<< Пред.           стр. 365 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Предпочтит.
 началом познания должно быть постижение идеи совершеннейшего существа. Метод
 должен
 обеспечить движение духа: во-первых, возможность отличить и оградить истинную
 идею от
 остальных восприятий; во-вторых, правила восприятия неизвестных вещей;
 в-третьих, порядок познания. Неадекватные идеи, по Спинозе, делятся на три типа:
 фиктивные (не
 содержащие необходимости или невозможности своего существования); ложные
 (результат
 необоснованного утверждения или отрицания); сомнительные (результат
 нерешительности перед
 утверждением или отрицанием). Их общим источником является воображение,
 доставляющее
 пассивной душе разрозненные впечатления от внеш. вещей. Воображение приводит к
 ошибкам, или
 непосредственно подменяя собой понимание, или посредством слов, к-рые суть знаки
 вещей в вооб-
 ражении. Заключается исследование перечислением свойств высшей познават.
 способности —
 разума (intellectus) .
 Академич. изд.: Opera, hrsg. v. С. Gebhardt, Bd 2, 1925. Рус. пер.: Г.
 Полинковского, 1893; В. Н.
 Полов-цевой, 1914; Я. М. Боровского, 1934, с незначит. изменениями вошёл в Избр.
 произв., т. 1,
 1957.
 • см. к ст. Спиноза.
 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ (позднелат. transcendentia, или transcendentalia, от лат.
 transcendens —
 переступающий, выходящий за пределы), понятие ср.-век. схоластики, обозначающее
 наиболее
 универсальные, высшие определения бытия. Ещё Аристотель привна-вал особое место
 подобных
 понятий, не объединяя их, однако, в особую группу. Ср.-век. философы объединяли
 под термином
 «Т.» понятия, возвышающиеся над аристотелевскими категориями: сущее (ens),
 единое (unum),
 истинное (verum), благое (bonum) и др. В учении Альберта Великого о Т. единое,
 истина и благо
 вводятся как первые и существ. определения бытия; у Фомы Аквинского бытие
 характеризуется теми
 же предельными понятиями. Детальное учение о Т. разработал Дунс Скот, к-рый
 выделял, кроме
 бытия, два важнейших класса Т.: 1) простые — единое, истинное, благое, и 2)
 разделительные —
 случайное и необходимое, действительное и возможное. Понятие Т. по своему
 происхождению
 родственно таким понятиям, как трансцендентный и трансцендентальный.
 • W o 11 е г А. В., The transcendentals and their function in the metaphysics of
 Duns Scotus, Wash., 1946.
 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ, участники филос. и лит. течения в США 30—50-х гг. 19 в.,
 объединявшего представителей радикальной интеллигенции и формировавшегося вокруг
 бостонского «Трансцендентального клуба» и журн. «The Dail». Кроме Эмерсона,
 автора филос. эссе
 «Природа» («Nature», 1836), ставшего идейным манифестом течения, к
 трансцендентализму
 примыкали Г. Торо, А. Олкотт, М. Фуллер, Дж. Рипли, О. Браун-сон, О. Фрозингем,
 Э. Пибоди, Т.
 Паркер, Ф. Хедж, У. Г. Чаннинг и др.
 Выступая против традиционной для США 30-х гг. 19 в. унитарианской трактовки
 христианства, Т.
 призывали заменить веру в чудеса и персонифицирован-ность бога поклонением
 «бесконечности
 человека» и «моральному чувству», присущему всем людям. Христ. религия
 превращалась Т. в свод
 нравств. идеалов, не требовавших для своей реализации церк. институтов.
 Объединяя этич. и эстетич.
 видение мира, Т. рассматривали человека в качестве полноправного представителя
 гармоничного и
 динамичного космич. начала и наделяли природу неисчерпаемой духовной силой. В
 приближении к
 естественному (не испорченному цивилизацией) ландшафту, в интуитивном
 переживании и
 «разгадывании» его потаённого символич. смысла Т. видели способы достижения
 нравств. очищения
 и метод раскрытия «Абсолюта», или «сверхдуши» (термин Эмерсона), в человеч.
 повседневности.
 При этом Т. принижали значение чувств. опыта, делая особый упор на интуицию и
 филос. фантазию.
 С позиций левого радикализма и романтич. индивидуализма Т. выступали против
 социальных и
 нравств.
 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ 693
 основ амер. общества нач. 19 в. Стремление воплотить в реальность идеал гуманных
 обществ.
 отношений привело нек-рых Т. к созданию утопич. коммун Брук-Фарм и Фрутленд.
 Социальный критицизм Т. оказал влияние на формирование идеологии
 леворадикального молодёжного
 движения в США в кон. 60-х — нач. 70-х гг. 20 в. В The transcendentalists. An
 anthology, ed. by P. Miller, Camb.
 (Mass.), 1971; в рус. пер.—Эмерсон Р. У., О доверии к себе, M., 19042; его же,
 Высшая душа, М., 1902; Эстетика
 амер. романтизма, М., 1977; Тор о Г. Д., Уолден, или Жизнь в лесу, M., 19792.
 • Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962;
 Совр. политическое сознание в США, М.,
 1980; Boiler P. F., American transcendentalism. 1830— 1860. An intellectual
 inquiry, N. Y., 1974.
 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за
 пределы),
 термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, к-
 рые выходят за
 сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира. Понятие Т.
 характеризует высшие и
 универс. предметы метафизич. познания — напр., единое, истинное, благое (см.
 Трансценденталии).
 Кант придал термину «Т.» гносеологич. значение: понятие Т. в его философии
 характеризует всё то,
 что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам
 познания, к-
 рые организуют науч. опыт (таковы, напр., априорные формы чувственности —
 пространство и
 время, категории рассудка — субстанция, причинность и т. д.). «Я называю
 трансцендентальным
 всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего
 познания предметов,
 поскольку это познание должно быть возможным a priori» (К а н т И., Соч., т. 3,
 М., 1964, с. 121).
 Отвергнув терминологич. традицию и пытаясь провести различие между Т. и
 трансцендентным,
 Кант, однако, нередко употреблял эти термины в сходном смысле.
 • Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973; E u с k e n R., Geschichte der philosophischen
 Terminologie, Lpz., 1879, S. 144, 205;
 Vaihinger H., Commentar zu Kants «Kritik der reinen Vernunft», Bd l, Stuttg.,
 1881, S. 467—76; K r i n g s H., Transzendentale
 Logik, Munch., 1964.
 ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, термин, возникший в схоластич. философии и характеризующий всё
 то,
 что выходит за пределы чувств. опыта, эмпирич. познания мира; предмет религ. и
 метафизического
 познания. Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия;
 первые
 имеют место в самих объектах, вторые — находятся за пределами их наличного
 бытия,
 У Канта термин «Т.» приобрёл гносеологич. оттенок и стал означать — в
 противоположность
 имманентному — то, что переступает границы возможного опыта:
 «...основоположения, применение
 которых целиком остается в пределах возможного опыта, мы будем называть
 имманентными, а те
 основоположения, которые должны выходить за эти пределы, мы будем называть
 трансцендентными» («Критика чистого разума», см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 338).
 Кант пытался
 закрепить различие между понятиями трансцендентальный и Т., понимая под
 последним также и то,
 что недоступно теоретич. познанию, но является предметом веры (бог, душа,
 бессмертие). ТРЁЛЬЧ
 (Troeltsch) Эрнст (17.2.1865, Хаунштеттен, близ Аугсбурга,—1.2.1923, Берлин),
 нем. протестантский
 теолог, философ, социолог и историк религии. Религ.-филос. взгляды Т. сложились
 в русле идей ли-
 берального протестантизма. Т. стремился выработать историч. метод в теологии,
 анализируя
 эволюцию христианства (особенно протестантизма) в связи с общим развитием европ.
 культуры. В
 осн. соч. по социологии религии «Социальные учения христ. церквей и групп» («Die
 Soziallehren der
 christlichen Kirchen und
 694 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
 Gruppen», Halfte 1—2,1912) T. дал типологию религиозных групп («церковь»,
 «секта», «мистическое
 сообщество»). В конце жизни выступил с рядом работ по философии истории,
 обнаруживших
 влияние идей философии жизни (Дильтей) и баденской школы неокантианства и
 отчасти Шпенглера.
 Т. подчёркивал однократность и неповторимость историч. процесса и необходимость
 постижения
 «иррационального в бытии». В этике Т. от неокантианства эволюционировал к
 персонализму.
 * Gesammelte Schriften, Bd l—4, Tub., 1912—25. Асмус В. ?., Маркс и бурж.
 историзм, М.— Л., 1933;
 odenstein W., Neige des Historismus. E. Troeltschs Entwicklungsgang,
 [Gutersloh, 1959] (библ.); Kaseh W.
 F., Die Sozialphilosophie v. E. Troeltsch, Tub., 1963; L e s s i n g E., Die
 Geschichtsphilosophie E. Troeltschs, Hamb.,
 1965; Gabriel H.-J., Christlichkeit der Gesellschaft? Eine
 kritische Darstellung der Kulturphilosophie v. E.
 Troeltsch, B., [1975] (библ.).
 «ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА», работа В. И. Ленина,
 содержащая сжатый анализ историч. корней, сущности и структуры марксизма.
 Написана в связи с
 30-летием со дня смерти К. Маркса. Опубликована в легальном большевистском журн.
 «Просвещение» (1913, № 3). Статья была предназначена для парт. активистов,
 пропагандистов
 марксизма среди рабочих.
 Во вступит. части работы Ленин, опровергая попытки бурж. учёных представить
 марксизм в виде
 некоей «секты», стоящей «...в стороне от столбовой дороги развития мировой
 цивилизации» (ПСС, т.
 23, с. 40), показывает, что учение Маркса «... возникло как прямое и
 непосредственное продолжение
 учения величайших представителей философии, политической экономии и
 социализма... Оно есть
 законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой
 философии,
 английской политической экономии, французского социализма» (там же, с. 40, 43).
 Нем. классич.
 философия, англ. политэкономия и франц. утопич. социализм и составляют три
 источника
 марксизма, к-рые Ленин рассматривает вместе с его составными частями.
 1-й раздел статьи посвящён философии. Излагая основы марксистской философии,
 Ленин
 акцентирует внимание на её материалистич. характере, отмечая, что она
 синтезировала лучшие
 достижения франц. материализма 18 в. и философии Фейербаха. Гл. приобретение
 нем. классич.
 философии — «...диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном,
 глубоком и свободном
 от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего
 нам отражение
 вечно развивающейся материи» (там же, с. 43—44) — также было творчески усвоено и
 развито
 марксизмом, в системе к-рого оно стало методологией науч. познания и революц.
 изменения мира.
 Материализм приобрёл завершённый характер, будучи распространён марксизмом на
 обществ. сферу
 действительности. Открытие Марксом материалистич. основ обществ. жизни Ленин
 считал
 величайшим завоеванием науч. мысли.
 2-й раздел посвящён экономич. учению Маркса. Ленин даёт оценку учениям англ.
 бурж. экономистов
 А. Смита и Д. Рикардо, к-рые положили начало трудовой теории стоимости. Однако,
 рассматривая
 законы капиталистич. экономики как вечные, Смит и Рикардо не смогли вскрыть
 сущность
 прибавочной стоимости, за отношениями вещей не видели отношения между людьми.
 Ленин
 охарактеризовал учение о прибавочной стоимости как краеугольный камень экономич.
 теории
 Маркса, на основе к-рой Маркс дал всесторонний науч. анализ капиталистич.
 формации.
 В 3-м разделе Ленин рассматривает социалистич. учение Маркса. Говоря о том, что
 в домарксовский
 период наиболее серьёзную критику капитализма дали социалисты-утописты, Ленин
 отмечает
 слабость утопич. социализма, к-рый не смог понять «... сущность наемного рабства
 при капитализме,
 ни открыть законы его развития...», найти те силы, к-рые способны создать новое
 общество (там же, с. 46). Ленин обращает внимание на то, что только экономич.
 теория Маркса и его
 учение о классовой борьбе научно обосновали неизбежность гибели капитализма,
 указали ту силу, к-
 рая должна стать его могильщиком,— класс пролетариев, «...по своему
 общественному
 положению...» составляющий силу, «...способную смести старое и создать
 новое»(там же, с. 47).
 ТРИАДА (от греч. ?????, род. падеж ??????? — троица), метод филос.
 конструирования, в античности
 широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип Т. использован во 2-м
 платоновском письме при описании структуры универсума (учение о трёх царях
 всего).
 Представители среднего платонизма учили о трёх началах («образец — демиург —
 материя») и трёх
 ступенях бытия («ум-нус — душа-псюхе — космос»). Эта последняя Т. была
 истолкована Плотиной
 как Т. «начальных ипостасей» (у Порфирия — Т. «совершенных и целостных
 ипостасей»), как
 реализация и форма проявления более высокого принципа — единого; наряду с этим у
 Плотина и
 Порфирия признавалась Т. надкосмических сверхчувств. «природ» («единое — ум —
 душа»). Более
 отчётливо принцип Т. как метод филос. конструирования проявился в Т. категорий
 платоновского
 «Филеба» «предел — беспредельное — число», где число — средний член между двумя
 противоположностями; в «умной» Т. «бытие — жизнь — ум» у Плотина «умная» жизнь
 совмещает в
 себе «объективность» бытия и «субъективность» мысли; последующие неоплатоники
 (начиная с
 Прокла) понимали эту Т. как Т. умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-
 мыслящего
 миров в пределах ума. Чисто методич. смысл, не предполагающий конкретного
 онтологич.
 истолкования, имеет неоплатонич. Т. «пребывание — выступление — возвращение»,
 наиболее полно
 применяемая у Прокла (см. «Начала теологии»); третий член данной Т. объединяет
 крайности
 первых двух и представляет собой некую «середину» между ними; чисто
 конструктивный характер
 данной Т. не предполагает понимания её как последоват. движения во времени.
 Христ. учение о Т. (Троице), используя мыслит. модели неоплатонизма, существенно
 отличается от
 неоплатонич. доктрины: ипостаси христ. Т.— «лица», а не безличные сущности, и
 они находятся на
 одном онтологич. уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней Т. у
 неоплатоников.
 Принцип Т. получает широкое развитие в нем. клас-сич. идеализме — у Фихте,
 Шеллинга и особенно
 Гегеля, к-рый превратил Т. в универс. схему всякого процесса развития: тезис
 (исходный момент),
 антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в
 новом единстве
 (снятие, отрицание отрицания).
 О марксистском понимании трёх стадий процесса развития см. в ст. Отрицания
 отрицания закон.
 ТРИНАДЦАТИКНИЖИЕ («Ши-сань цзин»), тринадцать др.-кит. классич. произв.,
 являющихся
 каноном конфуцианства. История Т. восходит к периоду Хань, когда при У-ди (140—
 87 до н. э.)
 «Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Ицзин», «Ли цзи»
 («Записки об
 обрядах») и «Чуньцю» («Летопись весны и осени») были объединены в кит.

<< Пред.           стр. 365 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу