<< Пред.           стр. 353 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 мир в
 соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе
 объективных законов
 действительности. Т. как созидат. деятельность характеризуется неповторимостью
 (по характеру
 осуществления и результату), оригинальностью и общественно-историч. (а не только
 индивидуальной) уникальностью, Человеч. сознание, по словам В. И. Ленина, «...не
 только отражает
 объективный мир, но и творит его» (ПСС, т. 29, с. 194).
 Диалектич. материализм отвергает т. зр., согласно к-рой природа тоже творит. В
 природе происходит
 процесс развития, а не Т., к-рое всегда предполагает бытие и действие творца —
 субъекта творч.
 деятельности. По-видимому, какие-то биологич. формы и предпосылки Т. имеются и у
 высших
 животных, но своё специфич. выражение оно находит лишь у человека как
 общественно развитого
 существа.
 Одним из необходимых условий развития науч. и художеств. Т. является свобода
 критики, творч,
 дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за
 рамки
 сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критич.
 отношение к
 традиции. Ленин писал, что для Т. «... необходимо обеспечение большего простора
 личной
 инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии...» (там же,
 т. 12, с. 101).
 Одним из важнейших принципов коммунизма является обеспечение полного развития
 личности как
 гл. предпосылки Т., создание условий для свободного творч. труда. А. Г. Спиркин.
 В психологии Т. изучается как психологический процесс созидания нового и как
 совокупность
 свойств личности, к-рые обеспечивают её включённость в этот процесс.
 Т. как процесс рассматривалось первоначально исходя из самоотчётов деятелей иск-
 ва и науки
 (описание «вдохновения», «мук Т.» и т. п.). Нек-рые крупные естествоиспытатели
 (Г. Гельмгольц, А.
 Пуанкаре, У. Кен-нон и др.) выделили в этих самоотчётах неск, стадий в процессе
 Т.— от
 зарождения замысла до момента (к-рый нельзя предвидеть), когда в сознании
 возникает новая идея.
 Англ. учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творч. процесс на 4 фазы: подготовку,
 созревание (идеи),
 озарение и проверку. Так как гл. звенья процесса (созревание и озарение) не
 поддаются сознательно-
 волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую
 роль в Т.
 подсознат. и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология
 показала, что бес-
 сознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе Т. дополняют
 друг друга.
 Совокупность психич. свойств, характерных для творч. личности, стала объектом
 конкретно-науч.
 изучения с изобретением тестов и методик их обработки и анализа. Положение
 Гальтона о наследств.
 характере способности к Т. было подвергнуто в дальнейшем критике в психологич.
 науке (работы
 швейц. учёного А. Де-кандоля и др.), как и сближение гениальности с психич.
 расстройством у
 Ломброзо и др. Интерес к исследованию психологич. аспектов Т. (особенно
 научного) резко
 обострился в сер. 20 в. под воздействием науч.-технич. революции. Это вызвало
 кризис прежних
 методик изучения личности, в частности тра-диц. тестов, к-рые часто давали
 низкую оценку умст-
 венных способностей в случаях, когда испытуемые проявляли оригинальность,
 нестандартность
 мышления. Разрабатываются новые системы тестов для определения (с помощью
 факторного анализа
 и др. статистич. методов) творч. признаков личности. Особая роль придаётся
 воображению, гибкости
 ума, дивергентному (т. е. расходящемуся в различных направлениях) мышлению, а
 также внутр.
 мотивации Т. Разрабатываются методики стимуляции группового Т., среди к-рых
 наибольшую
 популярность в США приобрели «брейн-шторминг» и синектика. Первый исходит из
 того, что
 контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внеш. среде, препятствуют
 выявлению
 творч. возможностей ума; нейтрализация этих барьерных механизмов достигается
 разделением двух
 этапов процесса Т.— генерирования идей и их критич. оценки (индивиды, входящие в
 группу,
 сначала производят возможно больше идей в связи с к.-л. проблемой, а затем из
 общей массы
 суждений и догадок отбираются наиболее оригинальные и перспективные). Синектика
 ставит целью
 актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умств. деятельности в
 условиях груп-
 пового Т.
 Успехи кибернетики, передача технич. устройствам поддающихся формализации умств.
 операций
 резко повысили интерес к творч. действиям личности, слособ-ностям, к-рые не
 могут быть
 формализированы. Предпринимаются также попытки технич. моделирования процесса
 поиска и
 открытия нового знания (см. Эвристика).
 * Грузенберг С. О., Гений и Т., Л., 1924; Науч. ,, М., 1969;
 Проблемы науч. Т. в совр. психологии, ?., 1971,
 Художеств и науч. Т., Л., 1972; Creativity and its cultivation, N.Y., 1959;
 Scientific creativity, N.Y.— L., 1963.
 М. Г. Ярошевский.
 ТЕЗИС (греч. ???? — положение, утверждение), 1) основополагающее утверждение в
 нек-рой
 концепции или теории. 2) В философии Гегеля — исходный момент в процессе
 диалектич. развития,
 составляющий вместе с антитезисом и синтезом триаду. 3) В логике Т. принято
 называть
 утверждения, подлежащие аргументации или доказательству. В этом смысле термин
 «Т.» использует-
 ся как синоним термина «теорема» (в отличие от аксиом, определений или
 постулатов). Вместе с тем
 в логике и математике Т. называют и такие утверждения, к-рые, не являясь
 логически или
 математически строгими утверждениями, не могут быть дедуктивно доказаны, но
 необходимы для
 уяснения вполне строгих (с логич. или математич. т. зр.) понятий; подобные
 утверждения можно
 сравнить с естеств.-науч. гипотезами.
 «ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ», название небольшой рукописи К. Маркса, состоящей из 11
 тезисов, к-
 рые он набросал в своей записной книжке в Брюсселе весной (вероятно, в апр.)
 1845. Написание
 тезисов связано с замыслом «Немецкой идеологии», к-рый возник у Маркса и Ф.
 Энгельса в это
 время. Они представляют собой набросок идей, подлежавших разработке в 1-й гл.
 «Немецкой
 идеологии» («Фейербах»). По определению Энгельса, это — «...первый документ,
 содержащий в себе
 гениальный зародыш нового мировоззрения» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т.
 21, с. 371).
 Центр. идея тезисов — решающая роль материальной революц. практики в жизни
 общества.
 Практика есть исходный пункт, основа, критерий и цель познания. Введение Марксом
 категории
 практики в теорию познания означало подлинную революцию в гносеологии и явилось
 одним из
 главных элементов революц. переворота в философии.
 Определяя своё мировоззрение как новый материализм, Маркс подвергает критике и
 прежний
 материализм за его созерцательность, и идеализм за сведение практики к чисто
 теоретич.
 деятельности. В противоположность идеализму Маркс подчёркивает: чтобы изменить
 действительность, недостаточно чисто теоретич. критики, необходима практически-
 критическая,
 революц. деятельность, необходимо изменить не только сознание, но и бытие.
 Только в процессе
 революц. практики человек изменяет как окружающую его действительность, так и
 самого себя.
 В противоположность метафизич. и антиисторич. представлениям Фейербаха о
 человеке как
 абстрактном изолированном индивиде Маркс формулирует одно из важнейших положений
 историч.
 материализма: сущность человека есть совокупность всех обществ. отношений .
 С позиций последовательного, пролет. атеизма Маркс решает вопрос об условиях
 преодоления
 религии. Он подчёркивает, что религия вырастает из противоречий её земной
 основы, из социальных
 антагонизмов, и для устранения религии необходимо революционизировать
 существующее
 общество. Впоследствии эта мысль была развита и получила классич. формулировку в
 1-м т.
 «Капитала».
 Созерцательности и метафизичности предшествующего материализма Маркс
 противопоставляет
 революц. практику, новый, диалектич. материализм как филос. основу коммунизма.
 Принцип нового
 мировоззрения он формулирует в заключит. тезисе: «Философы лишь различным
 образом объясняли
 мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К. иЭнгельс Ф., там
 же, т. 3, с. 4). Не
 интерпретировать мир так или иначе, чтобы примириться с существующим, а
 действительно познать
 его, чтобы изменить мир,— таков подлинный смысл этого тезиса.
 «Т. о Ф.» были впервые опубликованы Энгельсом, с нек-рыми ред. изменениями, в
 1888 в
 приложении к отд. изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической
 немецкой
 философии». Первонач. вариант Маркса был опубликован в 1924 в «Архиве К. Маркса
 и Ф.
 Энгельса», кн. 1.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 1—5, т. 21, с. 370—371, т. 42, с. 261 —
 266; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный
 том, ч. 2, с. 347); Карл Маркс. Биография, М., 1973», гл. 3; Б а г а т у ? и я
 Г. А., «Т. о Ф.» и «Нем. идеология», «Научно-
 информац. бюллетень сектора произведе-
 ТЕЗИСЫ 671
 ний К.Маркса и Ф. Энгельса», 1965, № 12; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
 пер. с нем., т. 3, М., 1968; гл. 4;
 Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, [М., 1974 '], ч. 2, гл. 1;
 Марксистская философия в 19 в., кн. 1, М.,
 1979, гл. 5.
 ТЕИЗМ (от греч. ???? — бог), религ. мировоззрение, исходящее из понимания абс.
 бытия как
 бесконечной божеств. личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном
 акте воли и в
 дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве бог понимается как
 «триединство» трёх таких личностей). Признание трансцендентности бога мыслится в
 Т. как
 источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии
 католицизма, напр.,
 постулируется «аналогия бытия» между бытием бога и бытием вещей). В этом Т.
 противостоит как
 монистич. мистике тождества бога и мира, так и пантеистич. концепции эманации,
 т. е. природно-
 необходимого «истечения» мира из полноты божества. Признание продолжающейся
 сознат.
 активности бога в мире отделяет Т. от деизма — отсюда характерные для Т.
 представления о
 божеств.
 провидении (см. Провиденциализм) и чуде. В наиболее чистом виде Т. развивался в
 рамках трёх
 генетически связанных религий — иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые
 употреблён
 англ. философом Р. Кедвортом.
 Марксизм-ленинизм в своей критике Т. как разновидности религ. мировоззрения
 основывается на об-
 щих принципах критики всякого религ. сознания. См. Религия.
 ТЕЙЛОРИЗМ, система организации труда и управления произ-вом, возникшая в США на
 рубеже
 19—20 вв. Характеризуется использованием достижений науки и техники в целях
 извлечения
 максимума прибавочной стоимости путём усиления эксплуатации рабочего класса.
 Названа по имени
 амер. инж. Ф. У. Тейлора (F. W. Taylor; 1856—1915). Т. представляет собой
 совокупность
 разработанных им и его последователями методов организации и нормирования труда
 и управления
 производств. процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы,
 направленных на существ.
 повышение интенсивности и производительности труда. Т. предусматривает детальное
 исследование
 трудовых процессов и установление жёсткого регламента их выполнения. Позже Т.
 послужил
 основой для совр. систем организации труда, применяемых в капитали-стич.
 странах.
 В. И. Ленин называл систему Тейлора «"научной" системой выжимания пота» (ПСС, т.
 23, с. 18),
 системой порабощения человека машиной (см. там же, т. 24, с. 369). Вместе с тем
 Ленин указывал,
 что эта система «...соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации
 и ряд богатейших
 научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания
 лишних и неловких
 движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем
 учета и контроля
 и т. д.» (там же, т. 36, с. 189— 190). Обращая внимание на противоречивость и
 двойств. характер
 системы Тейлора, Ленин рекомендовал выявить содержащиеся в ней рациональные
 элементы и
 творчески их использовать. Ленинский анализ Т. и его рекомендации по
 использованию этой
 системы сыграли большую роль в разработке основ науч. организации труда в СССР.
 • Ленин В. И., «Научная» система выжимания пота, ПСС, т. 23; его же, Система
 Тейлора — порабощение человека
 машиной, там же, т. 24; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36;
 Тейлор Ф. У., Науч. организация труда, M.,
 19252; Мошенский М. Г., Ленинский анализ и современность, «Социалистич. труд»,
 1970, № 4.
 ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmuller) Густав (19.11.1832, Брауншвейг,—22.5.1888, Дерпт, ныне
 Тарту),
 философ-идеалист. Филос. взгляды Т. сложились под определяющим влиянием Лейбница
 через
 посредство Лотце и
 672 ТЕИЗМ
 Гербарта. В целом учение Т. представляет собой своеобразный вариант христ.
 персонализма,
 противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и традиц. платонизму. По Т.,
 сущность
 бытия — личное «субстанциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее
 и
 бессознательно. С позиций идеалистич. телеологии выступал против дарвинизма,
 обвиняя его в
 абсолютизации случайности и непрерывности. Значит. часть работ Т. посвящена
 истории филос.
 понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, Р. Эйкена, в России — на А. А. Козлова, Б.
 А. Боброва и др.
 М Die Keligionsphilosophie, Breslau, 1886; Studien zur Geschichte der Begriffe,
 Hildesheim, 1966; Neue
 Studien zur Geschichte der Begriffe, Bd 1—3, Hildesheim, 1965; в рус. пер.—
 Дарвинизм и философия,
 Юрьев, 1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895.
 * Козлов А., Г. Т., «Вопросы философии и психологии», 1894, кн. 24—25;
 Szylkarski W., Teichmullers philosophische
 Entwicklungsgang, Kaunas, 1938.
 ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер (1.5.1881, замок Сарсена, близ
 Клермон-Феррана,
 Овернь,— 10.4.1955, Нью-Йорк), франц. философ, учёный (геолог, палеонтолог,
 археолог,
 антрополог) и ка-толич. теолог. Член ордена иезуитов (1899), священник (1911).
 Один из
 первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Т. видел своё жизненное
 призвание в ра-
 дикальном обновлении христ. вероучения, в коренном преобразовании религии в
 соответствии с
 совр. наукой. За религ. инакомыслие, отвергавшее ортодоксальные церк. догмы, Т.
 был лишён права
 преподавания, публикации своих филос.-теологич. сочинений и изгнан церк.
 властями из Франции.

<< Пред.           стр. 353 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу