<< Пред.           стр. 36 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 действующим
 законам (напр., принципу инерции). В трактовке Б. исходным становится понятие
 тела, что связано
 с развитием механики — ведущей науки 17—18 вв. В этот период господствуют
 натуралистически-
 объективистские концепции Б., u к-рых природа рассматривается вне
 отношения к ней человека,
 как нек-рый механизм, действующий сам но себе. Для учений о Б. в новое время был
 характерен
 субстанциальный подход, когда фиксируются субстанции (неуничтожимый, неизменный
 субстрат
 Б., его предельное основание) и её акциденции (свойства), производные от
 субстанции. С
 различными модификациями подобное понимание Б. обнаруживается в филос. системах
 17—18 вв.
 Для европ. философии итого периода Б.— предметно сущее, противостоящее ?
 предстоящее знанию;
 Б. ограничивается природой, миром естеств. тел, а духовный мир статусом Б. не
 обладает. Наряду с
 этой натурали-стич. линией, отождествляющей Б. с физич. реальностью ?
 исключающей сознание из
 Б., в новоевроп. философии формируется иной способ истолкования Б., при к-
 ром последнее
 определяется на пути гносеологич. анализа сознания и самосознания. Он
 представлен в исходном
 тезисе метафизики Декарта — «мыслю, следовательно, существую», в трактовке
 Лейбницем Б. как
 отражения деятельности духовных субстанций — монад, в субъективно-идеалистич.
 отождествлении Беркли существования и данности в восприятии. Свое завершение эта
 интерпретация Б. нашла в нем. классич. идеализме. Для Канта Б. не является
 свойством вещей; Б.—
 это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причём различие между
 природным и
 нравственно-свободным Б. заключается в различии форм законополагания —
 причинности и цели.
 Для Фихте подлинным Б. является свободная, чистая деятельность абс. «Я»,
 материальное Б.—
 продукт осознания и самосознания «Я». У Фихте в качестве предмета филос. анализа
 выступает Б.
 культуры — духовно-идеальное Б., созданное деятельностью человека. Шеллинг видит
 в природе
 неразвитый дремлющий разум, а подлинное Б.— в свободе человека, в его духовной
 деятельности. В
 идеалнстич. системе Гегеля Б. рассматривается как первая, непосредств.
 ступень в
 восхождении духа к самому себе. Гегель свёл человеч. духовное Б. к логич. мысли.
 Б. оказалось у
 него крайне бедным и но сути дела негативно определяемым (Б. как нечто абсолютно
 неопределённое, непосредственное, бескачественное), что объясняется
 стремлением вывести Б. из
 актов самосознания, из гносеологич. анализа знания и его форм. Подвергнув
 критике прежнюю
 онтологию, пытавшуюся построить учение о Б. до и вне всякого опыта, без
 обращения к тому, как
 мыслится реальность в науч. знании, нем. классич. идеализм (особенно Кант и
 Гегель) выявил такой
 уровень Б., как объективно-идеальное Б., воплощающееся в различных формах
 деятельности субъ-
 екта. С этим был связан историзм в понимании Б., характерный для нем. классич.
 идеализма.
 Идеалистич. установка — понять Б. исходя из анализа сознания свойственна и бурж.
 философии 19—
 20 вв. Однако здесь аналитика сознания не отождествляется с гносеологич.
 анализом и предполагает
 целостную структуру сознания во всём многообразии его форм и в его единстве с
 осознаваемым
 миром. Так, в философии жизни (Дильтей) Б. совпадает с целостностью жизни,
 постигаемой науками
 о духе специфич. средствами (метод понимания в противовес методу объяснения в
 фи-зич. науках). В
 неокантианстве Б. раскладывается на мир сущего и мир ценностей (т. е. подлинное
 Б., к-рое
 предполагает долженствование). В феноменологии Гуссерля подчёркивается связь
 между
 различными слоями Б.— между психич. актами сознания и объективно-идеальным Б.,
 миром
 смыслов. Учение о Б., по Гус-
 70 БЫХОВСКИЙ
 серлю, изучает предметно-содержательные структуры интенциональных актов
 сознания, прежде
 всего восприятия, выявляет связи между объективно-идеальными смыслами и
 соответствующими
 актами сознания. Шелер не ограничивает сознание актами созерцания, укореняя его
 в
 эмоциональных переживаниях и оценках. Поэтому учение о Б. для Шелера
 тождественно ос-
 мыслению эмоционально-душевных актов и коррелятивных им ценностей, различных по
 своему
 рангу. Для Хайдеггера Б. дано только в понимании Б. (Б. коррелят интерпретаций
 Б.). Исходным для
 него является чело-веч, существование, трактуемое как эмоционально-волевое,
 практически-
 озабоченное Б. Учение Хайдеггера о Б. представляет собой попытку герменевтич.
 истолкования
 человеч. существования во всей полноте его Б., фундамент к-рого он вначале
 усматривал в актах
 речи, а позднее — в языке. Сартр, противопоставляя Б. в себе и Б. для себя,
 разграничивает
 материальное Б. и человеч. Б. Первое есть для него что-то косное,
 сопротивляющееся человеч. воле и
 действию. Осн. характеристика человеч. Б. в субъективистской концепции Сартра —
 свободный
 выбор возможностей.
 В неопозитивизме радикальная критика прежней онтологии и сё субстанциализма
 перерастает в
 отрицание самой проблемы Б., истолковываемой как мета-физич. псевдопроблема.
 Однако
 характерная для неопозитивизма деонтологизация философии по существу
 предполагала некритич.
 приятие языка наблюдения в качестве фундаментального уровня Б. науки.
 В марксистской философии, отвергающей различные формы идеализма, проблема Б.
 анализируется в
 нескольких направлениях. При этом подчёркивается многоуровневый характер Б.
 (органич. и
 неорганич. природа, биосфера, обществ. Б., Б. личности), несводимость одного
 уровня к другому
 (материя и формы её движения — предмет естествознания, обществ. Б.— предмет
 социологич. и
 историч. наук). Марксизм отстаивает историч. концепцию социального Б., видя в
 нём совокупную
 чувственную (прежде всего материальную) деятельность индивидов, социальных групп
 и классов. Б.
 понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, как «... производство
 самой матери-
 альной жизни» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 26). В проблеме взаимосвязи
 природного и со-
 циального Б. диалектич. материализм исходит из первичности природы. Развитие
 общественно-
 историч. практики и науки приводит к расширению границ познанного и освоенного
 природного и
 социального Б., служит основой постижения смысла Б. личности. См. Общественное
 бытие и
 общественное сознание.
 • Э н г е л ь с ?., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельсф., Соч., т. 20; Л е н и н В.
 И., Филос. тетради, ПСС, т. 29, его ж е,
 Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18; ? л е ? а-нов Г. В., О
 материалистич. понимании истории, Избр.
 филос. произв., т. 2, М., 1956; Рубинштейн С. Л., Б. н сознание, М., 1957;
 Ильенков Э. В., Вопрос о тождестве мышления
 и Б. в домарксистской философии, в кн.: Диалектика— теория познания, М., 1964;
 Бурж. философия 20 в., М., 1974;
 Совр. бурж. философия, М., 1978; Heidegger М., Sein und Zeit, Halle, 1929;
 Hartmann N., Zur Grundlegung der Ontologie,
 Meisenheim, 194l2; Whitehead A.N., Process and reality, N. Y., 1960; Sartre J.-
 P., L'etre et le neant, P., 1965; см. также ст.
 Онтология и лит. к ней.
 А. П. Огурцов.
 БЫХОВСКИЙ Бернард Эммануилович [31.8(12.9).1901, Бобруйск,— 19.4.1980, Москва],
 сов.
 философ, проф. (1929), д-р филос. наук (1941). Чл. КПСС с 1920. С 1923 на
 педагогич. и науч. работе
 в области диалектич. материализма, истории зап.-европ. философии и совр.
 зарубежной философии.
 Автор одного из первых сов. учебников диалектич. материализма («Очерк философии
 диалектич.
 материализма», 1930). Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании «Истории
 философии» (1940—43).
 • Философия Декарта, М.— Л., 1940; Метод и система Гегеля, М., 1941; Осн.
 течения совр. идеалнстич. философии, М.,
 1957; Философия неопрагматизма, М., 1959; Фейербах, М., 1967; Дж. Беркли, М.,
 1970; Кьеркегор, М., 1972; Эрозия
 «вековечной» философии, М., 1973; Гасс.енди, М., 1974; Шопенгауэр, М., 1975;
 Сигер Брабантский, М., 1979.
 БЭКОН (Bacon) Роджер (ок. 1214, Илчестер,— 11.6.1294, Оксфорд), ср.-век. англ.
 философ и
 естествоиспытатель, францисканец. В 1257 был отстранён от преподавания в
 Оксфордском ун-те; его
 учение было осуждено главой ордена францисканцев. В 1278 В. был заточён в
 монастырскую
 тюрьму. Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами, и
 схоластич. умозрение,
 В. призывал к опытному изучению природы, к разработке оптики, механики
 («практич. геометрии»),
 астрономии. Целью всех наук Б. считал увеличение власти человека над природой.
 Схоластич.
 дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на эксперименте и
 математике. В
 учении об опыте как основе познания В. различал два вида опыта: внутренний —
 мистич.
 «озарение», объект к-рого бог, и внешний — чувств, знание, открывающее тайны
 природы. В.
 высказывал ряд смелых, дальновидных науч. и технич. догадок (о телескопе,
 летательных аппаратах
 и др.).
 • The Opus majus of H. Bacon, od. introd. an analytical table by J. H. Bridges,
 v. 1—3, Oxf., Ш7—1900; Opera hactenus inedita,
 v. 1--12, Oxf., 1905—/ІО.
 •Трахтенберг O. JB., Очерки цо истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957;
 Соколов В. В., Ср.-век. философия,
 М., 1979; Bridges .Т.Н., The life and work of R. Васол, L., 1914; В а с u m k e
 r С 1., R. Bacons Naturphilosophie, Munster,
 1916; L i 11 i e A. G., K. Bacon L., 1928; Heck E., R. Bacon, Bonn, 1957.
 БЭКОН (Bacoii) Франсис (22.1.1561, Лондон,— 9.4.1626, Хайгет), англ. философ,
 родоначальник
 англ. материализма и методологии опытной науки. В 1618—21 лорд-канцлер Англии.
 Философия В., идейно подготовленная натурфилософией Возрождения и традицией
 англ.
 номинализма, соединила в себе натуралистич. миросозерцание с началами аналитпч.
 метода,
 эмпиризм — с элементами теологпч. воззрений. «У Бэкона, как первого своего
 творца, материализм
 таит ещё в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материал
 улыбается своим
 поэтически-чувственным блеском всему человеку» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
 2, с. 142—43). В.
 солидаризовался с материалистич. традицией предшествующей философии и критиковал
 схоластику
 перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм платоников, агностицизм скептиков.
 Др.-греч.
 натурфилософы привлекали В. тем, что понимали материю как активное начало; с
 особым
 одобрением воспринимал он атомистич. философию Демокрита. Отношение Б. к антич.
 философии и
 мифологии нашло яркоо выражение в незаконч. трактате «О началах и истоках...»
 (изд. 1653, рус.
 пер.— «О принципах и началах», 11)37) и в сб. «О мудрости древних» (1609, рус.
 пер. 1972).
 Категориям схоластич. философии, спекулятивным рассуждениям о боге, природе и
 человеке Б.
 противопоставил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном
 познании, но не
 свободной от терминология, и понятийных заимствований из учения перипатетиков.
 Свои
 сообщения, связанные с предвидением огромной роли науки в жизни человечества, с
 изысканием
 эффективного метода науч. исследования, с выяснением перспектив развития науки и
 её практич.
 применений, умножающих могущество человека и его власть над природой, В. изложил
 в незаконч.
 труде «Великое восстановление наук» («Instauratio Magna Scientiarum»), частями
 к-рого были
 трактаты «О достоинстве и приумножении наук» (1623, рус. пер. 1971), «Новый
 Органон, или
 Истинные указания для истолкования природы» (1620, рус. пер. 1935) и цикл работ,
 касающихся
 «естественной истории», отд. явлений и процессов природы («Приготовление к
 естественной и эк-
 спериментальной истории...» — «Parasceve ad histo-riam naturalem et
 experimeiitalem», 1620; «История
 ветров» — «Historia de veiitis», 1622; «История жизни и смерти» — «Historia
 vitae et mortis», 1623;
 «История плотного и разреженного и о сжатии и расширении материи в пространстве»
 — «The
 history of density and
 rarity», 1658; «Sylva Sylvarum», или «Естественная история в десяти центуриях» —
 «Sylva Sylvarum»,
 or «A natural history in ten centuries», изд. 1627, и др.). Б. разработал
 подробную классификацию наук,
 включающую указания на те дисциплины, к-рые ещё должны быть созданы; дал
 типологию
 заблуждений человеч. ума (идолы разума); обосновал эмпирич. метод и описал
 различные виды
 опытного познания («плодоносные» и «светоносные» опыты, разные способы и
 модификации эк-
 сперимента); сформулировал индукцию как метод исследования законов («форм»)
 природных
 явлений в целях их плодотворного использования в человеч. практике.
 Пропагандируя науку, Б.
 разграничивал области науч. знания и религ. веры, считая, что религия не должна
 вмешиваться в
 дела науки. Он принимал христианство как религию откровения, видя в нём одну из
 связующих сил
 общества.
 Как гос. деятель и политич. писатель («Опыты, или Наставления нравственные и
 политические»,
 1597, 1612, 1625, рус. пер. 1962, и др. историч. и политич. соч.) Б. был
 сторонником абсолютистской
 монархии, воен., мор. и политич. могущества нац. гос-ва. Он симпатизировал
 чаяниям тех слоев, к-
 рые ориентировались на выгоды торг.-пром. развития и сильной королев, власти.
 Его экономич.
 программа носила меркантилистский характер. В утопич. повести «Новая Атлантида»
 (изд. 1627, рус.
 пер. 1962) В. изложил проект гос. организации науки. Прерогативу «Дома Соломона»
 (на-учно-
 технич. центра утопич. общества) составляют не только организация и планирование
 науч.
 исследований и технич. изобретений, но и распоряжение произ-вом и природными
 ресурсами
 страны, внедрение в х-во и быт достижений науки и техники.
 Философия Б., сложившаяся в атмосфере науч. и культурного подъёма Европы кануна
 бурж. револю-
 ций, оказала огромное влияние на целую эпоху филос. и науч. развития. Несмотря
 на неверную
 оценку нек-рых открытий и науч. идей своего времени, Б. ярко выразил дух новой
 науки.
 Предложенная им классификация знаний была принята франц. энциклопедистами; его
 учение
 заложило материалистич. традицию в философии нового времени; индуктивная
 методология стала
 отправным пунктом разработки индуктивной логики; «Дом Соломона» послужил
 прообразом науч.
 об-в и академий.
 • The works. Collected and ed. by ,T. Speddmg, R. L. Ellis and U. D. Heath, v. 1
 — 7, L., 1887—1901; в рус. пер.— Соч., т.
 1—2, M., 1977 — 78».
 • Фишер К., Реальная философия и ее век. Франциск Вэкон Веруламский, пер. с
 нем., СПБ, 18702; Субботин А. Л.,
 Фрэнсис Б., М., 1974; Михаленко Ю. П., Ф. В. и его учение, М., 1975; Frost W.,
 Bacon und die Naturphilosophie,.., Munch.,

<< Пред.           стр. 36 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу