<< Пред.           стр. 351 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 этот признак —
 отношение, то С. по отношению, вообще говоря, является более общим отношением,
 чем равенство:
 оно рефлексивно, но не обязательно транзи-тивно или даже симметрично. Обобщённые
 отношения
 С. играют важную роль в психометрике, в метрологии, в классификациях, основанных
 на количеств.
 оценке С. иди на нечётких признаках, в экономико-статистич. методах экспертных
 оценок и др.
 Важным частным случаем С. является отношение неразличимости, возникающее вообще
 всюду, где
 точность результата оценки зависит от пороговой точности средств различения.
 * Психологич. измерения. Сб. переводов, М., 1967; Бон-гард М. М., Проблемы
 узнавания, М., 1967; Шpей-дер Ю. А.,
 Равенство, С., порядок, М., 1971; Новосё-лов М. М., Категория тождества и ее
 модели, в кн.: Кибернетика и диалектика,
 М., 1978; см. также ст. Равенство и лит. к ней.
 СХОЛАСТИКА (лат. scholastiea, от греч. ???????????— школьный, учёный), тип
 религ. философии,
 характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением
 догматич.
 предпосылок с рацио-налистич. методикой и особым интересом к формально-логич.
 проблематике;
 получил наиболее полное развитие и господство в Зап. Европе в ср. века.
 Истоки С. восходят к позднеантич. философии, прежде всего Проклу (установка на
 вычитывание
 ответов на все вопросы из текстов Платона, энциклопедии, суммирование
 разнообразной
 проблематики, соедине-
 ние мистич. предпосылок с рассудочными выводами). Христ. патристика подходит к
 С. по мере
 завершения работы над догматич. основами церк. доктрины (Иоанн Дамаскин). Ранняя
 С. (11—12
 вв.) сложилась в условиях подъёма феод. цивилизации и папской власти; она стоит
 под влиянием
 августиновского платонизма (Ан-сельм Кентерберийский). Впервые выявляются
 противоположные
 позиции в споре об универсалиях — реализм (Гильом из Шампо) и номинализм
 (Росцеллин), а также
 промежуточная позиция — концептуализм (Абеляр). В этот период С. нередко
 выступает как
 оппозиц. течение; не только доктрины отд. «еретиков», но принцип схоластич.
 рационализма как
 таковой вызывает нападки со стороны поборников чистоты веры (Петра Дамиа-ни,
 Ланфранка,
 Бернара Клервоского и др.). Зрелая С. (12—13 вв.) развивалась в ср.-век. ун-тах;
 её обще-европ.
 центром был Парижский ун-т. Платонизм (переживший смелое натуралистич.
 истолкование в фило-
 софии шартрской школы, во многом предвосхитившей тенденции Возрождения)
 постепенно
 вытесняется арис-тотелизмом, в интерпретации к-рого происходит размежевание
 между «еретич.»
 аверроизмом, отрицавшим реальность личной души и учившим о единой безличной
 интеллектуальной душе во всех существах (Сигер Брабантский), и
 ортодоксальным
 направлением С., подчинявшим онтологию Аристотеля христ. представлениям о
 личном боге,
 личной душе и сотворённом космосе (Альберт Великий и особенно Фома Аквин-
 ский). Поздняя С.
 (13—14 вв.) испытала воздействие обострившихся идейных противоречий эпохи
 развитого
 феодализма. Иоанн Дунс Скот противопоставил интеллектуализму системы Фомы
 Аквинского свой
 волюнтаризм, отказ от завершённой системы и острый интерес к индивидуальному
 бытию.
 Оппозиц. представители этого периода (Оккам, отчасти Никола Орем) всё
 энергичнее настаивают на
 теории двойственной истины, разрушавшей схоластич. «гармонию» веры и разума.
 Возрождение
 оттеснило С. на периферию умств. жизни. Частичное оживление традиций С.
 произошло в т. н.
 второй С. (16—17 вв.), развивавшейся в период Контрреформации, гл. обр. в
 Испании (Ф. де
 Витория, Ф. Суарес, Г. Васкес, М- Молина). Просвещение нанесло второй С.
 решающий удар. В кон.
 19—20 вв. традиции С. возрождаются в неотомизме (см. также Неосхоластика).
 С. возникла в условиях, когда церковь выступала в виде «...наиболее общего
 синтеза и наиболее
 общей санкции существующего феодального строя» (Э н-г е л ь с Ф., см. Маркс К. и
 Энгельс Ф.,
 Соч., т. 7, с. 361) и религия представала одновременно и как уни-верс. форма не
 собственно религ.
 содержания. Подчинение мысли авторитету догмата (формула Петра Дамиа-ни
 «философия есть
 служанка богословия») присуще ортодоксальной С. наравне со всеми др. типами пра-
 воверно-церк.
 мировоззрения; специфично для С. то, что сам характер отношений между разумом и
 догматом
 мыслился при несомненной авторитарности довольно рассудочным. Как Священное
 писание и свя-
 щенное предание, так и наследие антич. философии, активно использовавшееся С.,
 выступали в ней в
 качестве замкнутого нормативного текста. Предполагалось, что всякое знание имеет
 два уровня —
 сверхъ-естеств. знание, даваемое в «откровении», и естественное, отыскиваемое
 человеч. разумом;
 норму первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными комментариями
 отцов
 церкви, норму второго — тексты Платона и особенно Аристотеля, окружённые
 авторитетными комм.
 позднеантич. и араб. философов. Потенциально в тех и др. текстах уже дана
 «вечная истина»; чтобы
 актуализировать её, надо вывести из текстов полноту их логич. следствий при
 помощи цепи
 правильно построенных умозаключений (ср. характерный для зрелой С. жанр суммы —
 итогового
 энцик-лопедич. соч.). Мышление С. постоянно идёт путём дедукции и почти не знает
 индукции; его
 осн. форма —
 силлогизм. В известном смысле вся С. есть философствование в формах
 интерпретации текста. В
 этом она противоположна новоевроп. науке с её стремлением открыть истину
 через анализ опыта,
 а также мистике с её стремленном «узреть» истину в акстатич. созерцании. Обиход
 С., в к-ром
 «таинства веры» превращались в ходовые образцы логич. задач, вызывал уже в цр.
 века протесты не
 только представителей вольнодумства, но и ревнителей веры («нелепо спорить о
 Троице на
 перекрестках и превращать предвечное рождение бога-Сына... в поприще публичного
 состязания» —
 восклицал в кон. 12 в. Пётр из Блуа). Осознание того, что авторитеты
 противоречат друг другу
 [афоризмы типа «У авторитета — восковой нос» (к-рый можно повернуть, куда
 угодно), «аргумент
 от авторитета — слабейший» были распространены среди самых ортодоксаль-ных
 схоластов],
 явилось одним из важных импульсов для становления С. Сопоставление
 взаимоисключающих
 текстов было введено гонимым Абеляром (в соч. «Да и нет»), но вскоре стало
 общепринятой формой:
 противоречия теологич. и филос. предания подлежат систематизации и должна быть
 установлена
 иерархия авторитетов. Специфика схоластич. рационализма не может быть
 понята вне его связи с
 традицией юридич. мышления (рим. право было в Зап. Европе одной из наиболее
 жизнестойких
 частей антич. наследия). В С. имеет место юридич. окраска онтологич.
 категорий и онтологизация
 юридич. категорий; бытие мира и человека, соотносимое с бытием бога, описывается
 как
 совокупность правовых отношений или их аналогов; сами приёмы выведения частного
 из общего,
 заключений по аналогии и т. п. напоминают разработку юридич. казусов.
 Ориентация на жёстко фиксированные правила мышления помогла С. сохранить
 преемственность
 интеллектуальных навыков, необходимый понятийно-терми-нологич. аппарат через
 реставрацию
 антич. наследия в предельно формализованном виде (даже резко критиковавшие С.
 мыслители
 нового времени вплоть до эпохи Просвещения и нем. классич. идеализма
 включительно принуждены
 были широко пользоваться схоластич. лексикой). Утверждая догматич. сумму
 представлений, С. не
 способствовала развитию естеств. наук, однако её структура оказалась
 благоприятной для таких,
 напр., областей знания, как логика; достижения схоластов в этой сфере
 предвосхищают совр.
 постановку мн. вопросов, в частности математич. логики (см. Логика). Гуманисты
 Возрождения и
 особенно философы Просвещения в борьбе со ср.-век. традициями выступили против
 С.,
 подчёркивая всё мёртвое в ней и превратив само слово «С.» в бранную кличку
 бесплодного и
 бессодержат. умствования, пустой словесной игры. • Э й к е н Г., История и
 система ср.-веч.
 миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Штёкль А·, История ср.-век. философии,
 пер. с нем., М.,
 1912; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, ?.,
 1957; Стяжкин Н. И.,
 Формирование математич. логики, М-, 1967; Gilson E., L'esprit de la Philosophie
 medievala, P., 19442;
 Copleston F., A history of philosophy, v. 2—3, L., 1951—53; Grabmann M., Die
 Geschichte der schola-
 stischen Methode, Bd 1—2, B., 1957. С. С. Аверинцев.
 СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia — знание, наука), мировоззренч. позиция, в основе к-
 рой лежит
 представление о науч. знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном
 условии
 ориентации человека в мире. Идеалом для С. выступает не всякое науч. знание, а
 прежде всего
 результаты и методы естеств.-науч. познания. В качестве осознанной ориентации С.
 утверждается в
 бурж. культуре в кон. 19 в., причём одновременно возникает и противоположная
 мировоззренч.
 позиция — антисциентизм. Последний подчёркивает ограниченность возможностей
 науки, а в своих
 крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности
 человека. С.
 выдвигает нау-
 СЦИЕНТИЗМ 667
 ку в качестве абс. эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески
 третирует науч. знание,
 возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы.
 Конкретными
 проявлениями С. служат концепции науки, развиваемые в рамках совр. школ
 неопозитивизма,
 технократич. тенденции, свойственные нек-рым слоям бюрократии и науч.-технич.
 интеллигенции в
 совр. бурж. обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного
 знания, пытающихся
 развивать социальное познание строго по образцу естеств. наук. Позиции
 антисциентизма защищают
 нек-рые направления современной буржуазной философии (прежде всего
 экзистенциализм), а также
 нек-рые представители буржуазной гуманитарной интеллигенции.
 Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли
 науки.
 Подчёркивая исключит. роль науки в обществ. жизни, марксизм-ленинизм
 рассматривает её в связи с
 др. формами обществ.
 сознания и раскрывает сложный, многообразный характер этой связи. С этой т. зр.
 наука выступает
 как необходимый продукт развития человеч. культуры и вместе с тем — как один из
 гл. источников и
 стимуляторов историч. прогресса самой культуры. В марксистско-ленинской
 философии оценка
 социальной роли науки даётся в реальном контексте конкретных социальных систем,
 обусловливающих существенно разную, нередко противоположную роль науч. знания в
 жизни
 общества. См. также Наука.
 • Швырев В. С., Юдин Э. Г., Мировоззренч. оценка науки: критика бурж. концепций
 С. и антисциентизма, М., 1973;
 Человек — наука — техника, [М., 1973]; Бурж. философия XX в., М., 1974; Юдин 3.
 Г., Юдин В. Г., Наука и мир
 человека, М., 1978; Социализм и наука, М., 1981; ?е-дотова В. Г., Критика
 социокультурных ориентации в совр. бурж.
 философии. С. и антисциентизм, М., 1981.
 СЧАСТЬЕ, понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, к-
 рое
 соответствует наибольшей внутр. удовлетворённости условиями своего бытия,
 полноте и
 осмысленности жизни, осуществлению своего человеч. назначения. С. является
 чувственно-
 эмоциональной формой идеала. Понятие С. не просто характеризует определённое
 конкретное
 объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает
 представление о том,
 какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством.
 Поэтому понятие С.
 имеет нормативно-ценностный характер. В зависимости от того, как истолковывается
 назначение и
 смысл человеч. жизни, понимается и содержание С. Это понятие имеет историч. и
 классово определ.
 характер. В истории морального сознания С. считалось одним из прирождён. прав
 человека, но на
 практике в классово антагонистич. обществе всегда получалось так, что стремление
 угнетённых
 классов к С., как отмечал Ф. Энгельс, безжалостно и на «законном основании»
 приносилось в жертву
 такому же стремлению господствующих классов.
 Критикуя бурж.-индивидуалистич. понимание С., классики марксизма-ленинизма
 подчёркивали, что
 стремление человека исключительно к личному С. в отрыве от обществ. целей
 вырождается в эгоизм,
 к-рый попирает интересы других и морально калечит личность. К. Маркс отверг
 также уравнит.
 представления «казарменного коммунизма», к-рые он характеризовал как возврат «к
 неестественной
 про-
 стоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека...» (Маркс К. и Э н г
 е л ь с Ф., Соч., т.
 42, с. 115). Характеризуя своё личное понимание С., Маркс сказал, что видит его
 в борьбе (см. там
 же, т. 31, с. 492). Такое понимание С. противоположно всем обывательским
 представлениям о нём.
 Это не идиллическое состояние удовлетворённости существующим положением, а,
 напротив,
 постоянное стремление к лучшему будущему и преодоление препятствий на пути к
 нему, не
 достижение собств. благополучия, а полное развитие и использование своих
 способностей в соз-нат.
 деятельности, подчинённой достижению общих целей. Сознат. служение людям,
 революц. борьба за
 переустройство общества, за осуществление идеалов коммунизма — создание условий
 для
 всестороннего развития личности, за лучшее будущее для всего человечества
 наполняют жизнь
 человека тем высшим смыслом и дают то глубокое удовлетворение, к-рые приносят
 ему ощущение
 С.
 • Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск., М., 1981.
 СЮНЬ-ЦЗЫ (учитель Сюнь), Сюнь К у а н, Сюнь Цин (ок. 313 — ок. 235 или ок. 298 —
 ок. 238 до
 н. э.), представитель раннего конфуцианства, завершивший классич. этап его
 развития (нек-рыми
 исследователями причисляется одновременно и к легизму). Род. в царстве Чжао.
 Получил
 всестороннее образование, приглашался ко дворам правителей др.-кит. царств Ци,
 Цинь, Чжао и др.,
 в возрасте 50 лет, вероятно, в 264 до н. э., стал наставником в академии Цзися,
 Был начальником
 уезда Ланьлин, где создал свою многочисл. школу; самыми выдающимися его
 учениками были
 противники конфуцианства: легист Хань Фэй и будущий первый министр гос-ва и
 империи Цинь —
 Ли Сы (ум. в 208 до н. э.). Там же, в конце жизни, С.-ц. создал свой знаменитый
 трактат; в нём 23
 главы принадлежат С.-ц., три написаны им вместе с учениками. Шесть глав написаны

<< Пред.           стр. 351 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу