<< Пред. стр. 381 (из 449) След. >>
70; Маркс К., Теории прибавочнойстоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, ч. 1—2; Маркс
К., Критика политич. экономии, там
же, т. 46, ч. 1—2; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М.— Л.,
1959; Токарев С. А., Ранние формы
религии и их развитие, M., 1964.
ФЕХНЕР (Fechner) Густав Теодор (19.4.1801, Грос-Зерхен, близ Мускау,—
18.11.1887, Лейпциг),
нем. физик, исихолог, философ-идеалист, писатель-сатирик (выступал под именем
доктора Мизеса).
Проф. физики Лейпцигского ун-та (1834—40); из-за болезни и частичной слепоты,
вызванной
изучением зрит, ощущений, оставил занятия физикой и обратился к философии.
Разделяя во многом
учение Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена,
материя —
оборотная сторона психического). Исходя из принципа строгой, математически
вычисляемой зависи-
мости между психич. и физич. явлениями, Ф. выдвинул идею психофизики как науки о
закономерном соотношении между этими явлениями. Труд Ф. «Элементы психофизики»
(«Elemente
der Psychophysik», 1860) заложил основы экспериментальной психологии; выведенный
Ф. основной
психофизич. закон (интенсивность ощущения пропорциональна логарифму
интенсивности раздражи-
теля) стал образцом применения точных методов в психологии. Один из
основоположников
экспериментальной психологии и эстетики (т. н. эстетики «снизу», идущей от опыта
и индукции, а не
от философских построений).
• Zend-Avesta oder uber die Dinge des Himmels und des Jenseits, Bd 1—2, Lpz.,
1922s; Vorschule der Asthetik, Bd 1—2, Lpz.,
19253.
• Ярошевский М. Г., История психологии, М., 19762, гл. 9; K u n t z e J., G. Th.
Fechner, Lpz., 1892.
ФИДЕИЗМ (франц. fideisme, от лат. fides — вера), утверждение приоритета веры над
разумом,
характерное для религ. мировоззрений, опирающихся на откровение. Ограничивая
сферу действия
науки, Ф. отрицает мировоззренч. значение науч. познания, отводя решающую роль в
понимании
мира религ. вере. Ф. присущ мн. направлениям идеалистич. философии; по словам В.
И. Ленина,
идеализм — это только «...утонченная, рафинированная форма фидеизма...» (ПСС, т.
18, с. 380).
«ФИЗИКА» (????,??, лат. Physica), позднее название соч. Аристотеля в 8 книгах,
к-рое в греч.
рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физике» (??????
???????). Дошедшая
до нас редакция принадлежит Андронику Родосскому (1 в. до н. э.), к-рый
объединил относительно
самостоят. соч.— кн. 1, 2, 3— 6, 7, 8. Из них кн. 1—7 датируются (по Е. Дюрингу)
концом академич.
периода (355—347 до н. э.), кн. 8 относится ко 2-му афинскому периоду (336—322).
«Ф.» открывает
комплекс естеств.-науч. соч., структура к-рого очерчена самим Аристотелем во
введении к «Ме-
теорологии» и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о «природе»
(?????). В
центре внимания кн. 1 («О началах») — анализ понятия «становления», или
«возникновения»
(???????). Осн. тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом
случае оно уже
есть), ни из небытия и, следовательно, возникновение невозможно,— опровергается
заменой понятия
небытия-в-себе акцидентальным небытием — ещё-не-бытием, небытием-чем-то-опреде-
лённым, или
«лишённостью (отсутствием формы)» — («образованный человек» возникает не из «не-
человека», а
«ФИЗИКА» 723
из «необразованного человека»): «принципами» (архе) возникновения, т. о.,
оказывается троица
«форма — отсутствие формы — материальный субстрат», причём первые два понимаются
как
«противоположности». В кн. 2 (она не была непосредств. продолжением 1-й)
формулируется учение
о «четырёх причинах» (см. «Метафизика», Форма и материя), причём Аристотель,
используя язы-
ковую семантику слова «фюсис» и отчасти насилуя её, стремится показать (1—2-я
гл.), что каждая из
четырёх причин выводится из понятия «природы»: природа-вещество, природа—
источник движения
(в этой функции аристотелевская «фюсис» заменила платоновскую душу-псюхе),
природа-
самобытность-эйдос, природа-мастер (телеологич. момент). Дальнейшая часть кн. 2
анализирует
понятия «случайности» (тюхе), «спонтанности» (?????????) и «необходимости», из
них 7—8-я гл.
имеют основополагающее значение для телеологич. концепции природы у Аристотеля.
«Природа»,
по определению, есть «источник движения и изменения», следовательно, необходимо
исследовать
«движение» (кн. 5—6, 8), но движение предполагает понятие «континуума»,
континуум связан с
«бесконечным» (апейрон), с др. стороны, «движение невозможно без места, пустоты
и времени»
(200b 20) — отсюда предварит. анализ этих понятий в кн. 3—4. 2-я и 9-я гл. кн. 6
содержат
знаменитую полемику с апориями Зенона Элейского. Кн. 7 нарушает общий ход
изложения и
скомпанована из трёх несвязных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 — наряду с ?
«Метафизики»
— осн. текст о перводвигателе.
Греч. комм. к «Ф.» Фемистия, Иоанна Филопона и Симпликия изданы в серии CAG
соответственно т.
5, ч. 2 (1900), т. 16—17 (1887—88), т. 9—10 (1882—95). Из ср.-век. комм. следует
прежде всего
назвать: в Византии — Михаила Пселла, на лат. Западе — Фомы Ак-винского: In octo
libros
Physicorum Aristotelis exposi-tio, cura et studio M. Maggiolo, 1954.
Рус. пер. В. П. Карпова (1936; новая ред.— Соч., т. 3, 1981).
• И з д а н и я: H. Carteron, v. 1—2, 19613; F. M. Cornford and P. H.
Wicksteed, v. 1—2, 1968—70; W. D. ROSS, 19776.
Комм.: W. D. ROSS, 1936.
• Mansion ?., Introduction a hi physique Aristoteli-cienne, Louvain — P., 19462;
S o l m s e n F., Aristotle's system of the
physical world, Ithaca, I960; W i e l a n d W., Die aristotelische Physik,
Gott., 1962; см. также лит. к ст. Аристо-телъ.
ФИЗИКАЛИЗМ, одна из концепций неопозитивизма, состоящая в требовании перевода
предложений конкретных наук на язык физики — «физикалий». Осн. представители —
Нейрат,
Карнап. Ф. был основой неопозитивистской идеи унификации всех наук на базе
универс. языка. Все
попытки реализации этой идеи оказались неудачными. См. ст. Неопозитивизм и лит.
к ней.
ФИЗИОГНОМИКА (греч. ???????????? или ?????????????? — наука о распознании
природных
задатков по физич. свойствам, от ????? — природа, природные задатки и ??????????
— сведущий,
проницательный), в науке древности и нек-рых позднейших эпох учение о
необходимой связи между
внеш. обликом человека (и любого животного) и его характером. Физиогномич.
наблюдения
фиксировались в культурах Др. Востока, получили в антич. эпоху систематизиров.
вид, аналогичный
структуре других науч. дисциплин того времени. С Ф. были связаны антич. теории о
зависимости
телесного и психич. склада индивида и народа от климатич. условий (Гиппократ), а
также учение о
темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология
«нравств.
характеров» (Теоф-раст). Предпосылкой Ф. было характерное для античности
представление,
согласно к-рому каждый человек жёстко детерминирован в самопроявлениях своим
прирождённым
«нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его
судьба (ср. аналогичные
высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона).
724 ФИЗИКАЛИЗМ
Антич. традиция ?. оказала значит. влияние на ср.-век. культуру. Утверждение
новых критериев
научности в 17—18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств.
интуиции. Попытка
И. К. Лафа-тера («Физиогномич. фрагменты...», «Physiognomische Fragmente...», Bd
1—4, 1775—78)
вернуть ?. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и
аналогичные
тенденции нек-рых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся
графология и
«характерология» Л. Клагеса).
• Scriptores physiognomic graeci et latini, rec. R.'Foerster, v. l — 2, Lpz.,
1893; Evans E. C., Physiognomies in the ancient
world, Phil., 1969.
«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ», концепция, признающая источником содержания и
структуры познават. деятельности свойства физиологич. субстрата (мозга и органов
чувств), а не
вещей самих по себе. Сторонники «Ф. и.» исходят из того, что ощущения,
восприятия, пред-
ставления, будучи продуктами раздражения спец. нервных устройств, сложившихся в
ходе биологич.
эволюции, не воспроизводят характеристик объективного мира. Поэтому качества и
свойства
ощущений, представлений и т. д. для «Ф. и.» первичны по отношению к объективной
реальности.
Концепция «Ф. и.» возникла в 19 в. в связи с экспериментальным обнаружением
того, что сенсорная
реакция органов чувств является специфической и может вызываться не только
адекватным
стимулом (напр., зрит. ощущение светом), но и неадекватным (напр., зрит.
ощущение электрич. или
механич. раздражителем). И. Мюллер и Ч. Белл сформулировали на этой основе
принцип
«специфической энергии органов чувств», к-рый составил теоретич. фундамент «Ф.
и.»
Новые варианты «Ф. и.», возникшие в 20 в., связаны с попытками утвердить в
качестве конечного
источника объективно-значимой информации о мире либо структурные и
функциональные свойства
мозга (Ч. С. Шер-рингтон), либо особенности нервно-мышечного приспособления (Э.
Б. Холт).
Отвергая «Ф. и.», материалисты (Фейербах, Сеченов) признают факт специфичности
органов чувств.
однако трактуют его как показатель приспособления нервной системы к наиболее
расчленённому и
адекватному отображению свойств объекта. Антинауч. сущность «Ф. и.» была
раскрыта В. И.
Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).
• Я p о ш е в с к и й М. Г., Критика В. И. Лениным Ф. и. и ее значение для
понимания истории психофизиологии, «Вопр.
психологии», 1960, №2; его ж е, История психологии, M., 19762, гл. 7 и 12.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, понятие, обозначающее систему теоретич. объектов,
построенных
отд. фи-зич. теорией (или совокупностью теорий) и наделяемых онтологич.
статусом. Ф. р.
характеризует объективно-реальный мир через призму теоретико-физич. понятий,
законов и
принципов; поэтому её следует отличать от объективной реальности (см. M amepия),
к-рая ни от
каких физич. теорий не зависит. Введение Эйнштейном понятия Ф. р. в контекст
методологич. и
мировоззренч. проблем физики отражает осознание активной, преобразующей роли
субъекта
познания в теоретич. осмыслении эмпирич. материала.
Ф. р. представляет собой теоретич. модель физич. процессов, к-рая воспроизводит
в форме
абстрактных, идеализированных объектов и структур ненаблюдаемую сущность физич.
явлений. Ф.
р. возникает как обобщение практики построения и развития совокупности физич.
теорий. Она
указывает способ, средства и правила развёртывания физич. исследоват. программ.
В этом смысле
понятие Ф. р. близко понятиям физич. картины мира, стиля науч. мышления,
парадигмы науч.
знания.
Ф. р.— многоуровневая иерархич. система. Высший и наиболее абстрактный её
уровень составляют
фундаментальные концептуальные и математич. структуры, общие для всех или
большой
совокупности физич. тео-
рий (таковы структуры атомистич. или теоретико-полевой программ). Более низкий,
но вместе с тем
более содержательный её уровень образуют структуры физич. принципов
инвариантности и
симметрии, выделяющие иерархию фундаментальных фиаич. взаимодействий. Далее
следует
уровень фундаментальной (напр., квантовой) физич. теории, на к-ром и возникает
собственно
«теоретизированный мир». Наконец, более мелкие её детали вскрываются на уровне
прикладных
физич. теорий и конкретных моделей (таких, как механика сплошных сред,
гидродинамика, теория
когерентного излучения, модели сверхтекучести, сверхпроводимости и т. д.).
Взаимосвязи между
всеми этими уровнями обеспечиваются правилами логич. вывода, семантич.
интерпретацией,
операциональными определениями, конвенциями и др. Соотнесение Ф. р. с
объективно-реальным
миром осуществляется в ходе развёртывания практики физич. эксперимента и
посредством
материального воплощения теоретич. законов в технич. устройствах, приборах и
средствах произ-ва.
• Эйнштейн А., Подольск и и Б., Розен Н., Можно ли считать квантовомеханич.
описание Ф. р. полным?, в кн.:
Эйнштейн А., Собрание науч. трудов, т. 3, М., 1966, с. 604—11; Чудинов Э. М.,
Природа науч. истины, М., 1977.
«ФИЗИЧЕСКИЙ» ИДЕАЛИЗМ, идеалистич. филос. течение, отрицающее объективный
характер
физич. знания и провозглашающее «крах» материализма. «Ф.» и. возник на рубеже
19--20 вв.
Выдавая устаревшие ес-теств.-науч. положения (напр., неделимость и
бесструктурность атома,
абсолютность массы и т. п.) за основоположения материализма вообще, «физич.»
идеалисты
рассматривали новые открытия в физике (радиоактивный распад элементов, изменение
массы
электрона от скорости) как доказательство «исчезновения материи» и утраты
объективности и
достоверности физич. знания. В. И. Ленин в работе «Материализм и
эмпириокритицизм» (см. ПСС, т.
18) показал несостоятельность этих выводов и раскрыл источники «Ф.» и.—
гносеологич. релятивизм
и спекуляцию на возрастающей роли математики в физич. познании.
Представители совр. формы «Ф.» и. (физики К. фон Вайцзеккер и Э. Вигнер) сводят,
напр.,
содержание теории относительности и квантовой механики к «упорядочению данных
наблюдения»,
настаивают на якобы «фундаментальной зависимости» объективного содержания физич.
теории от
сознания «наблюдателя», субъективно-идеалистически толкуют роль средств, условий
и активности
субъекта в совр. физич. познании.
ФИКЦИОНАЛИЗМ (от лат. fictio — выдумка, вымысел), субъективно-идеалистич. филос.
концепция, считающая человеч. познание системой фикций, практически оправданных,
но не
имеющих объективного теоретич. значения. Законченное выражение получил у Фай-
хингера; к Ф.
близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма.
Ф.
абсолютизирует используемые в познании понятия и приёмы мышления, не имеющие
непосредств.
аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы,
нек-рые формы
моделирования и т. д.), и на этом основании отвергает теорию отражения. Ф.—
логич. завершение
позитивизма 19 в.
• см. к ст. Файхингер.
ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. ????? — род, племя, вид и ??????? — происхождение), процесс
формирования нек-рой систематич. группы организмов (таксона). Термин введён в
1866 Э. Геккелем
для обозначения процесса становления органич. мира в целом. В ходе позднейшей