<< Пред.           стр. 380 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 на прежней основе. Поэтому и угнетённые крестьяне в борьбе против феодалов
 нередко
 преследовали цель возвратиться к старине: они добивались сохранения повинностей
 на ус-
 тановленном уровне, стремясь защитить свои вольности, выступали против
 «несправедливости» —
 нарушения обычая. Борьба между крестьянами и феодалами из-за земли и ренты
 проходит через всю
 эпоху Ф. Но задача ниспровержения эксплуататорских порядков и освобождения от Ф.
 ставилась
 крестьянами редко и на сравнительно поздней стадии Ф. В этом отношении сами по
 себе крест.
 восстания, неорганизованные и разобщённые, были безуспешными, хотя их накал в
 период кризиса
 Ф. (в Европе в 14—16 вв.) резко возрос. Больших результатов достигли бюргеры:
 после упорной
 борьбы города Зап. Европы завоевали независимость и самоуправление (в этом —
 одно из наиболее
 существенных и чреватых последствиями отличий зап.-европ. Ф. от византийского и
 вообще
 восточного). В рамках свободных городов развивались новые средства произ-ва,
 требовавшие
 непосредств. производителя, избавленного от личной зависимости и сословного
 неравенства. В го-
 родах менялся стиль и ритм обществ. жизни, росли свободомыслие и идеологич.
 сопротивление Ф. и
 засилью церкви. Возрастание значения денег и торговли, пред-. принимат.
 деятельности подрывало
 систему Ф., выдвигая на первый план вещные, коммерч. отношения. Гор. общество
 постепенно
 переориентировалось на новые ценности: знатности происхождения и «героич. лени»
 феодалов
 противопоставлялись индивидуальные способности и предприимчивость, традиции —
 новаторское
 поведение, землевладению — опоре политич. власти— деньги, движимое богатство,
 условному
 держа- нию — безусловная частная собственность, вере в авторитеты и букву
 Писания — исследоват.
 пытливость, ортодоксальной церкви — боевая ересь. Созревание элементов бурж.
 общества в недрах
 Ф. занимает в истории Европы эпоху «первонач. накопления капитала», к-рая
 завершается бурж.
 революциями, более или менее радикально покончившими с Ф.
 ФЕОДАЛИЗМ 721
 Данная выше характеристика Ф. относится преим. к Европе, поскольку и европ.
 варианте в
 наибольшей мере выявились заложенные в Ф. прогрессивные возможности: в Европе в
 недрах Ф.
 спонтанно зародился капиталистический способ производства, в конце концов
 взорвавший Ф.
 Поскольку же только в Европе наблюдается последоват. смена всех обществ.-
 экономич. формаций,
 изучение именно европ. Ф. как фазы всемирной истории представляет особый интерес
 с филос. и
 социологич.
 т. зр. В конце эпохи Ф. Европа, отстававшая в начале её от мн. стран Востока в
 культурном и
 экономич.
 отношениях, начинает их быстро опережать и накладывать определяющий отпечаток на
 всемирно-
 исто-рия. процесс. Ф. констатирован наукой за пределами Европы в странах ср.-
 век. Востока, в
 частности в Японии, у арабов. Нуждается в дальнейшем исследовании вопрос о
 существовании Ф.
 (как и рабовладельч. формации) у нек-рых народов Азии и Африки. Трудность
 выделения феод. типа
 обществ. отношений в рамках дока-питалистич. антагонистич. формаций заключается
 в том, что всем
 им соответствует преобладание системы межличных обществ. связей, мелкое произ-
 во, натуральное
 х-во, внеэкономич. принуждение, господство вооруж. знати и духовенства.
 Слово «Ф.» (feodalite) появляется во Франции в 17 в. для обозначения ленного
 права; в науку термин
 «Ф.» был введён Ф. Гизо («История цивилизации во Франции», пер. с франц., т. 1—
 4, 1877—81), к-
 рый дал политико-юридич. определение Ф. (соединение верховной власти с
 землевладением,
 условный характер зем. собственности, вассальная иерархия). С кон. 19 в. стало
 вырабатываться и
 социологич. истолкование Ф.; П. Г. Виноградов и нек-рые др. историки отмечали
 связь между
 полития. Ф. («рассеяние суверенитета»), социальными отношениями («вотчинная
 система») и нату-
 ральным х-вом. В 20 в. растёт интерес к историко-срав-нит. изучению Ф. в Европе
 и Азии (О. Хинце).
 Однако в совр. историографии сильна и противоположная тенденция — видеть в Ф.
 лишь зап.-европ.
 феномен (О. Бруннер) и давать чисто юридич. описание феод. институтов. Наиболее
 содержат.
 анализ Ф. в зарубежной историографии принадлежит М. Блоку (М. В 1 о с h , La
 societe feodale, t. 1—
 2, 1939—40). Исследователи-марксисты рассматривают Ф. как систему и исходят из
 понимания
 закономерности возникновения Ф.— формации, типологически стоящей между
 рабовладельч. и
 капиталистич. формациями. Однако существуют разные т. зр. относительно сравнит.
 важности тех
 или иных черт Ф. В частности, соотношение экономич. и личностных моментов
 расценивается по-
 разному. Остаётся также предметом науч. дискуссии типология Ф.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Соч., т. 3; их же, Манифест
 Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К.,
 Капитал, т. 1, 3, там же, т. 23, т. 25, ч. 2; е г о же, Формы, предшествующие
 капиталистич. производству, там же, т. 46, ч.
 1; Энгельс Ф., Франкский период, там же, т. 19; его же, Происхождение семьи,
 частной собственности и гос-ва, там же,
 т. 21; его же, О разложении Ф. и возникновении нац. гос-в, там же; Ленин В. И.,
 Развитие капитализма в России, ПСС, т.
 3; его же, О гос-ве, там же, т. 39; ? е т ? у ш е в-с к и й Д. М., Очерки из
 истории ср.-век. общества и гос-ва, М., 19225;
 Косминский ?. ?., Исследования по агр. истории Англии 13 в., М.— Л., 1947; Н е у
 с ы х и н А. И., Возникновение
 зависимого крестьянства как класса раннефеод. общества в Зап. Европе в 6—8 вв.,
 М., 1956; Блок М., Характерные
 черты франц. агр. истории, пер. с франц., М., 1907; Б а р г ?. ?., Исследования
 по истории англ. Ф. в 11 —13 вв., М.,
 1962; его же, Проблемы социальной истории в освещении совр. зап. медиевистики,
 М., 1973; Сказкин С. Д., Очерки по
 истории зап.-европ. крестьянства в ср. века, М., 1968; Удальцова 3. В., Гутнова
 Е. В., Генезис Ф. в странах Европы, М.,
 1970; Гуревич А. Я., Проблемы генезиса Ф. в Зап. Европе, М., 1970; его же,
 Категории ср.-век. культуры, М., 1972; Ч е р
 е п н и н Л. В., Вопросы методологии историч. исследования: теоретич, проблемы
 истории Ф., М., 1981; Feudalismus,
 Materialien zur Theorie und Geschichte, Fr./M.— B.— W., 1977; D ub у G., Les
 trols ordres ou
 722 ФЕОДАЛЬНЫЙ
 l'imaginaire du feOdalisme, P., 1978; L e G o l ff J., Pour im autre Moyen Age.
 Temps, travail ef culture en Occident ? , 1979. А.
 Я. Гурееич.
 ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ, разновидность до-науч. социализма, представители к-рого,
 критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феод.-
 патриархальным
 отношениям.
 Впервые термин «Ф. с.» был употреблён К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте
 Коммунистич.
 партии». Они относили к его представителям часть франц. легитимистов (X.
 Вильнёв-Баржемон, Ш.
 Монталамбер и др.) и «Молодую Англию», в к-рую входили аристокра-тич. тори (Д.
 Маннерс, А.
 Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизразли. Историко-филос.
 концепция Ф. с. была
 разработана Карлейлем. Теоретич. источниками явились философия католицизма,
 мистика
 Сведенборга, реакц. романтизм 18 — нач. 19 вв. (Э. Вёрк, Р. Саути, С. Колридж,
 Л. Бональд, Ж. де
 Местр), традиционализм историч. школы права и др. учения, к-рые представители Ф.
 с. использовали
 преим. для провиденциалистско-телеологич. (см. Провиденциализм и Телеология)
 обоснования своих
 социально-по-литич. построений. Формирование Ф. с. произошло после Революции
 1830 во Франции
 и парламентской реформы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об
 общности интересов
 классов, противостоящих буржуазии справа и слева, своеобразном антикапита-
 листич. фронте
 феодалов и трудящихся.
 Ф. с. изображал историч. прогресс как осуществление замыслов высшего существа,
 открывающихся
 только избранным, задача к-рых охранять проверенные веками и отвечающие извечной
 «человеч.
 природе» устои общества, не допуская их обновления. Ст. зр. Ф. с. установление
 политич. господства
 пром. буржуазии привело к распаду традиционных обществ. связей, к возникновению
 хаотич. массы
 преследующих эгоистич. цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей
 в
 социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением пром. цивилизации с
 феод.-
 патриархальными принципами обществ. бытия: иерархич. развитие патерналистско-
 патриархальных
 связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политич. установлений и лиц,
 в к-рых они
 воплощены (монархи, герои, зем. магнаты и «капитаны промышленности», как называл
 их
 Карлейль). К программе Ф. с., отразившей интересы и чаяния обуржуазившейся
 земельной
 аристократии, тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением
 промышленного капитализма (гор. мещанство, чиновничье-бюрократич. элементы,
 часть
 интеллигенции).
 Маркс и Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феод. социалистами
 антигудганистич. сторон капиталистич. цивилизации, в целом характеризовали Ф. с.
 как ведущее
 направление реакц. социализма 30—40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф. с.,
 разновидностью к-рого
 является христианский социализм, получил распространение в Испании, Австрии,
 Венгрии, России
 (см. Славянофилы).
 • Кан С. Б., История социалистич. идей, ?., 19672.
 ФЕРЕКИД (?????????) и з Сироса (Киклады) (600—ок. 530 до н. э.), др.-греч.
 мифограф и космолог,
 у к-рого мифотворч. традиция переплетается с науч.-философской. Биография,
 предание ставит Ф. в
 близкие отношения с Пифагором, учителем к-рого он считался. Автор «Теогонии» —
 одного из
 первых прозаич. соч. греков вообще; варианты названия: «Богосмешение» и
 «Семинедрие» («семь
 недр» — т. е. «семь пространств» или «семь миров», на к-рые членится Вселенная;
 по Да-маскию,
 «пять недр»). В отличие от «Теогонии» Гесиода, где все боги «рождаются», Ф.
 признаёт вечность
 начальной троицы богов: «Зас и Хронос были всегда, и Хто-ния» (В 1). Зас
 (модификация Зевса)
 персонифицирует эфирные выси неба, Хтония — подземные глубины, Хронос — время
 как
 космогония, прапотенцию (параллели в орфизме; их общим источником может быть
 др.-ираа. идея
 бесконечного времени — zrvan akarana).
 Согласно Дамаскию (А 8), Хронос (время) создал из своего семени огонь, воздух и
 воду, после
 распределения к-рых по «пяти недрам» (по Г. Гомперцу: пространства звёзд,
 солнца, луны, воздуха и
 моря) возникло «новое многочисл. поколение богов». Структура этой космогонии
 обнаруживает
 сходство с космогонией Анакси-мандра.
 • Фрагменты: DK I, 43—51.
 • Eisler R., Weltuiimantel und Himmelszelt, Bd 1—2, Munch., 1910; West M. L.,
 Early Greek philosophy and the Orient, Oxf.,
 1971.
 ФЕТИШИЗМ (франц. fetichisme, от fetiche — идол, талисман), 1) религ. поклонение
 материальным
 предметам — фетишам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Термин «фетиш»
 введён
 голл. путешественником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в соч.
 «О культе богов
 фетишей» (1760, рус. пер. под назв.— «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в
 религиях древних
 египтян, греков, римлян. Франц. просветители рассматривали Ф. как архаич. форму
 религии,
 непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М.,
 1940, с. 220—21).
 Для Гегеля Ф.— форма первоначальной, непосредств. религии — колдовства, когда
 человек
 осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства —
 фетиша, достигая
 того, что ему нужно (см. «Философия религии», т. 1, М., 1975, с. 448).
 Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на
 первобытном веровании
 в возможность принудить божество исполнять желание человека; Тайлор, Спенсер и
 др. считали Ф.
 формой анимизма (фетиш — вместилище духа). В мировых религиях Ф. сохраняется в
 почитании
 мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного
 камня» у
 мусульман. с. А. Токарев.
 2) Характерный для товарно-капиталистич. общества процесс наделения продуктов
 труда
 сверхъестеств. свойствами (самовозрастание стоимости и пр.), обусловленный
 овеществлением
 социальных отношений и персонификацией вещей. Ф.— это отождествление обществ. и
 культурных
 функций предмета с естеств. свойствами или вещи, или продукта человеч.
 деятельности, или
 природными особенностями индивида.
 Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты
 К. Марксом
 при исследовании товарного фетишизма. Для Маркса Ф. — это не только общий и
 постоянный
 элемент религии, но и элемент целого ряда форм сознания, далёких от религии в
 собственном смысле
 слова. В религ. мире «...продукты человеческого мозга представляются
 самостоятельными
 существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с
 людьми и
 друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих
 рук. Это я
 называю фетишизмом...» (M a p к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с.
 82). Наделение
 предметов магич. свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религ.
 сознанию, но и
 различным формам «светского» сознания (алхимия, бурж. политэкономич. особенно в
 её вульгарной
 форме, и др.). В теории Ф. Марксом была не только вскрыта структура и формы
 фетишистского
 сознания, но и показана социально-экономич. обусловленность Ф. бурж.
 производств. отношениями.
 Маркс связывает Ф. со сращением символа и вещи, культурно-социальных функций
 предмета с
 природным бытием вещи. При этом объект Ф. превращается в некое магич. средство,
 призванное
 обеспечить достижение желаемого результата.
 В совр. марксистской лит-ре подчёркивается методо-логич. значение теории Ф. для
 изучения Ф. как
 этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б. И. Шаревская, А. Ф. Анисимов),
 существующего не
 только в автохтонных культах (напр., Африки), но и в качестве пережитка в
 христианстве, для
 выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А.
 Токарев).
 Марксистские социологи обращаются к теории Ф., раз-
 витой Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы науч. знания
 (смещение
 сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т. л.),
 критике различных
 форм «массовой культуры» и потребительского сознания, осмысления тенденций
 социально-
 психологич. процессов в бурж. обществе.
 А. П. Огурцов.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971, с. 458—

<< Пред.           стр. 380 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу