
Б. выступал против механицизма и механич. детерминизма при объяснении явлений
жизни и
психики, утверждая радикальный разрыв уровней бытия — материального,
инстинктивного и
мыслящего — и подчёркивая, что высшие формы жизни необъяснимы в терминах меха-
нистич.
законов, управляющих материей. При этом Б. утверждал первичность духа и считал,
что в основе
биологич. эволюции лежит случайный с т. зр. законов материи свободный творч.
акт, постоянно
производящий что-то новое. Это новое нельзя охватить науч. законами, к-рые
фиксируют
постоянное, неизменное. Согласно Б., уровни бытия образуют иерархич. лестницу:
от
неодушевлённой материи до духовного совершенства бога. Бог в наибольшей степени
способен к
творчеству и свободе; наделён этой способностью и человек, хотя он может и
утратить её из-за
привычного следования рутине. И даже материальные объекты не полностью лишены
духовного
начала — у них есть тенденция к высшему. Необходимость и причинность в природе
Б. подменял
идеалистич. телеологией. Учеником Б. был Бергсон.
• De l'idee de loi naturelle dans la science et la Philosophie contemporaine,
P., 1895; Science et religion dans la philosophic
contemporaine, P., 1908; в рус. пер.— О случайности законен природы, М., 1900;
Паскаль, СПБ, 1901; Вильям Джемс и
религ. опыт, М., 1908; Наука и религия в совр. философии, СПБ, 1910.
БХАВА (санскр.— бытие, существование, от бху — быть), в др.-инд. философии
категория бытия,
становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность»,
«истина», «жизнь». В
буддизме — стремление к становлению, предрасположенность к существованию;
объясняется как
элемент, проистекающий из будущей жизни (в рамках двенадцатичленной схемы
«закона
взаимозависимого возникновения» — см. Пратитъясамутпада). Нек-рые мыслители
(напр.,
Чандракиртн) рассматривали Б. как карму, вовлекающую в круг рождений и смертей
(см. Сансара).
При та-
68 БУРИДАНОВ
ком понимании Б.— ключевое понятие, объясняющее жизненный процесс.
Противоположное
понятие — абхава (санскр.— небытие, несуществование), получившее особое развитие
в ряде филос.
систем, где обозначало также «отсутствие», «пустоту», «уничтожение»,
«отрицание», «смерть».
Нередко абхава рассматривается как отрицат. категория, Б.— как положительная.
Согласно
Кумариле (система пурва-миманса), Б. включает в себя субстанцию (к ней сводится
и энергия, сила
— см. Шакти), качество, действие и всеобщность, а абхава — предшествующее,
последующее,
абсолютное и взаимное. Иное разграничение предлагается оппонентом адвайта-
веданты Мадхвой:
сущее (падартха) бывает независимым и зависимым (паратантра); зависимые же
существа или
положительны (Б.), или отрицательны (абхава). Кал отрицат. категория абхава
выступает и у Канады
(система вайшешика), где она противопоставлена шести положит, объектам познания,
из к-рых
состоит мир (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность,
присущность). На
убеждении в реальности (но не абсолютности) абхавы-небытия у Канады и его
последователей
построена и оригинальная классификация типов небытия: сансарга-абхава (т. е.
отсутствие чего-либо
и в чем-то другом) — 1) небытие вещи до её возникновения (праг-абхава), 2)
небытие вещи после ее
уничтожения (дхванса-абхава), 3) полное отсутствие связи между вещами (атьянта-
абха-ва, или абс.
небытие); аньйонья-абхава (т. е. небытие одной вещи в качестве другой, их
взаимоисключае-мость).
Если Б. является категорией положит. бытия, то абхава — скорее логич. категория,
определяемая не
столько своим содержанием, сколько местом в системе. Однако в истории др.-инд.
мысли были
попытки рассматривать абхаву-небытие наравне с Б.-бытием, т. е. придать этому
понятию самостоят.
онтологич. статус.
• Чаттерджи С.,ДаттаД., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954, с. 40—
42, 114—16, 226—29; Радха-кришнанС.,
Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 96, 192—04, 369 и др.;
Stcherbatsky T h., Buddhist logic, v. l, Leningrad,
1932 (Reality of the external world, pt 5).
«БХАГАВАДГИТА» (санскр., букв.— песнь Бхагава-та, т. е. бога Кришны), одна из
наиболее
известных частей «Махабхараты», входящая в состав её 6-й кн. (18 глав);
посвящена религ.-филос.
проблемам. Время создания «Б.» обычно определяется 2-й пол. 1-го тыс. до н. э.
«Б.» представляет
собой диалог между эпич. героем Арджуной и богом Кришной, сюжетно выступающим
как возница
и наставник Арджуны, а по существу воплощающим высшее божеств. начало индуизма
На-раяну.
Для Арджуны потребность в уяснении своего места в нравств. миропорядке и
стремление к
обретению правил поведения вырастают из осознанного противоречия между практич.
долгом и
нравств. требованиями более высокого уровня. Продолжая во многом линию
умозрения, намеченную
в упанишадах, «Б.» выступает как религ.-филос. основа индуизма. В отличие от
упа-нишад, «Б.»
актуализирует нравств. аспект проблемы, отличается эмоциональным характером и
подчёркивает
особую роль такого пути освобождения и спасения (мокши), как бхакти (наряду с
путём знания —
джня-на-маргой и путём деяния — карма-маргой). В «Б.» подчёркивается важность
обретения внутр.
свободы от деяния, т. к. сам путь деяния ведёт к насилию и греху; поэтому
деяние, реализующее
развитие, должно всегда уравновешиваться аскетич. отказом от деяния. В «Б.»
развивается учение о
йоге как средстве, имеющем целью достижение особого состояния психич.
равновесия. Усвоив
элементы различных умозрит. систем и оформив их в единую систему, «Б.» оказала
влияние на мн.
школы инд. философии (ср. связь санкхьи и йоги с идеями «Б.»). Идеи «Б.» имели
особое значение
для инд. возрождения 19—20 вв. (ср. их влияние на философию Гхоша),
• Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 442—97;
Махабхарата, [т.] 2— Бхагавадгита. пер.,
введение н прим. Б. Л. Смирнова, Ашхабад, I9602, кн. 6, гл.
25—42; The Bhagavad-GIta. With a coram. based on the original sources, by
R. C. Zaehner, O.xf., 1969.
БХАКТИ (санскр.— наделение, вычленение, от бхадж — наделять, а также
привязанность,
приверженность), в др.-инд. религ.-филос. мысли привязанность к божеству,
преданность и
сопричастность ему. Истоки учения о Б. восходят, по меньшей мере, к древнейшей
ведийской эпохе
(ср. «Ригведа» VIII, 22, II— см. Веды), но наибольшее развитие оно получило в
«Бхагавадгите» и
веданте; поздней формой учения о Б. является также сикхизм. В концепции Б.
высшая цель —
освобождение (мокша) — достигается соединением души с божеств. началом. Три пути
ведут к этой
цели: мудрость (джня-на), понимаемая как интуитивное (а не интеллектуальное)
знание сущего во
всей его полноте; служение божеству, или деяние (карма) и Б., т. е. тот вид
любви, когда достигается
полное единение души (адепта) с божеством, их тождество. Нередко Б.
рассматривается как гл.
средство достижения моральной чистоты и слияния с божеством, образующее особый
«путь Б.» (Б.-
марга) — путь любви-преданности, но не менее распространён взгляд (напр., у
Шанкары), согласно
к-рому Б., как и карма и йога., цриводит только к .джняне — муд-рости,
являющейся высшим
средством. Б., вырывающее человека из эгоистич., частной сферы, требует оп-
редел. подготовки,
тренировки. Раманцджа называет в качестве предварит. условий вступления на путь
Б.
пренебрежение к пище, освобождение от всего мирского, неустанное размышление о
боге,
совершение благих деяний, желание всем добра, правдивость, честность,
сострадание, непротивление
(ахимса), милосердие, бдительность и надежду. Характеризующее Б. состояние
высшей радости,
восторга, экстаза может вызываться соединением не только с божеством как
объектом религ.
почитания, но и с безличным, бескачеств. абсолютом (ниргуна Б.). Возрастание Б.
влечёт за собой
духовное освобождение человека, сопровождающееся увеличением положительных
эмоций. С Б.
связывались также идеи социального характера (равенство всех перед богом,
отрицание кастового
устройства и т. п.).
* Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ т. 1, М., 1956, с. 477—83; т. 2,
М., 1957, с. 637 — 41; D a s g u р-ta S., A
history of Indian philosophy, v. 2—3, Delhi, 1975.
БЫТ, сфера внепроизводств. социальной жизни, включающая как удовлетворение
материальных
потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и
освоение
человеком духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения. В широком смысле
Б.— уклад
повседневной жизни.
Б. оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и прежде всего на
труд, обществ.
деятельность, настроение и поведение людей.
Различают обществ., гор., сел., семейный, индивидуальный Б. Структура Б. может
рассматриваться с
т. зр. соотношения: материальной и духовной сторон; социального и
индивидуального аспектов;
видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологич. потребностей,
бытовой труд,
досуг); типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские
компании,
молодёжные группы и т. д.). Под влиянием социальных, а также географич. условий
у различных
народов вырабатывается комплекс традиций, обычаев, обрядов, связанных с
жизнедеятельностью в
Б. При этом в условиях антагонистич. общества у различных классов и социальных
групп, в городе и
деревне складываются разные формы Б., выражающие свойственные этому обществу
социальные
противоречия.
В ходе историч. развития общества изменяется характер как самих элементов Б.,
так и его структуры.
В основе этих изменений в конечном счёте лежит развитие производит. сил и смена
способов произ-
ва. Значение Б. в жизни людей возрастает в связи с процессом урбанизации и
увеличением
свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на
массовые
потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного
потребления)!
оказывает влияние на семейный и индивидуальный Б. Наряду с процессом
интернационализации Б.
он сохраняет нац. и социальные особенности у разных народов и социальных групп.
В социалистич. гос-вах индустриализация, кооперирование с. х-ва, рост
образования и культуры
населения приводят к коренным преобразованиям в Б. Осуществляется технич.
перевооружение Б.,
повышается общий уровень материального и духовного потребления. В условиях
социализма всё
большее значение приобретают обществ. формы удовлетворения потребностей людей
(бесплатное
образование и мед. обслуживание, широкая сеть бытовых предприятий, общедоступных
библиотек,
клубов, домов отдыха). Постепенно преодолеваются существ. различия между образом
жизни ин-
теллигенции и людей физич. труда, гор. и деревенским В., существующие в Б.
пережитки прошлых
эпох.
Процессы, происходящие в сфере Б., приводят к стандартизации нек-рых его
элементов. Однако это
не означает нивелирования потребностей и вкусов людей, хотя и порождает сходный
стиль жизни у
членов определ. проф. и социальных групп.
Планы развития нар. х-ва в СССР и др. социалистич. странах предусматривают
ликвидацию
отставания Б. от совр. требований. Постоянно растут гос. ассигнования на жил.
стр-во,
благоустройство городов и сёл, совершенствование торговли и обществ. питания,
расширение сети
больниц, детских учреждений, библиотек, клубов, домов отдыха и санаториев.
Намечаются зна-
чит. развитие сферы услуг, её дальнейшее технич. оснащение.
БЫТИЕ, филос. категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и
независимо
от сознания человека. Филос. понимание Б. и его соотношения с сознанием
определяет решение
основного вопроса философии. Диалектич. материализм исходит из мате-риалистич.
решения осн.
вопроса философии и вместе с тем, в противовес метафизич. материализму, не
сводит Б. к
предметно-веществ. миру, вычленяя различные уровни Б.— материально-предметную
реальность,
объективно-идеальное Б. (ценности культуры, общезначимые принципы и категории
науч. знания и
др.), Б. личности.
Первую филос. концепцию Б. выдвинули досократики, для к-рых Б. совпадает с
материальным,
неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали Б. как
неизменное, единое,
неподвижное, самотождественное (Парменид), другие — как непрерывно становящееся
(Гераклит).
Б. противопоставляется небытию; с др. стороны, досократики различали Б. «по
истине» и Б. «по
мнению», идеальную сущность и реальное существование. Платон противопоставил
чувств. Б.
чистым идеям — миру истинного Б. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи
формы и
материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление сфер Б. (поскольку
для него форма
— неотъемлемая характеристика Б.) и строит учение о различных уровнях Б. (от
чувственного до
интеллигибельного). Ср.-век. христ. философия противопоставляла «истинное»,
божеств. Б. и
«неистинное», сотворённое Б., различая при этом действит. Б. (акт) и возможное
Б. (потенция),
сущность и существование, смысл и символ. Отход от этой позиции начинается в
эпоху
Возрождения, когда получил общее признание культ материального Б., природы. Эта
трансформация, выражавшая новый тип отношения человека к природе, обусловленного
развитием
науки, техники и материального произ-ва, подготовила концепции Б. 17—18 вв. В
них Б. рассматри-
вается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком
в его
деятельности. Отсюда возникает трактовка Б. как объекта, противостоя-
БЫТИЕ 69
щего субъекту, как косной реальности, к-рая подчинена слепым, автоматически