<< Пред.           стр. 381 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 70; Маркс К., Теории прибавочной
 стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, ч. 1—2; Маркс
 К., Критика политич. экономии, там
 же, т. 46, ч. 1—2; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М.— Л.,
 1959; Токарев С. А., Ранние формы
 религии и их развитие, M., 1964.
 ФЕХНЕР (Fechner) Густав Теодор (19.4.1801, Грос-Зерхен, близ Мускау,—
 18.11.1887, Лейпциг),
 нем. физик, исихолог, философ-идеалист, писатель-сатирик (выступал под именем
 доктора Мизеса).
 Проф. физики Лейпцигского ун-та (1834—40); из-за болезни и частичной слепоты,
 вызванной
 изучением зрит, ощущений, оставил занятия физикой и обратился к философии.
 Разделяя во многом
 учение Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена,
 материя —
 оборотная сторона психического). Исходя из принципа строгой, математически
 вычисляемой зависи-
 мости между психич. и физич. явлениями, Ф. выдвинул идею психофизики как науки о
 закономерном соотношении между этими явлениями. Труд Ф. «Элементы психофизики»
 («Elemente
 der Psychophysik», 1860) заложил основы экспериментальной психологии; выведенный
 Ф. основной
 психофизич. закон (интенсивность ощущения пропорциональна логарифму
 интенсивности раздражи-
 теля) стал образцом применения точных методов в психологии. Один из
 основоположников
 экспериментальной психологии и эстетики (т. н. эстетики «снизу», идущей от опыта
 и индукции, а не
 от философских построений).
 • Zend-Avesta oder uber die Dinge des Himmels und des Jenseits, Bd 1—2, Lpz.,
 1922s; Vorschule der Asthetik, Bd 1—2, Lpz.,
 19253.
 • Ярошевский М. Г., История психологии, М., 19762, гл. 9; K u n t z e J., G. Th.
 Fechner, Lpz., 1892.
 ФИДЕИЗМ (франц. fideisme, от лат. fides — вера), утверждение приоритета веры над
 разумом,
 характерное для религ. мировоззрений, опирающихся на откровение. Ограничивая
 сферу действия
 науки, Ф. отрицает мировоззренч. значение науч. познания, отводя решающую роль в
 понимании
 мира религ. вере. Ф. присущ мн. направлениям идеалистич. философии; по словам В.
 И. Ленина,
 идеализм — это только «...утонченная, рафинированная форма фидеизма...» (ПСС, т.
 18, с. 380).
 «ФИЗИКА» (????,??, лат. Physica), позднее название соч. Аристотеля в 8 книгах,
 к-рое в греч.
 рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физике» (??????
 ???????). Дошедшая
 до нас редакция принадлежит Андронику Родосскому (1 в. до н. э.), к-рый
 объединил относительно
 самостоят. соч.— кн. 1, 2, 3— 6, 7, 8. Из них кн. 1—7 датируются (по Е. Дюрингу)
 концом академич.
 периода (355—347 до н. э.), кн. 8 относится ко 2-му афинскому периоду (336—322).
 «Ф.» открывает
 комплекс естеств.-науч. соч., структура к-рого очерчена самим Аристотелем во
 введении к «Ме-
 теорологии» и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о «природе»
 (?????). В
 центре внимания кн. 1 («О началах») — анализ понятия «становления», или
 «возникновения»
 (???????). Осн. тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом
 случае оно уже
 есть), ни из небытия и, следовательно, возникновение невозможно,— опровергается
 заменой понятия
 небытия-в-себе акцидентальным небытием — ещё-не-бытием, небытием-чем-то-опреде-
 лённым, или
 «лишённостью (отсутствием формы)» — («образованный человек» возникает не из «не-
 человека», а
 «ФИЗИКА» 723
 из «необразованного человека»): «принципами» (архе) возникновения, т. о.,
 оказывается троица
 «форма — отсутствие формы — материальный субстрат», причём первые два понимаются
 как
 «противоположности». В кн. 2 (она не была непосредств. продолжением 1-й)
 формулируется учение
 о «четырёх причинах» (см. «Метафизика», Форма и материя), причём Аристотель,
 используя язы-
 ковую семантику слова «фюсис» и отчасти насилуя её, стремится показать (1—2-я
 гл.), что каждая из
 четырёх причин выводится из понятия «природы»: природа-вещество, природа—
 источник движения
 (в этой функции аристотелевская «фюсис» заменила платоновскую душу-псюхе),
 природа-
 самобытность-эйдос, природа-мастер (телеологич. момент). Дальнейшая часть кн. 2
 анализирует
 понятия «случайности» (тюхе), «спонтанности» (?????????) и «необходимости», из
 них 7—8-я гл.
 имеют основополагающее значение для телеологич. концепции природы у Аристотеля.
 «Природа»,
 по определению, есть «источник движения и изменения», следовательно, необходимо
 исследовать
 «движение» (кн. 5—6, 8), но движение предполагает понятие «континуума»,
 континуум связан с
 «бесконечным» (апейрон), с др. стороны, «движение невозможно без места, пустоты
 и времени»
 (200b 20) — отсюда предварит. анализ этих понятий в кн. 3—4. 2-я и 9-я гл. кн. 6
 содержат
 знаменитую полемику с апориями Зенона Элейского. Кн. 7 нарушает общий ход
 изложения и
 скомпанована из трёх несвязных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 — наряду с ?
 «Метафизики»
 — осн. текст о перводвигателе.
 Греч. комм. к «Ф.» Фемистия, Иоанна Филопона и Симпликия изданы в серии CAG
 соответственно т.
 5, ч. 2 (1900), т. 16—17 (1887—88), т. 9—10 (1882—95). Из ср.-век. комм. следует
 прежде всего
 назвать: в Византии — Михаила Пселла, на лат. Западе — Фомы Ак-винского: In octo
 libros
 Physicorum Aristotelis exposi-tio, cura et studio M. Maggiolo, 1954.
 Рус. пер. В. П. Карпова (1936; новая ред.— Соч., т. 3, 1981).
 • И з д а н и я: H. Carteron, v. 1—2, 19613; F. M. Cornford and P. H.
 Wicksteed, v. 1—2, 1968—70; W. D. ROSS, 19776.
 Комм.: W. D. ROSS, 1936.
 • Mansion ?., Introduction a hi physique Aristoteli-cienne, Louvain — P., 19462;
 S o l m s e n F., Aristotle's system of the
 physical world, Ithaca, I960; W i e l a n d W., Die aristotelische Physik,
 Gott., 1962; см. также лит. к ст. Аристо-телъ.
 ФИЗИКАЛИЗМ, одна из концепций неопозитивизма, состоящая в требовании перевода
 предложений конкретных наук на язык физики — «физикалий». Осн. представители —
 Нейрат,
 Карнап. Ф. был основой неопозитивистской идеи унификации всех наук на базе
 универс. языка. Все
 попытки реализации этой идеи оказались неудачными. См. ст. Неопозитивизм и лит.
 к ней.
 ФИЗИОГНОМИКА (греч. ???????????? или ?????????????? — наука о распознании
 природных
 задатков по физич. свойствам, от ????? — природа, природные задатки и ??????????
 — сведущий,
 проницательный), в науке древности и нек-рых позднейших эпох учение о
 необходимой связи между
 внеш. обликом человека (и любого животного) и его характером. Физиогномич.
 наблюдения
 фиксировались в культурах Др. Востока, получили в антич. эпоху систематизиров.
 вид, аналогичный
 структуре других науч. дисциплин того времени. С Ф. были связаны антич. теории о
 зависимости
 телесного и психич. склада индивида и народа от климатич. условий (Гиппократ), а
 также учение о
 темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология
 «нравств.
 характеров» (Теоф-раст). Предпосылкой Ф. было характерное для античности
 представление,
 согласно к-рому каждый человек жёстко детерминирован в самопроявлениях своим
 прирождённым
 «нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его
 судьба (ср. аналогичные
 высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона).
 724 ФИЗИКАЛИЗМ
 Антич. традиция ?. оказала значит. влияние на ср.-век. культуру. Утверждение
 новых критериев
 научности в 17—18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств.
 интуиции. Попытка
 И. К. Лафа-тера («Физиогномич. фрагменты...», «Physiognomische Fragmente...», Bd
 1—4, 1775—78)
 вернуть ?. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и
 аналогичные
 тенденции нек-рых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся
 графология и
 «характерология» Л. Клагеса).
 • Scriptores physiognomic graeci et latini, rec. R.'Foerster, v. l — 2, Lpz.,
 1893; Evans E. C., Physiognomies in the ancient
 world, Phil., 1969.
 «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ», концепция, признающая источником содержания и
 структуры познават. деятельности свойства физиологич. субстрата (мозга и органов
 чувств), а не
 вещей самих по себе. Сторонники «Ф. и.» исходят из того, что ощущения,
 восприятия, пред-
 ставления, будучи продуктами раздражения спец. нервных устройств, сложившихся в
 ходе биологич.
 эволюции, не воспроизводят характеристик объективного мира. Поэтому качества и
 свойства
 ощущений, представлений и т. д. для «Ф. и.» первичны по отношению к объективной
 реальности.
 Концепция «Ф. и.» возникла в 19 в. в связи с экспериментальным обнаружением
 того, что сенсорная
 реакция органов чувств является специфической и может вызываться не только
 адекватным
 стимулом (напр., зрит. ощущение светом), но и неадекватным (напр., зрит.
 ощущение электрич. или
 механич. раздражителем). И. Мюллер и Ч. Белл сформулировали на этой основе
 принцип
 «специфической энергии органов чувств», к-рый составил теоретич. фундамент «Ф.
 и.»
 Новые варианты «Ф. и.», возникшие в 20 в., связаны с попытками утвердить в
 качестве конечного
 источника объективно-значимой информации о мире либо структурные и
 функциональные свойства
 мозга (Ч. С. Шер-рингтон), либо особенности нервно-мышечного приспособления (Э.
 Б. Холт).
 Отвергая «Ф. и.», материалисты (Фейербах, Сеченов) признают факт специфичности
 органов чувств.
 однако трактуют его как показатель приспособления нервной системы к наиболее
 расчленённому и
 адекватному отображению свойств объекта. Антинауч. сущность «Ф. и.» была
 раскрыта В. И.
 Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).
 • Я p о ш е в с к и й М. Г., Критика В. И. Лениным Ф. и. и ее значение для
 понимания истории психофизиологии, «Вопр.
 психологии», 1960, №2; его ж е, История психологии, M., 19762, гл. 7 и 12.
 ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, понятие, обозначающее систему теоретич. объектов,
 построенных
 отд. фи-зич. теорией (или совокупностью теорий) и наделяемых онтологич.
 статусом. Ф. р.
 характеризует объективно-реальный мир через призму теоретико-физич. понятий,
 законов и
 принципов; поэтому её следует отличать от объективной реальности (см. M amepия),
 к-рая ни от
 каких физич. теорий не зависит. Введение Эйнштейном понятия Ф. р. в контекст
 методологич. и
 мировоззренч. проблем физики отражает осознание активной, преобразующей роли
 субъекта
 познания в теоретич. осмыслении эмпирич. материала.
 Ф. р. представляет собой теоретич. модель физич. процессов, к-рая воспроизводит
 в форме
 абстрактных, идеализированных объектов и структур ненаблюдаемую сущность физич.
 явлений. Ф.
 р. возникает как обобщение практики построения и развития совокупности физич.
 теорий. Она
 указывает способ, средства и правила развёртывания физич. исследоват. программ.
 В этом смысле
 понятие Ф. р. близко понятиям физич. картины мира, стиля науч. мышления,
 парадигмы науч.
 знания.
 Ф. р.— многоуровневая иерархич. система. Высший и наиболее абстрактный её
 уровень составляют
 фундаментальные концептуальные и математич. структуры, общие для всех или
 большой
 совокупности физич. тео-
 рий (таковы структуры атомистич. или теоретико-полевой программ). Более низкий,
 но вместе с тем
 более содержательный её уровень образуют структуры физич. принципов
 инвариантности и
 симметрии, выделяющие иерархию фундаментальных фиаич. взаимодействий. Далее
 следует
 уровень фундаментальной (напр., квантовой) физич. теории, на к-ром и возникает
 собственно
 «теоретизированный мир». Наконец, более мелкие её детали вскрываются на уровне
 прикладных
 физич. теорий и конкретных моделей (таких, как механика сплошных сред,
 гидродинамика, теория
 когерентного излучения, модели сверхтекучести, сверхпроводимости и т. д.).
 Взаимосвязи между
 всеми этими уровнями обеспечиваются правилами логич. вывода, семантич.
 интерпретацией,
 операциональными определениями, конвенциями и др. Соотнесение Ф. р. с
 объективно-реальным
 миром осуществляется в ходе развёртывания практики физич. эксперимента и
 посредством
 материального воплощения теоретич. законов в технич. устройствах, приборах и
 средствах произ-ва.
 • Эйнштейн А., Подольск и и Б., Розен Н., Можно ли считать квантовомеханич.
 описание Ф. р. полным?, в кн.:
 Эйнштейн А., Собрание науч. трудов, т. 3, М., 1966, с. 604—11; Чудинов Э. М.,
 Природа науч. истины, М., 1977.
 «ФИЗИЧЕСКИЙ» ИДЕАЛИЗМ, идеалистич. филос. течение, отрицающее объективный
 характер
 физич. знания и провозглашающее «крах» материализма. «Ф.» и. возник на рубеже
 19--20 вв.
 Выдавая устаревшие ес-теств.-науч. положения (напр., неделимость и
 бесструктурность атома,
 абсолютность массы и т. п.) за основоположения материализма вообще, «физич.»
 идеалисты
 рассматривали новые открытия в физике (радиоактивный распад элементов, изменение
 массы
 электрона от скорости) как доказательство «исчезновения материи» и утраты
 объективности и
 достоверности физич. знания. В. И. Ленин в работе «Материализм и
 эмпириокритицизм» (см. ПСС, т.
 18) показал несостоятельность этих выводов и раскрыл источники «Ф.» и.—
 гносеологич. релятивизм
 и спекуляцию на возрастающей роли математики в физич. познании.
 Представители совр. формы «Ф.» и. (физики К. фон Вайцзеккер и Э. Вигнер) сводят,
 напр.,
 содержание теории относительности и квантовой механики к «упорядочению данных
 наблюдения»,
 настаивают на якобы «фундаментальной зависимости» объективного содержания физич.
 теории от
 сознания «наблюдателя», субъективно-идеалистически толкуют роль средств, условий
 и активности
 субъекта в совр. физич. познании.
 ФИКЦИОНАЛИЗМ (от лат. fictio — выдумка, вымысел), субъективно-идеалистич. филос.
 концепция, считающая человеч. познание системой фикций, практически оправданных,
 но не
 имеющих объективного теоретич. значения. Законченное выражение получил у Фай-
 хингера; к Ф.
 близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма.
 Ф.
 абсолютизирует используемые в познании понятия и приёмы мышления, не имеющие
 непосредств.
 аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы,
 нек-рые формы
 моделирования и т. д.), и на этом основании отвергает теорию отражения. Ф.—
 логич. завершение
 позитивизма 19 в.
 • см. к ст. Файхингер.
 ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. ????? — род, племя, вид и ??????? — происхождение), процесс
 формирования нек-рой систематич. группы организмов (таксона). Термин введён в
 1866 Э. Геккелем
 для обозначения процесса становления органич. мира в целом. В ходе позднейшей

<< Пред.           стр. 381 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу