<< Пред.           стр. 357 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 итоге конкре-
 тизация Т. приводит её к развитию в систему взаимосвязанных Т., объединяемых
 лежащим в их
 основании идеализированным объектом. Это одно из характерных выражений метода
 восхождения
 от абстрактного к конкретному.
 Этот процесс постоянно стимулируется необходимостью охвата в рамках и на основе
 исходных
 положений
 678 ТЕОРИЯ
 Т. многообразия эмпирич. материала, относящегося к предмету Т. Развитие Т. не
 есть поэтому
 имманентное логич. движение теоретич. мысли — это активная переработка эмпирич.
 информации в
 собств. содержание Т., концентрация и обогащение её понятийного аппарата. Именно
 это развитие
 содержания Т. ставит определ. пределы возможной логич. формализации процессов её
 построения.
 При всей плодотворности формализации и аксиоматизации теоретич. знания нельзя не
 учитывать,
 что реальный процесс конструктивного развития Т. в процессе восхождения
 теоретич. мышления от
 абстрактного к конкретному, ориентируемый задачами охвата нового эмпирич.
 материала, не
 укладывается в рамки формально-дедуктивного представления о развёртывании Т.
 Т. может развиваться в относит. независимости от эмпирич. исследования —
 посредством знаково-
 симво-лич. операций по правилам математич. или логич. формализмов, посредством
 введения
 различных гипо-тетич. допущений или теоретич. моделей (особенно математич.
 гипотез и математич.
 моделей), а также путём мысленного эксперимента с идеализированными объектами.
 Подобная
 относит. самостоятельность теоретич. исследования образует важное преимущество
 мышления на
 уровне Т., ибо даёт ему богатые эвристич. возможности. Но реальное
 функционирование и развитие
 Т. в науке осуществляется в органич. единство с эмпирич. исследованием. Т.
 выступает как реальное
 знание о мире только тогда, когда она получает эмпирич. интерпретацию. Эмпирич.
 интерпретация
 способствует осуществлению опытной проверки Т., выявлению её объяснительно-
 предсказат.
 возможностей по отношению к реальной действительности. Как подтверждение Т. отд.
 эмпирич.
 примерами не может служить безоговорочным свидетельством в её пользу, так и
 противоречие Т.
 отд. фактам не есть основание для отказа от неё. Но подобное противоречие служит
 мощным
 стимулом совершенствования Т. вплоть до пересмотра и уточнения её исходных
 принципов.
 Решение же об окончат. отказе от Т. обычно связано с общей дискредитацией
 фактически лежащей в
 её основе программы исследования и появлением новой программы, выявляющей более
 широкие
 объяснительно-предсказат. возможности по отношению к сфере реальности, изучаемой
 данной Т.
 • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Эн-гельс Ф., Соч., т. 20; Л енин В.
 И., Что делать?, ПСС, Т. 6; его же,
 Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; его же, Филос. тетради, там же,
 т. 29; Кар-нап Р., Филос. основания
 физики, пер. с англ., [M., 1971]; Философия. Методология. Наука, М., 1972; M а м
 ч у p E. Д., Проблема выбора Т., M.,
 197; Степин В. С., Становление науч. Т., Минск, 19V6; Рузавин Г. И., Науч. Т.:
 Логино-методологич. анализ, М., 1978;
 Швырев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978; Баженов
 Л. Б., Строение и функции
 естественно-науч. Т., М., 1978; Андреев и. Д., Т. как форма организации науч.
 знания, М., 1979. В. С. Швырев.
 ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ, см. в ст. Отражение.
 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, гносеологич. э ? и-стемология, раздел философии, в к-ром
 изучаются
 проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности,
 исследуются
 всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и
 истинности. Т. п. как
 филос. дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность
 рассматривать познават.
 результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два осн.
 направления в Т.
 п.— материализм и идеализм.
 История Т. п. В античности центральной в Т. п. выступала проблема отношения
 знания и мнения,
 истины и заблуждения. Знание понималось в единстве с его предметом. Исходя из
 того, что знание
 есть своеобразная копия предмета, антич. философия преим. изучала процесс,
 посредством к-рого
 предмет переводится в состояние знания. Тезис о единстве знания и предмета
 специфически
 сочетался с непониманием активности
 субъекта в процессе познания: истинный объект может быть только «дан»
 познающему; все
 продукты его субъективной ноанават. деятельности — лишь неистинное мнение.
 Крупный шаг в развитии Т. п. был сделан европ. фи-лософией 17—18 вв., главными
 для к-рой стали
 пробле-мы связи «Я» и внеш. мира, внеш. и внутр. опыта. В этот период
 проблематика Т. п.
 занимала центр. мес-то в философии. Ставилась задача отыскания абсолютно
 достоверного знания,
 к-рое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей
 остальной
 совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их ценности.
 Выбор разных
 путей решения этой задачи обусловил появление рацио-нализма и эмпиризма.
 Ориентация на
 механико-мате-матич. естествознание того времени, попытка применить методы
 науки
 непосредственно к решению филос. вопросов определяли понимание рационализмом
 врож-денных
 идей по аналогии с геометрич. аксиомами. Эм-пиризм пришёл к уподоблению данных
 чувственности
 (как элементарных единиц знания) своеобразным «ато-мам», взаимодействие к-рых
 порождает все
 остальные познават. образования. Взаимоотношение чувственно-сти и разума,
 эмпирического и
 рационального исследо-валось Т. п. не только как проблема происхождения знания,
 а прежде всего
 как проблема логич. обоснования системы знания. В этой связи философия 17—18 вв.
 анализировала
 проблемы взаимоотношения субъекта и материальной субстанции, «Я» и внеш. мира (и
 производные
 от них проблемы внеш. и внутр. опыта, первичных и вторичных качеств), возникшие
 как следствие
 осуществленного Декартом выделения субъекта (субъективного) как чего-то резко
 отличного от
 материаль-ной субстанции и логически противоположного ей. Ма-териалистич.
 эмпиризм, выступая
 против превращения идеалистами-рационалистами мышления в самостоят.
 субстанцию, в
 «рациональную вещь», ортро критиковал декартовское учение о врождённых идеях.
 Признавая сам
 факт существования «Я» как феномена психич. жизни, непосредственно переживаемого
 познающим
 субъектом, эмпиризм безуспешно пытался объяснить происхождение и
 функционирование внутр.
 опыта — проблему, неразрешимую в рамках метафизич. формы материализма того
 времени.
 Слабости метафизич. материализма были использованы субъективным идеализмом
 (Беркли, Юм),
 к-рый спекулировал прежде всего на проблематике Т. п.
 В нем. классич. философии проблемы Т. п. связывались с исследованием историч.
 развития форм
 практич. и познават. деятельности. В филос. системе Канта впервые
 предпринимается попытка
 построить такую Т. п., к-рая была бы совершенно независима от всяких допущений о
 реальности —
 как онтологических, так и психологических. Кант постулировал зависимость
 реальности от самого
 познания: объект, по Канту, существует как таковой лишь в формах деятельности
 субъекта. После
 Канта нем. классич. философия стремилась преодолеть разрыв гносеологич. и
 онтологич. проблема-
 тики. Наиболее полно в домарксистской философии эта задача решалась Гегелем.
 Утверждая
 диалектич. взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показал
 несостоятельность их метафизич.
 противопоставления. По Гегелю, субъект и объект по существу тождественны друг
 другу, т. к. в
 основе действительности лежит саморазвитие абс. духа, к-рый является абс.
 субъектом, имеющим в
 качестве объекта самого себя. Отсюда проистекал принцип совпадения диалектики,
 логики и Т. п.,
 сформулированный Гегелем на объективно-идеалистич. основе.
 Анализ проблем Т. п. в бурж. философии 20 в. характеризуется след.
 особенностями. Впервые в исто-
 рии Т. п. идеалистич. эмпиризм (махизм, неореализм) сочетается с онтологизмом,
 т. е. с определ.
 допущениями о реальности и её свойствах. Фундаментальное для) эмпиризма понятие
 элементарных
 данных чувствен-
 ности истолковывается как относящееся не к субъективным психич. переживаниям
 субъекта, а к
 нек-рым объективно существующим чувств. сущностям («ней-тральные» элементы
 мира Маха,
 «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Рассела и т. д.). Т. п. та-кого
 типа сочетают в
 себе черты как субъективного, так и объективного идеализма. Другая
 особенность совр. зап.
 философии состоит в появлении направлений (логич. позитивизм, неопозитивизм,
 аналитич. фи-
 лософия), к-рые отрицают осмысленность Т. п. (как и всей классич.
 философии). С т. зр. логич.
 позитивизма идеалом осмысленности является науч. знание; все
 предложения науки можно
 разделить либо на синтетические (высказывания эмпирич. наук), либо на
 аналитические (истины
 логики, математики); классич. филос. проблемы не имеют смысла, ибо
 предполагаемые этими
 проблемами возможные ответы не могут быть отнесены ни к эмпирически-синтетич.,
 ни к
 аналитич. высказываниям. Проблемы Т. п. (отношение субъекта к объекту, природа
 реальности и др.)
 носят, согласно логич. позитивизму, характер типичных псевдопроблем.
 Экзистенциализм, в
 противоположность неопозитивизму, критикует Т. п. (и всю классич. филос.
 «метафизику») за
 близость к правилам, к-рые приняты для формулирования вопросов в науке или
 в обыденном
 языке. Во 2-й пол. 20 в. больше, чем когда-либо рань-ше, стала ясна
 несостоятельность претензий
 различных направлений идеалистич. гносеологии на решение осн. проблем Т. п.
 Т. п. марксистско-ленинской философии. Отвергая все формы гносеологич.
 идеализма, марксистско-
 ленинская Т. п. исходит из последовательно материалистич. решения осн. вопроса
 философии, т. е.
 рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как
 существующую вне и
 независимо от сознания. Диалектич. материализм исходит из положения о том, что
 мир познаваем, и
 решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т. е. агностицизм.
 Будучи последовательно материалистической, марксистско-ленинская Т. п. не есть,
 однако, простое
 продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистич. линии в
 решении проблем
 гносеологии. Осн. особенность диалектико-материалистич. Т. п. определяется тем,
 что её развитие
 осуществляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве
 диалектики,
 логики и Т. п. «Диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма...»
 (Ленин В. И., ПСС, т. 29,
 с. 321). Это означает, что в системе марксистско-ленинской философии не
 существует ни «чистой
 онтологии», ни «чистой гносеологии»: во всякой крупной филос. проблеме
 диалектич. материализм
 рассматривает онтологич. и гносеологич. аспекты в их единстве. Вместе с тем при
 решении любой
 проблемы Т. п. марксизм-ленинизм исходит из определ. представлений о структуре
 объективной
 реальности, о месте познавательного процесса в системе действительности.
 Диалектич. материализм не только снимает противопоставление Т. п. и онтологии,
 но и кладёт конец
 характерному для немарксистской философии отрыву проблем Т. п. от проблем
 социального бытия.
 Сущность и природа познания носят социальный характер и, следовательно, не могут
 быть поняты в
 изоляции от пред-метно-практич. деятельности. Поэтому субъект познания
 произведен от субъекта
 практики; познающий субъект — это не изолированный от др. людей индивид
 («гносеологич.
 робинзон» метафизич. философии), а человек, включённый в социальную жизнь,
 исполь-зующий
 общественно выработанные формы познават. деятельности — как материальные (орудия
 труда, ин-
 струменты, приборы и т. д.), так и идеальные (язык, категории логики и т. п.).
 ТЕОРИЯ 679
 Исходные знания о мире даны человеку в чувств. познании — ощущениях,
 восприятиях, представле-
 ниях. Марксистская Т. п. противостоит идеалистическому и метафизически
 истолкованному
 сенсуализму; она подчёркивает несводимость рационального позна-ния (мышления,
 понятия) к
 простому суммированию! или механич. преобразованию данных органов чувств.)
 Результаты
 мыслит. деятельности не только дают новое знание, непосредственно не
 содержащееся в данных
 чувственности, но активно влияют на структуру и содержание чувств. познания.
 Поэтому те
 эмпирич. дан-ные, с к-рыми имеет дело наука, образуются в резуль-тате
 использования теоретич.
 положений для описа-ния содержания чувств. опыта и предполагают ряд теоретич.
 идеализаций.
 Наряду с этим чувств. опыт, выступающий в качестве исходной основы познават.
 процесса
 понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внеш. мира, а как
 момент ак-
 тивной практич., чувственно-предметной деятельности. Теоретич. мышление
 руководствуется при
 воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного к
 конкретному, с к-рым
 неразрывно связаны принципы единства логического и исторического, анализа и
 синтеза. Формами
 отражения объективной действительности в познании являются категории и законы
 материалистич.
 диалектики, выступающие также и как методологич. принципы научно-теоретич.
 деятельности.
 Общая схема процесса познания выражена в положении Ленина: «От живого созерцания
 к абст-
 рактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания
 истины, по-знания
 объективной реальности» (там же, с. 152—53). Познават. процесс рассматривается в
 марксистско-
 ленинской Т. п. не только в форме, в какой он осуществляется в голове индивида,
 но гл. обр. в форме
 социаль-но-историч. процесса развития знания. Познание мира отд. человеком
 опосредовано
 всемирно-историч. процессом развития знания. Марксистско-ленинская Т. п.,
 последовательно
 проводя диалектико-материали-стич. принцип историзма в анализе знания, признаёт
 конкретно-
 историч. характер оснований знания, рассматривает изменение логич. структуры
 систем знания в
 процессе развития человеч. познания, к-рое происходит в определ. связи с
 изменением социальных и
 культурных институтов общества. Вместе с тем диалектич. материализм решительно
 выступает
 против какого бы то ни было гносеологич. релятивизма, развивая учение о
 диалектике абс. и относит.
 истины и подчёркивая наличие в человеч. знаниях объективной истины, т. е. такого
 содержания, к-
 рое не зависит ни от человека, ни от человечества. Общественно-историч. практика

<< Пред.           стр. 357 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу