<< Пред.           стр. 372 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 (100 тыс. чел. и более). Особое место в этом процессе занимает рост городов-
 «миллионеров», число
 к-рых в мире составляет ок. 170, в т. ч. в СССР — 20 (1981).
 Процесс У. имеет две стороны, или фазы. В первой фазе происходит концентрация и
 накопление
 экономич. и культурного потенциала общества в крупных гор. центрах, что создаёт
 условия для
 формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности.
 Во второй
 фазе эти достижения осваиваются другими, не центральными городами и сел.
 поселениями, что в
 свою очередь даёт новый импульс для наращивания потенциала гл. центров.
 Эффективность функционирования этого двуединого механизма зависит от социально-
 экономич.
 природы общества. При капитализме взаимодействие двух сторон У. оказывается
 нарушенным;
 социальная разобщённость противостоит интегративной природе У., столкновение
 антагонистич.
 интересов классов и социальных групп, частная собственность на землю,
 противоположность
 центров и периферии рождают кризис городов. Процесс У. носит стихийный характер.
 В больших
 городах капиталистич. стран становятся особенно острыми проблемы безработицы,
 преступности,
 складываются районы трущоб, этнически сегрегированные гетто и т. д. В связи с
 этим в бурж.
 обществе усиливаются антигор. настроения (напр., «антиурбанизм» в США).
 Важную роль играет процесс У. в развивающихся странах. При всей своей сложности
 и
 болезненности (быстрая концентрация в городах неподготовленного к гор. труду
 сел. населения,
 ограниченность материальных ресурсов и т. д.) он способствует становлению совр.
 экономики,
 преодолению отсталости и многоукладнос-ти, нац. консолидации, развитию
 социально-политич.
 структуры общества.
 При социализме создаются реальные предпосылки для управления У., гармоничного
 взаимодействия
 обеих её сторон. Позитивные закономерности гор. процессов, интегративные
 тенденции У. находят
 благоприятную основу в системе обществ. отношений социалистич. общества. У.,
 большие города
 играют ведущую роль в усилении социальной однородности социалистич. общества,
 распространении передовой морали, преодолении патриархальных пережитков и т. д.
 Возникающие
 в силу объективной неравномерности гор. процессов различия в концентрации
 населения,
 распределении потенциала отд. городов, неодинаковость воздействия на природную
 среду в больших
 и малых поселениях, а также др. внутр. противоречия и сложности У. (проблемы
 транспорта, шума,
 уплотнённость застройки и др.) преодолеваются с помощью нар.-хоз. и социального
 планирования на
 основе постоянного углубления взаимовлияния центра и периферии, регулируемого,
 пропорционального развития всех поселений. Расширяется процесс освоения всеми
 членами
 общества, всеми районами страны высших материальных и духовных ценностей,
 накапливаемых в
 крупнейших экономич. и культурных центрах. Т. о., становится возможным
 использовать
 преимущества У. с одновременной нейтрализацией её негативных последствий.
 На совр. этапе У. меняется характер концентрации населения, её точечная форма
 уступает место
 агломерациям. Вокруг крупнейших городов стремительно развиваются целые системы
 поселений,
 вовлекая всё новые районы в орбиту непосредств. влияния гл. центров экономики и
 культуры
 страны.
 У., «гор. отношения» стимулируют культурные процессы, играют важную роль в
 формировании
 личности в развитом социалистич. обществе. На совр. этапе, в эпоху науч.-технич.
 революции, с
 возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью гор. культуры
 становится
 гор. образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения
 в насыщенной
 гор. среде способствуют социально-культурному сближению различных социальных
 слоев и групп
 социалистич. общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности,
 образования, общей культуры и т. д. Гор. культура становится базой преодоления
 существ. различий
 между городом и деревней.
 Одним из важнейших признаков гор. образа жизни является стремление человека к
 постоянному
 обновлению информации и контактов в сферах проф. деятельности, культуры,
 личностного общения
 и т. д. Развитие и специализация социальных потребностей, пространственная
 подвижность
 населения усиливают транслокальные тенденции гор. культуры. Снижается значение
 местной
 деятельности в городе, соседских контактов. Повышается роль центров крупнейших
 городов и
 агломераций, являющихся средоточием социальной активности, центростремительные
 тенденции
 становятся одним из осн. факторов интеграции социально-пространств. организма
 города. В
 условиях социалистич. общества реализуется возможность наиболее полного
 включения человека
 (наряду с семейными, производств.
 и др. группами и коллективами) в единое гор. сообщество.
 Особую роль в расширении сферы действия У., гор. культуры играют средства
 транспорта, связи и
 массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), к-рые приобщают жителей
 периферийных
 районов, малых гор. и сел. поселений к ценностям больших городов, меняют их
 культурную
 ориентацию. Возрастают различного рода миграции в районы крупных гор. центров,
 усиливается
 процесс концентрации населения в агломерациях. При социализме в районах
 крупнейших городов и
 агломераций создаются предпосылки для преодоления ограниченно-потребительского
 отношения к
 природной среде. Природа становится частью гор. культуры, У. гармонизирует
 взаимодействие со-
 циальных и собственно природных процессов.
 Необходимость разрешения возникающих в ходе У. экологич., социально-культурных,
 градостроит.
 и других проблем требует постоянного совершенствования управления этим
 процессом. См. также
 Экология социальная.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3;
 Маркс К., Экономические рукописи 1857—
 1859 гг., там же, т. 46, ч. 1—2; его же, Экономические рукописи 1861—1863 гг.,
 там же, т. 47; Энгельс Ф., Положение
 рабочего класса в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., Агр. вопрос и «критики
 Маркса», ПСС, т. 5; его же, Развитие
 капитализма в России, там же, т. 3; его же, Выборы в Учредит. собрание и
 диктатура пролетариата, там же, т. 40; Боже-
 Гарнье Ж., III а б о Ж., Очерки по географии городов, пер. с франц., М., 1967;
 Науч. прогнозы развития и формирования
 сов. городов на базе социального и научно-технич. прогресса, я. 1—3, М., 1968—
 69; Проблемы У. в СССР. Сб. ст., М.,
 1971; У., научно-технич.
 революция и рабочий класс, М., 1972; У. мира, М., 1974; X о-р е в Б. С.,
 Проблемы городов, M., 19752; Яницкий О. Н., У.
 и социальные противоречия капитализма, М., 1975; Староверов В. И., Социально-
 демографич. проблемы деревни, М.,
 1975; Покшишевский В. В., Население и география, М., 1978; Озерова Г. Н.,
 Покшишевский В. В., География мирового
 процесса У., М., 1981; Cities and society, Glencoe, 1957"; The study of
 urbanization, ed. P. H. Hauserand L. F. Schnore, N. ?.,
 1965; Windelband U., Typologisierung stadtischer Siedlungen, Gotha — Lpz., 1973.
 Л. Б. Коган, В. В. Покшишевский.
 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, жизненный уровень, жизненный стандарт, экономич. категория,
 выражающая
 степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей,
 обеспеченности
 потребительскими благами, к-рые характеризуются преим. количеств. показателями
 (размер оплаты
 труда, реальный доход, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления
 прод. и непрод.
 товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жил. условия, уровень
 образования,
 здравоохранения, культуры и т. д.). У. ж., наряду с укладом и качеством жизни,
 определяет условия
 образа жизни людей.
 У-СИН (кит.— пять первоэлементов, или пять стихий, правильнее — пять движущих
 начал), одно из
 осн. понятий др.-кит. философии. Сложилось и получило распространение в период
 Чуньцю —
 Чжаньго [8— 3 вв. до н. э.; по мнению нек-рых исследователей (Ян Юн-го) — в
 период Инь, 14—11
 вв. до н. э.]. У-с.— это вода, огонь, дерево, металл и земля; первоначально они,
 видимо,
 объединялись понятием у-цай (пять исходных материалов, пять видов сырья), к-рое
 воспринималось
 как обозначение конкретных вещей. Затем появилось филос. осмысление их как сил и
 элементов,
 участвующих в образовании материального мира и являющихся его основой. У-с.
 характеризует
 сложная диалектич. связь «жизни — смерти»; дерево рождает огонь, огонь рождает
 землю (пепел),
 земля рождает металл, металл рождает воду (на металлич. предметах скапливается
 роса), вода
 рождает дерево, замыкая круг жизни; в свою очередь, в круге «смерти —
 уничтожения» дерево
 побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает
 металл, металл
 побеждает дерево. Учение об У-с. играло важную роль в философии школы иньянцзя и
 в
 неоконфуцианстве (Чжоу Дунъи).
 УСЛОВИЕ, то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный
 компонент
 комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия к-рого с
 необходимостью
 следует существование данного явления. Весь этот комплекс в целом называют
 достаточными У.
 явления. Если из всех возможных наборов достаточных У. отобрать общие, получим
 необходимые
 У., т. е. У., к-рые представлены каждый раз, когда имеет место обусловливаемое
 явление. Полный
 набор необходимых условий, из к-рого нельзя исключить ни одного компонента, не
 нарушив
 обусловленности, и к к-рому нельзя добавить ничего, что не было бы излишним с т.
 зр.
 обусловливания данного явления, называют необходимыми и достаточными У. Чаще
 всего У.
 рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого
 понятия причины,
 включающего как внеш., так и внутр. факторы. Так, для прорастания семени вода,
 тепло и кислород
 составляют набор необходимых и достаточных условий; прибавив к этому набору свет
 и гравитацию,
 получим также достаточный, но уже не необходимый набор У. Совокупность
 конкретных У. данного
 явления образует среду его протекания, от к-рой зависит действие законов природы
 и общества. У.
 как одна из категорий детерминизма образует, т. о., момент всеобщей диалектич.
 взаимосвязи. В
 логике объективное отношение между У. и обусловливаемым отражено в форме
 отношения между У.
 и следствием в условных суждениях, в к-рых,
 УСЛОВИЕ 707
 однако, У. (логическое) может представлять собой У. не только существования, но
 и познания: напр.,
 «если на всхожие семена действуют вода, тепло и кислород (У. существования), то
 эти семена
 прорастают», или: «если семена проросли (У. познания), то значит. на них
 действовали вода, тепло и
 кислород». ? см. к статьям Причинность, Причина и следствие. УСТАНОВКА,
 состояние
 готовности, предрасположенности субъекта к определ. активности в определ.
 ситуации. Явление У.
 было открыто нем. психологом Л. Лан-ге (1888) при изучении ошибок восприятия.
 Общепси-
 хологич. теория У. разработана сов. психологом Д. Н. Узнадзе, к-рый
 экспериментально доказал на-
 личие общепсихологич. готовности индивида к реализации активированной
 потребности в данной
 ситуации (актуальная У.) и установил закономерности закрепления такой готовности
 при
 неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлетворить данную потребность
 (фиксированная У.). По Узнадзе, У., аккумулируя прошлый опыт, опосредует
 стимулирующее
 воздействие внеш. условий и уравновешивает отношения субъекта со средой.
 Исследования в сов.
 психологии социальной У. (Ш. Надирашвили, И. Гомелаури) и в зарубежной
 психологии —
 «аттитюда», т. е. субъективных отношений личности к условиям деятельности (Ф.
 Хайдер, С. Аш, М.
 Розенберг, Л. Фестингер в США и др.), выявили сложную структуру У., содержащих
 эмоциональные,
 смысловые (когнитивные) и поведенческие (готовность к действию) аспекты
 предрасположенности к
 восприятию и поведению в отношении социальных объектов и ситуаций.
 Предполагается, что в
 психич. структуре готовности к действию можно выделить иерархич. систему
 предрасположеннос-
 тей (диспозиций) на разных уровнях регуляции поведения в виде: неосознаваемых
 простейших У.
 относительно простейших ситуаций и объектов; более сложных социальных У.,
 регулирующих
 социальные поступки; ценностных ориентации личности, являющихся продуктом
 взаимодействия
 высших социальных потребностей и условий и опосредующих целостные программы
 социального
 поведения личности в различных сферах деятельности.
 • Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии У., Тб., 1961; его же,
 Психологии, исследования, М., 1966;
 Прангишвили А. С., Исследования по психологии У., Тб., 1967; Надирашвили Ш. А.,
 Понятие У. в общей и социальной
 психологии, Тб., 1974; Ядов В. А., О диспозиционной регуляции социального
 поведения личности, в сб.: Методологии,
 проблемы социальной психологии, М., 1975; Ш и х и ? е в П. Н., Социальная У. как
 предмет социально-психологич.
 исследования, в кн.: Психологии, проблемы социальной регуляции поведения, М.,
 1976; Асмолов А. Г., Деятельность и
 У., М., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности,
 Л., 1979; Андреева Г. М., Социальная
 психологич. М., 1980, гл. 16; В о-keach M., The nature of attitudes, в кн.: The
 international encyclopedia of the social sciences,
 v. 1, N. Y., 1968; М с G u i-r e W. J., The nature of attitudes and attitude
 change, в кн.: The Handbook of social psychology, v.
 3, Reading, 1968; A j-zen I., Fishbein M., Attitude-behavior relations: a
 theoretical analysis and review of empirical research,
 «Psychological Bulletin», 1977, V. 84, N 5, p. 888—918.
 УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений
 ст. зр. их
 полезности, возможности служить средством для достижения к.-л. цели. 2)
 Направление в этике,
 считающее пользу основой нравственности и критерием человеч. поступков. Получило
 широкое
 распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения нек-рых слоев
 англ. либеральной
 буржуазии. Бентам, основоположник У., считал основой морали полезность, к-рую он
 отождествлял
 с наслаждением. Исходя из натура-листич. и внеисторич. понимания природы
 человека, Бентам
 видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естеств. стремлению
 людей
 испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии
 708 УСТАНОВКА
 «наибольшему счастью» (удовольствию) для «наибольшего числа людей» и состоит,
 согласно
 Бентаму, смысл этич. норм и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как
 сумму благ всех
 отд. лиц. По словам К. Маркса, Бентам «...отождествляет современного филистера —
 и притом, в
 частности, английского филистера — с нормальным человеком вообще. Все то, что
 полезно этой

<< Пред.           стр. 372 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу